Автор: Юлия Сергеевна Кузьмина
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: ст. Евсино
Наименование материала: Кружковая деятельность
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА патриотическо - спортивной направленности «Богатыри»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский
сад «Светлячок» ст. Евсино Искитимского района Новосибирской области
Принят на педагогическом совете МКДОУ
детский сад «Светлячок» ст. Евсино
Протокол №1
от «___» _____________2021г.
Утверждаю
заведующий МКДОУ
детский сад «Светлячок» ст. Евсино
___________О. Г Шпедт
Приказ №_______2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
патриотическо - спортивной направленности
«Богатыри»
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель программы:
Кузьмина Ю. С.
инструктор по физической культуре.
ст. Евсино
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
3
Пояснительная записка………………………………………….
3
Актуальность……………..................
4
Новизна программы.................
5
Объем и сроки реализации программы…..
7
Основные направления
программы…………………………………………………..
8
Формы и режим занятий…………………………......................
9
Принципы и подходы к формированию
программы……………………………………………………….
9
2
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
12
Содержание программы…………………………………………….
12
Планируемые результаты…………………………….
15
Комплекс организационно – педагогических
условий…………………………………..
17
Учебно-методического обеспечения…………………………………….
18
3
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
22
Особенности реализации воспитательного процесса в ДОО……….
22
Календарный план воспитательной работы…....................
26
Организация режима
пребывания……………...................................................
30
Форма учебного плана………
31
Календарный учебный график………………………………………….......
31
Список литературы
31-32
Приложение 1 Перспективное планирование от 5 до 6 лет
Приложение 2 Перспективное планирование от 6 до 7 лет
Приложение 3 Презентация «Зимние виды спорта»
Приложение 4 Презентация «Марш солдат»
Приложение 5 Презентация «Оказание первой медицинской помощи»
Приложение 6 Презентация «Роды войск»
2
1.Раздел. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания
детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано
обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и
необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития
личности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из
актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми,
кто имеет отношение к детям.
Одним
из
эффективных
средств
решения
задач
нравственно-
патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд,
являются занятия физкультурой и спортом. Спортивно-патриотическое
воспитание
-
многоплановая,
систематическая,
целенаправленная
и
скоординированная деятельность по формированию физически и духовно
развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий
потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма,
иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Основной
базой
программы
по
спортивно-патриотическому
воспитанию «Богатыри» (далее - Программа) являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989).
-
Конституция
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993).
- Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об
образовании в Российской Федерации".
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 N1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования".
3
- Устав муниципального казенного дошкольного образовательного
учреждения детский сад «Светлячок» ст. Евсино Искитимского района
Новосибирской области.
- Постановление от 15 мая 2013 года № 26 об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций"
(с
изменениями
на
27
октября
2020
года)
главный
государственный санитарный врач Российской Федерации.
Данная программа служит основным документом и определяет
содержание
и
организацию
образовательной
деятельности
кружка
«Богатыри»,
обеспечивает
эффективность
построения
тренировочного
процесса
по
спортивно-патриотическому
воспитанию и
содействует
успешному решению задач физического развития детей дошкольного
возраста и направлена на:
создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личности развития, развития инициативы на
основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей по спортивно-
патриотическому воспитанию.
Актуальность:
- связана с реализацией основных направлений Федеральной программы
развития образования: усиление воспитательной функции, формирование
гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине у
будущих защитников Отечества.
4
Новизна программы состоит:
комплексное решение задач оздоровления, формирование физических
качеств и двигательных навыков тесно связаны с воспитанием
патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
Программа
составлена
из
отдельных
самостоятельных
разделов
двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объёму, в
связи с этим при планировании занятий учитываются
индивидуальные
особенности
занимающихся.
Формирование
спортивно-патриотических
чувств
детей
дошкольного
возраста
осуществляется
в
процессе
использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и
досуги, подвижные игры, эстафеты.
Адресат программы:
- Данная общеобразовательная программа ориентирована на обучение
детей 5-7 лет, независимо от пола ребёнка.
Возрастные и индивидуальные особенности развития детей от 5 до
6 лет.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка:
в этот период жизни начинают формироваться новые психологические
механизмы деятельности и поведения.
Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется,
активно
развиваются
двигательные
способности.
Заметно
улучшается
координация
и
устойчивость
равновесия,
столь
необходимые
при
выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое
преимущество перед мальчиками.
У
детей
активно
развиваются
крупные
мышцы
туловища
и
конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей
рук. Инструктор по физической культуре уделяет особое внимание развитию
мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет
большинство физических упражнений. Он способен критически оценить
движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и
5
проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и
здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего
необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий
спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью,
приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения,
пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В
течении пятого и шестого года жизни совершенствуются основные нервные
процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно
сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в
этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не
так быстро утомляется, становится более вынослив психически, (что связано
и с возрастающей физической выносливостью).
Возрастных и индивидуальных особенностей развития детей от 6
до 7 лет.
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом,
познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших
дошкольников,
формируется
готовность
к
предстоящему
школьному
обучению.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной
координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление
движения,
скорость,
смену
темпа
и
ритма.
Возросла
возможность
пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых
усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться
хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к
движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений.
Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических
упражнений и подвижных игр.
6
Объём и сроки освоения программы.
Программа стартового уровня рассчитана на 2 года обучения.
Стартовый
уровень
предполагает
использование
и
реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, самую
минимальную
сложность
предлагаемого
для
освоения
содержания
программы. Данная программа -
первая ступень,
переход на другую
общеобразовательную программу обучения. Этот год является вводным,
направлен
на
первичное
знакомство
с
патриотическо-спортивным
направлением, дает обучающимся стартовые знания.
Общее количество часов - 72 часа в год.
Формы обучения – очная.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (длительность
образовательной деятельности 30 мин.)
Период обучения рассчитан с 1 сентября по 31 мая каждого учебного
года.
Цели и задачи реализации программы:
Цель программы заключается в воспитании гуманной, духовно-
нравственной
личности,
обладающей
национальным
самосознанием
и
патриотическими чувствами средствами физической культуры.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности
через двигательную сферу ребенка, поставлены следующие задачи:
-
обеспечить
сохранение
здоровья
обучающихся
через
всестороннее
физическое развитие;
- помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков,
необходимых человеку на протяжении всей его жизни;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России
средствами физической культуры.
7
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности
через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений
необходимо поставить перед собой следующие задачи:
способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности
в
своих
силах
с
помощью
подбора
физических
упражнений,
соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных
на преодоление трудностей физического характера;
развивать у детей терпение и выносливость;
создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития
патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать
игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные
мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание
подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными,
готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
Основные направления программы:
Развивающее:
- развитие физических качеств, двигательных умений и навыков;
Профилактическое:
-
профилактика
болезней
опорно-двигательного
аппарата
через
всестороннее физическое развитие;
Воспитательное:
-
формирование
ценностного
отношения
к
семье,
здоровью
и
здоровому образу жизни;
воспитание качеств личности таких качеств, как целеустремлённость,
настойчивость и веры в победу;
Духовно-нравственное:
-
воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уважения
к
военнослужащим нашей Родины;
8
Формы
и
режим
занятий
в
сфере
спортивно-патриотического
воспитания – занятия проходят в форме круговой тренировки, подачи
теоретического
и
практического
материала
один
раз
в
неделю,
продолжительность деятельности для детей от 5 - 6 лет - не более 25 минут, а
для детей от 6 - 7 лет - не более 30 минут.
