Автор: Макарова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №24 "Светлячок"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: Методические рекомендации по теме: "Организация игровой деятельности детей второй младшей группы"
Тема: "Строительные игры"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
город Мичуринска Тамбовской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по теме:
«Организация игровой деятельности детей второй младшей группы»
Строительные игры.
Работу выполнил
воспитатель Макарова Юлия Александровна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
г. Мичуринска Тамбовской области
Мичуринск, 2017
Строительная
игра
—
это
такая
деятельность
ребенка,
основным
содержанием которой является созидание. Строительная игра многообразна:
иногда в ней ребенок подражает строительной деятельности взрослых, тогда
он
берет
на
себя
роль
«рабочего-строителя»,
но
чаще
всего
он
просто
сооружает
известные
ему
постройки,
предметы,
а
иногда
пытается
реализовать и неясные еще творческие замыслы.
Строительные
игры
или
конструирование
–
важнейший
для
дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально
существующих, так и придуманных
самими детьми объектов. В процессе
конструирования
у
детей
на
протяжении
всего
дошкольного
возраста
формируется
универсальная
способность
построения
любой
детской
деятельности
(изобразительной,
речевой,
музыкальной
и
т.п.)
–
создание
целостности из разных единиц (слов, предметов, звуков и др.) и разными
способами (комбинирование, изменение пространственного расположения,
убирание лишнего из целостности для получения новой и т.п.).
Из этого следует, что данная проблема является, на сегодняшний день
весьма актуальна.
В
младшем
дошкольном
возрасте
складывается
«психологический
портрет» личности. Это возраст «почемучек», а также креативности.
Ребенок
может
не
только
познавать
внешние,
наглядные
свойства
предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М.
Монтессори,
но
и
способен
усваивать
представления
об
общих
связях,
лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладеть
способами анализа и решения разнообразных задач. Большая часть задач,
подлежащих анализу и решению, возникает в процессе игры, т.к. игра для
ребенка
младшего
дошкольного
возраста
является
главным
фактором
умственного развития.
В процессе игры со строительным материалом, дети обогащают свой
сенсорный опыт, также упражняются в умении постановить цель, проявляют
находчивость и смекалку. Все это развивает воображение ребенка, будит
творческую мысль, способствует развитию конструктивных способностей.
Совместное сооружение построек из строительного материала объединяет
детей, воспитывает чувство коллективизма.
Дети охотно играют со строительным материалом, но эти игры, носят
по преимуществу процессуальный характер, и в этом виде их влияние на
развитие детей весьма ограничено.
Чтобы
достичь
каких–либо
результатов,
необходимо
постоянно
привлекать
детей
к
строительной
игре,
независимо
от
места,
где
они
находятся в данный момент, на улице или в помещении группы.
Чтобы
научить
детей
играть
со
строительным
материалом,
нужно
поставить перед собой следующие задачи: 1) расширять представления детей
о труде строителей; 2) учить способам игрового строительства, развивать
конструктивно-творческие способности; 3) воспитывать самостоятельность,
трудолюбие, дружеские взаимоотношения.
2
С развитием конструктивных способностей примитивное изображение
не всегда удовлетворяет детей, и им хочется, чтобы сделанные ими постройки
имели
как
можно
больше
сходства
с
настоящими.
Для
развития
конструктивных способностей детей необходимы специальные строительные
материалы.
Строительные
наборы
дают
возможность
детям
воплощать
в
реальные
образы
все
новые
и
новые
игровые
строительные
замыслы.
«...Дети, — писал К. Д. Ушинский, — не любят игрушек неподвижных,
оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей
фантазии... лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить
изменяться самым разнообразным образом...».
Строительные наборы представляют собой сочетание разнообразных
геометрических
тел
(куб,
цилиндр,
призма
и
т.
д.).
Для
успешного
осуществления
игровых
строительных
замыслов
важно
знать
свойства
и
конструктивные
возможности
строительных
наборов,
так
как
дети
часто
воспроизводят в своих постройках довольно сложные сооружения.
На занятиях со строительным материалом осуществляется развитие
сенсорных способностей детей.
При
правильной
организации
строительной
деятельности
дети
приобретают не только умения конструировать отдельные предметы (здания,
виды транспорта и т. д.), но и такие качества личности, как:
умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения,
расчленять их на части,
сравнивать предметы и сооружения,
видеть в них общее и различное,
делать умозаключения и обобщения,
разбираться в конструкции,
находить основные конструктивные части, от которых зависит
расположение других частей, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных
операций, в результате чего у него формируются четкие представления о
предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются.
В
процессе
развития
сенсорных
способностей
формируется умение
пользоваться
общественно
выработанными
сенсорными
эталонами
(системами
геометрических
форм
и
тел,
пространственных
отношений,
спектральных цветов и др.).
Действия
детей
становятся
осознанными.
В
связи
с
этим
вырабатывается способность самостоятельно овладевать обобщенными
способами выполнения ряда однородных построек, а не только отдельных,
конкретных. Это позволяет легко ориентироваться в измененных условиях и
сооружать
знакомые
постройки
в
новых
вариантах.
Условия
эти
определяются либо воспитателем на занятиях (например, построить такой
железнодорожный
мост,
под
которым
могли
бы
проплывать
катера,
теплоходы), либо диктуются игрой. Например, дети никогда на занятиях не
строили здания фабрики, а в игре возникла в этом необходимость. Владея
3
обобщенным
способом
постройки
зданий,
дети
легко
самостоятельно
справляются
с
новой
возникшей
перед
ними
задачей,
выполняя
новую
постройку в знакомой для них последовательности и усвоенным способом, а
не методом проб и ошибок.
Дети в процессе обучения усваивают, что прежде чем строить, нужно
хорошо представлять предмет, внимательно и определенным способом
рассмотреть его, а уже затем, владея обобщенным способом действий при
сооружении
подобных
построек,
в
определенной
последовательности
возводить новый вариант ее.
