Напоминание

Возможности социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями в школе-интернате


Автор: Данильцева Виктория Анатолиевна
Должность: учитель социально-бытовой ориентировки
Учебное заведение: ГКОУ РО Ростовская школа-интернат № 41
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Возможности социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями в школе-интернате
Раздел: среднее образование





Назад




Возможности социализации учащихся с умственной отсталостью в

специальной школе-интернате .

ГКОУ РО «Ростовская специальная

школа-интернат № 41»

Учитель социально-бытовой ориентировки

высшей категории Данильцева В.А.

Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

является одной из приоритетных в деятельности нашей коррекционной

школы. Она решается при одновременной реализации таких условий, как

готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое

сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей

и возможностей.

Важное место в школе-интернате придается трудовому обучению. В

процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.

Важен правильный подбор методов, приёмов в обучении, воспитании и

адаптации

детей,

диагностика,

наблюдение

за

ребёнком

и

подбор

индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с

потребностями детей.

Иногда

выпускники

специальных

школ-интернатов

испытывают

значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной

жизни.

Поэтому

в

интернате

разработаны

программы

социально-

педагогической деятельности, включающие в себя различные методики.

Педагоги школы - интерната широко используют разнообразные формы

коррекционной работы, мультимедийные средства, возможности интернета.

Тесное

взаимодействие

педагогического

коллектива

школы

с

психологической службой, органами социальной помощи и защиты, врачом,

администрацией и внешкольными учреждениями, родителями -

залог

эффективной работы по социальной реабилитации детей с ОВЗ, которая

позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором

выпускник

может реализовать свой интеллектуальный и социальный

потенциал

В ходе нашей педагогической деятельности одна из главных задач,

которую мы ставим перед собой это включение детей с ОВЗ в систему

социальных отношений по средствам различных

видов деятельности

(учебной,

коммуникативной,

трудовой,

игровой,

познавательно-

исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А

также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и

во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных

форм коррекционной работы с детьми и наш опыт работы по обеспечению

социализации детей с ОВЗ показал эффективность при реализации:

-использования

проектного

метода

в

организации

непосредственно

образовательной деятельности детей. Учащиеся выпускного класса, трудовой

профиль – сельско-хозяйственны труд,

активно участвовали в течение

нескольких

лет

в

проекте

«Ты

предприниматель»,

«Росток

души»,

участвовали в конкурсах данных проектов, занимали призовые места,

выезжали на экскурсии в Таганрог, в ботанический сад, в центры занятости

районов города.

-вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и

т. д, проводимые в образовательном учреждении.

Учащиеся участвуют в совместных мероприятиях, в театрализованной

деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных

праздников в школе-интернате при обязательной предварительной работе

воспитателей и всех специалистов, родителей, их взаимодействии, что даёт

положительную динамику развития детей. Активное участие воспитанников

и их родителей в жизни школы-интерната и социума дают право говорить об

эффективности нашей работы. Используем праздники и развлечения: День

знаний, День осени, Праздник урожая, День именинника, Новогодняя елка,

День 8 марта, Всемирный День ребёнка, День инвалида, День семьи, День

матери, День победы, праздничные флеш-мобы и т. д

Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями.

Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети

получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с

ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных

категорий

родителей,

что,

несомненно

накладывает

отпечаток

на

формирование

личностных

качеств

детей.

Некоторые

родители

не

принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность,

научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую

кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке,

не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго

остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность

в себе. Родители воспитанников в большинстве своем понимают проблемы

своих детей и признают необходимость дальнейшего взаимодействия с

педагогами,

специалистами.

Школа-интернат

становится

социальным

центром помощи семье в воспитании ребенка с ОВЗ. Постоянная работа с

родителями,

привлечение

специалистов,

вовлечение

их

в

проектную

деятельность, наши совместные события позволяют родителям иначе

взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути

совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с

ограниченными возможностями в развитии.

Успешная социализация наших учащихся, как результат усилий семьи и

педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов,

влияющих на социальное развитие ребят.



В раздел образования