Напоминание

Стихотворение А.С.Пушкина "Зимний вечер"


Авторы: Лесникова Мария Высильевна, Лесникова Мария Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ гимназия №49 города Тюмени
Населённый пункт: Тюменская область, город Тюмень
Наименование материала: конспект урока по литературе
Тема: Стихотворение А.С.Пушкина "Зимний вечер"
Раздел: среднее образование





Назад




КОНСПЕКТ УРОКА

Цель:

Познакомить со стихотворением « Зимний вечер» и научить читать выразительно.

Задачи:

1.Обучающие: – учить выразительно читать стихотворение;

– формировать умение видеть и понимать предназначение средств художественной выразительности;

– учить наблюдать, сравнивать и анализировать.

2.Развивающая: – развивать речь учащихся, воображение, способность воспринимать произведения различных видов

искусств.

3. Воспитывающая: – воспитывать бережное отношение к слову, обогащать духовный мир ребёнка.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к

учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие

учебного материала на столах, организует свое

рабочее место

2. Подготовка к восприятию

художественного текста

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно, что вы

там видите?

-Совсем скоро наступит зима, а кто из вас любит

зиму? Что больше вам нравится в зиме? Какой

вы представляете себе зиму?

(Включает фонограмму Вивальди «Времена

года»)

- Ребята, слушая музыку, попробуйте

представить себе зимний пейзаж.

-Вы рассказали о своих зимних впечатлениях, а

давайте попробуем понять, какое настроение

хотел передать поэт в своем

стихотворении

«Зимний вечер»?

-Сегодня

мы

познакомимся

с

вами

со

стихотворением А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Дают свои ответы.

Слушают музыку, представляют пейзажи и

рассказывают о своих впечатлениях.

Знакомство со стихотворением.

Учитель

выразительно

читает

стихотворение.

Выявление

первичного

восприятия

стихотворения:

–Понравилось вам стихотворение?

–Какие

чувства

вызвало

у

вас

данное

стихотворение?

–О

каком

времени

года

говорится

в

стихотворении? (О зиме.)

- Есть ли еще слова, кроме заголовка, которые

указывают, что действие происходит зимой?

–Какую картину вы представили?

Постановка учебной задачи.

–Сегодня мы будем с вами учиться читать это

стихотворение выразительно и анализировать.

–Что значит, прочитать выразительно?

Отвечают на вопросы.

Прочитать с нужной интонацией, попытаться

передать те чувства, которые испытывал поэт,

когда писал это стихотворение.

3.Анализ произведения

–На

сколько

смысловых

частей

можно

разделить стихотворение?

–Какие это части?

–Найдите эти части

–Прочитайте про себя первую часть.

–Какая была погода в тот зимний вечер?

–Как описывает поэт бурю?

–Какое средство художественной

выразительности использует поэт, чтобы буря

-На 2 части

-Описание погоды и беседа с няней

-1 часть: «Буря мглою небо… застучит…»;

2 часть «Наша ветхая лачужка…».

-Погода бушевала

-Как живое существо

- Олицетворение

«ожила»?

–Найдите олицетворения в 1 части?

–Что означает слово «кроет»?

–Что означает слово обветшалая?

-Вспомните, что называют сравнением?

–С чем сравнивает поэт завывание ветра в

бурю?

–Найдите ещё сравнения в этой части?

-Почему поэт прибегает к таким сравнениям?

–Какой вечер предстал перед нами?

–Что делает вьюга? Какие глаголы использует

поэт?

–Ударения в словах падают на какие звуки? ( о,

а, у, е, и.)

–Что они изображают?

–Какие строки позволяют услышать шуршание

соломы, шум за окном.

–На какие слова падает логическое ударение?

–Прочитайте

выразительно

первую

часть.

Попытайтесь передать состояние природы.

Один-два ученика читают первую часть.

–Получилось прочитать выразительно?

Буря застучит, мглою небо кроет ,буря

заплачет

-Покрывает

-Обветшалая - старая, разрушающаяся

- Один предмет сравнивают с другим,

похожим чем-то.

-С воем зверя

–Заплачет, как дитя; как путник запоздалый.

-Сравнения

помогают

представить

силу

снежной бури, грустное настроение поэта, у

которого

сердце

сжималось

от

тоски

и

одиночества.

Состояние природы передаёт

душевное переживание поэта)

-Холодный, метельный.

Поэт словно смотрит в тёмное окно, за

которым ничего не видно, и прислушивается,

что делается там, в открытом снежном поле.

–Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет»,

«плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».

–Ударения в словах падают на какие звуки?

( о, а, у, е, и.)