Поэтому при планировании уделяется внимание не только тому, чтобы
научить детей сооружать конкретные постройки, но особенно тому, чтобы эти
з а н я т и я способствовали
развитию
качеств
личности,
развитию
умственных
способностей,
произвольности
психических
процессов
(восприятия,
памяти,
мышления,
воображения).
При
этом
овладение
навыками уже не становится самоцелью. Ребенок приобретает их осознанно
как средство для решения более сложных умственных задач. Воспитателю
при
планировании
занятий
каждый
раз
необходимо
подумать,
какими
приемами
наиболее
целесообразно
можно
решить
те
или
иные
задачи,
связанные с развитием личности ребенка, его умственной деятельностью, и
какими техническими умениями он должен при этом овладеть.
При
определенной
организации
обучения
целенаправленному
рассматриванию
у
детей
развивается
способность самостоятельно
осуществлять его, когда возникает желание воспроизвести какое-нибудь
новое
сооружение.
В
играх
со
строительным
материалом
у
детей
формируется
интерес
к
технике,
развивается
наблюдательность,
дети
приобретают
некоторые
сведения
технического
характера,
знакомятся
с
простейшими свойствами геометрических тел (детали строительных наборов
представляют собой различные геометрические тела).
Игры
со
строительным
материалом
особенно близки
к
трудовой
деятельности. Они
воспитывают
у
детей
такие
качества,
которые
непосредственно
подготавливают
их
к
труду:
умение
ставить
цель,
планировать работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать
результаты
своей
работы
и
работы
товарищей,
творчески
подходить
к
осуществлению поставленной цели и т. д.
Умение
обдумывать,
планировать
работу
является
важной
стороной развития умственных способностей, которые формируются во
всех видах деятельности. Конструктивная деятельность предоставляет
богатые возможности для этого.
Планирование
состоит
в
том,
чтобы,
прежде
чем
строить,
хорошо
изучить, рассмотреть предмет или образец, учесть возможности имеющегося
строительного
материала,
затем
определить
форму
основания
будущей
постройки, ее размеры, учесть те условия, с которыми связано практическое
назначение постройки.
4
Свои
постройки
ребенок
предназначает
для
практического
использования в игре:
гараж — для автомобилей,
дом — для кукол,
при
этом
автомобили,
куклы,
животные
должны
размещаться
в
постройке.
Практиче ское
назначение
по стройки
учит
детей
р е ш ат ь
конструктивные
задачи
с
учетом
назначения
постройки,
количества
имеющегося материала, его свойств. Все это возможно выполнить лишь при
наличии определенных знаний, которые помогут предварительно рассчитать
размер
постройки,
необходимое
количество
игрушек,
помогут
сделать
постройку прочной. Эти знания ребенок приобретает на занятиях в процессе
обучения, ведущая роль в котором принадлежит воспитателю.
Строительные
материалы
можно
отнести
к
группе
игрушек-
материалов (по классификации А. С. Макаренко). Антон Семенович писал,
что один из видов игрушек — различные материалы. Они «представляют
самый дешевый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе
всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек
создает ценности и культуру».
Правильно
организованные
игры
с
материалами
способствуют
развитию высокой
культуры
деятельности:
в
них
широко
развивается
фантазия ребенка, причем «творческая рабочая фантазия».
Когда перед детьми ставится задача не воспроизведения постройки по
образцу,
а
более
сложная
—
самостоятельного
создания
ее
на
основе
представлений, которые сформировались ранее в процессе наблюдений, или
по заданным условиям, — перед ребенком выдвигаются конструктивные
задачи,
требующие
самостоятельного
решения,
целе сообразного
использования приобретенных ранее умений. Такая деятельность приводит к
развитию
не
только
конструктивных
способностей
детей,
но
и
мышления в целом, к развитию основных умственных операций.
Конструктивная деятельность, способствуя практическому познанию
свойств геометрических тел и пространственных отношений, развивает у
детей стереометрические
представления. Учителя постоянно отмечают,
что
при
изучении
геометрии
и
стереометрии
в
школе
возникает
много
затруднений именно потому, что эти представления у детей очень бедны.
При
сооружении
игровой
постройки
ребенок
должен
считаться
с
расположением
ее
в
пространстве.
Для
определения
направления
в
пространстве часто дети пользуются указательными наречиями (туда, сюда,
здесь,
там),
вместо
того
чтобы
точно
указать
направление
(вверх,
вниз,
дальше, ближе и т. д.).
Иногда
неправильно
употребляют
такие
понятия,
как
высокий
—
низкий, большой — маленький, длинный — короткий и др., путают их,
называют,
например,
короткие
или
низкие
предметы
маленькими.
Это
происходит потому, что в повседневной жизни внимание детей на таких
5
понятиях фиксируется редко, кроме того, дети не упражняются в правильном
употреблении
их.
Конструктивная
же
деятельность
дает
возможность
воспитателю
упражнять
детей
в
правильном
употреблении
указанных
понятий. Усвоение при этом происходит в непосредственной деятельности
детей и закрепляется в общении со сверстниками.
Конструируя,
дети
усваивают
такие
слова,
геометрические
названия
(например:
брусочек,
пластина,
кубик,
пирамида
и
т.
д.),
которые в других видах деятельности почти не употребляются, но в
школе им будут очень нужны.
В
играх
со
строительным
материалом
большая
роль
принадлежит
дея тельно сти
руки,
свя занной
с активной
работой
сознания.
Материалистическая
физиология
придает
огромное
значение
руке
как
тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает
представления
о
предметах
более
полными,
более
глубокими.
Благодаря
совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет
возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития.
В
условиях
детского
сада
строительные
игры
способствуют
совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют
свои
действия,
обсуждают
замыслы,
мотивируют,
отстаивают
свои
предложения, договариваются о совместной стройке. Речь детей обогащается
новыми
понятиями,
терминами,
употребление
которых
делает
ее
более
точной, в какой-то степени технически грамотной.
