Автор: Данильцева Виктория Анатолиевна
Должность: учитель социально-бытовой ориентировки
Учебное заведение: ГКОУ РО Ростовская школа-интернат № 41
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Возможности социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями в школе-интернате
Раздел: среднее образование
Возможности социализации учащихся с умственной отсталостью в
специальной школе-интернате .
ГКОУ РО «Ростовская специальная
школа-интернат № 41»
Учитель социально-бытовой ориентировки
высшей категории Данильцева В.А.
Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
является одной из приоритетных в деятельности нашей коррекционной
школы. Она решается при одновременной реализации таких условий, как
готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое
сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей
и возможностей.
Важное место в школе-интернате придается трудовому обучению. В
процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.
Важен правильный подбор методов, приёмов в обучении, воспитании и
адаптации
детей,
диагностика,
наблюдение
за
ребёнком
и
подбор
индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с
потребностями детей.
Иногда
выпускники
специальных
школ-интернатов
испытывают
значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной
жизни.
Поэтому
в
интернате
разработаны
программы
социально-
педагогической деятельности, включающие в себя различные методики.
Педагоги школы - интерната широко используют разнообразные формы
коррекционной работы, мультимедийные средства, возможности интернета.
Тесное
взаимодействие
педагогического
коллектива
школы
с
психологической службой, органами социальной помощи и защиты, врачом,
администрацией и внешкольными учреждениями, родителями -
залог
эффективной работы по социальной реабилитации детей с ОВЗ, которая
позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором
выпускник
может реализовать свой интеллектуальный и социальный
потенциал
В ходе нашей педагогической деятельности одна из главных задач,
которую мы ставим перед собой это включение детей с ОВЗ в систему
социальных отношений по средствам различных
видов деятельности
(учебной,
коммуникативной,
трудовой,
игровой,
познавательно-
исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А
также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и
во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.
Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных
форм коррекционной работы с детьми и наш опыт работы по обеспечению
социализации детей с ОВЗ показал эффективность при реализации:
-использования
проектного
метода
в
организации
непосредственно
образовательной деятельности детей. Учащиеся выпускного класса, трудовой
профиль – сельско-хозяйственны труд,
активно участвовали в течение
нескольких
лет
в
проекте
«Ты
предприниматель»,
«Росток
души»,
участвовали в конкурсах данных проектов, занимали призовые места,
выезжали на экскурсии в Таганрог, в ботанический сад, в центры занятости
районов города.
-вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и
т. д, проводимые в образовательном учреждении.
Учащиеся участвуют в совместных мероприятиях, в театрализованной
деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных
праздников в школе-интернате при обязательной предварительной работе
воспитателей и всех специалистов, родителей, их взаимодействии, что даёт
положительную динамику развития детей. Активное участие воспитанников
и их родителей в жизни школы-интерната и социума дают право говорить об
эффективности нашей работы. Используем праздники и развлечения: День
знаний, День осени, Праздник урожая, День именинника, Новогодняя елка,
День 8 марта, Всемирный День ребёнка, День инвалида, День семьи, День
матери, День победы, праздничные флеш-мобы и т. д
Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями.
Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети
получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с
ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных
категорий
родителей,
что,
несомненно
накладывает
отпечаток
на
формирование
личностных
качеств
детей.
Некоторые
родители
не
принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность,
научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую
кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке,
не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго
остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность
в себе. Родители воспитанников в большинстве своем понимают проблемы
своих детей и признают необходимость дальнейшего взаимодействия с
педагогами,
специалистами.
Школа-интернат
становится
социальным
центром помощи семье в воспитании ребенка с ОВЗ. Постоянная работа с
родителями,
привлечение
специалистов,
вовлечение
их
в
проектную
деятельность, наши совместные события позволяют родителям иначе
взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути
совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с
ограниченными возможностями в развитии.
Успешная социализация наших учащихся, как результат усилий семьи и
педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов,
влияющих на социальное развитие ребят.