В первый год обучения осуществляется формирование двигательных
навыков, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. Во
второй год обучения у детей идет закрепление полученного материала.
Для
успешной
реализации
Программы
необходимы
следующие
условия:
-
привлечение
к
участию
родителей
обучающихся
(законных
представителей);
-
анализ
программы
на
отдельных
её
этапах,
корректировка
при
необходимости.
1.1.2.
Принципы и подходы к формированию программы:
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция
образования,
обеспечивающая
становление
личности
ребенка
и
ориентирующая
педагога
на
его
индивидуальные
особенности,
что
соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о
признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа предполагает систематическую разноплановую работу,
использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а
также активные формы организации обучения и просвещения родителей по
данной проблеме.
Основные принципы:
-Активности и сознательности. Определяется через участие всего
коллектива педагогов и родителей (законных представителей) в поиске
новых,
эффективных
методов
и
целенаправленной
деятельности
по
спортивно-патриотическому
воспитанию
дошкольников.
Обеспечение
9
высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного
процесса.
-Систематичности и последовательности в организации воспитательно-
образовательного процесса. Принцип предполагает систематическую работу,
постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных
этапах
педагогической
технологии,
сквозную
связь
предлагаемого
содержания, форм, средств и методов работы по спортивно-патриотическому
воспитанию.
-Вариативности. Принцип предполагает сформировать программу с
учетом регионального компонента, приоритетного направления ДОУ.
-Педагогической
целесообразности.
Позволяющий
предусмотреть
необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды,
а
также
обеспечить
возможность
самовыражения
воспитанников,
индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого
ребенка.
-Полифункциональности. Принцип предусматривает обеспечение всех
составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих
предметно-
развивающей
среды
по
патриотическо-спортивному
воспитанию
дошкольников.
-"Не
навреди".
Это
принцип
является
первоосновой
в
выборе
педагогических технологий в детском саду, все виды педагогических и
оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и
развития ребенка.
-Доступности
и
индивидуализации.
Образовательная
работа
по
патриотическо-спортивному воспитанию в детском саду должна строиться с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
-Системного
подхода.
Оздоровительная
направленность
образовательного
процесса
достигается
через
комплекс
избирательно
вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые
10
направлены
на
полезный
результат
–
оздоровление
субъектов
образовательного процесса.
-Оздоровительной направленности. Нацелен на укрепление здоровья в
процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны
иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация
образовательного процесса в детском саду.
-Комплексного
междисциплинарного
подхода.
Работа
учитывает
тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим
коллективом, а также отсутствие строгой предметности.
Формирование программы основано на следующих подходах:
Личностно-ориентированные подходы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка
полноценным
участником
(субъектом)
образовательных
отношений,
разностороннее,
свободное
и
творческое
развитие
каждого
ребёнка,
реализация
их
природного
потенциала,
обеспечение
комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий развития обучающихсяпо спортивно-
патриотическому воспитанию;
-
целостное
развитие
дошкольников
и
готовность
личности
к
дальнейшему развитию;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-
психологическая
защищённость
ребёнка,
обеспечение
эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и
возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого
воспитанника
с
учётом
индивидуальных
особенностей
его
развития
(дифференциация и индивидуализация).
Системно-деятельные подходы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится
11
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка по спортивно-патриотическому воспитанию в различных видах
деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они
самостоятельно
делают
"открытия",
узнают
новое
путём
решения
проблемных задач;
-
креативность
–
"выращивание"
у
обучающихся
способности
переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности,
инициировать
и поощрять потребность детей самостоятельно находить
решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям общества, государства, обеспечить способность ребёнка
ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с
интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и
человечества в целом.
Содержание программы
Форма учебного плана ( Приложение 1)
Содержание разделов и тем.
№
Разделы (5-6 лет)
Кол-во
часов
1
Теоретическая подготовка:
Беседы, слайд презентации: «Азбука безопасности»
«Оказание первой медицинской помощи»
«Зимние виды спорта»
«Роды войск Российской Федерации»
«Марш солдат»
3 ч
2
Общая физическая подготовка:
1.
прыжок в длину с места;
бег на выносливость 300 метров;
челночный бег 3*10 метров;
бег на 30 метров;
подтягивание на перекладине;
наклон вперед из положения сидя;
8 ч
12
2.
Круговая тренировка
3
Специальная физическая подготовка:
1.
Знакомство с командами: «Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы –
снять»).
Строевые приемы в движении:
перестроение из колонны по одному в колонну по два;
строевая стойка (повороты на месте);
строевой и походный шаг;
повороты в движении;
шеренга(одна, две шеренги);
строй (строевой расчет);
построения в шеренгу и колонну по одному;
перестроение в движении из колонны по 1 в колонну по 4
способом дробления и сведения;
исполнение песни в строю;
отдание воинской чести во время движения отряда;
выход из строя и поход к начальнику, возврат в строй.
2.
Обучение стрельбе по мишеням (автоматы детские)
12 ч
4
Спортивное ориентирование:
Знакомство со знаками на карте;
Подвижные дидактические игры на ориентировку в пространстве:
«Найди игрушку»
«Лабиринт»
«Что лишнее на карте»
«Синяя и красная дорожки»
«Расставь игрушки так, как указано на карте – схеме»
3 ч
5
Лыжная подготовка
3.
Ходьба на лыжах
(«Кто дальше», «Шире шаг», «Догонялки»).
6 ч
6
Игровая деятельность:
Игра «Зарница»
«Перестрелка» с передачей и ловлей мяча
«Замаскируйся»
Эстафеты
4ч
Итого:
36 часов
№
Разделы (6-7 лет)
Кол-во
часов
1
1
Теоретическая подготовка:
Беседы
с
показом
слайд
-
презентаций
«Азбука
безопасности»
«Оказание первой медицинской помощи»
«Зимние виды спорта»
«Роды войск Российской Федерации»
2 ч
13
«Марш солдат»
2
Общая физическая подготовка:
прыжок в длину с места;
бег на выносливость 300 метров;
челночный бег 3*10 метров;
бег на 30 метров;
подтягивание на перекладине;
наклон вперед из положения сидя;
4.
Круговая тренировка
8 ч
3
3
Специальная подготовка:
3.
Выполнение команд:«Становись», «Смирно», «Вольно»,
«Заправится», «Отставить», «Головные уборы – снять»).
Строевые приемы в движении:
перестроение из колонны по одному в колонну по два;
строевая стойка (повороты на месте);
строевой и походный шаг;
повороты в движении;
шеренга(одна, две шеренги);
строй (строевой расчет);
построения в шеренгу и колонну по одному;
перестроение в движении из колонны по 1 в колонну по 4
способом дробления и сведения;
исполнение песни в строю;
отдание воинской чести во время движения отряда;
выход из строя и поход к начальнику, возврат в строй.
4.
Стрельба по мишеням (автоматы детские)
12
ч
3
4
Спортивное ориентирование:
Знакомство с компасом и его значением;
ориентирование на местности по карте;
3 ч
4
5
Лыжная подготовка
5.
Ходьба на лыжах
(«Кто дальше», «Шире шаг», «Догонялки»).