Строительные
игры
и
занятия
при
условии
систематического
обогащения
опыта
детей
являются
не
только
средством
знакомства
с
окружающим, но и средством воспитания моральных качеств. Постоянно
наблюдая, как сооружаются вокруг все новые жилые дома, школы, детские
ясли, магазины, дети под руководством воспитателя знакомятся с реальным
воплощением заботы нашей партии и правительства о народе.
Конкретные
примеры
строительства,
которые
непосредственно
наблюдают дети, помогут им понять, что советские люди любят свой труд.
Это окажет влияние на воспитание трудолюбия у детей.
Обучение
строительной
деятельности
детей,
организованное
в
соответствии
с
указанными
требованиями,
способствует
формированию
т а к и х
ц е н н ы х
к а ч е с т в
л и ч н о с т и ,
к а к умение
проявлять
самостоятельность,
инициативу,
быть
организованными
и
ответственными
в
деятельности.
Кроме
того,
в
непосредственной
деятельности
детей
по
сооружению
игровых
построек
воспитываются
волевые качества, умение доводить работу до конца, преодолевать при этом
встречающиеся трудности, выслушивать объяснения воспитателя и работать
в соответствии с его указаниями.
В
играх
детей младшей
группы
оказались
весьма
эффективными
приемы,
опирающиеся
на
наглядное
восприятие
предметов
и
способов
строительства. Особенно сильное влияние на содержание строительной игры,
на развитие умений строить оказала совместная игра педагога с детьми, в
6
процессе которой воспитательница показывала, как построить, как поиграть с
постройкой. Играя вместе с педагогом, маленькие дети внимательно следят за
тем, как возникают разные постройки домиков, мостиков, беседок. Дети
видят, как куклы «ходят» по мостику, «живут» в домике, «смотрят» в окошко,
и самим им хочется построить, поиграть. Наглядное восприятие действий
педагога
в
процессе
стройки
и
игры
наиболее
успешно
способствует
развитию строительных игр маленьких детей. В совместной игре с детьми
педагог показывает, как сделать ту или другую постройку, напоминает, что и
как
делали
на
занятиях,
поддерживает
инициативу
ребят
и
практически
помогает реализовать возникающие у них замыслы.
Руководя строительными играми детей младшей группы, очень важно
показать, как пользоваться строительным материалом,— это важный путь
педагогического руководства на ступени младшего дошкольного возраста,
рассчитанный на то, чтобы у детей третьего, четвертого года жизни сложился
первоначальный опыт строительной игры. Важнейшим условием развития
содержания
игры
в
младшей
группе
является
использование
игрушки,
которая определяет содержание игр.
Пути педагогического руководства строительной игрой разнообразны.
Одни
из
них
опираются
на
конкретное
восприятие
детьми
построек,
сделанных
педагогом,
наблюдение
строительства
различных
зданий
в
окрестностях детского сада, а также рассматривание различных изображений
построек на фотографиях и рисунках. Другие опираются на совет педагога,
предложение замысла, рекомендаций по его реализации.
В целях развития строительной игры может быть использовано также
чтение художественных рассказов, обогащающих круг представлений детей
о различных зданиях, машинах, о строительстве.
В младшей группе детского сада для строительных игр применяются
строительные материалы, состоящие из самых простых устойчивых форм.
Основная
строительная
форма
—
кирпичики;
их
должно
быть
большое количество. В дополнение к кирпичикам следует давать брусочки,
плоские
пластины,
соответствующие
размеру
кирпичиков.
Строительный
материал должен быть разных размеров.
Показ
воспитателем
приемов
стройки
и
доведение
конструктивной
задачи до детей через игровое содержание находят у них отклик и быстро
продвигают детей в овладении техникой стройки. Предложение воспитателя:
«Сделаем у домика окошечки и крышу, чтобы дождь не замочил кукол;
сделаем кругом загородки, чтобы курочки не разбежались»,— сразу придает
деятельности
детей
осмысленный
характер;
они
с
интересом
начинают
строить, стараясь плотно прислонить кирпичики один к другому.
Создание
игрового
образа
является
эффективным
приемом
педагогического руководства строительной игрой, пользуясь которым удается
не только заинтересовать детей этой игрой, но и достигнуть более высокого
качества стройки.
7
Постройка домика кукле, мостика через речку, длинной дорожки, по
которой
кукла
ходит
или
ездит,
помогает
сформировать
первый
опыт
строительной игры. От самого общего мотива — кукле надо построить домик
— детей следует вести по пути повышения требований к постройке: дом надо
сделать с крышей, чтобы куклу не замочил дождь; мостик с перилами, чтобы
кукла не упала в реку, и т. д. Построить мостик такой ширины, чтобы под ним
или по нему могла проехать машина. Постановка этих задач требует от
ребенка
мысленного
представления
постройки,
умения
зрительно
сопоставить расстояние между стойками мостика, его высотой, величиной
машины.
Показ
воспитателем
приемов
стройки
и
доведение
конструктивной
задачи до детей через игровое содержание находит у них отклик и быстро
продвигает их в овладении техникой стройки.
Конструктивные умения, полученные детьми на занятиях, приводят к
возникновению в самостоятельной игре новых сюжетных линий. Например,
детей научили строить дорожку. В самостоятельной строительной игре это
умение выразилось в постройке «лесенки», «коврика», «ручейка», «змейки».
Конструктивная
задача,
взятая
на
себя
ребенком,
разрешается
простыми,
известными ему средствами и облекается в ту или иную сюжетную игру.
В
развитии
самостоятельной
конструктивной
игры
детей
трех
и
четырех
лет
характерен
прежде
всего
переход
от
процессуальной
деятельности
к
деятельности
смысловой,
содержательной.
Чрезвычайно
важно
внесение
в
игру
с
постройкой
сюжетной
игрушки.
Это
дает
возможность
сделать
игру
с
постройкой
содержательной
и
интересной,
позволяет педагогу формировать интерес к игре со строительной игрушкой.
Закончив
постройку,
дети
испытывают
потребность
в
сюжетной
игрушке.
