Автор: Матвеева Светлана Наилевна
Должность: тренер по лёгкой атлетике
Учебное заведение: МАУ "СШОР"Яр Чаллы"
Населённый пункт: город Набережные Челны, республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Лёгкая атлетика и её виды
Раздел: дополнительное образование
Управление физической культурой и спортом
МАУ “СШОР“Яр Чаллы”
Методическая разработка на тему: “
Лёгкая атлетика и её виды
”
Выполнила: тренер
по легкой атлетике
Матвеева Светлана Наилевна
г. Набережные Челны
2021-2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Виды легкой атлетики
2. Основы обучения и тренировки легкой атлетики
3. Занятия легкой атлетикой
Заключение
Список литературы
Введение
Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия
производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц:
укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных
органов, сердечно-сосудистой системы. Таким образом, с помощью
легкоатлетического упражнения решаются задачи гармонического,
разностороннего физического развития человека.
Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования
растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения.
Немаловажное значение имеет большая прикладность легкой атлетики.
Прикладность определяется тем, насколько приобретенные с его помощью
качества и навыки могут быть полезны в жизни и в практической
деятельности. Здесь , легкая атлетика не имеет себе равных. Качества -
выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость умение преодолевать
трудности. Навыки - бег, прыжки, метания. Очень широко используются в
трудовой деятельности, так и военном деле.
Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой
формируют характер, закаляют волю человека, приучают его не бояться
трудностей, а смело их преодолевать. Систематические тренировки,
подготовка к соревнованиям, достижение достаточно высоких спортивных
результатов не возможно без соблюдения правильного режима,
воздержание от алкогольных напитков и изменений питания. Занятия легкой
атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает
чувство коллективизма, ответственность за полученное дело.
Образовательное значение - приобретаются полезные навыки и знания из
области построения и планирования занятий по спорту, режима питания.
1.
Виды легкой атлетики
Легкая атлетика содержит в себе пять основных групп:
1. Ходьба.
2.Бег.
3. Прыжки.
4. Метание.
5. Многоборье.
Ходьба
Этот вид физической активности, наиболее привычный для человека и,
можно сказать, рутинный, выступает отдельным спортивным направлением
с четко прописанными правилами.
Так, спортивная ходьба представляет собой цикличное чередование шагов.
При этом конечности спортсмена все время контактируют с поверхностью,
опорная нога выпрямлена. В ходе состязаний спортсмен испытывает
большое желание перейти на бег, но за всеми его движениями наблюдают
судьи и наказывают за любые ошибки в технике. Поэтому преодолеть пешую
дистанцию на самом деле не так просто, как кажется. За одно нарушение
спортсмен получает предупреждение, а за второе — покидает дистанцию.
Множество легкоатлетов не доходят до финиша из-за неряшливости в
технике.
Протяженность пешей дистанции на Олимпиаде составляет 20 км. Мужчины
состязаются также на ультра длинной трассе — 50 км.
Бег
Даже тому, кто мало знает о легкоатлетических соревнованиях, непременно
известно о беге, ведь это старейшее направление. Легкая атлетика включает
спринт на 100, 200 и 400 м. Стайеры на 800 м и 1,5 км, барьерный бег, бег с
препятствиями, эстафеты, марафон.
Наиболее сложным является спринт. Ведущую роль здесь играют скорость
спортсмена, умение выполнять взрывную работу и выносливость,
позволяющая поддерживать ускорение на протяжение всей дистанции.
Стайеры подразумевают преодоление нескольких кругов по стадиону. Здесь
важно не только ускорение, но и умение распределять свои силы. В отличие
от спринта, где каждый спортсмен движется по выделенной дорожке, в
стайерах через 200 м после старта бегуны выходят на общую дорожку и им
приходится вести тактическую борьбу.
Эстафеты — одна из наиболее увлекательных составляющих программы
соревнований. Здесь работают сборные, и первенство в эстафете говорит об
общем развитии беговой дисциплины в конкретном государстве. Дистанции
в эстафете разбиваются на 4 этапа по 100 или 400 м, и каждый этап
преодолевает конкретный спортсмен. Финишируя, он передает другому
атлету эстафетную палочку. Если уронить ее или передать неправильно,
судья в праве снять команду с состязаний.