6 ч
6
6
Игровая деятельность:
Игра «Зарница»
«Перестрелка» с передачей и ловлей мяча
«Замаскируйся»
Эстафеты
2 ч
7
7
Соревнования, туристические походы:
Смотр строя и песни «Аты-баты, шли солдаты!»
Лыжные гонки
Туристический поход
3 ч
Итого:
36 часов
14
Контингент обучающихся.
Основными
участниками
реализации
программы
являются:
воспитанники МКДОУ Детский сад «Светлячок», группы сформированы в
соответствии с Уставом МКДОУ.
Всего детей
41
Мальчиков
20
Девочек
21
Дети иностранного гражданства
0
Дети - опекаемые
0
Дети ОВЗ
0
Тип семьи
Полная
Неполная
Многодетная
26
7
8
Группа здоровья
I группа здоровья
II группа здоровья
III группа здоровья
11
28
2
Направление группы
общеразвивающая
В
Программе
учитываются
возрастные
и
индивидуальные
особенности детей.
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые
результаты
освоения
Программы
«Богатыри»
представляют собой систему
ведущих целевых установок и ожидаемых
результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основу
образовательной
программы.
Они
обеспечивают
связь
между
требованиями ФГОС ДО, образовательным процессом и системой оценки
результатов освоения Программы. В соответствии с требованиями ФГОС ДО
система планируемых результатов представлена в виде целевых ориентиров
дошкольного
образования,
которые
представляют
собой
социально-
нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на
этапе завершения уровня дошкольного образования.
Особенности дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность),
а
также
системные
особенности
дошкольного
15
образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ,
отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за
результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного
возраста
конкретных
образовательных
достижений
и
обусловливают
необходимость
определения
результатов
освоения
образовательной
программы в виде целевых ориентиров.
К концу года обучения воспитанники должны знать:
- перестроение из колонны по одному в колонну по два;
- строевая стойка (повороты на месте);
- строевой и походный шаг;
- повороты в движении;
- шеренга (одна, две шеренги);
- строй (строевой расчет);
- построения в шеренгу и колонну по одному;
- перестроение в движении из колонны по 1 в колонну по 4 способом
дробления и сведения;
- строевой шаг.
Комплекс организационно - педагогических условий
Календарный учебный график ( Приложение 2)
Условия реализации программы
Для достижения результатов в усвоении программы в учреждении имеется
материально - техническая база.
Материально-техническое обеспечение
Помещение
Оснащение
Групповая комната
-Книжный уголок: подбор художественной литературы,
иллюстрированного
материала
для
спортивно-
патриотического воспитания дошкольников.
-Игротека: дидактические, настольно-печатные игры,
игрушки, атрибуты для организации сюжетно-ролевых
игр.
-Машины разного размера и назначения
-Строительные наборы, конструкторы различных видов
-Центр двигательной деятельности
-Магнитофон, аудиозаписи
16
Изостудия:
-Организация творческой продуктивной деятельности
по данной теме.
Методический кабинет
-Библиотека
педагогической
и
методической
литературы
для
повышения
уровня
образования
сотрудников по теме.
-Библиотека периодических изданий.
-Библиотека художественной литературы.
-Опыт работы педагогов по данной проблеме.
-Материалы консультаций для педагогов и родителей,
памятки.
-Иллюстративный
материал
по
спортивно-
патриотическому воспитанию дошкольников.
Музыкальный зал
-Проведение родительских собраний, консультаций:
*интерактивная доска;
*проектор;
Физкультурный зал
-Проведение ООД:
*музыкальный центр
*физкультурное оборудование (соответствующее теме
ООД);
-Проведение познавательно-спортивных мероприятий,
спортивно-патриотических игр, конкурс смотра-строя и
песни по спортивно-патриотическому воспитанию
дошкольников;
-«Лыжные гонки»
А) Лыжи;
Б) Палки
Территория (участки)
-Игры - соревнования, праздники, досуги и развлечения,
практические занятия.
-Дорожки для бега;
Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей и
содержанию Образовательной программы и программы по спортивно-
патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами
физической культуры «Богатыри».
Учебно-методического обеспечения
№
п/п
Разделы
Название
1.
Методическая литература
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического
воспитания. Москва, 1990.
2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в
детском саду: Москва, творческий центр, 2008.
3 Волошина Л.Н., Курилова Т.В. В 67 Играйте на
17
здоровье! Программа и технология физического
воспитания детей 3- 7 лет. Б.:Изд-во Белый город.
2013.
2.
Наглядные пособия
Слайд презентации:
«Азбука безопасности»
«Оказание первой медицинской помощи»
«Зимние виды спорта»
«Роды войск Российской Федерации»
«Лыжный спорт»
«Марш солдат»
3.
Игры
«Перестрелка»
«Замаскируйся»
4.
Атрибуты
для
сюжетно-
ролевой
игры
(во
всех
возрастных группах)
Военные костюмы, флаги.
5.
Буклеты для родителей
Оформление фотовыставки о празднике «День
защитника Отечества», «Спортивно-патриотическая
игра «Зарница».
Буклеты с выездных соревнований: Конкурс смотра
строя
и
песни
«Аты-баты,
шли
солдаты!»
«Губернаторские состязания», «Лыжные гонки».
6.
Художественная
литература
Маркуша А. «Я – солдат, и ты – солдат»
Евгении Ярцевой «Бег и ходьба»
Михаила Санадзе «Когда я вырасту, я стану
хоккеистом»
Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает инструктор по физическому
развитию, обладающий не только профессиональными знаниями, но и
компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности
творческого
объединения
технической
направления
с
обучающимися
дошкольного возраста.
Формы аттестации
Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися
планируемые результаты, освоена ли ими программа.
В начале учебного года определение уровня развития детей, их
творческих
способностей.
Проводится
входная
диагностика
с
целью
определения уровня подготовки детей к обучению. На основе анализа
полученных результатов планируется работа со всей группой обучающихся.
18
В течение учебного года проводиться определение степени усвоения
учащимися
учебного
материала.
Определение
готовности
детей
к
восприятию
нового
материала.
Повышение
ответственности
и
заинтересованности
воспитанников
в
обучении.
Выявление
детей,
отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных
методов и средств обучения (наблюдение, опрос, творческое задание,
викторина).
В конце учебного года - промежуточный и итоговый контроль с целью
определения уровня усвоения программы. Определение степени усвоения
учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. Опрос,
творческая работа, открытое занятие, защита проектов, анкетирование.
Мониторинг результатов освоения детьми программы вносится в
таблицу диагностирование детей в конце учебного года. (Приложение 2)
Формы организации занятий
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста
осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы
с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения
подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший
воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения.
Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения
детей в рамках определённой темы.
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации
патриотическо-спортивного воспитания дошкольников возможно только на
основе
комплексного
подхода.
Такой
подход
включает
в
себя
образовательную деятельность, работу с родителями, информационное и
материально-техническое
обеспечение
и
контроль
со
стороны
администрации.
Для достижения поставленных задач в ходе занятий выдается
теоретический
материал
(рассказ,
объяснение,
показ),
для
обучения,
закрепления и проверки усвоения пройденного материала проводятся
практические
занятия,
соревнования
и
прием
тестов
физической
подготовленности.
В ходе практических занятий обучающиеся выполняют практические
задания по пройденным темам, сначала под наблюдением преподавателя, а
затем самостоятельно. После выполнения задания производится разбор
ошибок.
