Напоминание

Тренинг воспитания толерантности "Мы разные, но мы вместе"


Автор: Родина Галина Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: п.Горняцкий, Белокалитвинский район, Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинг воспитания толерантности "Мы разные, но мы вместе"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа №10

Тренинг по формированию толерантности

«Мы разные, но мы вместе»

Подготовила педагог-психолог

Родина Г.А.

2012 год

Цель занятия:

Формирование толерантного отношения друг к другу.

Задачи:

- сформировать установку на принятие другого

- донести важность передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и

уважения.

- повышать этнокультурную компетентность

Приветствие участников. Ознакомление с целями тренинга.

Слайд 1

Слайд 2

Часть 1. Введение. Вводная беседа

Каждый

из

нас

живет

в

кругу

друзей,

приятелей,

знакомых

и

незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по

возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям.

Слайд 3

Если мы с другом мало чем отличаемся, то нам с ним проще общаться.

Все нам видится одинаково. Но если друг не похож на меня, то разговор

становится

более

сложным,

но

одновременно

и

более

содержательным.

Сегодня Мы будем говорить о том, как находить общий язык с «Другим».

«Другой»

это

человек

не

похожий

на

вас,

как

с

ним

общаться,

какие

трудности в понимании привычного вам окружения он испытывает и как их

преодолевает?

Ведь

все

мы

такие

разные.

Ведь

принимая

непохожесть

«Другого», мы станем лучше понимать себя.

При

встрече

сДругим

многое

нам

кажется

странным,

даже

неправильным.

Европейская

горчица

не

оправдывает

своего

названия.

Напитки принято наливать до половины стакана. И даже есть обоснование

этому.

Венгры

налитый

полностью

стакан

«прочитывают»

как

знак

нежелательному гостю («Чтоб ты захлебнулся!»).

Слайд 4

А в Средней Азии желанному гостю в первый раз наливают в пиалу чаю

на самое донышко. Им не жалко. Это традиция. Этот знак «прочитывается»

так: «Я готов тебе подливать по глоточку, чтоб чай не остывал». А по-русски

принято наливать посуду полностью в знак щедрости. Три разных поступка,

три разных исторических обоснования.

Слайд 5

Общение людей из разных культур часто похоже на диалог кошки с

собакой. Собака машет хвостом в знак дружбы, а кошка — перед атакой.

Представляете, как непросто им договориться. Но, мы же люди. Мы можем

спросить и объяснить.

Мне хотелось бы узнать помните ли вы правила работы тренинговой

группы (ответы детей). Я очень рада, что вы помните их. И мы начинаем нашу

работу.

Упражнение «Давайте поздороваемся».

Цель:

создание

непринужденной,

доброжелательной

атмосферы

в

группе.

Процедура

проведения:

подростки

по

сигналу

ведущего

хаотично

двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.

Здороваться надо определенным способом: один хлопок – здороваемся за

руку,

два

хлопка

здороваемся

плечиками,

три

хлопка

-

здороваемся

спинами. Упражнение выполняется без использования речи.

Слайд 6

Мы живем в поликультурном обществе. Рядом с нами можно найти

представителей:

Слайд 7

- разных культур и национальностей: как из народов бывшего СССР -

узбеков, татар, украинцев, цыган; так и из дальнего зарубежья - вьетнамцев,

палестинцев, курдов, китайцев; некоторые народы жили еще на территории

Российской империи, хотя имеют и свои государства: поляки, немцы, евреи,

французы и т.д.;

Слайд 8

-

разных

вероисповеданий:

как

традиционных

христиане,

мусульмане, буддисты; иудеи, так и новых для России — кришнаиты, члены

новых церквей, сект...и так далее;

Слайд 9

- разных убеждений: активисты политических партий, экологического

движения, национальных инициатив..., фанаты спортивные и музыкальные,

члены

неформальных

объединений

хиппи,

панки,

новые

группы

и

так

далее;

- разных интересов: филателисты, книголюбы, художники, музыканты,

кладоискатели, альпинисты и так далее.

Есть

и

люди,

которые

объединены

общей

проблемой:

беженцы,

наркоманы, инвалиды...

Каждый человек интересен сам по себе, но одновременно он является

и представителем группы. Изучая Другого, общаясь с ним, вы лучше поймете

не только позицию человека, но и историю его группы. Обычно говорят о

важности толерантного, миролюбивого отношения к представителям других

национальностей, вероисповеданий, убеждений.