Марафон — заключительный этап беговых состязаний. Спортсменов,
одержавших победу в марафоне, награждают на церемонии закрытия
Олимпийских игр. Такая честь дана не просто так — дистанция в 42 км
является очень тяжелой и для организма атлета, и для его силы воли.
Прыжки
Прыжковые дисциплины в составе легкой атлетики делятся на:
Горизонтальные — прыжок в длину.
Вертикальные — прыжок в высоту и с шестом.
Для вертикальных прыжков необходима специально оборудованная
территория, где есть место для разбега, установлена планка и имеется место
приземления. Выполняется прыжок следующим образом: спортсмен
разбегается, отталкивается одной ногой, подлетает, стараясь достать до
нужной отметки, и приземляется. Для взятия высоты у него есть три подхода.
Если, прыгая, он сбивает планку, то подход не засчитывается.
В прыжке с шестом аналогичные правила: 3 подхода на каждое увеличение
высоты, которое составляет 5 см. Здесь атлету необходимы хорошая
скорость, прыгучесть и отличный баланс.
В горизонтальных прыжках состязались еще древние греки. Это старейшее
Олимпийское направление. Для состязаний выделяется сектор, состоящий из
дорожки, планки для отталкивания и ямы. Длину прыжка замеряют от линии,
отмеченной на планке, до края лунки в яме с песком, куда приземляется
атлет. Если прыгун заступил за линию, его подход не засчитывается. Поэтому
ему необходимо очень точно рассчитывать продолжительность своего
разбега.
Метания
Легкая атлетика включает:
Толкание ядра.
Метание молота.
Диска.
Копья.
Толкатели ядра и метатели диска соревнуются за статус Олимпийских
чемпионов с 1896 г. А вот копьеметатели и молотобойцы начали борьбу
немного позже.
Сектор для толкания ядра и метания копья и диска имеет зону для разбега и
зону для броска. Дальность полета снаряда замеряется от специальной
отметки, ограничивающей зону, до лунки, оставленной упавшим снарядом.
Соревнования копьеметателей частенько может омрачить погода — сильный
ветер меняет траекторию полета копья.
Участок для метания молота огражден защитной сеткой с трех сторон. Это не
дает снаряду угодить на трибуны в зрителей.
Многоборье
В этом состязательном направлении легкоатлеты ведут борьбу по ряду
направлений одновременно. Для мужчин их 10, а для женщин — 7.
Чемпионаты по легкоатлетическому многоборью проходят 2 дня. В 1-ый
день мужчины проходят испытания в:
Стометровке.
Прыжках в длину и высоту.
Толкании ядра.
Спринте на 400 м.
На 2-ой день атлеты метают диск и копье, прыгают с шестом, преодолевают
беговую трассу с барьерами, а завершающим этапом становится кросс на 1,5
км.
Женщины проходят те же испытания, кроме стометровки, метания диска и
прыжков с шестом.
Победитель в многоборье определяется по зачетной системе. Суммируются
все очки, полученные каждым легкоатлетом за отдельный вид программы.
Участник с большим числом баллов и получает титул чемпиона.
2. Основы обучения и тренировки легкой атлетики
Подготовка легкоатлетов осуществляется путем обучения и тренировки,
которые являются единым педагогическим процессом, направленным на
формирование и закрепление определенных навыков, достижения высокого
уровня физического развития.
Многолетняя подготовка легкоатлетов включает в себя физическую,
техническую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовку.
Физическая подготовка - подразделяется на ОФП и СФП.
ОФП - направлена на равномерное и гармоническое развитие всех
мышечных групп, органов и систем человека, повышение его
функциональных возможностей.
Разносторонность физической подготовки достигается осуществлением
принципа многоборности в процессе тренировки, применением не только
легкоатлетических упражнений, но и гимнастических спортивных и
подвижных игр, ходьбы на лыжах, плавания и других видов спорта.
СФП - предусматривает развитие функций всех органов и систем,
необходимых для успешного овладения техникой и повышения спортивного
мастерства. Она осуществляется путем выполнения специальных и
подводящих упражнений, их цель - повысить силу и быстроту отталкивания
при беге и прыжках, скоростную выносливость в беге, мощность и быстроту
заключительного усилия в метаниях.
