Автор: Хрычикова Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Средняя школа №3
Населённый пункт: Калужская область г Людиново
Наименование материала: Открытый урок математики
Тема: Уменьшение числа в несколько раз
Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
(МКОУ «Средняя школа № 3»)
Урок математики
по теме: «Задачи на уменьшение числа в несколько раз».
3 класс
Подготовила: учитель
начальных классов
Хрычикова Наталья Михайловна.
Людиново, 2020г.
Тема урока: «Задачи на уменьшение числа в несколько раз».
Цели урока:
Предметные:
раскрыть смысл слов «меньше в 2 (3, 4, …) раза», познакомить
учащихся с решением простых задач на уменьшение числа в несколько раз.
Метапредметные:
регулятивные: способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
планирование своих действий в соответствии с поставленной целью;
познавательные: применять вычислительные навыки при решении задач;
коммуникативные: формирование умения оформлять свою мысль в устной речи;
слушать и понимать речь других;
Личностные: учиться осуществлять анализ своей деятельности;
учиться адекватно
оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников
Ход урока:
Ι. Самоопределение к деятельности. Проверка готовности к уроку.
-Сегодня на уроке мне будут помогать три сказочных персонажа:
белый мишка, гепард и зайка из леса. А вот, кто они такие и откуда к
нам пришли, мы узнаем в конце урока, если успешно справимся со
всеми заданиями, которые они нам принесли и сумеем понять новую
тему урока.
ΙΙ. Актуализация знаний:
- «Математический диктант» Задание от самого быстрого на свете
зверя – гепарда, который хочет проверить, насколько правильно и
быстро ребята умеют решать примеры из таблицы умножения и
деления.
Задания называет учитель:
Вычислите, сколько получится, если
- 4 умножить на 5;
- 3 умножить на 6;
- 9 умножить на 4;
- 8 умножить на 2;
- 5 умножить на 3;
- 4 умножить на 7;
- первый множитель - 2, второй множитель – 6, запишите, чему равно
произведение;
- первый множитель – 4, второй множитель – 4, запишите, чему равно
произведение.
Вычислите, сколько получится, если
- 24 разделить на 4;
- 27 разделить на 3;
- 12 разделить на 4;
- 14 разделить на 2;
- 32 разделить на 8;
- 18 разделить на 9;
-делимое -18, делитель – 6, запишите, чему равно частное;
- делимое – 8, делитель – 2, запишите, чему равно частное.
Проверка правильности выполнения задания производится по доске:
(Слайд №2. )Учащиеся меняются тетрадями, берут простой карандаш и
выделяют в кружочек правильный ответ. Затем подсчитывают количество
неверных ответов и выставляют карандашом под ответами соответствующую
оценку:
- нет ошибок – 5;
- 1-2 ошибки – 4;
- 3-5 ошибок – 3;
- более 5 ошибок – 2.
«Продолжи последовательность чисел» Задание от белого мишки
- Откуда к нам пришёл белый мишка? (С холодного севера).
- Давайте посмотрим, а что же он приготовил для нас.
(Слайд №3).
- Посмотрите внимательно на записанные числа, подумайте, чем они
отличаются друг от друга и постарайтесь продолжить последовательность
этих чисел:
4, 8, 12, …, …, ….
-Что можете ещё сказать о записанной последовательности чисел?
-Они все делятся на 4.
Дети могут рассуждать так: каждое последующее число больше
предыдущего на 4, следовательно, следующим числом после 12 будет число
16, так как «12 +4 = 16» и т.д.
2, 4, 6, ….
Рассуждение аналогично
27, 24, 21, …, …, ….
В этом случае дети рассуждают так: каждое последующее число меньше
предыдущего на 3, следовательно, следующим числом после 21 будет число
18, так как «18 – 3 = 15» и т.д.
- Догадайтесь, а какое число «лишнее» в следующей последовательности
чисел и объясните, почему?
20, 12, 32, 30, 24, 16, 8.
Дети могут рассуждать так: «лишним» будет число 8, так как 8 –
однозначное число, а все другие числа – двузначные;
«лишним» может быть и число 30, так как 30 – не делится на 4, а все другие
числа на 4 делятся.
«
Реши задачи устно» Задание от зайки.