Если мы общаемся с Другим, то диалог зависит от обоих. Простой

пример из области гастрономии. Многие выходцы из Азии не переваривают

молочные продукты. В прямом смысле. Это свойство организма, а не причуда

вкусов. Понятно, что мороженое в качестве угощения им не подходит. Есть

народы,

в

кухне

которых

преобладают

острые

приправы.

Вам

такое

не

осилить, а они это едят. То же самое наблюдается и во всех остальных сферах.

По-разному

«прочитывается»

выбор

цветов

в

одежде.

По-разному

люди

сидят

и

стоят

при

разговоре

со

старшим

или

младшим.

Различается

распорядок

дня,

отношение

к

природе.

В

каждой

культуре

существует

множество автоматически выполняемых ритуалов. Понятно, что общение с

«Другим»

будет

протекать

продуктивно,

если

вы

взаимно

учитываете

межкультурные различия. В одних культурах на пол жилища не ставят посуду,

в других вообще сидят на уровне пола. Значит, они по-разному мысленно

делят пространство в доме. Босой хиппи, сидящий на полу в почтенном

университете,

шокировал

профессоров

(кстати,

частенько

садившихся

во

время

лекции

на

стол)

не

потому

что

было

прохладно,

а

пол

был

недостаточно чистый. Это было в июле, и паркет блестел. Просто он нарушил

некие невидимые границы. При разговоре одни люди сближаются до 40

сантиметров, а другие отодвигаются метра на полтора. Это может быть, и не

связано с шумом вокруг. Просто так принято. Каждый из нас – целая планета.

Причем, абсолютно уникальная.

Упражнение «Самый особенный»

Материалы:

ватман,

на

котором

записываются

баллы,

возможен

небольшой приз победителю.

Ведущий просит участников подумать о чем-то, что отличает их от всех

остальных в группе. Участник говорит, например «У меня пять братьев и

сестер». Если никто в группе не может сказать «У меня тоже», участник

получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «У меня тоже», то

ход

переходит

к

этому

участнику.

В

конце

игры

подсчитываются

баллы.

Хорошо,

если

ведущий

группы

также

участвует

в

упражнении,

и

своими

репликами

переводит

разговор

с

внешних

характеристик

на

более

внутренние, а также на вопросы культурных, религиозных и других различий.

Различий много, как вы видите, НО много и общего.

Упражнение «Чем мы похожи»

Сейчас я попрошу выйти в круг одного из участников на основе какого-либо

реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди,

пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы

похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света

выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же

образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся

в кругу.

Упражнение «Пословицы»,

в

котором

к

пословице

того

или

иного

народа

нужно

подобрать

русский

аналог

(данное

упражнение

призвано

подчеркнуть сходные черты национальностей):

Вражда и дружба-сестры. (Кыргызстан)

От ненависти до любви-один шаг. (Россия)

Где нянек много, там дитя безного. (Белоруссия)

У семи нянек дитя без глаза. (Россия)

Два арбуза не удержишь. (Кавказ)

За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь. (Россия)

От рябины яблок не жди. (Латвия)

От осинки не родятся апельсинки. (Россия)

Нерадивый дважды делает. (Татарская республика)

Семь раз отмерь-один отрежь! (Россия)

В чей обоз сел, те песни и пой. (Казахстан)

В чужой монастырь со своим уставом не лезь. (Россия)

Больше знай, меньше болтай. (Татарская республика)

Больше думай, меньше говори. (Россия)

Неторопливый

осел

раньше

достигает

цели,

чем

резвый

жеребенок.

(Узбекистан)

Тише едешь – дальше будешь. (Россия)

Один утренний час лучше двух вечерних. (Украина)

Утро вечера мудренее. (Россия)

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Эстония)

Язык до Киева доведет. (Россия)

-Ребята, что вы заметили в данной игре с пословицами? (ведущий подводит

учащихся к пониманию общности народов в их стремлениях, моральных

качествах и т.п.).

Слайд 10

Давайте

вспомним,

что

такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Определение

слова

толерантностьна разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от

своих собственных идеи или мнения;

во французском – отношение, при котором допускается, что другие

могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим

великодушным;

в арабском

прощение,

снисходительность,

мягкость,

милосердие,

сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в

русском

способность

терпеть

что-то

или

кого-то

(быть

выдержанным,

выносливым,

стойким,

уметь

мириться

с

существованием чего-либо, кого-либо).