Размещение
игрушек
следует
так
продумывать,
чтобы
дети,
закончив постройку, легко могли взять сюжетную игрушку. Ассортимент их
должен
соответствовать
многообразию
сюжетов
детских
построек.
Так,
исследование
показало,
что
наиболее
употребительными
готовыми
игрушками для игр с постройками являются маленькие куклы, матрешки,
которые хорошо используются детьми при игре с постройкой дома, моста,
мебели, лестницы, дороги, речки. Мелких животных, птиц дети используют в
игре
с
постройкой
загородок,
клеток,
курятника,
птичника,
конюшни.
Автомашины, поезда дети широко используют в играх с постройкой улицы,
моста, гаража, железной дороги; кукольную посуду — в игре с постройкой
дома, кухни, плиты, детского сада.
Положительное влияние сюжетной игрушки в развитии интереса детей
к
строительной
деятельности
особенно
велико
на
первых
порах,
когда
ставится
задача
перевести
детей
от
манипулирования
к
содержательной
результативной деятельности. Значение сюжетной игрушки очень велико в
развитии
интереса
детей
к
строительной
деятельности,
организуемой
педагогом, когда ставится задача научить детей тому или иному приему
стройки, а игрушка открывает детям пути использования созданной своими
8
руками постройки в игре. В самостоятельной же детской стройке сюжетная
игрушка,
предложенная
одновременно
со
строительной,
выступает
как
фактор, тормозящий развитие строительной игры.
Опыт показал, что дети полнее сосредоточиваются на строительной
деятельности при условии, когда в поле их внимания нет другого материала.
Это важно для формирования устойчивых форм поведения, внимательности,
тщательности, неторопливости, умения придумать, достигнуть результата.
К концу пребывания в младшей группе игры детей приобрели большую
устойчивость. От единичных построек дети второй младшей группы перешли
к сооружению более сложных построек. В игре принимали участие несколько
человек.
Навыки
конструирования,
освоенные
на
занятиях,
оказывает
значительное
влияние
на
строительные
игры.
Если
вначале
дети
слабо
выражают
собственный
замысел,
то
по
мере
приобретения
навыков
конструирования замысел выступает отчетливо.
Для
развития
строительной
игры
можно
широко
использовать
естественный
природный
материал:
снег,
воду,
песок,
ветки,
сосновые
шишки, листья, цветы и т. п.
Зимой
необходимо
предусмотреть
такое
оборудование
участка,
при
котором дети могли бы много двигаться. Известно, что отсутствие игровой
обстановки на участке ведет к тому, что дети скучают, быстрее зябнут и в
следующий
раз
неохотно
идут
гулять.
Постоянное
обновление
участка,
внесение разных игрушек открывают новые игровые возможности, приводят
к возникновению у детей новых игровых замыслов.
Природный
материал,
используемый
в
играх
детей
на
участке,
открывает богатые возможности для наблюдений и сравнений. Разгребая
лопатками
мягкий,
пушистый
снег,
дети
наблюдают
его
рассыпчатость,
рыхлость; в теплую погоду замечают, как легко лепить из снега различные
фигуры; взяв снег в руки, наблюдают, как от тепла он превращается в воду.
Горки, снежные валы, дома хорошо используются детьми в игре. С
горок
они
катаются
на
санках;
при
этом
нередко
процесс
катания
представляет собой сюжетную игру, соревнование. На снежных валах, когда
снег
рыхлый,
дети
рисуют
палочками,
втыкают
веточки,
когда
снег
уплотняется, дети по этим валам ходят, соблюдая равновесие, спрыгивают с
них.
В
домиках
устраивают
жилье
для
кукол,
делают
мебель
из
снега,
окружают дом садом.
Наблюдения
показывают,
что,
делая
разные
фигуры
из
снега,
дети
лучше познают их строение. Здесь строительные игры детей оказываются
непосредственно связанными с изобразительной деятельностью.
Строительные
игры
на
участке
могут
быть
чре звычайно
разнообразными. Зимой в теплые дни дети охотно лепят разные фигуры.
Чаще всего на участке можно видеть снежную бабу, сделанную из трех
шаров, поставленных один на другой. А там, где воспитатели руководят
этими
постройками,
можно
встретить
и
пароходы,
и
снежные
дома,
и
9
автобусы,
и
мосты.
Для
удобства
при
сооружении
построек
следует
использовать листы фанеры, дощечки, которыми дети утрамбовывают стены.
В первые же зимние снегопады следует подгребать снег на те места, где
предполагается развернуть постройки. Это помогает лучше сохранить снег и
ускорить сооружение построек.
Снежные постройки для игры можно создавать разными способами.
Можно собрать снег в большую кучу, сверху утрамбовать, затем лопатами
прорубить окна и вход в дом. Можно накатать снежные шары и, сдвинув их
друг с другом, слепить снегом, обтесать, положить шары поменьше сверху и
таким способом возвести стены. Так можно построить дом, крепость и т. п.
Постройки
можно
делать
из
снежных
глыб
и
кирпичей,
используя
дополнительные материалы.
Участвуя в сооружении построек, дети затрачивают физические усилия,
проявляют
находчивость,
инициативу
и
поэтому
с
радостью
ожидают
предстоящей игры.
Для
развития
игры
вокруг
построек
из
снега
важно
дать
детям
дополнительный
материал,
побуждающий
игру:
украшения,
флажки,
палочки, шпагат, самоделки из бумаги и картона (телефоны, бинокли).
В сооружении крупных построек дети активно помогают взрослым. В
создании маленьких построек для кукол и игрушечных животных (домики,
загончики, горки, избушки) дети проявляют много выдумки, затевая как
коллективные, так и индивидуальные игры. Сооружение построек из снега и
игры
с
постройками
открывают
широкие
возможности
для
укрепления
дружеских взаимоотношений, взаимопомощи.
В руководстве этими играми следует обеспечить детям возможность
возвращаться к интересной игре, продолжать ее на следующий день. Опыт
показывает, что стремление педагогов каждый день давать новый материал
для
игр
(лишь
бы
чем-нибудь
занять
детей
на
прогулке)
приводит
к
неустойчивости игры.
