Автор: Степанова Надежда Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 4
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: Преемственность воспитания и образования как важный аспект музыкального развития детей
Раздел: дополнительное образование
Преемственность воспитания и образования как важный аспект
музыкального развития детей
(В рамках сотрудничества: детская школа искусств и детское
дошкольное учреждение)
Одной из фундаментальных проблем в формировании музыкальной
культуры
детей,
является
преемственность
между
образовательными
ступенями.
Содержание
преемственности
музыкального
воспитания,
где
срабатывают:
реальные механизмы;
этапность формирования музыкальной культуры между различными
звеньями образовательной системы;
возможности
построения
«горизонтальных»
и
«вертикальных»
преемственных
связей
между дошкольной и
школьной
музыкально-
образовательными ступенями.
Важна роль
воспитательного потенциала музыкального
искусства в
переходные возрастные периоды с целью профилактики асоциальных
проявлений в детской среде.
Все
больше
возникает
необходимость
научно-теоретической
и
методологической разработки широкого круга вопросов, связанных с
реальным
осуществлением
преемственности
в
музыкальном
развитии
ребёнка.
Необходимость создания системы преемственности музыкального
воспитания и образования, базирующиеся на едином концептуальном
стержне и сквозных ценностных основаниях формирования музыкальной
культуры личности.
В настоящее время - это актуальная проблема современной теории и
практики музыкального образования, в основе которой преемственность в
музыкальном
воспитании
детей,
основанная
на
последовательном
и
непрерывном формировании музыкальной культуры личности. Успешность
осуществления данного механизма может быть при наличии следующих
условий:
• общность ценностно-целевых установок реализуемых программ воспитания
и обучения на разных ступенях образовательной системы;
• единство методологических подходов в музыкальном воспитании детей,
способствующих гармонизации познавательной, ценностно-ориентационной
и творческой деятельности в процессе формирования музыкальной культуры;
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку как эмоционально-
содержательного
стержня ценностного отношения
к
музыкальному
искусству;
• вариативность форм и методов организации музыкальной деятельности,
способствующих
активизации
художественно-творческого
потенциала
и самостоятельность детей на каждом возрастном этапе;
•
подготовка
и
повышении
квалификации
педагогов-практиков,
ориентированных на решение проблем преемственности в формировании
музыкальной культуры детей как части общей духовной культуры личности.
Осуществление преемственности в системе образования предполагает
взаимодействие составляющих:
сохранение культурного наследия, оптимальный баланс традиций и
инноваций (культурно-историческая преемственность);
построение
конструктивных
отношений
между
субъектами
образовательной
деятельности
в ценностном поле
культуры
(преемственность как диалог);
становление личности человека через последовательное освоение и
присвоение культурных ценностей (преемственность как непрерывность
развития).
Формирование музыкальной культуры является одним из факторов
успешной социализации ребёнка. Применение интонационной теории Б.В.
Асафьева обосновывает путь приобщения детей к музыкальной культуре
через постижение «интонационного словаря» музыки разных эпох и стилей
подобно освоению ребёнком человеческой речи. В музыке сконцентрирован
духовный опыт человечества, который, попадая в сферу индивидуального
сознания личности (переживаний, чувств, мыслей, оценок, ориентаций),
распредмечивается, осваивается, развивается и становится её достоянием.
Музыкальное искусство может выступать объединяющей доминантой
воспитательного
процесса
на
ступенях
образовательной
системы,
воздействуя
через
мир
музыкально-ассоциативных
эмоционально-
эстетических образов на ценностное сознание воспитанника, способствуя
самореализации и саморазвитию личности.
Формирование музыкальной культуры начинается с раннего возраста,
продолжается в дошкольные и школьные годы и предполагает дальнейшее
музыкально-эстетическое саморазвитие.
Музыкальная
культура
ребёнка
представляет собой ценностную основу преемственности между различными
ступенями образования и воспитания.
Стержневым
основанием
формируемой
музыкальной
культуры
является
положительное
эмоционально-оценочное
отношение
детей
к
высокохудожественным
произведениям
музыкальной
классики.
Его
последовательное
развитие
от
ступени
к
ступени
базируется
на
эмоциональной отзывчивости к ценностям музыкального искусства и
характеризуется
изменением
соотношения
эмоциональной
и
интеллектуальной составляющих на разных возрастных этапах.
Вариативные формы организации музыкальной деятельности будут
способствовать активизации творческого начала и самостоятельности детей
как отношенческих оценочных проявлений при постижении музыкального
языка.
Преемственность в музыкальном воспитании детей представляет собой
систему полифункциональных отношений между ступенями образования
(«вертикальная» преемственность) и качественно различными уровнями
музыкального
развития
детей
на
каждой
образовательной
ступени
(«горизонтальная» преемственность). Система преемственности включает в
себя
комплекс
целевых, содержательных и
методических
связей,
объединённых
едиными ценностными основаниями.
Базисом
концепции
преемственности является «функциональный механизм культуры» (М. С.
Каган), построенный на синтезе познавательной, ценностно-ориентационной
и творческо-преобразующей деятельности в процессе приобщения детей
к музыкальным ценностям.
Решение проблемы преемственности в музыкальном воспитании детей
зависит от кадрового потенциала образовательной системы. Вопросы
музыкального
развития
дошкольников
и школьников в
единстве,
как
правило, не рассматриваются при подготовке специалиста на средней и
высшей ступенях профессионального образования.
Показателями
и
критериями
успешного
осуществления
преемственности в музыкальном развитии детей являются:
•
непрерывность
музыкального
развития
детей,
включающая
последовательное формирование музыкально-ценностных ориентаций детей
в соотношении с динамикой их личностного развития, а также сохранение
интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений
музыкального искусства при переходе на новые образовательные ступени;
• наличие развивающей музыкальной среды, обладающей образовательно-
воспитательным
потенциалом
и
чёткой
структурой,
предполагающей
насыщенную звучанием музыки жизнедеятельность детей и взрослых в
различных формах организации музыкально-эстетической деятельности;
• организация управления музыкальным развитием детей, представляющая
собой согласованность ценностно-целевого и программно-методического
обеспечения музыкального развития детей между ступенями образования и
воспитания.