ОФП и СФП направлены на развитие силы, быстроты, выносливости,
гибкости, ловкости, на повышение уровня координации движений,
способности к расслаблению.
Сила - необходима легкоатлету любой специализации, но особенно при
подготовке метателей.
Средствами силовой подготовки легкоатлетов является разнообразные
упражнения без снарядов, на снарядах и с отягощениями. Широко
используются штанга и тренажеры, позволяющие избирательно развивать
отдельные группы мышц.
Специальные силовые упражнения - для метателей - это метание
утяжеленных снарядов, набивных мячей, для бегунов - поднимание диска от
штанги (или мешка с песком) положенного на колено согнутой ноги,
разнообразные прыжковые упражнения с отягощениями и т.д.
В основе движений спринтера прыгуна, метателя лежат быстрота и сила,
поэтому для развития силы нужно предпочитать скоростно-силовые
упражнения, команды выполняются в быстром темпе. Однако используются
упражнения в медленном темпе, статические и динамические упражнения.
Быстрота - качество, которое лежит в основе большинства легкоатлетических
упражнений. От быстроты отталкивания в прыжках, от скорости выпуска
снаряда зависит результат. Для развития быстроты применяют бег на
коротких отрезках с максимальной скоростью, упражнения с большой
частотой движений, спортивной игры.
Для проявления быстроты, которая определяется подвижностью нервных
процессов, очень важна хорошая координация движений, сила и
эластичность мышц, совершенная спортивной техникой.
Необходимо уметь выполнить движения мощно, но без лишнего
напряжения. Развитие быстроты - это многолетний процесс, который
необходимо начинать в детском возрасте, применяя разнообразные
подвижные игры, а затем специальные упражнения.
В современной методике тренировки чрезвычайно важными является
средства и методы, направленные на преодоление скоростного барьера,
который неизбежно появляется на определенных этапах тренировки.
Поэтому необходимы упражнения в облегченных условиях, бег по уклону,
метание облегченных снарядов. Упражнения на быстроту двигательной
реакции. Лёгкая атлетика, под ред. Д. П. Маркова и Н. Г. Озолина, М, 1999.
Выносливость - нужна и для выполнения основного легкоатлетического
упражнения и чтобы справиться с тем большим объемом тренировочной
работы который характерен для современной легкой атлетики.
Различают общую и специальную выносливость.
Общая - это способность человека выполнять длительную работу малой и
средней интенсивности.
Специальная - для прыгуна на короткие дистанции. Например: необходимо
сохранить возможную скорость на протяжении всей дистанции.
Для прыгуна - специальная выносливость нужна для максимальной
мощности отталкивания в процессе многочасовых соревнований.
Основным средством повышения выносливости является бег на средние и
длинные дистанции, где определяются функциональные возможности
организма спортсмена. Общую выносливость развивают обычно в
подготовке периода. Развитие специальной выносливости проводится
преимущественно на весеннем этапе подготовительного периода и в
соревновательный.
Основное средство развития специальной выносливости - систематическое и
многократное выполнение специальных упражнений и основного
легкоатлетического упражнения.
Гибкость - качество, зависящее от подвижности в суставах, эластичности
связок, сухожилий и мышц. Особенно необходимо прыгунам и барьеристам.
В легкой атлетике от подвижности в суставах зависит возможность выполнять
движения с более широкой амплитудой, успешно осваивать технику бега,
прыжков и метаний.
Гибкость развивается в процессе ОФП, осуществляется с помощью
упражнений, которые выполняются с постепенным увеличением амплитуды,
количества повторений и скорости движений.
Ловкость - определяется умением спортсмена координировать свои
движения, решать те или иные двигательные задачи. Бег, барьерный бег,
прыжки, метание развивают ловкость. Особые средства - акробатические
упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, разнообразные
прыжки. Упражнения в ловкости применяются в основном на первых этапах
многолетней тренировки, в подготовительном периоде.
Но необходимо уметь выполнять упражнения без излишнего напряжения,
уделять внимание на воспитание способности легкоатлета к расслаблению.
Этой цели служит массаж, специальные упражнения на расслабление,
плавание. Например: в беге после ускорения с большой скоростью
применяется расслабленный бег по инерции.
В ОФП и СФП лежит комплексное развитие физических качеств. Физическая
подготовка проводится ежедневно и систематически. Упражнения на
гибкость, быстроту, ловкость, для развития силы включает в подготовку часть
занятия.
