Автор: Былинина Лариса Петровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 257"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность
Раздел: дошкольное образование
Развитие детей раннего возраста
через музыкально-игровую деятельность
Игра — наиболее доступный ребенку
и интересный для него способ переработки
и выражения впечатлений,
знаний и эмоций
В настоящее время идея «раннего развития» получила широкое
распространение. Но очень часто, в современных методиках «раннего
развития» происходит подмена понятий: «развитие» на «обучение». Многие
родители, мечтая о наилучшем будущем для своего малыша, стремятся, как
можно раньше обучить ребенка чтению, письму, музыке. В результате у
многих детей уже в раннем возрасте происходит переутомление. Поэтому на
своих занятиях мы стараемся не перегружать детей и проводим игровое
обучение интересно и увлекательно. Ребята с удовольствием включается в
активную деятельность, вместе с педагогом двигаются, танцуют, подпевают,
подражают животным, играют с различными предметами и музыкальными
инструментами. Разнообразие игр позволяет осуществлять частую смену
деятельности и удерживать внимание детей.
Основные
принципы
раннего
развития
—
наглядность,
эмоциональность, доступность. Вызвать интерес и добиться устойчивого
внимания помогут сюрпризные моменты, ведь маленьких детей привлекает
все яркое, движущееся, звучащее, блестящее. На каждом занятии педагог
использует
различные
атрибуты
–
это
игрушки,
картины,
детские
музыкальные инструменты, платочки, деревянные палочки и т.д.
В раннем возрасте происходит интеграция всех видов музыкальной
деятельности: движение может сопровождаться игрой на элементарных
музыкальных инструментах, восприятие музыки может сопровождаться
движением, а пение скорее является подпеванием, поскольку это только
начальный этап становления вокально-певческих навыков. На занятиях
музыка является связующим интегрирующим звеном между различными
сторонами обучения и развития детей.
Игра на наших занятиях – ключевое слово.
Педагог создает игровые ситуации, которые мотивируют ребенка на
выполнение тех или иных заданий. Музыкально-игровые занятия проводятся в
виде небольших театрализованных миниатюр, главными героями которых
выступают игрушки, с которыми дети могут действовать сами.
Условно музыкальные игры можно классифицировать следующим
образом:
1. Музыкальное приветствие
2. Музыкально-коммуникативная игра
3. Музыкальная разминка
4. Пальчиковая гимнастика
5. Музыкально-ритмическая игра
6. Игры с предметами
7. Игра на музыкальных инструментах
8. Театрализованная игра
9. Подвижная игра
Музыкальная игра-приветствие проводится в начале занятия и помогает
подвести
ребёнка
к
восприятию
музыки,
показать
ему,
как
можно
взаимодействовать с музыкой, способствует созданию атмосферы доверия и
радостного настроения, воспитывает доброжелательное отношение друг к
другу.
Музыкально-коммуникативная игра
способствует установлению эмоционального контакта между взрослыми и
детьми.
Дети раннего возраста ещё не умеют правильно общаться друг с другом.
Именно в этом возрасте нужно начинать формировать навыки дружеских
отношений, воспитывать у детей доброту, понимание. Коммуникативные игры
учат детей отзываться на свое имя, запоминать имена своих сверстников,
действовать по показу взрослого.
Песню «Прилетела птичка» можно пропевать акапельно или просто
декламировать.
Игра «Прилетела птичка» Е.Тиличеевой
Прилетела птичка,
Птичка-невеличка.
Оля гладит птичку,
Птичку-невеличку,
Оля гладит птичку,
Птичку-невеличку.
Песня «Дай ладошечку» исполняется на музыку русской народной песня
«Я на горку шла»
Игра «Дай ладошечку»
1. Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
2. На ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке.
Музыкальная разминка
Игра-разминка развивает координацию движений, чувство равновесия,
умение ориентироваться в пространстве. Дети с удовольствием превращаются
в зайчиков, мишек или птичек, которые летают, клюют зернышки, чистят
перышки и т.д.
Во время музыкальной разминки мы отправляемся в путешествие, каждый
раз по желанию детей мы едем на паровозике или скачем на лошадке, летим
на самолете. На остановках встречаем различных персонажей, которые
предлагают ребятам интересные задания. Выполняя их, дети могут пройти по
мостику, перепрыгнуть ручеек под музыкальное сопровождение.