Изготовление
игрушек
из
природного
материала,
ставящее
своей
задачей развитие трудовой направленности, полезных навыков и умений,
чувства
пропорции,
имеет
некоторое
своеобразие:
замысел
изготовления
игрушки возникает обыкновенно при сходстве куска коры или шишки с
птичкой, лодочкой, зайцем. Подмечая это сравнение, воспитатель предлагает
детям сделать такую игрушку. Возникновение разнообразных игр в лесу, поле
вызывает
потребность
в
игрушках,
а
обилие
природного
материала
побуждает детей к его использованию в игре. Таким путем в строительных
играх дети используют опыт, приобретенный на занятиях лепкой, дополняя
его новыми познаниями о свойствах материала.
Возникая
в
ходе
игры,
труд
по
изготовлению
нужных
игрушек
временно обособляется от игры и требует от детей известных физических и
умственных
усилий,
направленных
к
достижению
результата.
Но
лишь
только
труд
по
изготовлению
игрушки
окончен,
открываются
новые
перспективы
игры.
Новая
игрушка,
сделанная
своими
руками,
охотно
10
используется
детьми
в
игре,
вызывает
у
них
чувство
удовлетворения,
обогащает содержание игры.
Строительные игры являются таким типом игр, в которых очень
велика
роль
детской
инициативы,
самодеятельности.
В
процессе
руководства
строительными
играми
возможно
решение
важных
воспитательных
задач:
развитие
детской
инициативы
и
творчества,
художественного вкуса, умения планировать свою деятельность.
Педагогическое
руководство
строительными
играми
детей
открывает
новые
возможности
в
развитии
детей.
Постановка
перед
детьми
постепенно
усложняющихся
задач,
использование
различных
строительных материалов
позволяют знакомить детей с их свойствами, с
разными способами соединения деталей.
Перспективное планирование по строительным играм во второй младшей группе
Месяц
неделя
Тема
Задачи
ПРС
СДД
СДВ и Р
Цикл «Осень»
Сентябрь
Первая
«Здравств
уй осень»
Совершенствова
т ь
у
д е т е й
конструктивные
умения,
учить
р а з л и ч а т ь
и
называть
строительные
материалы.
Картотека
иллюстраци
й «Дома»
Самостоятел
ьная игровая
деятельност
ь
с о
строительны
м
материалом:
Закрепление
названий
деталей
из
строительно
го
материала:
кубики,
кирпичики,
пластины
и
т.д.
1.Рассматривание
иллюстраций «Дома»
2. Беседа с детьми на тему
«Что ты хочешь построить?»
« и з
ч е г о
т ы
б у д и ш ь
строить?»
3.
Дидактиче ская
и г р а :
« С о б е р и
б о л ь ш и е
и
м а л е н ь к и е
к у б и к и
о д и н а к о в о г о
ц в е т а » .
«Чудесный мешочек»
4. Чтение сказки «Теремок»
обр. Е. Чарушин.
11
Сентябрь
Вторая
Сентябрь
«Домик
-теремок»
Продолжать
учить сооружать
элементарные
по ст ройки
и з
строительного
материала
Картотека
иллюстраци
й
архитектуры
(избушки,
теремки,
церкви,
дворцы,
з д а н и я
и
башни
современной
архитектуры
)
Подготовка
строительно
го материала
для
строительст
ва
«Теремка»
с
учетом
выбранной
большой
машины
1.Игра-путешествие с детьми
и
педагогом
по
групповой
комнате с беседой: что есть в
н а ш е й
г р у п п е ?
Ч т о
изменилось?
2. Дидактическая игра «Чего
не
стало?»
(во спитатель
выставляет кубик, кирпичик,
пластину, разных размеров и
по цвету.
3 .
В
с о в м е с т н о й
д е я т е л ь н о с т и
п е д а г о г
п р е д л а г а е т
д е т я м
внимательно
рассмотреть
предметы
строительного
материала и сконструировать
по замыслу постройку.
В о
в р е м я
с о в м е с т н о й
д е я т е л ь н о с т и
п е д а г о г
поддерживает
положительные
э м о ц и и
детей.
При
удавшейся
постройки поощряет.
Сентябрь
Третья
Сентябрь
«Башня
для зайки»
Дать
элементарные
представление
об
архитектуре.
Учить
конструировать
из строительного
материала
башню.
Картотека
иллюстраци
й
архитектуры
(избушки,
теремки,
церкви,
дворцы,
з д а н и я
и
башни
современной
архитектуры
)
Продолжать
учить
детей
совместным
действиям
детей друг с
другом
при
выполнении
элементарны
х
и г р о в ы х
з а д а н и й
с
игрушками
при
конструиров
ании.
1.
Рассматривание
иллюстраций архитектурных
построек.
2.
Заучивание
песенки
«заинька попляши».
3.
Дидактическая
игра
« Н а й д и
т а к у ю
ж е
п о с т р о й к у » ,
« Н а ко р м и
птенчиков»
4.
Совместная
игровая
деятельность
«Дорожки
к
б а ш е н к а м »
–
к о н с т р у и р о в а н и е
и з
п р и р од н о го
м а т е р и а л а
(камушки)
12
Октябрь
Первая
«Двухэтаж
ный домик
для
зверят»
Учить
конструировать
двухэтажный
д о м и к
и з
к у б и к о в
и
кирпичиков.
С т а в и т ь
и х
плотно
друг
к
другу
Картотека
иллюстраци
й
« Д о м а
многоэтажн
ые»
В о
в р е м я
совместной
деятельност
и
детей
со
строительны
м
материалом0
педагог
поддерживае
т
з а м ы с е л
детей,
помогает
в
осуществлен
ии советами.
1 .
Р а с с м а т р и в а н и е
иллюстраций
«Многоэтажные дома».
2. Беседа с детьми на тему:
«В каком живу я доме»
3.
Дидактиче ская
и г р а :
« Н а й д и
б о л ь ш о й
и
маленький
домик»,
«Найди
такой же домик»
4 .