–Завывание вьюги.

–То по кровле обветШалой

Вдруг Соломой ЗаШумит,

То, как путник ЗапоЗдалый,

К нам в окоШко поСтуЧит.

–На глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет,

зашумит, застучит.

–Что пытались передать?

–Прочитайте

про

себя

вторую

часть

стихотворения.

–Что означает слово лачужка?

–Если заменить слово лачужка однокоренным

словом лачуга, изменится ли смысл?

–Почему поэт называет домик няни печальной и

тёмной лачужкой?

–Буря как бы проникла в дом, её завывание

раздаётся внутри дома. И при этом «ветхая

лачужка» не только бедна, но и темна. Тьма

хозяйничает за стенами дома, но и в самом доме

не светло. Таково и настроение: в «ветхой

лачужке» невесело. Здесь живёт тёмная печаль.

–Чему посвящена вторая часть?

–Как он называет няню?

Няня

тоже

призадумалась,

приуныла

и

Александр Сергеевич старается её развеселить,

стряхнуть с её души грустную тягость зимнего

вечера.

–Найдите эти строки.

–Что такое веретено?

–Каким

настроением

пронизана

эта

часть

стихотворения?

–Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о

бедной юности своей. Нянина забота, нянины

песни и сказки скрашивали жизнь поэта.

С

нежностью

называет

он

няню

доброй

-Старенькая избушка, небольшая.

-Да. Лачужка маленькая, ей тяжело выдержать

натиск бури.

–Домик

няни,

эта

«ветхая

лачужка»,

противостоит буре, но против стихии он

ненадёжный защитник.

–Она обращена к няне.

–Добрая подружка, моя старушка.

- « Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?»

–Ручное прядильное орудие в виде деревянной

палочки с заостренным концом.

–Она грустная, нежная печальная.

подружкой,

будучи

уверенным,

что

она

способна разделить его чувства.

–Какими

словами

поэт

создает

картину

одиночества, описывая свое жилище?

–Какие

слова

помогают

передать

грустное

настроение?

– Однако не в натуре Пушкина подчиняться

грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе

легче пережить печаль.

–Что просит он у няни?

–Что напоминают эти строки ?

- Как надо читать 2 часть стихотворения, каким

тоном

– Поставьте ударение над словами: мой друг,

моя

старушка,

добрая

подружка.

Паузы

обозначьте.

–Прочитайте

вторую

часть

стихотворения

выразительно.

–Сравните

первую

и

вторую

части

стихотворения. Похожи ли они?

–Как заканчивается стихотворение?

–Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет

тоску, мы не поддадимся ей и дружеской

беседой поддержим свою бодрость.

–Прочитайте выразительно всё стихотворение.

-ветхое, печальное, темное

-Мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая

кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена,

горе.

-Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла».

–Русскую народную песню.

-Спокойным, напевным, окрашенным грустью

печалью, ласковое обращение к няне. Надо

прочесть

так,

чтобы

слушатели

тоже

прониклись сочувствием к горькой судьбе

поэта

-Нет.

Вторая

часть

пронизана

любовью,

нежностью, лаской. Она задушевная и очень

грустная.)

-Опять мы видим описание бури.

4. Заключительный этап

Обобщение.

–Кому посвящено стихотворение?

-Няне.

–Меняется

ли

настроение

на

протяжении

стихотворения?

–Сравните

это

стихотворение

со

стихотворением « Зимнее утро». Что между

ними общего?

–Чем они отличаются?

–Какой изображена зима в стихотворении?

–Какое настроение было у поэта, когда он писал

это стихотворение?

–Да. Стихотворение «Зимний вечер» – самое

грустное. Удалось ли нам передать настроение

поэта при чтении стихотворения?

– Музыкально ли это стихотворение? Если бы

вы были бы композиторами, какую музыку

написали на эти стихи?

Итог урока. Рефлексия.

–С каким стихотворением познакомились на

уроке?

–Кто автор этого стихотворения?

–Какую музыку слушали?

–Помогла

ли

музыка

лучше

понять

стихотворение?

–Что нового узнал на уроке?

–Что больше всего запомнилось?

Д/з Выучить стихотворение наизусть.

–Нет. Оно грустное.

–Они о зиме: зимнее утро и зимний вечер.

–Стихотворения отличаются настроением. В

стихотворении

«Зимнее

утро

настроение

меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» –

грустное от начала до конца.

–Суровая, вьюжная.

–Печальное, грустное, тоскливое.

-Взволнованную, тревожную, кружащуюся…

и в то же время грустную.

Отвечают на вопросы



В раздел образования