Напоминание

Преемственность воспитания и образования как важный аспект музыкального развития детей


Автор: Степанова Надежда Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 4
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: Преемственность воспитания и образования как важный аспект музыкального развития детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преемственность воспитания и образования как важный аспект

музыкального развития детей

(В рамках сотрудничества: детская школа искусств и детское

дошкольное учреждение)

Одной из фундаментальных проблем в формировании музыкальной

культуры

детей,

является

преемственность

между

образовательными

ступенями.

Содержание

преемственности

музыкального

воспитания,

где

срабатывают:

реальные механизмы;

этапность формирования музыкальной культуры между различными

звеньями образовательной системы;

возможности

построения

«горизонтальных»

и

«вертикальных»

преемственных

связей

между дошкольной и

школьной

музыкально-

образовательными ступенями.

Важна роль

воспитательного потенциала музыкального

искусства в

переходные возрастные периоды с целью профилактики асоциальных

проявлений в детской среде.

Все

больше

возникает

необходимость

научно-теоретической

и

методологической разработки широкого круга вопросов, связанных с

реальным

осуществлением

преемственности

в

музыкальном

развитии

ребёнка.

Необходимость создания системы преемственности музыкального

воспитания и образования, базирующиеся на едином концептуальном

стержне и сквозных ценностных основаниях формирования музыкальной

культуры личности.

В настоящее время - это актуальная проблема современной теории и

практики музыкального образования, в основе которой преемственность в

музыкальном

воспитании

детей,

основанная

на

последовательном

и

непрерывном формировании музыкальной культуры личности. Успешность

осуществления данного механизма может быть при наличии следующих

условий:

• общность ценностно-целевых установок реализуемых программ воспитания

и обучения на разных ступенях образовательной системы;

• единство методологических подходов в музыкальном воспитании детей,

способствующих гармонизации познавательной, ценностно-ориентационной

и творческой деятельности в процессе формирования музыкальной культуры;

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку как эмоционально-

содержательного

стержня ценностного отношения

к

музыкальному

искусству;

• вариативность форм и методов организации музыкальной деятельности,

способствующих

активизации

художественно-творческого

потенциала

и самостоятельность детей на каждом возрастном этапе;

подготовка

и

повышении

квалификации

педагогов-практиков,

ориентированных на решение проблем преемственности в формировании

музыкальной культуры детей как части общей духовной культуры личности.

Осуществление преемственности в системе образования предполагает

взаимодействие составляющих:

сохранение культурного наследия, оптимальный баланс традиций и

инноваций (культурно-историческая преемственность);

построение

конструктивных

отношений

между

субъектами

образовательной

деятельности

в ценностном поле

культуры

(преемственность как диалог);

становление личности человека через последовательное освоение и

присвоение культурных ценностей (преемственность как непрерывность

развития).

Формирование музыкальной культуры является одним из факторов

успешной социализации ребёнка. Применение интонационной теории Б.В.

Асафьева обосновывает путь приобщения детей к музыкальной культуре

через постижение «интонационного словаря» музыки разных эпох и стилей

подобно освоению ребёнком человеческой речи. В музыке сконцентрирован

духовный опыт человечества, который, попадая в сферу индивидуального

сознания личности (переживаний, чувств, мыслей, оценок, ориентаций),

распредмечивается, осваивается, развивается и становится её достоянием.

Музыкальное искусство может выступать объединяющей доминантой

воспитательного

процесса

на

ступенях

образовательной

системы,

воздействуя

через

мир

музыкально-ассоциативных

эмоционально-

эстетических образов на ценностное сознание воспитанника, способствуя

самореализации и саморазвитию личности.

Формирование музыкальной культуры начинается с раннего возраста,

продолжается в дошкольные и школьные годы и предполагает дальнейшее

музыкально-эстетическое саморазвитие.

Музыкальная

культура

ребёнка

представляет собой ценностную основу преемственности между различными

ступенями образования и воспитания.

Стержневым

основанием

формируемой

музыкальной

культуры

является

положительное

эмоционально-оценочное

отношение

детей

к

высокохудожественным

произведениям

музыкальной

классики.

Его

последовательное

развитие

от

ступени

к

ступени

базируется

на

эмоциональной отзывчивости к ценностям музыкального искусства и

характеризуется

изменением

соотношения

эмоциональной

и

интеллектуальной составляющих на разных возрастных этапах.

Вариативные формы организации музыкальной деятельности будут

способствовать активизации творческого начала и самостоятельности детей

как отношенческих оценочных проявлений при постижении музыкального

языка.

Преемственность в музыкальном воспитании детей представляет собой

систему полифункциональных отношений между ступенями образования

(«вертикальная» преемственность) и качественно различными уровнями

музыкального

развития

детей

на

каждой

образовательной

ступени

(«горизонтальная» преемственность). Система преемственности включает в

себя

комплекс

целевых, содержательных и

методических

связей,

объединённых

едиными ценностными основаниями.

Базисом

концепции

преемственности является «функциональный механизм культуры» (М. С.

Каган), построенный на синтезе познавательной, ценностно-ориентационной

и творческо-преобразующей деятельности в процессе приобщения детей

к музыкальным ценностям.

Решение проблемы преемственности в музыкальном воспитании детей

зависит от кадрового потенциала образовательной системы. Вопросы

музыкального

развития

дошкольников

и школьников в

единстве,

как

правило, не рассматриваются при подготовке специалиста на средней и

высшей ступенях профессионального образования.

Показателями

и

критериями

успешного

осуществления

преемственности в музыкальном развитии детей являются:

непрерывность

музыкального

развития

детей,

включающая

последовательное формирование музыкально-ценностных ориентаций детей

в соотношении с динамикой их личностного развития, а также сохранение

интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений

музыкального искусства при переходе на новые образовательные ступени;

• наличие развивающей музыкальной среды, обладающей образовательно-

воспитательным

потенциалом

и

чёткой

структурой,

предполагающей

насыщенную звучанием музыки жизнедеятельность детей и взрослых в

различных формах организации музыкально-эстетической деятельности;

• организация управления музыкальным развитием детей, представляющая

собой согласованность ценностно-целевого и программно-методического

обеспечения музыкального развития детей между ступенями образования и

воспитания.



В раздел образования