Формы проведения:
НОД;
19
спортивные состязания, соревнования;
смотр-конкурс строевой подготовки и песни;
подвижные игры;
спортивные праздники и развлечения;
встречи с интересными людьми;
рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и
вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и
события;
использование аудио и видео аппаратуры для просмотра и слушания
музыкальных произведений о войне, родной земле, показы детям
фильмов о подвигах русских людей;
подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам.
Создание альбомов.
Организованная
образовательная деятельность
по патриотическо-
спортивному
воспитанию
основана
на
организации
педагогом
видов
деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая
деятельность
является
ведущей
деятельностью
ребенка
дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности по
спортивно-патриотическому воспитанию она выступает в качестве основы
для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного
возраста. Игровая деятельность по спортивно-патриотическому воспитанию
представлена в образовательном процессе в разнообразных формах -
подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-
инсценировки, игры-этюды.
При этом обогащение игрового опыта связано с содержанием
организованной образовательной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с
развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной
речи, освоение культуры общения, воспитание толерантности по спортивно-
патриотическому воспитанию.
Музыкальная деятельность организуется в процессе спортивных праздников
и развлечении.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической
культурой, на прогулке требования, к проведению которых согласуются
дошкольным учреждением с положениями действующего СанПин.
Образовательная деятельность по спортивно-патриотическому воспитанию
осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в
20
соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития
ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности педагог
создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-
игровые
или
практические
ситуации,
побуждающие
дошкольников
применить
имеющийся
опыт,
проявить
инициативу,
активность
для
самостоятельного решения возникшей задачи.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:
–
подвижные игры и упражнения, направленные спортивно-патриотическое
воспитание;
–
экскурсии;
–
свободное общение педагога с детьми по спортивно-патриотическому
воспитанию дошкольников.
Методы и технологии, используемые в работе по патриотическо-
спортивном воспитанию дошкольников:
- интерактивный метод обучения;
- технология игрового обучения;
- моделирование опасных и безопасных ситуаций;
- метод наблюдения и беседы;
- личностно-ориентированная технология;
- проектная деятельность взрослых и детей;
- диагностика;
- экскурсии;
- организованная образовательная деятельность;
- спортивные праздники, развлечения;
- продуктивные виды деятельности.
Цель Программы воспитания
Цель воспитания в ДОО – личностное развитие ребенка дошкольного
возраста, проявляющееся:
в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на
основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими
социально значимых знаний);
в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их
социально значимых отношений);
в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения,
применения
сформированных
знаний
и
отношений
на
практике
(в
приобретении опыта социально значимых дел).
21
Главной
задачей
Программы
является
создание
организационно-
педагогических условий в части воспитания, личностного развития и
социализации детей дошкольного возраста. Задачи воспитания формируются
для каждого возрастного периода (от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет) на основе
планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в
единстве
с
развивающими
задачами,
определенными
действующими
нормативными правовыми документами в сфере ДО.
Особенности реализации воспитательного процесса в ДОО
Образовательная программа ДО направлена на разностороннее развитие
детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей, в том числе на достижение детьми дошкольного возраста
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ НОО, на основе специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности. Результаты достижений по
целевым ориентирам Программы воспитания не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
детей. МКДОУ детский сад «Светлячок» ст. Евсино расположен в типовом
здании, по адресу НСО, Искитимский район, ст. Евсино, ул. Гагарина, д.61, в
жилом комплексе. Жилой комплекс имеет оборудованные тротуары для
пешеходов,
пешеходные
переходы.
Рядом
с
ДОУ
находится
общеобразовательная школа, МКДОУ детский сад «Журавлик». ДОУ
располагает базой: спортивный зал, музыкальный зал. Имеется необходимое
оборудование, атрибуты и расходный материал, осуществляется ИКТ
сопровождение мероприятий.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогических работников и воспитанников:
- позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком
культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов
поведения и общения с другим людьми, приобщение к традициям семьи,
общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми
и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной
деятельности ребенка в изменяющемся мире);
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является
неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в
22
организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного
развития;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот
принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как
детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания;
-
партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей,
открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций,
их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом
воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях
жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции
семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы
сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном
планах.
- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в
развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного
сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей
для обогащения детского развития.
Основными
традициями
воспитания
в
образовательной
организации
являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые
общесадовскиемероприятия,
мероприятия
«Календаря
образовательных
событий
РФ»,
коллективные
дела
группы
детей
под
руководством
воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и
родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и
создание
творческого
продукта
(коллективного
или
индивидуального
каждого участника);
- в проведении общесадовских мероприятий поощряется помощь старших
детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный
или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно
значимом деле;
- педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского
коллектива
внутри
одной
возрастной
группы,
на
установление
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных
23
возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в
паре, небольшой группе;
- ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы,
реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой,
именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для
личностного развития ребенка.
Возможные виды и формы деятельности
Виды и формы деятельности реализуются на основе последовательных
циклов, которые при необходимости могут повторяться в расширенном,
углубленном
и
соответствующем
возрасту
варианте
неограниченное
количество раз.
Эти циклы представлены следующими элементами:
погружение – знакомство, которое реализуется в различных формах:
чтение, просмотр, экскурсии и пр.;
разработка
коллективного
проекта,
в
рамках
которого
создаются
творческие продукты;
организация события, в котором воплощается смысл ценности.
Последовательность циклов может изменяться. Например, цикл может
начинаться с яркого события,
после которого
будет
развертываться
погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности.
События, формы и методы работы по реализации каждой ценности в
пространстве воспитания могут быть интегративными. Например, одно и
тоже событие может быть посвящено нескольким ценностям одновременно.
Каждый
педагог
разрабатывает
конкретные
формы
реализации
воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены смысл и
действия взрослых, а также смысл и действия детей в каждой из форм. В
течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику,
на основе наблюдения за поведением детей.
В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком
смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении. 111
2
Планируемые результаты
Планируемые
результаты
-
сформированности
нравственного,
познавательного,
коммуникативного,
художественного
и
физического
24
потенциалов личности учащегося; проявление индивидуальности каждого
воспитанника и педагога в целом.
Результаты воспитательной работы:
дети:
осознают
значимость
ценностного
самоопределения
на
индивидуально-личностном уровне; приобретут опыт творческой,
созидательной
деятельности
на
основе
осознанного
выбора,
специфические умения решения жизненных и профессиональных
задач; сформируют собственную субъектную позицию;
родители: сформируют и разовьют чувство причастности к жизни
Центра, совместной ответственности за результаты воспитания детей;
получат знания и умения в области общественного управления;
педагоги: приобретут специфические знания в области педагогики
дополнительного
образования,
умения
адекватно
использовать
образовательные
и
воспитательные
технологии,
проектировать
разноуровневые программы дополнительного образования детей;
получат возможность ценностного самоопределения в современной
педагогической
действительности,
роста
профессионализма,
изменения своей профессиональной позиции.
Приложение 3.
Диагностическая карта.
Старшая группа
Показатели
Владеет
основными
движениями
в
соответствии с возрастом
Проявляет желание участвовать в играх-
соревнованиях и играх-эстафетах
Ходит
и бегает легко,
ритмично,
сохраняя
правильную
осанку,
25
направление и темп
Лазает
по
гимнастической
стенке
с
изменением темпа
Запрыгивает на предмет (высота 20 см)
Прыгает в обозначенное место с высоты
30 см
Прыгает в длину с места (не менее 80 см)
Прыгает в длину с разбега (не менее 100
см)
Прыгает в высоту с разбега (не менее 40
см)
Прыгает
через
короткую
и
длинную
скакалку
Бег 30 м, (мин. и сек.)