С о в м е с т н о е
конструирование
улицы
р а з л и ч н ы м и
д о м а м и .
П о д в о д и т ь
д е т е й
к
п р о с т е й ш е м у
а н а л и з у
созданных построек.
5. Приучать детей убирать за
с о б о й
с т р о и т е л ь н ы й
материал.
Октябрь
Вторая
«Заборчик
и для
домов»
У ч и т ь
д е т е й
располагать
кирпичики
вертикально
в
ряд,
ставить
их
п л о т н о
д р у г
другу
(заборчики)
Формировать
умение
детей
делать
простейший
анализ
созданных
построек.
Картотека
«Образцы
заборчиков»
Продолжить
в
совместной
деятельност
и
с
детьми
и г р у
с
построенны
ми
заборчиками
для
д ом о в
применяя
сюжетные
игрушки.
1.
Р а с с мат р и ва н и е
с
детьми
картотеку
образцов
построек
разнообразных
заборчиков.
2.
Беседа
с
детьми
на
тему:
«Расскажи
про
свой
заборчик».
3.
Дидактическая
игра:
« в ы с о к и й
и
н и з к и й
заборчик»
4.
С о в м е с т н о
с о
взро слым
о б ы г р ы в а н и е
построек
с
использованием
сюжетных игрушек.
Октябрь
Третья
«Сказочны
е ворота»
Продолжать
у ч и т ь
д е т е й
создавать
простейшие
п о с т р о й к и
с
использованием
сюжетных
игрушек.
Вызвать у детей
чувство
радости
от постройки.
Картотека
детских
с т и хо в
н а
тему
«Игрушки»
с
у ч е т о м
возраста
детей
с
3-4
лет.
В
совместной
деятельност
и
д е т е й
обыграть
постройку
сказочных
ворот.
1.
Чтение
сказки
для
детей «У солнышка в гостях»
2.
Беседа
с
детьми
о
прочитанном.
3.
Дидактическая
игра
«Высоко - низко»
4.
Совместная
деятельность
педагога
с
детьми – конструирование из
Лего.
13
Ноябрь
Первая
«Гараж»
Учить
создавать
простейшие
постройки
усложняющимся
по образцу.
Закрепить
название
основных
форм
детали
строительного
материала.
Пополнить
ц е н т р
п о
конструиров
анию
мелким
строительны
м
материалом
различных
цветов.
Продолжать
учить
обыгрывать
постройки,
объединять
по
сюжету:
машинки
заезжают
в
гараж.
1.
Рассматривание
иллюстраций – транспорт.
2.
Беседа
с
детьми
о
транспорте.
3.
Дидактическая
игра
«Большие
и
м а л е н ь к и е
кубики», «Собери по цвету»
4.
Р а з в и т и е
у
д е т е й
практического
экспериментирование
с
конструкторами Лего.
Ноябрь
Вторая
«Загоны
для
лошадок»
Продолжать
у ч и т ь
д е т е й
сооружать
элементарные
п о с т р о й к и
-
заборчик.
Учить
располагать
кирпичики
н а
определенном
расстоянии,
ч е р е д у я
п о
форме и цвету.
Картотека по
теме
«Домашние
животные»
Совместная
деятельност
ь
д е т е й :
продолжить
обыгрывать
постройку
«Заборчик
для
жеребенка
и
лошадки»
1.
Рассматривание
иллюстраций
домашних
животных
2.
Чтение стихотворения
«Лошадка»
3.
Беседа
с
детьми
о
прочитанном.
4.
Дидактическая
игра
«Вверх – вниз»
5.
У ч и т ь
д е т е й
а к к у р а т н о
у б и р а т ь
строительный
материал
–
с к л а д ы ват ь
в
ко р о б к и ,
убирать на место.
Ноябрь
Третья
«Улица
большая»
Совершенствова
ть
конструктивные
умения домиков.
Побуждать детей
к
с о з д а н и ю
вариантов
конструкций,
добавляя
другие
детали,
обращая
внимание
на
их
цветовое
р е ш е н и е
и
украшение.
Картотека
иллюстраци
й
образцов
«Улица»
Продолжать
учить
детей
в
совместной
деятельност
и
разворачиват
ь
игровой
сюжет
вокруг
собственной
постройки.
1.
Рассматривание
иллюстраций «Улица»
2.
Беседа
с
детьми
по
теме: «Улица, где я живу»
3.
Дидактическая
игра
«Посади деревья на улице»,
« П р о к а т и
п о
у л и ц е
машинку».
4.
Приучать детей после
постройки складывать детали
в коробки.
Цикл «Зима»
14
Декабрь
Первая
«Домик
для
матрешек»
У ч и т ь
д е т е й
замыкать
пространство
–
строить
домик
д л я
д в у х
м а т р е ш е к
и з
шести
вертикально
построенных
кирпичиков
и
призм.
У ч и т ь
детей правильно
называть
строительный
материал.
Пополнить
дидактическ
им
материалом
–
разновиднос
ти
матрешек.
Побуждать
д е т е й
к
самостоятел
ьным
играм
используя
различный
строительны
й
материал.
Формироват
ь
у м е н и е
самостоятел
ьно
заниматься
конструиров
анием.
1.
Рассматривание
матрешек.
2.
Совместная
деятельность
педагога
с
детьми: игра с матрешками
3.
Дидактическая
игра
« Б о л ь ш а я ,
п о м е н ь ш е ,
маленькая»,
«Собери
и
разбери матрешку».
4.
Обыгрывание
постройки
с
сюжетными
игрушками – матрешками.
Декабрь
Вторая
«Мебель
для
медвежат»
Учить
конструировать
мебель
разной
величины
(большая,
поменьше,
маленькая
кровать).
Картотека
«Мебель»
Совместное
обыгрывани
е
построек
из
мебели,
используя
сюжетных
и г ру ш е к
-
медвежат.
1.
Развивать
у
де т е й
а к т и в н ы й
и н т е р е с
к
п о с т р о й к а м
и з
конструкторов.