Специальные занятия для совершенствования силы в подготовительном
периоде проводят 2 раза в неделю. Упражнения для развития быстроты
применяются 3-4 раза в неделю. Упражнения для совершенствования
гибкости лучше выполнять ежедневно.
Воспитанию выносливости уделяют не менее 2-3 дней в неделю в форме
кроссовой подготовки.
ОФП - больше времени отводится работе с детьми, подростками, новичками
и меньше в тренировке взрослых.
СФП - следует уделять больше времени с занятиями взрослых,
квалифицированными спортсменами и меньше на тренировочных занятиях с
детьми.
Техническая подготовка.
Под технической подготовкой понимается овладение техникой видов легкой
атлетики и ее совершенствование.
В основе овладения спортивной техникой лежит образование условно-
рефлекторных связей, выработка динамического стереотипа и образование
на этой базе того или иного двигательного навыка. Это достигается
многократным повторением движений. Необходимо постоянно усложнять
движения, которые могут установить правильную и устойчивую
координационную связь между техникой движений и нервно-мышечной
деятельностью.
Многократное выполнение упражнений ведет к автоматизации
двигательного навыка, но необходим контроль за техникой. Легкоатлет
должен мысленно восстановить ритм и характер движений. После
выполнения упражнений оценивать степень совпадения мысленного образа
с выполнением двигательных действий.
Тактическая подготовка.
Учить спортсмена вести спортивную борьбу на соревнованиях, правильно
оценивать свои возможности и возможности противника, умело
приспосабливаться к соревновательным условиям, использовать их для
победы.
В основе тактического мастерства лежит хорошее владение техникой,
сильная воля, высокий уровень развития физических качеств. Знания для
тактических действий приобретают путем чтения специальной литературы,
наблюдение за опытными спортсменами, просмотр кинофильмов и т.д.,
участие в соревнованиях.
Теоретическая подготовка.
Вооружает специальными знаниями, необходимыми для решения задач
спортивной тренировки.
Необходимо знать основы обучения и тренировки, уметь планировать
тренировку, знать правила судейства соревнований, вести самоконтроль,
первую медицинскую помощь.
Морально-волевая подготовка.
Трудолюбие, умение преодолевать трудности, отказ от вредных привычек,
выполнение режима.
Воля заключается в процессе преодоления трудностей (занятия в дождь, бег
на тяжелом грунте), умение преодолевать усталость.
Лучшая школа воспитания воли - это соревнования. Элементы соревнований
нужно чаще включать в тренировочные занятия, особенно с юными
легкоатлетами.
Занятия "кто выше", "кто дальше", "кто быстрее", можно ставить занимаясь
прыжками, бегом, метанием.
В практике занятий в школьных секциях необходимо регулярное проведение
эстафет, простейшие соревнования по элементам физической подготовки,
разнообразным прыжкам.
Чаще проводится командные соревнования, где спортсмен чувствует
ответственность не только за себя, но и за команду.
Средства и методы тренировки.
Основное средство в обучении - практическое выполнение упражнений из 5
групп: основные, общеразвивающие, специальные, подводящие,
вспомогательные.
1. Основные упражнения - для специализации легкоатлетов.
2. Общеобразовательные упражнения - выполняются вначале урока (для
разминки) способствуют дальнейшему, более эффективному выполнению
основных упражнений. Общеразвивающие упражнения - важная роль
отводится в младших классах.
Упражнения с различными предметами - направлены мечами, гантелями,
ядрами, копьями, скакалками, на снарядах (гимнастических), особенно
ценны в силу их эмоциональности и эффективности.
3. Специальные упражнения при обучении - применяются с целью развития
двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости,
быстроты, реакции, прыгучести, а также для совершенствования техники
легкоатлетических видов.
4. Подвижные упражнения - близки по координационной структуре к
основным. Они улучшают преставления о технике и способствуют более
успешному овладению техникой основных упражнений. Выполняя
усложненные подводящие упражнения используются и для устранения
ошибок.
5. Вспомогательные - занятия другими видами .
Обучение начинается с объяснения и показа.
Объяснение - должно быть кратким и образным. Занимающие должны
получить наиболее правильное представление об основах техники
упражнения. Говорить нужно лишь о том, что важно на данный момент, что
предупреждает возникновение ошибок.