- Зайцы собирали капусту. 18 кочанов капусты они разложили в две корзины,
поровну в каждую. Сколько кочанов капусты в каждой корзине? Почему?
/Дети проговаривают решение: «18 разделить на 2, получится 9»./ Проверка
правильности осуществляется по слайду №4.
- Один заяц съел 8 морковок, а второй – на 4 морковки больше. Сколько
морковок съел второй заяц? /12/. Почему? /8 + 4 = 12/. Почему задачу решили
действием сложения? /Потому что сказано «на 4 больше»/. Что значит «на 4
больше»? /Значит столько же, т.е. 8, да ещё 4/. Проверка правильности
решения осуществляется по слайду №4.
- С полянки зайцы побежали домой. Один заяц добежал до дома за 13 минут,
а другой – на 5 минут быстрее. За сколько минут добежал до дома второй
заяц? /За 8 минут/. Если дети дадут ответ: «За 18 минут», то нужно будет
выяснить, как они понимают выражение: «прибежал быстрее», и сделать
вывод, что, если второй заяц прибежал быстрее на 5 минут, то времени на
весь путь до дома он затратил на 5 минут меньше, чем первый, а так как «на 5
меньше, чем 13 – это столько же, т.е. - 13, но без 5, то задача должна
решаться так: «13 – 5 = 8».
Проверка правильности решения (Слайд №4).
ΙΙΙ.Открытие нового знания
- Посмотрите, какие конверты принесли для вас сегодня на урок гепард,
белый мишка и зайка. В конвертах лежат геометрические фигуры: круги и
треугольники. Они помогут нам вспомнить уже изученный материал для
того, чтобы легче понять новый.
Идёт подтверждение каждого практического действия с геометрическими
фигурами по слайду №5.
- Положите в верхний ряд 3 кружочка, а в нижний ряд столько
треугольников, чтобы их было в 4 раза больше, чем кружочков.
Дети выполняют задание, затем осуществляется проверка с помощью слайда
№5
- Что значит «в 4 раза больше, чем 3»? /это значит «по «3» четыре раза/.
Итак, мы должны положить 12 треугольников.
- Каких фигур больше? /Треугольников/. Следовательно, кругов будет….
/меньше, чем треугольников/.
- Во сколько раз треугольников больше, чем кругов? (В 4 раза
Следовательно, кругов… / меньше, чем треугольников тоже в 4 раза).
- Положите в верхний ряд 8 кругов, а в нижний ряд треугольники. Их должно
быть в 2 раза меньше, чем кругов.
Одни дети смогут справиться с заданием, другие – выполнят задание с
ошибкой, третьи – не смогут приступить к его выполнению. После
обсуждения делается вывод, что таких заданий «на уменьшение в несколько
раз» мы ещё не делали, значит, нам предстоит на уроке этому научиться.
- Итак, чему же мы будем учиться сегодня на уроке? (Уменьшать число в
несколько раз).
Появляется слайд №6,и дети проговаривают название темы урока: «Задачи на
уменьшение числа в несколько раз».
Идёт беседа (Слайд №7).
- Если треугольников в 2 раза меньше, чем кружков, то… /кружков в 2 раза
больше, чем треугольников.
- А что значит выражение «кругов в 2 раза больше, чем треугольников»? /Это
значит кругов 2 раза по столько, сколько должно быть треугольников.
- Так что же нужно сделать, чтобы узнать, сколько должно быть
треугольников? (Надо количество кругов, т.е., 8, разделить на 2 равные части
и взять столько треугольников, сколько кругов в одной части.)
Выполняется действие практически и выясняется, что в одной части - 4
круга, значит, нужно положить 4 треугольника.
- Итак, мы нашли с вами число, которое в 2 раза меньше, чем 8. Это число 4.
- Что мы для этого сделали? (Мы 8 разделили на 2).
ΙV. Фиксация нового знания во внешней речи
- Попробуем теперь сами выполнить похожее задание и объяснить
правильность своих действий.
- Положите в первый ряд 8 красных кружочков, а во второй ряд в 4 раза
меньше синих кружков.
Идёт рассуждение: «Если синих кружков в 4 раза меньше, чем красных, то
красных кружков в 4 раза больше, чем синих, значит, красных кружков 4 раза
по столько, сколько должно быть синих. Разделим 8 на 4 равные части.
