Авторы: Екимова Ирина Викторовна, Ирина Викторовна Екимова
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СШ №36"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь развития одаренности школьника
Раздел: среднее образование
Мир ребенка — это великая загадка. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, помочь
ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни. В начале моего выступления я
попытаюсь обратиться к проблемам детей, которых называют одаренными. Какие они? Что такое
одаренность?
В современных психологических концепциях одаренность рассматривается как целостная си-
стема множества различных, по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности. Каждый чело-
век, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждо-
го из нас создается на основе опыта общения с этими детьми, их сравнении между собой, наблю-
дений за их развитием, чтения литературы о жизни замечательных людей. Наиболее рас-
пространенный стереотип таков: одаренные дети должны поражать взрослых своими яркими, бью-
щими, что называется, прямо в глаза способностями, и прежде всего невероятным для их возраста
объемом знаний и умений. Однако эти представления носят неизбежно субъективный характер, отра-
жая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Но все эти суждения не отражают сущности одаренности.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результа-
тов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Три категории одаренных детей:
1.
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных усло-
виях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук (подрост-
ковый возраст).
3.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой по-
знавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными
резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Общество нуждается в одарённых людях, и наша задача (как части этого общества) состоит в
том, чтобы рассмотреть и развить способности обучающихся детей. Для развития одарённому ребён-
ку необходимы индивидуальные формы обучения и это можно сделать только одним способом – раз-
работать индивидуальную образовательную траекторию (или учебный план), исходя из его возмож-
ностей и особенностей.
Платон в своем «Государстве» разделил всех людей в обществе по принципу одаренности
металлами. Наивысшей степенью одаренности он считал одаренность внутренним «золотом».
Многое ли изменилось со времен Платона? Думаю, нет. В современном обществе ценятся «золотые»
люди, способные мыслить неординарно, или, как принято сейчас говорить, креативно. Поэтому глав-
ной задачей сегодняшнего образования является работа с такими одаренными детьми.
Стоит отметить, что в категорию «одаренных» попадают не только вундеркинды, но и дети,
способные решать сложные неординарные логические задачи, стремящиеся к творчеству, креативу.
Одаренные дети - дети любознательные, проявляющие самостоятельность. Такие дети – дети осо-
бенные, поэтому работа с ними в школе должна быть особенной. Зачастую такие дети требуют повы-
шенной нагрузки, но она не должна заключаться в увеличении классных и домашних упражнений, а
во всестороннем развитии способности мыслить. Мы, учителя, склонны забывать, что «думать» и
«мыслить» - это не одно и то же.
На самом деле, мыслить гораздо сложнее, чем думать.
Условием успешной работы с одаренными детьми является использование метода индивиду-
альных образовательных траекторий. Данный метод позволяет скорректировать образовательную
нагрузку для каждого учащегося. Индивидуальная образовательная траектория учащегося – персо-
нальный путь реализации его личностного потенциала.
Индивидуальная образовательная траектория одаренного ученика – это результат реализации
личностного потенциала одаренного ученика в образовании через осуществление соответствующих
видов деятельности.
Организация личностно-ориентированного образования одаренных учащихся имеет целью ре-
ализовать следующие их права и возможности:
– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;
– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;
– право на составление индивидуальных образовательных программ;
– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных
задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;
– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов заня-
тий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;
– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; инди-
видуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;
– право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каж-
дой образовательной области.
Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл дея-
тельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план дея-
тельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректи-
ровка или переопределение целей.
Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии.
Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными спосо-
бами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.
Первый способ – дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлага-
ется подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности,
направленности.
Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого
ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждо-
му ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освое-
ния всех учебных дисциплин.
Первый подход наиболее распространен в школах, второй редок, поскольку требует не просто
индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, но одновременной разра-
ботки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и
отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.
При проектировании индивидуальной образовательной траектории можно выделить
следующие этапы:
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Диагностический
Проводит диагностику уровня познава-
тельных возможностей учеников
Определяет
образовательные
запросы
школьников в том или ином предмете.
Оценивает свои возможности.
Определяет
предпочтения
в
том или ином предмете
Разъяснительный
Создаёт ситуацию выбора, выступая
консультантом.
Осуществляет выбор индиви-
дуальной
траектории
по
предложенным параметрам.
Этап моделирова-
ния
Оказывает помощь в постановке целей,
определении продукта деятельности, со-
ставлении
плана
работы,
в
отборе
средств и способов достижения ре-
зультата.
Планирует оценку реализации учеником
ИОТ
Ученик ставит личностно зна-
чимые цели, определяет про-
дукт ИОТ
Составляет план работы, про-
водит отбор средств.
Продумывает рефлексию своей
деятельности
Реализация ИОТ
Принимает ИОТ ученика, помогает при
возникновении проблем.
Осуществляет обратную связь.
Реализует ИОТ в виде выбран-
ной формы.
Рефлексия
Проводит рефлексию ИОТ, переходя с
эмоционально-чувственного уровня на
Осуществляет рефлексию соб-
ственной деятельности на ра-
рациональный (анализ деятельности и её
результатов).
циональном уровне причины
успеха или неудач)
Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального об-
разовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализа-
ции (технологии организации образовательного процесса).
Учитывая особенности одаренных детей, можно очертить круг методов и технологий образо-
вательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Характеристика качеств личности и методы работы с учащимся (файл)
Качество личности
Характеристика качества личности
Методы и формы
1.Любопытство,
любознательность,
познавательная
потребность
Любопытство характерно для каждого учащегося и одаренного, и
обычного.
Любознательность
-
признак
одаренности.
Учащийся
испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным
учащимся в большей степени, чем их нормальным сверстникам,
свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего
мира.
Исследовательская
деятельность.
2.Сверхчувствительност
ь к проблеме
Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких
сложностей, где все представляется как будто ясным - одно из
важнейших
качеств,
отличающих
истинного
творца
от
посредственного человека.
Проблемные,
ориентированные
на
самостоятельную
творческую
работу,
задания.
З. Склонность к задачам
дивергентного типа
Дивергентное
мышление
–
особый
вид
мышления,
который
предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество
одинаково правильных и равноправных ответов. Оно характеризуется
тем, что психологи называют беглостью восприятия (т.е. способностью
генерировать
несколько
идей),
гибкостью
(т.е.
способностью
переходить
на
другую
точку
зрения)
и
оригинальностью
(т.е.
способностью вырабатывать нетривиальные идеи).
Творческие
задания,
которые допускают
множество
правильных ответов.
4.Оригинальность
мышления
Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от
широко известных, а так же способность разрабатывать существующие
идеи, что особенно ценится в художествен ном творчестве.
Работа по разработке
новых идей или уже
существующих.
5.Высокая
концентрация
внимания
Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу,
во- вторых, - в возможности успешной настройки на восприятие
информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех.
С концентрацией внимания связана и такая отличительная черта
одаренных,
как
склонность
к
сложным
и
сравнительно
долговременным заданиям.
Сложные
и
сравнительно
долговременные
задания.
6. Отличная память
Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать,
система
тезировать
не
редко
выражается
в
склонности
к
коллекционированию.
Задания на развитие
памяти, внимания и
мышления.
7.Способностъ к оценке
Производное критического мышления.
Задание по анализу
или
чужой
деятельности.
8.Широта интересов
Одаренные учащиеся могут если не все, то многое.
Развивать
и
поддерживать широту
интересов .
Используя данную таблицу, при разработке ИОМ можно подобрать методы работы с одарен-
ным учащимся по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным ме-
тодам из базовой программы.