Автор: Арзаняева Ирина Сергеевна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ р.п.им. В.И. Ленина МО "Барышский район"
Населённый пункт: Ульяновская обл. Барышский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитии связной речи у детей посредством игровой технологии с использованием техники сторителлинг
Раздел: среднее образование
Развитии связной речи у детей посредством игровой технологии с
использованием техники сторителлинг
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой
и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе
обучения ребенка. Правильная речь является одним из показателей
готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения
грамоты и чтения. В настоящее время в дошкольном образовании для
развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор
не
случаен, поскольку
игра
является
ведущим
видом
деятельности
дошкольников. Игровая
мотивация,
как
известно, доминирует
над
учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к
обучению в школе.
Цель игровых
технологий
в
развитии
связной
речи
– «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развивать
психологические
процессы
растущего дошкольника,
это
получение
удовольствия и максимальной пользы.
Понятие «игровые
технологии» включает
достаточно
обширную
группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме
различных педагогических игр.
Совсем
недавно
я
обратила
своё
внимание
на
такой
новый
интерактивный метод, как сторителлинг. Он заинтересовал меня тем, что
помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие
способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя,
уверенно чувствовать среди сверстников. Все мы, педагоги, работающие с
дошкольниками, так или иначе, сторителлинг используем. В педагогике
сторителлинг является техникой, которая через применение историй с
определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение
педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Применение
сторителлинга способствует захвату и фокусировке внимания детей с начала
повествования и удерживанию его в течение всей истории, вызывает
симпатию к герою, помогает донести основную мысль истории.
Цель: развитие связной речи и воображения у детей посредством
инновационной технологии
сторителлинг с использованием «Кубиков
историй».
Задачи: учить детей составлять предложение, рассказ с опорой на
картинки; учить составлять совместный рассказ, соблюдая структуру
высказывания; стимулировать мыслительную и речевую активность и
творческое воображение; развивать умение внимательно слушать товарища;
развивать связную речь, внимание, мышление; учить детей работать сообща,
помогать друг другу; воспитывать доброжелательность, отзывчивость,
доброту, культуру речевого общения.
Игру «Сторителлинг» придумал и успешно опробовал на личном
опыте человек, далёкий от педагогики, Дэвид Армстронг, глава крупнейшей
международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых. Он
считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются
слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Слово
«сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание
историй». А в русском языке ему соответствует наиболее подходящий
замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин,
притч, мифов и т. п. Сторителлинг – это искусство создавать яркие и
запоминающиеся истории.
Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и
детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки,
которые погружают в мир фантазий и приключений.
Выделяют
несколько
видов
педагогического
сторителлинга:
классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или
вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только
слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с
детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя
ведущую роль рассказчика.
Активный сторителлинг - в нём педагогом задается основа события,
формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно
вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. В истории
должен быть интересный герой. Важно, чтобы у этого героя были чувства,
чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван
от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то
мире. Как бы это могло выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам
на занятие пришёл гном. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он
чувствует? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? А каким он
был раньше? А раньше, что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать,
чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими
вопросами
побуждает
детей
к
созданию
историй.
Это
активный
сторителлинг, применяется для детей старшего дошкольного возраста.
Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание
истории
сопровождается
визуальными
компонентами
(картинки,
презентации, видео).
Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая
много обучающих, развивающих и воспитательных задач. С дошкольниками
для развития речи можно использовать следующие виды сторителлинга:
1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций. В качестве примера
применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно
просто учить правила поведения (может быть классическим и активным).
2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую
нужно донести до детей, представляет герой. Например, «К нам сегодня на
занятие пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом,
повышается интерес ребёнка (классический сторителлинг).
3. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью
истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие
решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как
позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия
могут строиться по типу квестов (активный сторителлинг).
4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа
решения проблемы с наилучшим результатом (активный сторителлинг).
Метод
сторителлинга
позволяет:
разнообразить
образовательную
деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем
действии;
обогатить
устную
речь
дошкольников;
облегчить
процесс
запоминания сюжета.
Преимущества
использования
техники
сторителлинг
с
детьми
дошкольного возраста:
- Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти
поход и заинтересовать любого ребенка.
- Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое
время.
-
Дошкольникам сторителлинг помогает научиться умственному
восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь,
помогает запомнить материал, развивает грамотность.
- Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и
совместной деятельности детей.
-
Дошкольникам
намного
проще
запомнить
материал
в
виде
интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как
красочные истории остаются в памяти надолго.
Технику сторителлинг применяю как на индивидуальных, так и на
подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться
историей в картинках. Выделяют несколько принципов хороших историй: -
простота;
- неожиданность;
- конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны
дошкольникам;
- реалистичность (самая лучшая история не понравится и не
запомнится, если дети в неё не поверят).
Новизна опыта работы заключается в том, что проблему речевого
развития детей я решаю в процессе дополнения традиционных приемов
обучения
нетрадиционной
техникой
сторителлинга
с
использованием
«Кубиков историй».
Наблюдая за игрой дошкольников, я выяснила, что кубики являются
самой интересной игрушкой для детей. Это натолкнуло меня на мысль о
возможности использования кубиков в обучении детей, в совместной и
самостоятельной деятельности. Взяв за идею оригинальную версию игры, я
решила сделать свои «Кубики историй» и адаптировать для детей нашей
группы. Затрат больших не потребовалось, а игра получилась интересная и
эффективная и использоваться может в любом месте и в любое время. Свою
работу в этом направлении я начала с изучения литературы и изготовления
кубиков.
Для изготовления игры «Кубики историй» мне понадобились
простые кубики (деревянные, пластмассовые, картонные), клей, ножницы и
картинки. Я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки и
обклеила ими грани кубиков, в этой работе мне активно помогали и сами
дети, мы сложили наборы кубиков в красивые шкатулки, яркие коробочки, в
«волшебный мешочек». Так получилась замечательная и увлекательная игра
для детей. С помощью кубиков историй можно не только сочинять истории,
но и играть в разнообразные речевые игры, которые разработала сама.
Коллекция кубиков и игр постоянно пополняется.
«Кубики историй» нельзя в полной мере назвать настольной игрой.
Игра в них не предполагает победителей и проигравших, их главная задача –
поднять детям настроение, развеселить и пробудить воображение. Иногда
наши кубики «оживают» и начинается игра «Подвижные кубики». Детям
нравится так бросать кубики, что бы они разлетались в разные стороны. Я
использую этот момент и даю детям возможность подвигаться! Игроки
добираются до разлетевшихся кубиков разными способами (пятятся задом,
допрыгивают на одной ножке, ползут) - от одного кубика к другому и
сочиняют историю!
Очень помогает мне данная техника во всех видах деятельности.
Например, к нам на продуктивные виды деятельности приходят разные
герои, которым мы даем имена, наделяем чувствами, чтобы ребёнок мог ему
сопереживать, а также, придумываем действия, которые он выполнит, а я,
тем самым, решаю программные задачи.
Используя
данный
интерактивный
способ
организации
детской
деятельности, я могу услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему
развить грамотную связную речь.
«Кубики историй» - настоящий праздник воображения! Ведь сочинять
истории не только полезно, но и очень увлекательно! Таким образом, техника
«сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает
уникальную возможность для развития связной речи детей, воображения,
коммуникативной компетенции детей