Автор: Асанова Галина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС"Мальвина"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Условия для развития детской инициативы в помещениях детского сада"( из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
«Условия для развития детской инициативы в помещениях детского сада»
(из опыта работы).
«Что такое инициатива?
Это то, что человек делает так,
как надо, хотя его об этом не просят».
Элберт Грин Хаббард.(америк.писатель, философ).
Развитие
инициативы является условием, необходимым для создания
социальной ситуации развития детей.
Инициативность показывает развитие
личности, особенно на ранних этапах , проявляется во всех видах деятельности,
но ярче всего – в общении, предметной деятельности ,экспериментировании, игре.
Это важнейший показатель детского интеллекта и развития ребенка.
Инициативный ребенок дошкольного возраста — что это за ребенок?
Инициативный ребенок стремится к организации игр, он умеет найти
занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор,
предложить интересное дело другим детям.
В
дошкольном
возрасте
инициативность
чаще
всего
связана
с
любознательностью и наблюдательностью.
С целью развития инициативы, как основного компонента социализации
детей
дошкольного возраста, в нашей группе детей 5-го года жизни ( средней )
созданы следующие условия:
1.
Психолого- педагогические:
-обеспечение
комфортного
пребывания
детей
в
группе
(создаем
положительный психологический микроклимат, проявляем любовь и
заботу ко всем детям, выражаем радость при встрече, используем ласку и
теплые слова для выражения своего отношения к ребенку);
-взаимодействие с детьми;
-поддержка инициативы в беседах, в совместной исследовательской и
познавательной деятельности ( уважаем
индивидуальные вкусы и
привычки детей, поощряем желание создать что-нибудь по собственному
замыслу);
-исключение из речи педагога запрещающих словесных оборотов, таких
как: «не делай», «не трогай», «убери», «подожди» и подобных.
2. Материально- технические
:
создание
развивающей
предметно-
пространственной среды в группе в соответствии с возрастом детей и учетом их
индивидуальных особенностей и интересов.
Для развития любознательности в среде созданы зоны конструирования,
экспериментирования, зоны для сюжетных игр.
В зоне конструирования дети сначала используют готовые модели, а потом
вносят в них дополнения и изменения. Для этого подбираются разные творческие
задания:
разработка
ребенком
собственного
замысла
конструкции;
при
затруднении-предлагается завершить незаконченную постройку; дополнить и
изменить заданный образец новыми элементами.
В
зоне
экспериментирования
дети
в
совместной
с
воспитателем
деятельности знакомятся с живой и неживой природой, раскрывают свойства
песка, воды, льда через опыты. Задача воспитателя развивать представление детей
о природе ближайшего окружения, помочь детям в освоении различных форм
приобретения опыта и развивать познавательные и творческие способности.
В зоне сюжетных игр дети играют, обмениваясь ролями в процессе игры,
задача же воспитателя помочь детям овладеть ролевым поведением и сменой
игровых ролей, включаясь в совместную игру с детьми в качестве участника.
Для развития наблюдательности используем игры «Узнай, кто это», «Кто в
чем одет», « Ветер дует на…», «Запомни, что за чем».
В своей работе используем речевые игры и упражнения на развитие
слухового
восприятия
(«Хлопки»,
«Запомни
слова»,
«Найди
картинку»),
развиваем речевое творчество через составление рассказов по картинкам,
придумывание историй по заданному началу.
3.Мотивацию
(интерес)
к
деятельности:
поощряем
проявление
разнообразной игровой активности, предоставляем возможность свободного
выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной
деятельности.
Большой интерес
у
детей вызывает неоформленный
материал,
так
называемый «волшебный сундучок», с помощью которого дети устраивают
самодеятельные,
спонтанные
игры,
возникающие
и
развивающиеся
по
собственной инициативе. Это самый любимый вид деятельности.
Исходя из этого, мы пришли к выводу ,что детям нашей группы больше
нравятся именно такие спонтанные игры, которые являются для них ведущей
деятельностью.
Создавая все вышеперечисленные условия для поддержки и развития
детской инициативы, мы все же надеемся, что на этапе завершения дошкольного
детства, дети нашей группы смогут свободно конструировать, рисовать, сочинять
в соответствии с собственными интересами, а главное- научатся играть.