Бег 90 м (мин. и сек.)
Подъём в сед за 30 сек
Метает предметы правой и левой рукой
на расстояние 5-9 м, в вертикальную и
горизонтальную цель с расстояния 3-4 м,
сочетает замах с броском
Бросает мяч вверх, о землю и ловит его
одной рукой
Отбивает мяч на месте не менее 10 раз
Ведет мяч на расстояние не менее 6 м
Выполняет упражнения на статическое и
динамическое равновесие
Умеет перестраиваться в колонну
по
трое, четверо, равняться, размыкаться в
колонне, шеренге
Выполняет повороты направо, налево,
кругом
Участвует в упражнениях с элементами
спортивных
игр:
городки,
футбол,
бадминтон и др.
26
Следит за правильной осанкой
Умеет быстро, аккуратно, в правильной
последовательности
одеваться
и
раздеваться, соблюдать порядок в своем
шкафу
Владеет
элементарными
навыками
личной гигиены
Имеет
навыки
опрятности
(замечает
непорядок в одежде, устраняет его при
небольшой помощи взрослого)
Имеет
начальные
представления
о
составляющих
(важных
компонентах)
здорового
образа
жизни
(правильное
питание,
движение,
сон)
и
факторах
разрушающих здоровье
Владеет
простейшими
навыками
поведения
во
время
еды,
пользуется
вилкой, ложкой
Понимает значение для здоровья человека
ежедневной
утренней
гимнастики,
закаливания
организма,
соблюдения
режима дня
Не сформирован
Находится в стадии
формирования
Сформирован
Показатели
Выполняет
правильно
все
виды
основных
движений (ходьба,
бег,
прыжки,
27
метание, лазание)
Выполняет
физические
упражнения
из
разных исходных
положений четко
и
ритмично,
в
заданном
темпе,
под
музыку,
по
словесной
инструкции
Участвует в играх
с
элементами
спорта
Выполняет
прыжок на мягкое
покрытие
с
высоты до 40 см
Прыгает в длину с
места
не
менее
100 см
Прыгает в длину с
разбега до 180 см
Прыгает в высоту
с разбега в высоту
не менее 50см
Прыгает
через
короткую
и
длинную скакалку
разными
способами
Бег 30 м, (мин. и
сек.)
Бег 90 м (мин. и
сек.)
Подъём в сед за
30 сек
Бросает набивной
мяч (1кг) вдаль
Бросает предметы
в цель из разных
положений
Попадает
в
вертикальную
и
горизонтальную
цель с расстояния
4-5 м
28
Метает предметы
правой
и
левой
рукой
на
расстояние 5-12 м
Метает предметы
в
движущуюся
цель
Умеет
перестраиваться в
3-4 колонны, в 2-3
круга на ходу, в 2
шеренги
после
расчета
на
первый-второй,
соблюдает
интервалы
во
время движения
Может следить за
правильной
осанкой
Применяет
навыки
личной
гигиены
(выполняет
осознанно
и
самостоятельно)
Применяет
культурно-
гигиенические
навыки
(может
следить за своим
внешним видом и
т.д.)
Сформированы
представления
о
здоровом
образе
жизни
Не
сформирован
Находится в
стадии
формировани
я
Сформирован
29
3.2.Организация режима пребывания детей кружок «Богатыри»
Базовый вид деятельности
Периодичность
Кружок «Богатыри»
Старшая группа
1 раза в неделю не более 25
Подготовительная группа
1 раз в неделю не более 30
мин.
ИТОГО
72
Сетка кружка «Богатыри»
День недели
Группа
Вторник
Старшая
10:25-10:50 Кружок «Богатыри»
Четверг
Подготовительная
15:30-16:00 Кружок «Богатыри»
Приложение 1
Форма учебного плана
Раздел
Тема
Кол-во часов
Форма
аттестации
всего
Теорети
ческая
часть
Практич
еская
часть
Первый
раздел
«Ратные страницы
истории Отечества»
10
4
6
Беседа,
педагогическое
30
наблюдение
Второй
раздел
«В здоровом теле –
здоровый дух»
12
6
6
Практические
задания под
наблюдением
преподавателя.
Третий
раздел
«Статен в строю –
силен в бою»
«Меткий стрелок»
13
4,5
8.5
практические
задания по
пройденной
теме
самостоятельно.
Четверты
й раздел
«Полоса
препятствий»
8
2,5
5.5
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Пятый
раздел
«Очень спорт я
люблю, с лыжами
дружу!»
10
2
8
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Шестой
раздел
«Живем играя»
7
2
5
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
Седьмой
раздел
«Мы сильные -
спортивные»
12
4
8
Опрос,
педагогическое
наблюдение,
практическое
задание
итого
72
25
47
Приложение 2
Календарный учебный график
Год
обучения
(уровень)
Дата
начала
занятий
Дата
окончани
я занятий
Количеств
о учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
1 год
обучения
01
сентября
2021 г
31 мая
2022 г
36
72
72
2 раза в
неделю
по 1 часу
31
Список литературы
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. Москва, 1990.
2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Москва,
творческий центр, 2008.
3 Волошина Л.Н., Курилова Т.В. В 67 Играйте на здоровье! Программа и
технология физического воспитания детей 3- 7 лет. Б.:Изд-во Белый город.
2013.
4.
"Теоретические и методические основы организации различных видов
деятельности детей. Туризм в детском саду 2-е изд., испр. и доп. Учебное
пособие для СПО" Татьяна Павловна Завьялова
5. Соловьева Т. В. Спортивное ориентирование, как средство развития и
оздоровления
дошкольников
//
Инновационная
деятельность
образовательных учреждений, направленная на сохранение и укрепление
здоровья детей и учащейся молодежи: сборник научных и методических
статей. – СПб.: Балтик-пресс, 2012. С 138-145.
6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «Детство» Т. И. Бабаевой, Т. И. Осокина «Игры и развлечения
на свежем воздухе».
Форма календарного плана воспитательной работы
( для каждой образовательной программы)
Приложение 4
Месяц
Неделя
Тема
Краткое содержание
Задачи
32
Сентябрь
1
Теоретическая
подготовка
Общая
физическая
подготовка
Мониторинг
Беседа, слайд презентация
«Азбука безопасности»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
Знакомить детей с правилами
безопасности во время
тренировочного процесса.
Выполнение нормативов.
Развитие физических и силовых
качеств.
2
Общая
физическая
подготовка
Мониторинг
«Мы силачи»
бег на 30 метров;
наклон вперед из
положения сидя;
Выполнение нормативов.
Развитие физических и силовых
качеств.
3
Общая
физическая
подготовка
Мониторинг
«Мы силачи»
бег на выносливость 300
метров;
подтягивание на
перекладине;
Выполнение нормативов.
Развитие физических и силовых
качеств.
4
Общая
физическая
подготовка
Круговая
тренировка
«Мы силачи»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
бег на выносливость 300
метров;
бег на 30 метров;
наклон вперед из
положения сидя;
подтягивание на
перекладине;
Выполнение нормативов.
Развитие физических и силовых
качеств.
Октябрь
1
Теоретическая
подготовка
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
Беседа, слайд презентация
«Роды войск Российской
Федерации»
Знакомство с командами:
«Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные
уборы – снять»)
Игра «Перестрелка»
Познакомить детей с названиями
родами войск Российской
Федерации и со строевыми
командами.