2.
Чтение
сказки
«Три
медведя»
3.
Дидактическая
игра
«Большие и маленькие», «кто
быстрее соберет».
4.
Продолжать
у ч и т ь
детей
аккуратно
убирать
строительный
материал
–
с к л а д ы ват ь
в
ко р о б к и ,
убирать на место.
Декабрь
Третья
«Машина»
Продолжать
знакомить
детей
с
простейшими
конструкторами
и строить из них
постройки.
Совершенствова
ть
конструктивные
умения,
использовать
в
постройке
детали
разного
цвета.
Картотека
«Транспорт»
Привлечь
д е т е й
в
совместной
деятельност
и
к
самостоятел
ьным
играм
с
крупным
строительны
м
материалом.
1.
Рассматривание
реальных машин на улице.
2.
Б е с ед а
с
д е т ь м и :
«Какие машины они знают»
3.
Конструирование
из
с т у л ь ч и к о в
а в т о б у с .
Обыгрывание
постройки,
объединяя их в сюжет.
4.
Дидактическая
игра
«Большие
и
м а л е н ь к и е
машины»,
«Выбери
ворота
для машин»
15
Январь
Третья
«Дом с
воротами
и
заборчико
м»
Учить
изменять
постройки двумя
способами:
изменяя
од н и
деталями
другими
( в ы с о к и е
и
низкие
заборчики).
Формировать
элементарные
конструктивные
навыки
(изменять
п о с т р о й к и
в
высоту)
Пополнить
уголок
природным
материалом
для
конструиров
ания
Совместная
деятельност
ь
д е т е й ,
используя
плоскостные
конструктор
ы
(геометриче
ские
мозаики).
Продолжать
развивать
желание
конструиров
ать.
1.
Рассматривание
иллюстраций
архитектуры
домов.
2.
Ч т е н и е
Б . З а х о д е р
«Строители»
3.
Совместное
обыгрывание
построек
с
использованием
сюжетных
игрушек - кукол.
4.
Совместная
деятельность
взрослого
с
детьми – конструирование из
бумаги.
5.
Продолжать
у ч и т ь
детей после игры аккуратно
убирать игрушки на место.
Февраль
Первая
«Мебель
для кукол
Миши и
Кати»
Учить
конструировать
простую
мебель
( с т о л ,
с т у л ,
к р о в а т ь )
д л я
сюжетных кукол.
Побудить
детей
к
в ы б о р у
деталей
строительного
н а б о р а
д л я
мебели.
Пополнить
картотеку
«Мебель»
Совместная
деятельност
ь
детей
по
конструиров
а н и ю
и з
природного
материала
(песок,
г л и н а
и
в о д а )
–
«пирожки
для кукол»
1.
Рассматривание
и л л ю с т р а ц и й
к а р т и н о к
мебели.
2.
Чтение
Н.
Саконская
«Где мой пальчик?»
3.
Дидактическая
игра
«назови
предметы
мебели»,
«Комната для кукол»
Февраль
Вторая
«Скамеечк
и»
У ч и т ь
д е т е й
строить
скамеечки
( в ы с о к и е
и
н и з к и е )
п о
образцу.
Формировать
представление
о
связи
результата
деятельности.
Картотека
«Пальчикова
я
гимнастика
в
режимных
моментах»
Обыгрывани
е построек –
высокая
скамейка
для
мамы
лисы, низкая
для лисенка.
1. Рассматривание и оценка
детских
работ
через
игру:
«Красивые
скамейки
для
зайчат»
2.
Дидактическая
игра
«Найди
такого
же
цвета
скамейку»
1.
Обыгрывание
построек
с
использованием
сюжетных игрушек – лисят.
16
Февраль
Третья
«Машина
для
зверят»
Учить
конструировать
м а ш и н у
д л я
сюжетных
игрушек - зверят
из строительного
материала.
Способствовать
целенаправленно
й
а к т и в н о с т и
д е т е й
п р и
конструировани
и.
Картотека
«Транспорт -
наземный»
Формироват
ь
у м е н и е
совместно
обыгрывать
постройки
подсказывая
возможные
действия.
1.
Рассматривание
иллюстраций – «Транспорт».
2.
Совместное
конструирование автобуса из
стульчиков.
Совме с т но е
обыгрывание
построенного
автобуса
–
«поездка
к
бабушке в деревню»
3.
Дидактическая
игра
« Н а з о в и
п р а в и л ь н о
т ранспорт»,
«Из
к а к и х
г е ом е т р и ч е с к и х
ф и г у р
построена фигура».
4.
Продолжать
приучать
детей
аккуратно
складывать
строительный
материал
в
коробки.
Цикл «Весна»
Март
Первая
«Самолет»
Продолжать
учить
детей
к
созданию
п о с т р о е к
и з
строительного
материала
Способствовать
развитию
пространственн
ых
соотношений.
Картотека
«Транспорт -
воздушный»
Продолжать
учить
детей
в
совместной
деятельност
и
обыгрывать
постройки,
объединять
и х
п о
сюжету.
1.
Рассматривание
иллюстраций
картинок
из
с е р и и
в о з д у ш н о г о
транспорта.
2.
Чтение
А.
Барто
из
серии игрушки «Самолет»
3.
Дидактическая
игра
« Н а з о в и
п р а в и л ь н о
транспорт»,
4.
Совместная постройка
взрослого с детьми – самолет
(из
крупного
строительного
материала)
Март
Вторая
«Заборчик
для
петушка»
Закрепить
у м е н и я
в
постройки
заборчиков.
Учить
строить
заборчик
чередуя
кирпичики
вертикально
и
горизонтально
ставить
плотно
друг к другу.
Пополнить
игровой
уголок
мозаикой.
Формироват
ь
у м е н и я
д е т е й
в
совместной
деятельност
и
конструиров
ать
используя
мозаику.
1.
Рассматривание
иллюстраций книг из серии
игрушки А. Барто.
2.
Чтение
А.
Барто
из
цикла игрушки «Лошадка»
3.
