Напоминание

Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь развития одаренности школьника


Авторы: Екимова Ирина Викторовна, Ирина Викторовна Екимова
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СШ №36"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь развития одаренности школьника
Раздел: среднее образование





Назад




Мир ребенка — это великая загадка. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, помочь

ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни. В начале моего выступления я

попытаюсь обратиться к проблемам детей, которых называют одаренными. Какие они? Что такое

одаренность?

В современных психологических концепциях одаренность рассматривается как целостная си-

стема множества различных, по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности. Каждый чело-

век, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждо-

го из нас создается на основе опыта общения с этими детьми, их сравнении между собой, наблю-

дений за их развитием, чтения литературы о жизни замечательных людей. Наиболее рас-

пространенный стереотип таков: одаренные дети должны поражать взрослых своими яркими, бью-

щими, что называется, прямо в глаза способностями, и прежде всего невероятным для их возраста

объемом знаний и умений. Однако эти представления носят неизбежно субъективный характер, отра-

жая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Но все эти суждения не отражают сущности одаренности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результа-

тов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Три категории одаренных детей:

1.

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных усло-

виях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук (подрост-

ковый возраст).

3.

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой по-

знавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными

резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Общество нуждается в одарённых людях, и наша задача (как части этого общества) состоит в

том, чтобы рассмотреть и развить способности обучающихся детей. Для развития одарённому ребён-

ку необходимы индивидуальные формы обучения и это можно сделать только одним способом – раз-

работать индивидуальную образовательную траекторию (или учебный план), исходя из его возмож-

ностей и особенностей.

Платон в своем «Государстве» разделил всех людей в обществе по принципу одаренности

металлами. Наивысшей степенью одаренности он считал одаренность внутренним «золотом».

Многое ли изменилось со времен Платона? Думаю, нет. В современном обществе ценятся «золотые»

люди, способные мыслить неординарно, или, как принято сейчас говорить, креативно. Поэтому глав-

ной задачей сегодняшнего образования является работа с такими одаренными детьми.

Стоит отметить, что в категорию «одаренных» попадают не только вундеркинды, но и дети,

способные решать сложные неординарные логические задачи, стремящиеся к творчеству, креативу.

Одаренные дети - дети любознательные, проявляющие самостоятельность. Такие дети – дети осо-

бенные, поэтому работа с ними в школе должна быть особенной. Зачастую такие дети требуют повы-

шенной нагрузки, но она не должна заключаться в увеличении классных и домашних упражнений, а

во всестороннем развитии способности мыслить. Мы, учителя, склонны забывать, что «думать» и

«мыслить» - это не одно и то же.

На самом деле, мыслить гораздо сложнее, чем думать.

Условием успешной работы с одаренными детьми является использование метода индивиду-

альных образовательных траекторий. Данный метод позволяет скорректировать образовательную

нагрузку для каждого учащегося. Индивидуальная образовательная траектория учащегося – персо-

нальный путь реализации его личностного потенциала.

Индивидуальная образовательная траектория одаренного ученика – это результат реализации

личностного потенциала одаренного ученика в образовании через осуществление соответствующих

видов деятельности.

Организация личностно-ориентированного образования одаренных учащихся имеет целью ре-

ализовать следующие их права и возможности:

– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;

– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;

– право на составление индивидуальных образовательных программ;

– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных

задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;

– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов заня-

тий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;

– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; инди-

видуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

– право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каж-

дой образовательной области.

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл дея-

тельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план дея-

тельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректи-

ровка или переопределение целей.

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии.

Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными спосо-

бами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ – дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлага-

ется подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности,

направленности.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого

ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждо-

му ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освое-

ния всех учебных дисциплин.

Первый подход наиболее распространен в школах, второй редок, поскольку требует не просто

индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, но одновременной разра-

ботки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и

отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.

При проектировании индивидуальной образовательной траектории можно выделить

следующие этапы:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Диагностический

Проводит диагностику уровня познава-

тельных возможностей учеников

Определяет

образовательные

запросы

школьников в том или ином предмете.

Оценивает свои возможности.

Определяет

предпочтения

в

том или ином предмете

Разъяснительный

Создаёт ситуацию выбора, выступая

консультантом.

Осуществляет выбор индиви-

дуальной

траектории

по

предложенным параметрам.

Этап моделирова-

ния

Оказывает помощь в постановке целей,

определении продукта деятельности, со-

ставлении

плана

работы,

в

отборе

средств и способов достижения ре-

зультата.

Планирует оценку реализации учеником

ИОТ

Ученик ставит личностно зна-

чимые цели, определяет про-

дукт ИОТ

Составляет план работы, про-

водит отбор средств.

Продумывает рефлексию своей

деятельности

Реализация ИОТ

Принимает ИОТ ученика, помогает при

возникновении проблем.

Осуществляет обратную связь.

Реализует ИОТ в виде выбран-

ной формы.

Рефлексия

Проводит рефлексию ИОТ, переходя с

эмоционально-чувственного уровня на

Осуществляет рефлексию соб-

ственной деятельности на ра-

рациональный (анализ деятельности и её

результатов).

циональном уровне причины

успеха или неудач)

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального об-

разовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализа-

ции (технологии организации образовательного процесса).

Учитывая особенности одаренных детей, можно очертить круг методов и технологий образо-

вательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.

Характеристика качеств личности и методы работы с учащимся (файл)

Качество личности

Характеристика качества личности

Методы и формы

1.Любопытство,

любознательность,

познавательная

потребность

Любопытство характерно для каждого учащегося и одаренного, и

обычного.

Любознательность

-

признак

одаренности.

Учащийся

испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным

учащимся в большей степени, чем их нормальным сверстникам,

свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего

мира.

Исследовательская

деятельность.

2.Сверхчувствительност

ь к проблеме

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких

сложностей, где все представляется как будто ясным - одно из

важнейших

качеств,

отличающих

истинного

творца

от

посредственного человека.

Проблемные,

ориентированные

на

самостоятельную

творческую

работу,

задания.

З. Склонность к задачам

дивергентного типа

Дивергентное

мышление

особый

вид

мышления,

который

предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество

одинаково правильных и равноправных ответов. Оно характеризуется

тем, что психологи называют беглостью восприятия (т.е. способностью

генерировать

несколько

идей),

гибкостью

(т.е.

способностью

переходить

на

другую

точку

зрения)

и

оригинальностью

(т.е.

способностью вырабатывать нетривиальные идеи).

Творческие

задания,

которые допускают

множество

правильных ответов.

4.Оригинальность

мышления

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от

широко известных, а так же способность разрабатывать существующие

идеи, что особенно ценится в художествен ном творчестве.

Работа по разработке

новых идей или уже

существующих.

5.Высокая

концентрация

внимания

Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу,

во- вторых, - в возможности успешной настройки на восприятие

информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех.

С концентрацией внимания связана и такая отличительная черта

одаренных,

как

склонность

к

сложным

и

сравнительно

долговременным заданиям.

Сложные

и

сравнительно

долговременные

задания.

6. Отличная память

Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать,

система

тезировать

не

редко

выражается

в

склонности

к

коллекционированию.

Задания на развитие

памяти, внимания и

мышления.

7.Способностъ к оценке

Производное критического мышления.

Задание по анализу

или

чужой

деятельности.

8.Широта интересов

Одаренные учащиеся могут если не все, то многое.

Развивать

и

поддерживать широту

интересов .

Используя данную таблицу, при разработке ИОМ можно подобрать методы работы с одарен-

ным учащимся по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным ме-

тодам из базовой программы.



В раздел образования