Напоминание

Проектная деятельность в работе с детьми.


Авторы: Овчерова Лариса Павловна, Разгуляева Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДС 481
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность в работе с детьми.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование

современной

образовательной

технологии «Проектная деятельность» в работе с

детьми старшего дошкольного возраста.

Авторы: Овчерова Л.П.

Разгуляева И.М.

Все дети исследователи, любознайки.

Неутомимая жажда поиска новых

впечатлений,

постоянное стремление экспериментировать, двигаться, искать

новые сведения о мире – рассматриваются, как важнейшие черты поведения

детей. Детям интересно всё, что их окружает, они эмоциональны, пытливы,

готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных

ориентиров. Одной из задач Национального проекта «Образование», является

развитие способностей и талантов детей при помощи современных технологий.

Чтобы помочь своим детям, поддержать их интерес к окружающему миру, найти

ответы на интересующие их вопросы, сформировать картинку целостности

окружающего мира мы своей работе используем технологию проектирования.

Начиная со средней группы, учитывая возрастные, психологические особенности

дошкольников, а также зону ближайшего развития, мы запускаем и проводим

краткосрочные и долгосрочные детские проекты. Отметив интерес детей к теме,

мы ненавязчиво направляем работу детей, организуем отдельные этапы проекта.

На первом этапе мы с детьми уточняем «Что мы знаем?» «Что хотим узнать?». На

этапе планирования составляем план действий по достижению цели. В заранее

подготовленную

таблицу

заносим

информацию,

отмечаем,

чем

можем

воспользоваться (источники) при поиске материала, кто нам может помочь в

работе, отмечаем, что мы можем получить

в результате поиска. Затем мы

переходим к сбору информации. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ

на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые,

мы

при

непосредственном участии наших родителей, проводим ряд мероприятий

в

зависимости от цели проекта (беседы, наблюдения, опыты, эксперименты, чтение

книг, рассматривание, экскурсии и.т.д.)

Всю собранную информацию объединяем в единое целое:

Оформляем альбомы, создаём книги, изготавливаем макеты, игры, пособия,

организуем мастер-классы при участии родителей, концерты, выставки работ,

организуем детские презентации проектов по проведённым исследованиям,

проводим развлечения.

Хотим отметить, что особое внимание уделяем предметно развивающей среде.

Её

мы организуем

в группе так, что каждый ребенок имеет возможность

упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать,

анализировать явления по предложенной проектом теме при не директивном

руководстве взрослого.

Мы создали центры активности (математический,

творческий, игровой, литературный, спортивный, науки и природы и пр.). Дети

взаимодействуют малыми подгруппами, обмениваются информацией, каждый

может выдвинуть свою гипотезу, опровергнуть или подтвердить предположение.

Например, в центре науки имеются комплекты для экспериментирования «Юный

следопыт», «Физика для малышей», растворимые и нерастворимые вещества,

магниты, увеличительные стекла, глобус, микроскоп и т.д. Для работы над

проектами имеется детская библиотека и методическая копилка для взрослых,

схемы и планы таблицы, схемы, чертежи. В наличии имеется ИКТ оборудование и

материалы (ноутбук, файлы с презентациями и развивающими играми).

На заключительном этапе проекта мы с ребятами оцениваем результаты нашей

совместной работы, выявляем полноту раскрытия темы.

Большой интерес у наших детей вызвал проект «Божья коровка улети на небо».

При рассматривании иллюстраций дети обратили внимание, на многообразие

насекомых в природном мире. Ребята предположили, что внешний вид каждого

насекомого зависит от его характера, кто из них добрый и за ним можно

понаблюдать, а кого надо опасаться и лучше обойти стороной.

Дети с

родителями искали ответы на интересующие нас вопросы и представили их в

виде презентаций. В результате мы узнали, какую огромную пользу приносят

насекомые человеку.

У детей возник вопрос: «Почему божью коровку называют божьей?» Нашли

ответ на вопрос. Ребята с большим интересом рассказывали о разных вариантах

такого названия. Один из них вот такой: «Божья» - объясняется мирным видом

насекомого,

его

доверчивостью

к

человеку,

безобидным

поведением

и

отсутствием агрессии. А прочитав один из вариантов происхождения слова

«коровка», мы узнали, что это насекомое может давать молочко! Посмотрели

научный видео фильм из серии «Эти загадочные насекомые Дети были удивлены,

узнав, что живут божьи коровки практически по всему миру, их окрас

разнообразный, а их размер не превышает12 мм, количество чёрных пятнышек

одинаковое, даже у маленьких 6 точек. Поиграли в подвижную игру «Кто

быстрей займёт домик», «Полёт божьей коровки». В группе, в своих дневниках

наблюдения, ребята зарисовали насекомое, изображая его сидящим на листочке,

перелетающего с травки на травку, старались передать в рисунке строение его

тела.

В группе мы с детьми организовали выставку книг, детских презентаций. Детям

было предложено поиграть в игру «Юные следопыты», организовали круглый

стол, за которым все высказывались, рассуждали, от чего зависит окрас божьей

коровки и где прячутся насекомые зимой, опирались на свои знания, вот

высказывания детей:

«Цвет насекомых зависит от того где они живут например если в горах, то окрас

коричневый, природа так придумала чтобы им было легче маскироваться от

птичек. Божьи коровки, которые живут в полях, яркие их окрас наоборот

предупреждает: «Будь осторожен, я ядовитая!». « Осенью, чувствуя приближение

холодов, целыми стайками улетают на юг». «Коровки, которые живут только на

тростнике или других водяных растениях отличаются более длинными ногами».