Дидактическая
игра
«Сделай
как
я»,
«Подбери
пару по цвету»
17
Март
Третья
«Дорожки
к дому»
Формировать
опыт
в
поиске
конструктивных
д е й с т в и й
–
дорожки узкие и
широкие.
Использовать
сюжетные
игрушки.
Оформление
и
пополнение
сюжетных
игрушек
в
игровой
уголок.
Учить
детей
самостоятел
ьно
конструиров
ать и
обыгрывать
постройки
из
строительно
го
материала,
объединяя
в
один сюжет.
1.
Рассматривание
иллюстраций
с
сюжетом
улицы
с
дорожками
для
пешеходов
и
дорог
для
машин.
2.
Дидактическая
игра
д л я
о р и е н т и р о в к е
в
про странстве
« П е р е й д и
дорогу на светофор»
Апрель
Первая
«Лесенка»
У ч и т ь
д е т е й
конструировать
л е с е н к и
и з
восьми
кубиков
к р а с н о г о
и
с и н е го
ц в е т а
чередуя.
Картотека
«Образцы
лесенок»
(разнообразн
ого
вида
и
цвета)
Продолжать
учить
детей
самостоятел
ьно
конструиров
а т ь
и з
различных
конструктор
ов.
1.
Рассматривание
картотеки
–
разновидностей
лесенок.
2.
Обыгрывание
построек
с
использованием
сюжетных игрушек.
3.
Дидактическая игра на
закрепление
н а з ы в а н и е
геометрических
фигур
«Как
это фигура называется?»
Апрель
Вторая
«Лесенка
для
воробья»
Р а з в и в а т ь
у
детей
творческую
активность.
Учить
самостоятельно
создавать
по ст ройки
и з
опыта
(постройка
лесенки
высокой)
Пополнить
картотеку
дидактическ
ими
играми
со
строительны
м
материалом
и
конструктор
ом.
Развивать
у
детей
речевое
общение
и
игровое
общение
во
время
совместных
построек
из
мелкого
конструктор
а.
1.
Слушанье
музыкального
произведения
р у с . н а р .
м е л о д и и
«Воробушки»
2.
Использовать
с ю ж е т н ы е
и г р у ш к и
в
постройки по замыслу детей.
3.
Дидактическая
игра
«Низкая и высокая»
4.
Продолжать
приучать
детей
убирать
за
собой
строительный материал.
Апрель
Третья
«Поезд»
У ч и т ь
д е т е й
строить
по е зд
используя
строительный
материал. Учить
правильно
называть
детали
строительного
м а т е р и а л а
и
конструктора.
Пополнить
картотеку
«Транспорт»
Развивать
желание
сооружать
постройки
по
собственном
у замыслу.
1.
Рассматривание
иллюстраций транспорта.
2.
Дидактическая
игра
« Д л и н н ы й
и
ко р о т к и й
поезд»,
«Назови
правильно
геометрическую фигуру».
3.
Совместное
конструирование из крупного
строительного
материала
–
п о е з д .
О б ы г р ы в а н и е
постройки.
18
Май
Первая
«Поезд
длинный и
короткий»
Продолжать
у ч и т ь
д е т е й
изменять
постройки
двум
способами:
з аменяя
од н и
детали
другими
или
надстраивая
и х
в
д л и н у
( к о р о т к и й
и
длинный поезд)
Создать
коллекцию
иллюстраци
й
разнообразн
ых поездов
Продолжить
с
д е т ь м и
конструктив
ную
деятельност
ь
п о е з д а .
Обыграть
с
детьми
конструктор
поезд.
Развивать
сюжетно-
игровые
замыслы.
1.
Рассматривание
иллюстраций – транспорта.
2.
Чтение А. Введенский
«Песня машиниста».
3.
Дидактическая
игра
« П о ка ж и
и
р а с с к а ж и » ,
«Найди такого же цвета»
4.
Э к с к у р с и я
п о
территории
детского
сада.
И г р о в а я
с о в м е с т н а я
деятельность:
обыгрывание
п о е з д к и
н а
п о е з д е
п о
«экологической
тропе
–
уголок природы».
Май
Вторая
«Наша
улица»
Совершенствова
ть
конструктивные
умения.
Закрепить
умения
р а з л и ч а т ь
и
называть
строительный
материал,
который
используют
при
конструировани
и.
Картотека
образцов
иллюстраци
й «Улица»
Поддержива
ть
желание
детей
конструиров
ать
самостоятел
ьно.
Создавать
самостоятел
ьно
элементарны
е
конструктив
ные сюжеты
и
обыгрывать
их.
1.
Рассматривание
картинок
с
изображением
городов (улиц).
2.
Чтение
С.
Капутикян
«Строители»
3.
Обыгрывание
совместной
постройки
из
крупного
с т рои те льн ого
м ат е р и а л а
–
« б о л ь ш а я
улица».
Май
Третья
«Пароход»
Подводить детей
к
простейшему
анализу
созданной
постройки.
Побуждать детей
к
с о з д а н и ю
вариантов
конструкций.
Картотека
«Водный
транспорт»
Самостоятел
ьное
конструиров
а н и е
п о
замыслу.
Продолжать
развивать
игровое
общение
во
время
совместных
построек.
1.
Рассматривание
картинок
с
изображением
водного транспорта.
2.
Чтение «Кораблик» В.
Сутеев.
3.
Обыгрывание
по ст ройки
парохода
и з
крупного
с т рои те льн ого
материала.
В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок,
вода, глина, камешки и т.д.)
19
Литература
1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед.
учеб.
заведений/
С.А.Козлова,
Т.А.Куликова.
–
5-е
изд.,
испр.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 2004.
2. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., Просвещение, 1973.
3. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателей д/с – М.:
Просвещение, 1981.
4. Строительные игры в детском саду. В.Г.Нечаева, Е.И. Корзакова. –
М.: Просвещение, 1966.
5.Умственное
воспитание
детей
дошкольного
возраста./
Под
ред.
Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
20