Автор: Майорова Лариса Андреевна
Должность: преподаватель хора
Учебное заведение: "Школы искусств" в составе МБОУ "Гимназия №94"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие вокально – хоровых навыков в младшем хоре мальчиков»
Раздел: дополнительное образование
«Развитие вокально – хоровых навыков в младшем хоре мальчиков»
Данная методическая разработка составлена преподавателем по хору и
вокалу Майоровой Ларисой Андреевной. Содержание работы транслирует
исследования отечественных и зарубежных авторов по методике развития
вокально – хоровых навыков в младшем хоре мальчиков, а также
методические приёмы из опыта работы Майоровой Л.А.
Актуальность
работы
связана
с
тем,
что
хоровое
пение
как
исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского
творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как
человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное
произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и
сам создает музыкальную культуру.
Правильное пение – это такое пение, когда певцам удобно петь, а
слушателям приятно слушать. Неправильное пение всегда сопряжено с
усталостью
голоса,
с
ощущением
неудобства
в
горле
поющих,
неестественностью звука, чрезмерной напряженностью его.
Совершенно ясно, что формирование певческого голоса мальчиков может
быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого
закрепляются и правильные певческие навыки.
Сущность понятия вокально-хоровые навыки включают следующие
параметры:
1.певческое дыхание;
2.звукообразование;
3.дикция, артикуляция;
4.интонация, унисон;
5.ансамбль.
Формирование
навыков
сопряжено
с
протеканием
целого
ряда
умственных операций. Его физиологический механизм – сложные условные
рефлексы, образующие в коре больших полушарий головного мозга прочно
сложившуюся систему временных нервных связей.
Совершено ясно, что развитие певческого голоса детей может быть
эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого
должны формироваться и правильные певческие навыки.
Хор, как музыкальная организация, представляет собой вокально-
исполнительский коллектив, объединенный творческими целями и задачами.
Важным принципом здесь является коллективное начало.
У детей младшего школьного возраста достаточно развита речь, они
свободно высказывают свои суждения по содержанию музыки, оценивают
своё пение и пение товарищей, способны активно мыслить. Они более
самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается
их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. В работе по
хору с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и
физические особенности развития ребёнка. Известно, что мальчикам гораздо
ближе внешкольные занятия, связанные с движением, они больше, чем
девочки, увлекаются играми, спортом, а также техникой. Мальчики в массе
своей менее дисциплинированны, чем девочки, они более возбудимы, и их
труднее остановить, если в коллективе начинается какая-либо «цепная
реакция». Во время репетиций постоянно удерживать внимание мальчиков
довольно трудно.
Опыт
многих
хормейстеров,
работающих
с
мальчиками,
свидетельствует, что в младшем возрасте они легче концентрируют свое
внимание на зрительных впечатлениях, чем на слуховых, и поэтому плохо
интонируют.
Голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек, мальчики
хуже сохраняют голоса. Голосовые мышцы у детей ещё не совсем
сформированы, певческое звукообразование происходит за счёт натяжения
краёв связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость
искажает
тембр
голоса,
отрицательно
влияет
и
на
выразительность
исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым
звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные
данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким.
В хоре мальчиков происходит частая смена состава, связанная с мутацией
(дети в этом случае должны молчать или петь в особой группе), и это может
отразиться на исполнительском уровне коллектива.
Все эти и другие специфические особенности, свойственные мальчикам,
требуют от руководителя хора особого подхода и к организаторской, и к
учебной, и к воспитательной работе в коллективе.
В то же время, пройдя определенный период становления, приобретя
привычку
к
занятиям,
научившись
трудиться
и
получать
от
этого
удовольствие и удовлетворение, мальчики с огромной преданностью
относятся к своему хору. Не случайно посещаемость в хорах мальчиков
очень высокая.
При всей сложности ведения хора мальчиков умелое использование
психологических особенностей участников этого своеобразного коллектива
приносит превосходные результаты.