Перед очередным упражнением и в процессе его выполнения не обходимо
повторно напоминать и подсказывать. Успешность обучения во многом
зависит и от того, как учащийся понимает задание.
Образцовый показ - дает наиболее правильное представление о содержании
упражнения о его пространственно - временных характеристиках.
Показ осуществляется на оптимальных скоростях, но сложные упражнения
полезно демонстрировать на замедленной скорости, при которой
акцентировать внимание на наиболее важных и трудных элементах техники.
Использование наглядных пособий - кинокольцовок, кинограмм
способствует созданию правильного представления о двигательном
действии.
3. Занятия легкой атлетикой
Основной формой занятия легкой атлетикой является тренировочное
занятие.
В зависимости от характера и направленности поставленных задач, и
подбора средств и методов обучения, приемов организации учащихся, а
также этапа обучения различают следующие тренировки по легкой атлетике:
вводные, учебные, повторения, совершенствования и закрепления
усвоенного материала;
тренировки по проверке усвоенных знаний, умений и навыков, а также
уровня физической и технической подготовленности (контрольный урок);
тренировки смешанного типа (учебно-тренировочный урок).
Независимо от типа занятия в каждой тренировке по легкой атлетике
принято различать:
вводную;
подготовительную;
основную;
заключительную части.
В вводную часть входит построение, организация внимания занимающихся,
проверка присутствующих, сообщение главных задач тренировки.
Подготовительная часть призвана подвести к решению основных задач
тренировки. С этой целью проводится медленный бе, общеразвивающие
упражнения и специально-беговые упражнения.
В основной части приобретаются и совершенствуются умения и навыки.
Задача заключительной части - постепенное снижение нагрузки, подведение
итогов, задание на дом.
Упражнения в подготовительной части должны подбираться с таким учетом,
чтобы повысить общую работоспособность организма и подготовить его к
выполнению конкретной специфической работы в основной части.
Например: Если в основной части предстоит прыгать в высоту с разбега, то в
подготовительной части надо ввести упражнения на гибкость (различные
наклоны, махи и др.), а также прыжковые упражнения, выполняемые на
месте и в движении.
В основной части подбираются упражнения таким образом, что бы первыми
шли упражнения для разучивания и совершенствования техники отдельных
видов. За ними могут следовать скоростные упражнения, затем силовые и
наконец упражнения развивающие выносливость (техника, скорость, сила,
выносливость).
Подбирая упражнения и их последовательность, нужно учитывать их
преимущественное воздействие на основные мышечные группы.
Например: вслед за прыжками в длину с разбега не следует проводить бег на
скорость, так как в обоих случаях основная нагрузка приходится на мышцы
ног.
Целесообразней вслед за прыжками в длину с разбега провести один из
видов метаний, в которых основная нагрузка будет приходиться на мышцы
ног, плечевого пояса и туловища.
Для повышения плотности занятий, например, при проведении прыжков в
длину следует построить детей таким образом, чтобы одновременно могли
прыгать несколько человек. Если нет возможности организовать несколько
мест для прыжков в высоту, то можно увеличить пропускную способность
сектора раздвинув прыжковые стойки на 6-8 м, а вместо планки, натянув
резинку. В этом случае прыжки можно выполнять двумя потоками,
одновременно метание различных снарядов можно проводить,
предварительно построив занимающихся в шеренгу с интервалом 1,5-2м.
Одним из наиболее эффективных методов повышения плотности тренировки
служит круговой метод. Занимающихся делят на 3-5 групп, каждая их
которых одновременно выполняют свое упражнение спустя некоторое время
(3-5-8мин) по команде тренера группы меняются местами занятий в заранее
определенном порядке и приступают к выполнению нового упражнения,
пока вся группа проёдет через все упражнения.
Достоинство кругового метода в том, что его можно использовать с
учащимися всех возрастов и различной степени подготовленности.
Необходимо начинать с двух групп, следить за дисциплиной, затем
увеличивать количество групп.
Например:
Упражнение на развитие прыгучести.
Прыжки в длину с разбега.
Прыжки через прыгалку.
Прыжки с отталкиванием вверх.
Отжимание.
Рассмотрим несколько примеров круговой тренировки для развития
физических качеств.