С первых занятий дети должны приобрести необходимые музыкально-
двигательные навыки, привыкнуть внимательно слушать музыку, начинать
или оканчивать движение вместе с музыкой. Тем самым происходит
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Пальчиковая гимнастика
помогает активизировать мелкую моторику детей, снять статистическое
напряжение. Представьте, что одна рука – ветка, другая – паучок.
Ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления. Такие игры
формируют добрые взаимоотношения, учат ориентироваться в пространстве,
различать понятия «сверху», «снизу».
Во
время
проведения
пальчиковой
гимнастики
мы
используем
пальчиковый театр. Это «Курочка и цыплята», «Волк и семеро козлят», где
педагог играет роль «козы» или «волка», дети по показу воспитателя
изображают «цыплят» или «козлят».
Вариативность
некоторых
игр
позволяет
использовать
их
и
как
пальчиковые, и как подвижные.
Игры с предметами
Интересно проходят игры с различными предметами, нетрадиционными
атрибутами. Это различные крышечки, тарелочки, стаканчики. А если
добавить игрушечные кастрюльки, то можно организовать на празднике
выступление «Кухонного оркестра».
Игра с разноцветными крышечками
В одной из таких игр мы использовали разноцветные крышечки от
банок. Сначала игра проводится без музыкального сопровождения, чтобы дети
услышали звук стучащих крышек. Затем дети стучат под любую весёлую
музыку. Эту игру хорошо использовать на празднике или тематическом
занятии, например, разбудить Мишку или Ёжика после зимней спячки,
пошуметь во время Новогоднего праздника, чтобы Дед Мороз услышал и т.д.
Главное
в
раннем
возрасте
–
обогащение
чувственного
опыта,
необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую
очередь пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме,
величине окружающих предметов, положении в пространстве. Ребенка
следует
научить
рассматриванию,
ощупыванию,
выслушиванию.
На
музыкальных
занятиях
такими
предметами
могут
являться
платочки,
цветочки, шарики…
Музыкально-ритмическая игра
Клавесы
или
ритмические
палочки
–
простейшие
шумовые
инструменты. Игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько
видов
деятельности,
включая
самомассаж
(перекатывание
палочек
в
ладошках, поглаживание, постукивание…), а так же развивают внимание,
память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, ориентацию в пространстве.
«Игра с деревянными палочками» (Н.Ю. Матвеенко)
Игра способствует развитию чувства ритма, слухового внимания, речи.
Педагог стучит палочкой о палочку и произносит текст.
Упражнение «Большие ноги шли по дороге» хорошо знакомо детям.
Попробуйте обыграть его по-новому, превратите в игру. Напевая песенку,
ритмично «пошагайте» палочками, сидя с детьми на ковре.
Театрализованная игра
Игра «Елочка стояла»
Варежка – простой русский атрибут, несущий добро, тепло. Варежка –
образ, который очень нравится детям. Он близок им, понятен и доступен.
Варежковый театр не только развлечение – это начало формирования
отношения к окружающему.
Работа с варежковым театром раскрепощает детей.
Очень хороши варежки в адаптационный период, когда идёт приём малышей в
детский сад. Варежка отвлекает и радует детей, в неё хочется играть и
подражать взрослому.
Примером такого варежкового театра является песня «Елочка стояла».
Вариативность этой игры не ограничена. Начинаем мы с простого – елочки
вырастают,
зайки
пляшут
перед
елкой.
Со
временем
игру
можно
разнообразить и усложнить, дабавив других персонажей: появляется мишка, с
которым зайки играют в прятки, Лисичка, с которой они играют в
«догонялки», вскакивая со стульчиков убегают от нее.
Игра на музыкальных инструментах
развивает мелодический, тембровый слух и чувство ритма. Но прежде чем
играть
с
детьми
на
музыкальных
инструментах,
необходимо
детей
познакомить с этими инструментами,
необходимо дать им возможность
исследовать их.
«Ах, какие ложечки»
Первые музыкальные впечатления лучше давать детям в занимательной
игровой форме. Хорошо, когда игра на инструментах сопровождается
песенкой, в которой пропеваются действия, движения выполняемые детьми.
Подвижные игры
Цель:
социальное взаимодействие между детьми и взрослыми, обучение
соблюдению правил, укрепление физического здоровья детей, развитие
вестибулярного
аппарата,
обучение
движениям
танца
(кружение,
пружинка…).
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, все вы знаете, что
Всё хорошее в людях из раннего детства!
Но как истоки добра пробудить?
Надо нам прикоснуться к музыке сердцем!
Только с музыкой можно мир полюбить!