На вопрос: « Где прячутся божьи коровки?» дети отвечали: «Заползают глубоко в

землю, прячутся под крышами домов, в траве, кустарника на которых есть только

тля».

Рассказы мы оформили в книжку –

малышку, подарили малышам.

Дети с большим удовольствием приняли

участие в изготовлении масок из бумаги

с использованием красок и карандашей,

в лепке божьей коровки из

пластилина

и

солёного

теста.

Выполненные

работы

показали

родителям, детям из других групп. Во

время показа, дети делились своими

знаниями,

полученными

за

время

проведения проекта. Прочитали стихи

про божью коровку, которые выучили дома с родителями.

Для перехода к следующему этапу, детям был предложен для обсуждения вопрос:

«Что мы можем сделать с тем, что узнали? Кому мы можем это рассказать

(показать)?

Дети включились в разнообразную деятельность как самостоятельно, так и с

воспитателями и родителями.

Продуктом проекта стали:

1. Книжки малышки с загадками о насекомых с рисунками.

2. Выставка подделок из различного материала для детей других групп и

родителей.

3Показ игры - хоровода в музыкальном зале детям других групп.

4 Игра КВН с детьми другой группы.

5.Выставка познавательной и художественной литературы.

Не менее интересен проект « Космос».

На кануне70 летия первого полета человека в космос, мы с детьми посмотрели

презентацию «Первый полет человека в космос». После просмотра дети стали

задавать вопросы, их заинтересовало, кто до человека был в космосе, что такое

невесомость, что есть в космическом пространстве и.тд. Заметив интерес детей к

космосу, мы запустили в своей группе проект «Космос».

При непосредственном участии наших родителей на основе ответов на вопрос

«Что хотим узнать?» перешли к сбору информации. В группу были внесены:

плакат с изображением солнечной системы. Новая познавательная литература:

энциклопедии «Всё о космосе», «Мир вокруг нас», «Жизнь замечательных людей

». Художественная литература о космосе и солнечной системе. Научный видео

фильм из серии «Всё о космосе», глобус,

мультипликационный фильм,

дидактические и подвижные игры.

Ребята получили представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах.

Очень

внимательно

изучили

историю

покорения

космоса

человеком,

познакомились с профессиями связанные с изготовления космических кораблей.

При непосредственном участии родителей подготовили красочные презентации.

Мы узнали о профессиях: инженер бортового оборудования, авиамеханик,

Космический

биолог,

специалист

по

космической

медицине.

Дети

были

удивлены, тому, что космонавты в космосе выполняют исследовательскую,

научную, инженерную и другие задания. Принимают участие в исследовании

Международной космической станции, испытывают и ремонтируют технику.

Ребята активно высказывались о том, какими качествами должен обладать

космонавт: крепким здоровьем, психологической устойчивостью, пройти отбор и

обучение в Центре подготовки космонавтов. Очень интересной была презентация

о жизни и достижениях Ю.Гагарина, его биографии , ребята осмыслили все

услышанное

прочитанное, они испытали

чувство гордости за первых

покорителей космоса.

Мы провели совместно со специалистами спортивное развлечение «Путешествие

по разным планетам».

Ребята играли в подвижные игры:

Космическая эстафета». «На лунной

поверхности»,

конструировали космическую ракету, помогали

пришельцам

найти

планеты,

проходили

лабиринты,

выполнили

коллективное

панно

«Космические просторы».

В группе мы с детьми прочитали художественную и познавательную

литературу. Организовали выставку книг и презентаций.

Много интересного узнали и подчеркнули для себя, из книг: Ю.А.Гагарин

«Дорога в космос» (воспоминания), Я.К.Голованов «Дорога на космодром»,

В.Кащенко «Созвездие драконов», Н.Носов «Незнайка на луне»

Используя технологию папье-маше изготовили планеты солнечной системы,

дети вместе с родителями из бросового материала сконструировали

космические

корабли.

Мы

организовали

выставку

работ,

используя

пространство нашей группы. Вот что у нас получилось:

Организовали и провели Сюжетно – ролевые игры " Космонавты», «Полёт в

космос». В процессе игр дети обменялись своими знаниями, учились вести

диалог, слушать собеседника, отстаивать свою инициативу.

По окончанию проекта мы с детьми обсудили, на сколько разнообразна была

наша деятельность, поговорили о полноте полученных знаний.

Продуктами нашего проекта стали:

1.Оформление

коллективного

панно

«Космические

просторы»

2. Выставка работ о космосе (совместная работа детей, воспитателей и

родителей).

3. Выставка ракет.

4. Оформили детскую энциклопедию о космосе.

Таким образом, в процессе проектной деятельности дети не только находят

ответы на свои вопросы, они ещё учатся общаться, у них формируется

ответственное отношение к людям, природе. Дети учатся любить, трепетно

относиться к окружающему миру, любить родной край, отечество, развивается

чувство патриотизма. Ребята принимают активное участие в жизни детского сада,

а иногда и в жизни нашего города. Работая вместе с детьми над проектом,

родители больше времени проводят с детьми вместе с детьми, демонстрируют

положительные примеры взаимодействия с другими людьми, учатся быть ближе

друг к другу, вместе решать вопросы, справляться с трудностями.



В раздел образования