Синих кружков должно быть столько, сколько красных кружков в одной
части.
8 : 4 = 2, значит, синих кружков будет – 2.
- Давайте откроем учебник на странице 34 и посмотрим, правильно ли мы
справились с этим заданием. (Чтение вывода на с.34).
- Уберём фигуры в пакетик и отложим его в сторонку. Они очень помогли
нам научиться уменьшать число в несколько раз.
V.Физкультминутка.
Звери упражняются, Сгибают, разгибают руки
Спортом занимаются.
Ёжик – бегом, Бег на месте
Зайка – кувырком. Вращение рук, согнутых
в локтях
Лисичка хочет похудеть: Руки на поясе,
Вправо-влево, вращение туловища
Вправо-влево вправо-влево.
Стала хвостиком вертеть.
VΙ. Включение полученных знаний в систему знаний.
- Давайте теперь будем учиться решать задачи на уменьшение числа в
несколько раз.
- Прочитайте первую задачу в номере 1 на 34 странице учебника.
/Идёт беседа по содержанию задачи.
- О чём задача? (О кругах и треугольниках).
- Сколько было кругов (12)
- Сколько было треугольников? (Неизвестно, но знаем, что в 3 раза меньше.)
- Что нужно сделать с фигурами? (Нарисовать их).
-Сможем ли мы сразу нарисовать круги? (Да).
-А треугольники? (Нет). Значит, сначала мы должны решить нашу задачу.
- Давайте сделаем к ней краткую запись. Как лучше? (С помощью слов)
На доске появляется запись:
-
-
Затем идёт коллективная беседа по составлению краткой записи задачи (на
доске выполняет учитель, дети – в тетради).
- 12 шт.
- ? шт., в 3 раза меньше
- Как узнать число, которое в 3 раза меньше, чем данное? (Надо данное число
разделить на 3 равные части, то есть, 12 : 3)
Дети записывают решение:
12 : 3 = 4 (шт.) – треугольников.
Ответ: 4 треугольника.
Затем рисуют фигуры.
Работа со второй задачей из №1 идёт аналогично. На доске и в тетрадях
появляется запись:
- 12 шт.
- ? шт., на 3 меньше
При решении задачи дети рассуждают так: «На 3 меньше, чем данное число –
столько же, но без трёх, значит, чтобы найти количество треугольников, надо
из 12 вычесть 3».
Появляется запись:
12 – 3 = 9 (шт.) – треугольников.
Ответ: 9 треугольников.
Затем дети рисуют фигуры.
Далее идёт работа по сравнению задач:
- Посмотрите и скажите, чем похожи решённые нами задача? /Одни т те же
фигуры – круги и треугольники, кругов всегда – 12, а количество
треугольников неизвестно, но их всегда меньше, чем кругов.
Отличия: в первой задаче треугольников в 3 раза меньше, чем кругов, а во
второй задаче – на 3 треугольника меньше, чем кругов.
-У задач разные решения и разные ответы. Первая задача решается делением,
а вторая вычитанием.
- Давайте сделаем вывод о том, каким действием решаем задача, в которых
находим число, которое в несколько раз меньше данного? (Делением). А
каким действием решаем задачи, в которых находим число на несколько
единиц меньше данного? (Вычитанием).
-Достаньте свои карточки об увеличении числа в несколько раз и на
несколько единиц и запишите вывод нашего урока в нижнюю часть этих
карточек. (Слайд №8.) Дети выполняют записи.
- Давайте ещё раз повторим, как же мы находим число, которое в несколько
раз меньше данного и число, которое на несколько единиц меньше данного?
Дети пытаются сформулировать вывод самостоятельно, а затем читается
вывод на слайде №9
- Теперь попробуем решить задачу №2 на с. 34.
Дети самостоятельно читают задачу.
- О ком задача? (Об утятах и цыплятах.)
- Сколько было цыплят? (15).
- А что говорится в задаче об утятах? (Их было в 3 раза меньше)
- Прочитайте главный вопрос задачи. (Сколько было утят?)
- Попробуйте самостоятельно сделать краткую запись задачи.
(Ученик, который быстро и правильно справился с работой, выполняет
краткую запись на доске, остальные проверяют у себя в тетрадях.)
Ц. – 15 шт.