Развивать точность движений;
закреплять умение владеть
мячом.
2
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
Разучивание песни в строю,
отдание воинской чести во
время движения отряда.
Выход из строя и поход к
начальнику, возврат в
строй.
Игра «Замаскируйся»
Познакомить детей со
строевыми командами,
продолжать развивать
нравственно-патриотические
качества.
Развивать ловкость, быстроту,
умение ориентироваться в
пространстве.
33
3
Специальная
подготовка
«Мы солдаты»
Шеренга(одна, две
шеренги);
строй (строевой расчет);
построения в шеренгу и
колонну по одному;
перестроение из колонны
по одному в колонну по
два;
строевая стойка (повороты
на месте);
строевой и походный шаг;
повороты в движении;
Познакомить детей со строевыми
командами.
4
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
«Мы солдаты»
Выполнение команд:
«Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные
уборы – снять»)
Игра «Замаскируйся»
Продолжать знакомить детей со
строевыми командами. Развивать
ловкость, быстроту, умение
ориентироваться в пространстве.
Ноябрь
1
Общая
физическая
подготовка
Круговая
тренировка
Специальная
подготовка
«Мы силачи»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
Обучение стрельбе по
мишеням (автоматы
детские)
«Меткие стрелки»
Продолжать развивать
физические и силовые качества.
Познакомить детей
со стрельбой по мишеням.
Развивать точность выполнения,
глазомер.
2
Теоретическая
подготовка
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
Беседа, слайд презентация
«Азбука безопасности»
«Мы солдаты»
Исполнение песни в строю,
отдание воинской чести во
время движения отряда.
Выход из строя и поход к
начальнику, возврат в
строй.
Игра «Перестрелка»
Познакомить детей с правилами
безопасности.
Продолжать знакомить детей со
строевыми командами,
исполнением песни в строю.
Развивать точность движений;
закреплять умение владеть
мячом.
3
Специальная
подготовка
Перестроение из колонны
по одному в колонну по
Вырабатывать у детей
образцовый внешний вид,
34
два;
строевая стойка (повороты
на месте);
строевой и походный шаг;
повороты в движении;
шеренга (одна, две
шеренги);
строй (строевой расчет);
построения в шеренгу и
колонну по одному;
перестроение в движении
из колонны по 1 в колонну
по 4 способом дробления и
сведения;
Стрельба по мишеням
подтянутость и расторопность,
ловкость и выносливость, умение
правильно и быстро выполнять
команды, строевые приёмы.
Развивать точность выполнения
движений.
4
Теоретическая
подготовка
Лыжная
подготовка
Ходьба на лыжах
Беседа, слайд презентация
«Зимние виды спорта»
Имитация ходьбы на лыжах
в физкультурном зале.
Познакомить детей с зимними
видами спорта; развивать
интерес детей к зимним забавам
и спортивным упражнениям,
выполнять имитационные
упражнения ходьбы на лыжах.
Декабрь
1
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
«Мы солдаты»
Закрепление команд
«Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные
уборы – снять»)
перестроение из колонны
по одному в колонну по
два;
шеренга (одна, две
шеренги);
строй (строевой расчет);
построения в шеренгу и
колонну по одному;
Игра «Перестрелка»
Выработать у детей образцовый
внешний вид, подтянутость и
расторопность, ловкость и
выносливость, умение правильно
и быстро выполнять команды,
строевые приёмы.
Развивать точность движений;
закреплять умение владеть
мячом.
2
Лыжная
подготовка
Ходьба на лыжах
«Мы лыжники»
Упражнения
«Кто дальше»
«Пройди и не задень»
Овладение скользящим шагом.
Развитие пространственных
ориентировок.
3
Специальная
подготовка
Перестроение из колонны
по одному в колонну по
Продолжать вырабатывать у
детей образцовый внешний вид,
35
два;
строевая стойка (повороты
на месте);
строевой и походный шаг;
повороты в движении;
шеренга (одна, две
шеренги);
строй (строевой расчет);
построения в шеренгу и
колонну по одному;
перестроение в движении
из колонны по 1 в колонну
по 4 способом дробления и
сведения;
Стрельба по мишеням
подтянутость и расторопность,
ловкость и выносливость, умение
правильно и быстро выполнять
команды, строевые приёмы.
Продолжать обучение стрельбе
по мишеням, добиваться
точности выполнения.
4
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
Исполнение песни в строю,
отдание воинской чести во
время движения отряда.
Выход из строя и поход к
начальнику, возврат в
строй.
Игра «Перестрелка»
Продолжать обучать детей
строевым командам, исполнять
песню четко в движении со
строевым шагом.
Продолжать развивать точность
движений; закреплять умение
владеть мячом.
Январь
2
Теоретическая
подготовка
Специальная
подготовка
Беседа, слайд презентация
«Оказание первой
медицинской помощи»
«Мы солдаты»
Выполнение команд:
«Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные
уборы – снять»)
перестроение из колонны
по одному в колонну по
два;
строевая стойка (повороты
на месте); построения в
шеренгу и колонну по
одному;
Познакомить детей с правилами
оказания первой медицинской
помощи. Продолжать
вырабатывать у детей
образцовый внешний вид,
подтянутость и расторопность,
ловкость и выносливость, умение
правильно и быстро выполнять
команды, строевые приёмы.
3
Общая
физическая
подготовка
Круговая
тренировка
«Мы силачи»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
Продолжать развивать
физическиеи силовые качества.
Развивать ловкость, быстроту,
ориентировку в пространстве.
36
Игровая
деятельность
положения сидя;
«Быстрые и ловкие»
Эстафеты
4
Общая
физическая
подготовка
Ходьба на лыжах
«Мы лыжники»
(«Кто дальше», «Шире
шаг»)
Развитие пространственной
ориентировки и
совершенствование равновесия,
чувства ритма; обучение
основным элементам
передвижения на лыжах
скользящим шагом;
формирование навыка поворотов
переступанием на месте и в
движении; обучение правильной
стойке лыжника, спусков с
небольших склонов и подъемах
на них; знакомство с
торможением лыжами «упором»
и техникой безопасности при
падении.
Февраль
1
Специальная
подготовка
«Мы солдаты»
Выполнение команд:
«Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные
уборы – снять»
перестроение из колонны
по одному в колонну по
два;
строевая стойка (повороты
на месте);
строевой и походный шаг;
повороты в движении;
шеренга (одна, две
шеренги);
строй (строевой расчет);
построения в шеренгу и
колонну по одному;
Продолжать вырабатывать у
детей образцовый внешний вид,
подтянутость и расторопность,
ловкость и выносливость, умение
правильно и быстро выполнять
команды, строевые приёмы.
2
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
Исполнение песни в строю,
отдание воинской чести во
время движения отряда.
Выход из строя и поход к
начальнику, возврат в
строй.
Игра «Замаскируйся»
Продолжать обучать детей
строевым командам, исполнять
песню четко в движении со
строевым шагом.
Развивать ловкость, быстроту,
умение ориентироваться в
пространстве.
37
3
Специальная
подготовка
Исполнение песни в строю,
отдание воинской чести во
время движения отряда.
Выход из строя и поход к
начальнику, возврат в
строй.
Продолжать обучать детей
строевым командам, исполнять
песню четко в движении со
строевым шагом.