Слайд 11

Толерантность

это

уважение,

принятие

и

понимание

богатого

многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов

проявления человеческой индивидуальности.

Какие же черты присуще толерантному человеку? Сейчас мы это выясним

при помощи следующего упражнения.

Упражнение Солнышко Слайд 12

Я повешу ватман на стенку, с нарисованным солнышком, я попрошу, чтобы

каждый по очереди подошел к нему,

нарисовал лучик и написал на нём

черту,

присущую

толерантному

человеку.

Желательно

чтобы

слова

не

повторялись.

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Для того чтобы наша дальнейшая работа была более плодотворной мы

разделимся на две команды.

Мозговой штурм. 14 шагов к толерантности.

Задание для учащихся:

Как человек должен вести себя, чтобы практиковать толерантность?

Ведущий записывает все варианты ответов на доске. Слайд 12

Наводящий пример: Джордано Бруно утверждал, что Земля круглая. За

это

утверждение,

нарушавшее

общепринятые

и

защищенные

Церковью

каноны, он был сожжен. Палачи были при этом уверены, что они правы и что

они

знают

истину.

Как

характеризуется

их

поведение

с

точки

зрения

толерантности?

Слайд 13

14 шагов к толерантности

Желание быть толерантным.

Стремление

человека

стать

лучше.

Постоянное

саморазвитие

(личностный рост). Умение ставить себя на место других.

Не осуждать.

Замечать мелочи и тонкости;замечать особенности ситуации;

Расширять

свой

круг

общения.

Менять

места.

Путешествовать

(посещать другие места, ходить в гости).

Знакомиться

с

другими

культурами,

традициями:язык,

рисунки,

литература,

архитектура;костюмы

(одежда),

кухня,

музыка,

танцы,

песни.

Наблюдать.

Улучшить самоконтроль.

Развить в себе умение молчать/слушать.

Менять точки зрения.

Сопереживать.

Не зацикливаться.

Быть активным.

Не оценивать.

А сейчас я предлагаю провести небольшую викторину

Слайды 14-44

А вы знаете, что такое «Технологии повседневной толерантности»? Как Вы

думаете, что скрывается под этим понятием?

(звучат высказывание и мнение воспитанников)

Я

перечислю

знакомые,

самые

обычные

для

Вас

слова.

Повседневность – это кофе, отпуск, пицца, автомобиль. Иначе говоря, самые

обыденные вещи, без которых невозможна сегодняшняя цивилизация. Это,

если можно так сказать, - неоспоримая повседневность, точки отсчета, без

которых немыслим день, неделя, год. Утром – кофе, в обед – пицца, летом –

отпуск, каждый день автомобиль.

Ребята, а какие вы можете привести примеры из своей повседневной

жизни?

(звучат ответы детей о компьютере, телевизоре, мобильном телефоне

и т.д.)

А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком

плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце

60-х

годов,

во

Франкфурте-на-Майне

и

публикуется

сегодня

в

немецких

школьных

учебниках,

представлен

в

музейных

витринах

и

на

уличных

рекламных тумбах.

Простой

и

динамичный

ритм

плаката,

его

очевидная

связь

с

повседневной

толерантностью,

ссылки

на

повседневность

сделали

его

необыкновенно популярным.

Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей

разных возрастов.

В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали

философы,

культурологи

и

активисты

университетских

молодежных

движений 68 года.

Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:

Твой Иисус – еврей.

Твой автомобиль – японский.

Твой кофе – бразильский.

Твои цифры – арабские.

Твои буквы – латинские.

Твоя демократия – греческая.

Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

Слайд 45

Концепция плаката, как это ясно, состоит в том, чтобы дать информационный

конструкт – имидж:

человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других

наций (буквы, цифры, демократия);

повседневными

трудами

других

народов

(кофе

выращивают

в

одной

стране, отпуск

проводят в других странах, пользуются автомобилями

разных стран).

И символ веры, Иисус Христос был рожден другим народом. Можно ли при

этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?!

Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

Слайд 46

Рефлексия по тренингу.

Я попрошу каждого из Вас ответить на несколько вопросов.

Какие у Вас чувства?

Что Вы для себя узнали?

Что уносите с собой?

В

завершение

нашего

занятия

попрошу

всех

встать

в

ровный

круг

лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем положите руки друг другу на

плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей

команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем:

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

(раздача памятных закладок «14 шагов к толерантности» для книг всем

участникам.)



В раздел образования