Прежде
всего,
специфический
звук,
которым
обладают
поющие
мальчики, создает ни с чем не сравнимое по красоте своей звучание хора.
В хоровой работе большое внимание уделяется распеванию, то есть
разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха,
формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Ведь
тембр голоса у детей очень неровный, особенно это проявляется в пении
различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие,
наоборот,
зажимают
челюсть,
что
мешает
пению.
Систематическое
распевание помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного
лёгкого пения.
Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха
помогает пение по музыкальным фразам (цепочкой). Кроме того, этот приём
даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и
певческого развития детей. Этот приём хорош ещё и тем, что активизирует
всех детей, заставляя их, не отвлекаясь, следить за пением своего товарища,
чтобы суметь, во время и точно интонируя, продолжить песню. Пение
цепочкой закрепляет навык правильного дыхания у детей.
Качество вокального интонирования у большинства детей зависит не
только от их способности точно выделить основную частоту тона. Если
ребенок слышит, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, которые
заданы учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема
неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве
звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования.
Неумение правильно интонировать мелодию даже простой песенки
происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного
механизма голосообразования. Детям при грудном регистре звучания голоса
трудно правильно проинтонировать какую-либо мелодию в диапазоне
больше терции. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в
пределах 2-3-х звуков («гудошники»). Причина в этом не сенсорная, а
функциональная, это относится к детям, которые в процессе речи используют
лишь
грудную
манеру
голосообразования.
Речь
их
отличается
монотонностью,
интонационной
неразвитостью,
узким
звуковым
диапазоном. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок
естественно пытается петь, используя наработанный в речи грудной
механизм
фонации.
Если
учитель
сумеет
настроить
голос
такого
«гудошника» на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко
раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя
и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима.
Однако появившееся умение правильно интонировать в фальцетном регистре
необходимо еще раз закреплять на последующих занятиях, пока оно не
перейдет в навык при любом способе голосообразования.
В детском хоре следует совершенно исключить форсированное пение.
Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение даже в среднем и
старшем возрасте, когда голосовая мышца в основном сформирована. Петь
следует с предельной осторожностью.
Когда ребенок заставляет себя громко петь и непрерывно форсирует звук,
он может просто потерять голос. Петь надо не напрягаясь, с максимальной
естественностью - только при соблюдении этого условия создаются
предпосылки для успешного развития вокальных данных. Петь слишком
высоко или слишком низко тоже нежелательно, потому что голос может
утратить свою звонкость и силу. Только регулярное пение в удобном
диапазоне помогает развить голос.
Работа над репертуаром.
Творческое направление художественного коллектива диктует
соответствующий репертуар. Выбор репертуара – процесс трудоемкий.
Репертуар
должен
отражать
уровень
технических
и
художественных
возможностей хора. Необходимо приучать начинающих певцов к пению по
хоровым партитурам. В процессе работы вырабатывается навык владения
партитурой, ориентировка по другим партиям, ощущение голоса в аккорде.
Необходима раздельная вокально-хоровая работа по партиям. В процессе
такой работы выучиваются партии, ведется работа над технически сложными
частями партитуры
В детском репертуаре очень велико значение словесного текста. Огромное
значение
имеет
правильный
выбор
репертуара.
Мальчикам
нравится
исполнять
патриотические,
военные,
исторические
песни,
а
также
произведения в быстром темпе. Исходя из мелодизированной речи, педагог
устанавливает характер звучания, фразировку, смысловые кульминации,
цезуры.
Младший школьный возраст – это важный этап в развитии ребенка. Это
граница между беззаботным детством и началом школьной жизни. В это
время ведущей становится учебная деятельность, развивается мышление,
память, волевые качества.
Велика роль музыки и хорового пения в младшем возрасте в развитии
творческого потенциала детей. Но в тоже время голосовой аппарат находится
в стадии развития и совершенствования. Задача руководителя – бережное
отношение к хрупкому детскому организму.
.