4
Общая
физическая
подготовка
Игровая
деятельность
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
бег на выносливость 300
метров;
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
Ходьба на лыжах
«Игра догонялки»
Развитие физических и силовых
качеств. Упражнять в беге.
Обучение основным элементам
передвижения на лыжах
скользящим шагом. Развитие
ловкости, внимательности и
быстроты.
Март
1
Лыжная
подготовка
Игра «Перестрелка»
Развивать точность движений;
закреплять умение владеть
мячом.
2
Общая
физическая
подготовка
Специальная
подготовка
«Мы силачи»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
бег на выносливость 300
метров;
бег на 30 метров;
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
Стрельба по мишеням
Развитие физических и силовых
качеств.
Развивать ловкость, глазомер,
точность движений.
3
Общая
физическая
подготовка
Круговая
тренировка
Игровая
деятельность
«Мы силачи»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
Игра «Перестрелка»
Развитие физических и силовых
качеств.
Развивать точность движений;
закреплять умение владеть
мячом.
38
Апрель
1
Теоретическая
подготовка
Спортивное
ориентирование
Практика по оказанию
первой медицинской
помощи.
«Медицинский пункт»
Знакомство с картой,
условными обозначениями
на ней.
Закрепить умения по оказанию
первой медицинской помощи.
Познакомить детей с картой-
схемой, условными
обозначениями на ней.
2
Общая
физическая
подготовка
Специальная
подготовка
«Мы силачи»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
бег на выносливость 300
метров;
бег на 30 метров;
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
Стрельба по мишеням
«Меткие стрелки»
Развитие физических и силовых
качеств.
Развивать ловкость, глазомер,
точность движений.
3
Спортивное
ориентирование
Ходьба с картой по залу.
Подвижные дидактические
игры:
«Найди игрушку»
«Лабиринт»
«Что лишнее на карте»
«Синяя и красная
дорожки»
«Расставь игрушки так, как
указано на карте – схеме»
Учить детей с помощью карты-
схемы, предложенного задания
выбирать нужное направление
движения, проходить указанный
маршрут.
4
Общая
физическая
подготовка
Круговая
тренировка
Игровая
деятельность
«Мы силачи»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
Эстафеты
«Мы быстрые и сильные»
Продолжать развивать
физические и силовые качества.
Развивать ловкость и быстроту.
Май
1
Праздник
Игра «Зарница»
Формировать физическую
выносливость, смекалку,
лидерские качества. Воспитывать
умение действовать в
коллективе, болеть за своих
товарищей.
2
Общая
Закрепление нормативов
Закреплять физические и
39
физическая
подготовка
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
бег на выносливость 300
метров;
бег на 30 метров;
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
силовые качества, умение бега на
выносливость.
3
Общая
физическая
подготовка
Мониторинг
Сдача переводных
нормативов
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
бег на выносливость 300
метров;
бег на 30 метров;
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
Выполнение и сдача переводных
нормативов.
4
Общая
физическая
подготовка
Мониторинг
Сдача переводных
нормативов
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
бег на выносливость 300
метров;
бег на 30 метров;
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
Выполнение и сдача переводных
нормативов.
Перспективное планирование от 6 до 7 лет
Месяц
Неделя
Тема
Краткое содержание
Задачи
Сентябрь
1
Теоретическая
подготовка
Общая
физическая
подготовка
Мониторинг
Показ слайдов, беседа
«Азбука безопасности»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
Закрепитьзнания у детейо
правилах безопасности во время
тренировочного процесса.
Выполнение нормативов.
Развитие физических и силовых
качеств.
2
Общая
физическая
подготовка
Мониторинг
«Мы силачи»
бег на 30 метров;
наклон вперед из
положения сидя;
Выполнение нормативов.
Развитие физических и силовых
качеств.
40
3
Общая
физическая
подготовка
Мониторинг
«Мы силачи»
бег на выносливость 300
метров;
подтягивание на
перекладине;
Выполнение нормативов
Развитие физических и силовых
качеств.
4
Спортивное
ориентирование
Знакомство с компасом.
Ориентировка на местности
по карте.
Познакомить детей с компасом и
его значением. Объяснить, что
северное направление на листе
бумаги (в клетку) обозначается
стрелкой, указывающей вверх.
Восток – справа, Запад – слева,
Юг – вниз. Закрепить умения и
навыки ориентирования на
местности.
Октябрь
1
Теоретическая
подготовка
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
Беседа, показ презентации о
солдатах Российской
Федерации.
«Мы солдаты»
Выполнение команд:
«Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные
уборы – снять»)
Игра «Перестрелка»
Закрепление названий рода войск
Российской Федерации.
Развивать точность движений;
закреплять умение владеть
мячом.
2
Теоретическая
подготовка
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
Беседа, показ слайд
презентации «Марш
солдат»
«Мы солдаты»
Разучивание песни в строю,
отдание воинской чести во
время движения отряда.
Выход из строя и поход к
начальнику, возврат в
строй.
Игра «Замаскируйся»
Продолжать обучать детей
строевым командам, развивать
нравственно-патриотические
качества.
Развивать ловкость, быстроту,
умение ориентироваться в
пространстве.
3
Специальная
подготовка
«Мы солдаты»
Шеренга (одна, две
шеренги);
строй (строевой расчет);
построения в шеренгу и
колонну по одному;
перестроение из колонны
по одному в колонну по
два;
Продолжать обучать детей
строевым командам, развивать
нравственно-патриотические
качества. Обучать строевому
маршу.
41
строевая стойка (повороты
на месте);
строевой и походный шаг;
повороты в движении;
Изучение маршировки
4
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
«Мы солдаты»
Выполнение команд:
«Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные
уборы – снять»)
Композиция «Военный
марш»
Игра «Замаскируйся»
Продолжать знакомить детей со
строевыми командами. Развивать
ловкость, быстроту, умение
ориентироваться в пространстве.
Ноябрь
1
Физическая
подготовка
Круговая
тренировка
Специальная
подготовка
«Мы силачи»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
Стрельба по мишеням
(автоматы детские)
«Меткие стрелки»
Продолжать развивать
физические и силовые качества.
Познакомить детей
со стрельбой по мишеням.
Развивать точность выполнения,
глазомер.
2
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
«Мы солдаты»
Исполнение песни в строю,
отдание воинской чести во
время движения отряда.
Выход из строя и поход к
начальнику, возврат в
строй.
Игра «Перестрелка»
Продолжать знакомить детей со
строевыми командами,
исполнением песни в строю.
Развивать точность движений;
закреплять умение владеть
мячом.
3
Специальная
подготовка
Перестроение из колонны
по одному в колонну по
два;
строевая стойка (повороты
на месте);
строевой и походный шаг;
повороты в движении;
шеренга (одна, две
шеренги);
строй (строевой расчет);
построения в шеренгу и
колонну по одному;
Вырабатывать у детей
образцовый внешний вид,
подтянутость и расторопность,
ловкость и выносливость, умение
правильно и быстро выполнять
команды, строевые приёмы.
Развивать точность выполнения
движений.
42
перестроение в движении
из колонны по 1 в колонну
по 4 способом дробления и
сведения;
Стрельба по мишеням
4
Теоретическая
подготовка
Ходьба на лыжах
Беседа, показ слайд
презентации «Зимние виды
спорта»
Имитация ходьбы на лыжах
в физкультурном зале.
Показ слайд презентации зимних
видов спорта; развивать интерес
детей к зимним забавам и
спортивным упражнениям,
выполнять имитационные
упражнения ходьбы на лыжах.