Ут. - ?, в 3 раза меньше
- Поднимите руки те, кто знает, как решить данную задачу?
- Какого вида данная задача? 9На уменьшение числа в несколько раз).
- Воспользуйтесь нашими карточками и запишите решение задачи в тетрадях
самостоятельно. (Проверка идёт по решению, записанному на доске
учеником, который быстро и правильно записал решение задачи в тетрадь.)
1)15 : 3 = 5 (шт.) – утят.
Ответ: 5 утят.
- Давайте повторим, с помощью какого действия мы находим число, которое
в несколько раз меньше данного? (Делением).
- Посмотрите на краткую запись нашей задачи и придумайте такой вопрос к
задаче, чтобы она решалась двумя действиями.
(Сколько всего было утят и цыплят?)
Запись решения:
2)15 + 5 = 20 (шт.) – всего.
- Ещё какой вопрос, можно придумать к этой задаче?
(Учитель должен подвести детей к тому, чтобы они сформулировали вопрос:
«На сколько больше (меньше) было цыплят(утят), чем утят (цыплят)?»)
Записывается решение:
3) 15 – 5 = на 10 ( шт.) – цыплят больше, чем утят.
VΙΙ. Физкультминутка.
«Мишка»
Хлопай мишка «Раз, два, три!».
Топай мишка «Раз, два, три!».
Приседай со мной, братишка, «Раз, два, три!».
Руки вверх, вперёд и вниз,
Наклонился и садись.
VΙΙΙ.Самостоятельная работа.
Гости нашего урока: гепард, мишка и зайка очень довольны, что вы
научились решать задачи на уменьшение числа в несколько единиц. Теперь
они хотят проверить, как вы хорошо умеете решать задачи уже изученных
ранее видов. Для этого они приготовили для вас карточку с задачами. Первая
задача от зайчика. Она самая лёгкая. Вторая задача от белого мишки. Она
немного потруднее первой. А третья задача от гепарда. Она самая трудная.
Подумайте, какую задачу хотите решить вы сами: лёгкую, немного
потруднее или самую трудную. Выделите на карточке номер этой задачи
карандашом, прочитайте её и запишите решение в тетрадь: краткая запись,
решение с пояснением для каждого действия и ответ. Если кто-то быстро
справится с заданием, то сможет перевернуть карточку на обратную сторону
и выполнить второе задание.
Карточка:
1.
Один набор ручек стоит 3 рубля. Сколько стоят три таких набора
ручек?
2.
На столе лежало 6 персиков, а абрикосов в 3 раза больше, чем
персиков. Сколько всего абрикосов и персиков лежало на столе?
3.
Доярка надоила 50 литров 50 литров молока. 10 литров она отдала для
кормления телят, а остальное молоко она разлила в 4 бидона, поровну в
каждый. Сколько литров молока в каждом бидоне?
Учитель проверяет решённые задачи по ходу их выполнения учениками,
оценивая каждое решение. Затем предлагает ребёнку перевернуть
карточку и выполнять второе задание: «Найти значение выражений в
несколько действий» (сколько успеют вычислить). Для выполнения
второго задания появляется карточка - «помогайка»: «Порядок
выполнения действий». (Слайд №10).
ΙX. Рефлексия.
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке? (Решали задачи,
вычисляли примеры, повторили таблицу умножения).
- Задачи, каких видов, мы учились решать? (На уменьшение числа в
несколько раз).
- Как найти число, которое в несколько раз меньше данного? (С помощью
деления).
- Поднимите руки те дети, которые считают, что научились решать задачи
данного вида.
- Какие ещё задачи на уменьшение мы сегодня решали? (На уменьшение
числа на несколько единиц).
- А как найти число, которое на несколько единиц меньше данного? (С
помощью вычитания).
- Поднимите руки те дети, в тетрадях у которых стоят сегодня только «4» и
«5».
Затем учитель называет оценки за урок, говоря детям, которые получили «3»,
над чем им ещё предстоит поработать.
X.Домашнее задание. (Слайд №11)
С. 34 № 5, 6.
Выучить карточку
Если останется время, можно рассказать о гостях урока: гепарде, белом
мишке и зайке. (Смотри слайды № 12-14).
Если времени не остаётся, то можно предложить детям самостоятельно
попробовать узнать, кто же такие гепард, белый мишка и зайка.