Упражнения для развития быстроты движений.
А) беговая работа рук в макс. темпе (2-4 серии по 8-10 сек с интервалом 30-
40 сек).
Б) бег на месте (в упоре) в максимальном темпе (3-4 серии по 8-10сек с
интервалом 45-60 сек)
В) упражнения на расслабление.
Г) броски набивного мяча (1-2кг) в быстром темпе (в стену с отскоком или
партнеру) 2-3 серии по 12-15 бросков с отдыхом 60 сек. ( можно
использовать поточный метод)
Упражнения для развития прыгучести.
А) подскоки на прямых ногах (3-4 серии по 30-40 сек. с интервалом 60 сек.);
Б) прыжки через препятствия различной высоты на одной и двух ногах
(поточный метод 2-3 мин);
В) упражнения на расслабление;
Г) подскоки на одной и двух ногах с места и с разбега доставая руками
высокого подвешенный предмет (3-4 серии по 15-20 прыж. с отдыхом 1 мин)
Упражнения для развития силы.
Отжимание в упоре лежа 2-3 серии до отказа и подтягивание вися 2-3 серии
до отказа, приседание с партнером.
(Для мышц туловища) опускание и поднимание туловища в положении лежа
на спине или животе с закрепленными ногами (2-3 серии по 10-12 раз);
Приседание и выпрыгивание из полуприседа с отягощением (2-3 серии по
12-15 раз);
броски набивного мяча (1-3 кг из положения сидя и лежа на спине одной или
двумя руками) всего 40-50 раз.
Упражнения на развитие гибкости:
Упражнения для увеличения подвижности локтевых и плечевых суставов ( с
гимнастической палкой, с партнером, различные выкруты и др.)
Упражнения для увеличения подвижности позвоночного столба (различные
наклоны повороты и вращения туловища).
Упражнения для увеличения подвижности тазобедренного коленного и
голеностопного суставов (различные маховые движения с выпадами,
“шпагаты).
Упражнения на расслабление.
Специальные упражнения для развития выносливости в круговой тренировке
с детьми, подростками и юношами проводить не следует, так как сам
принцип построения круговой тренировки является достаточным фактором
для развития выносливости.
Более того, такой метод воспитания выносливости в круговой тренировки с
детьми во многом предпочтителен, так как эмоционально насыщен и
исключает монотонность, повышает интерес учащихся к уроку.
Подвижные игры способствуют повышению активности и интереса учащихся
и позволяют повысить плотность занятия.
Подвижные игры могут включать в себя различные прыжки, их элементы,
бег, метания в цель или на дальность.
Можно подобрать подвижные игры с сочетанием элементов бега, прыжков,
метания.
Для повышения активности и самостоятельности практикуют задания на дом.
Можно порекомендовать с помощью определенных упражнений повысить
уровень развитие силовых качеств, прыгучести или гибкости, закрепить
отдельные элементы. Необходимо проследить за выполнением домашнего
задания, оценить его только в этом случае учащиеся будут ощущать
необходимость и обязательность подобных занятий.
Заключение
Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта,
объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и
высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также
легкоатлетические многоборья - десятиборье, пятиборье и др.
В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60
разновидностей легкоатлетических упражнений.
Основой легкой атлетики являются естественные движения человека.
Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому
развитию, укреплению здоровья людей.
Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью
и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой
техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить
занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в
естественных условиях.
В РФ и других странах легкая атлетика - часть государственной системы
физического воспитания.
Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания
школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы
тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физической культурой
трудящихся старших возрастов.
Легкоатлетические секции занимают ведущее место в деятельности
коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных
обществ.
Список литературы
1. Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1998
2. Легкая атлетика для юношей, под ред. П. Л. Лимаря, М., 1999
3. Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н.
Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002
4. Бернштейн Н. А., О построении движений, М., 1997
5. Ухов В., Спортивная ходьба, М., 1996
6. Фруктов А. Л., Спортивная ходьба, М., 2000
7. Лёгкая атлетика, под ред. Д. П. Маркова и Н. Г. Озолина, М, 1999.
8. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры.
О.В.Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов. 1999.
9. Бег к вершинам мастерства А.Лидьер, Г.Шимор. - 1999.
10. Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С.Хоменкова . -2002.