Декабрь
1
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
«Мы солдаты»
Закрепление команд
«Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные
уборы – снять»)
перестроение из колонны
по одному в колонну по
два;
шеренга (одна, две
шеренги);
строй (строевой расчет);
построения в шеренгу и
колонну по одному;
Игра «Перестрелка»
Выработать у детей образцовый
внешний вид, подтянутость и
расторопность, ловкость и
выносливость, умение правильно
и быстро выполнять команды,
строевые приёмы.
Развивать точность движений;
закреплять умение владеть
мячом.
2
Лыжная
подготовка
Ходьба на лыжах
«Мы лыжники»
Эстафеты
«Быстрые и сильные»
Овладение скользящим шагом.
Развитие пространственных
ориентировок.
3
Специальная
подготовка
Перестроение из колонны
по одному в колонну по
два;
строевая стойка (повороты
на месте);
строевой и походный шаг;
повороты в движении;
шеренга (одна, две
шеренги);
строй (строевой расчет);
построения в шеренгу и
колонну по одному;
перестроение в движении
из колонны по 1 в колонну
по 4 способом дробления и
Продолжать вырабатывать у
детей образцовый внешний вид,
подтянутость и расторопность,
ловкость и выносливость, умение
правильно и быстро выполнять
команды, строевые приёмы.
Продолжать обучение стрельбе
по мишеням, добиваться
точности выполнения.
43
сведения;
Стрельба по мишеням
4
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
Исполнение песни в строю,
отдание воинской чести во
время движения отряда.
Выход из строя и поход к
начальнику, возврат в
строй.
Исполнение композиции
«Военный марш»
Игра «Перестрелка»
Продолжать обучать детей
строевым командам, исполнять
песню четко в движении со
строевым шагом.
Продолжать развивать точность
движений; закреплять умение
владеть мячом.
Январь
2
Теоретическая
подготовка
Специальная
подготовка
Беседа, показ слайдов,
практика по оказанию
первой медицинской
помощи.
«Медицинский пункт»
Выполнение команд:
«Мы солдаты»
«Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные
уборы – снять»)
перестроение из колонны
по одному в колонну по
два;
строевая стойка (повороты
на месте);
построения в шеренгу и
колонну по одному;
Продолжать знакомить детей с
правилами оказания первой
медицинской помощи.
Продолжать вырабатывать у
детей образцовый внешний вид,
подтянутость и расторопность,
ловкость и выносливость, умение
правильно и быстро выполнять
команды, строевые приёмы.
3
Физическая
подготовка
Круговая
тренировка
Игровая
деятельность
«Мы силачи»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
«Быстрые и ловкие»
Эстафеты
Продолжать развивать
физические и силовые качества.
Развивать ловкость, быстроту,
ориентировку в пространстве.
4
Лыжная
подготовка
Ходьба на лыжах
«Мы лыжники»
(«Кто дальше», «Шире
шаг»)
Развитие пространственной
ориентировки и
совершенствование равновесия,
чувства ритма; обучение
основным элементам
передвижения на лыжах
44
скользящим шагом;
формирование навыка поворотов
переступанием на месте и в
движении; обучение правильной
стойке лыжника, спусков с
небольших склонов и подъемах
на них; знакомство с
торможением лыжами «упором»
и техникой безопасности при
падении.
Февраль
1
Теоретическая
подготовка
Специальная
подготовка
Беседа, показ презентации о
солдатах России, войсках
«Мы солдаты»
Выполнение команд:
«Становись», «Смирно»,
«Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные
уборы – снять»
перестроение из колонны
по одному в колонну по
два;
строевая стойка (повороты
на месте);
строевой и походный шаг;
повороты в движении;
шеренга(одна, две
шеренги);
строй (строевой расчет);
построения в шеренгу и
колонну по одному;
Продолжать вырабатывать у
детей образцовый внешний вид,
подтянутость и расторопность,
ловкость и выносливость, умение
правильно и быстро выполнять
команды, строевые приёмы.
2
Специальная
подготовка
Игровая
деятельность
Исполнение песни в строю,
отдание воинской чести во
время движения отряда.
Выход из строя и поход к
начальнику, возврат в
строй.
Композиция «Военный
марш»
Игра «Замаскируйся»
Продолжать обучать детей
строевым командам, исполнять
песню четко в движении со
строевым шагом.
Развивать ловкость, быстроту,
умение ориентироваться в
пространстве.
3
Праздник
Праздник, посвященный
дню защитника Отечества
Осуществлять преемственность
между детским садом и семьей
по физическому воспитанию;
- упражнять в основных видах
движений;
45
- содействовать развитию и
формированию физических
качеств;
- воспитывать интерес к
спортивным праздникам, чувство
коллективизма;
- создавать радостное
настроение.
4
Соревнования
«Аты-баты, мы солдаты!»
-развивать физические и волевые
качества в соревнованиях и
эстафетах;
-воспитывать дружеские
взаимоотношения;
Март
1
Теоретическая
подготовка
Показ слайд презентации
«Лыжный спорт»
Закреплять основные элементы
передвижения на лыжах
скользящим шагом.
2
Физическая
подготовка
Специальная
подготовка
«Мы силачи»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
бег на выносливость 300
метров;
бег на 30 метров;
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
Стрельба по мишеням
Продолжать развивать
физические и силовые качества.
Развивать ловкость, глазомер,
точность движений.
3
Физическая
подготовка
Круговая
тренировка
Игровая
деятельность
«Мы силачи»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
Игра «Перестрелка»
Развитие физических и силовых
качеств.
Развивать точность движений;
закреплять умение владеть
мячом.
1
Физическая
подготовка
Круговая
тренировка
«Мы силачи»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
бег на выносливость 300
метров;
бег на 30 метров;
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
Развитие физических и силовых
качеств.
Закреплять умения детей
ориентироваться по карте-схеме
компасу в пространстве.
46
Спортивное
ориентирование
положения сидя;
Ориентировка по карте и
компасу в пространстве
2
Соревнования
«Губернаторские
состязания»
- формирования потребности
детей в здоровом образе жизни;
- развития и укрепления
двигательных умений, навыков и
физических качеств детей;
3
Теоретическая
подготовка
Спортивное
ориентирование
Показ слайдов, практика по
оказанию первой
медицинской помощи.
«Медицинский пункт»
Определение
местоположения по карте
Закрепить умения по оказанию
первой медицинской помощи
пострадавшему.
Закреплять умения детей
ориентироваться по карте-схеме
компасу в пространстве,
находить местоположение на
местности.
Май
1
Праздник
Игра «Зарница»
Формировать физическую
выносливость, смекалку,
лидерские качества. Воспитывать
умение действовать в
коллективе, болеть за своих
товарищей.
2
Физическая
подготовка
Закрепление нормативов
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
бег на выносливость 300
метров;
бег на 30 метров;
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
Закреплять физические и
силовые качества, умение бега на
выносливость.
3
Физическая
подготовка
Мониторинг
Сдача контрольных
нормативов
«Я выпускник»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
бег на выносливость 300
метров;
бег на 30 метров;
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
Выполнение и сдача
контрольных нормативов.
4
Физическая
Сдача контрольных
Выполнение и сдача
47
подготовка
Мониторинг
нормативов
«Я выпускник»
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3*10м
бег на выносливость 300
метров;
бег на 30 метров;
подтягивание на
перекладине;
наклон вперед из
положения сидя;
контрольных нормативов.
48