Напоминание

"Весёлые игры со звуком" - развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.


Автор: Митиниди Яна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ д/с №5
Населённый пункт: г.Горячий Ключ Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Весёлые игры со звуком" - развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Веселые игры со звуком - развитие

фонематического слуха у дошкольников.

Учитель – логопед МБДОУ д/с №5

Митиниди Я.А.

г. Горячий Ключ

Имея опыт работы в школьных и дошкольных учреждениях, я задумалась о

причине катострофической неуспеваемости многих учащихся по русскому языку.

Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в

дошкольный и даже более ранний возраст. Наиболее частотными в письменных

работах учащихся являются ошибки, появление которых обусловлено

недостаточно чёткой дифференциацией звуков, близких по акустическим

признакам. Дефицит фонематического слуха вредоносно сказывается и на

эффективности любого учебного предмета. Например, успешность на уроке

матеметики не в последнюю очередь зависит от того, что ребёнок

дифференцирует близкие по звучанию слова «шестнадцать» и «шестьдесят»

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Способность слышать начинает проявляться у плода уже во втором триместре

беременности, а в возрасте нескольких недель можно заметить реакцию

младенца на речь. С первых дней жизни в мозге новорожденного начинается

активная работа по формированию фонематического слуха — умения,

присущего только человеку, и включающего наличие следующих навыков:

распознавать звуки родного языка; сравнивать и улавливать разницу между

ними; точно воспроизводить. Уникальная способность выражать свои мысли с

помощью слов считается врожденной, но описанные в науке случаи детей-

маугли доказывают, что если в первые 5-6 лет жизни ребенок не слышит

человеческую речь, то научить его говорить уже практически невозможно.

Значит, чем больше разговаривать с малышом с самого рождения, тем

быстрее и лучше будет развиваться его фонематический слух. Забавные слова,

которые произносят дети в возрасте от 1 до 2, а то и 3 лет, прямо отражают

процесс сложной фонематической «настройки» мозга. Например, в слове

«мама» не ошибается практически никто и никогда, потому что оно

максимально простое как для улавливания, так и для воспроизведения. А вот

вместо слова «собака» ребенок вполне может произнести «бабака», потому

что звук [б] предшествует ударному [а], и мозг фиксирует его как

приоритетный. Со временем, когда новое слово станет привычным, малыш

начнет распознавать на слух нюансы и стараться исправлять ошибки

.

Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава

слова

называется фонематическим слухом. Этот

навык лежит в основе обучения

детей чтению, письму.

При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии,

потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;

совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;

пропускает слоги в словах;

не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);

не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк,

том-дом).

Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно

заметить

недоразвитие фонематического слуха

, оказать дошкольнику или школьнику

логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по

развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их

могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и

родители.

Надеемся, представленные игры окажутся в ваших педагогических копилках.

Нам известно, что нормально развивающийся ребёнок различает на слух все

звуки речи, начиная с двухлетнего возраста. Если уже на этом этапе выявляется

трудность слуховой дифференциации звуков, то коррекционную работу нужно

начинать немедленно, хотя до обучения письму ещё далеко.

После пяти лет ребёнок способен обращать внимание уже не только на целое

слово, но и на некоторые составляющие его звуки, то есть он уже овладевает

самыми элементарными видами фонематического анализа слов. Остановимся

подробнее на играх для детей старшего дошкольного возраста.

«ЗАПРЕТНОЕ СЛОВО». Ребёнку предлагается повторять за взрослым все слова,

кроме одного заранее определённого слова (например, Лампочка)

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ» Ребёнку предлагается поднять руку (хлопнуть в

ладоши, сделать шаг вперёд…), когда услышит заданный взрослым звук. Игра

повторяется несколько раз с разными звуками.

«

Определи место звука в слове

» Какой первый звук в слове «утка»?

Последний звук в слове «кенгуру»? Место звука (у) в слове «паучок» (в начале, в

середине, в конце слова)?

«

Подбери слово

» Подобрать слова, которые начинаются с заданного

звука.

«

Гласные в слове

» Ребёнок выделяет и записывает только гласные

звуки и буквы в слове.

«

Картинки для буквы

» Ребёнок закрывает карточку той буквы,

которая будет первой при написании этого слова. Например, картинка с

изображением утки закрывается буквой «У». Определение звука в

начале слова производится в двух вариантах: по слуху, когда слово

произносится взрослым, и после самостоятельного произнесения.

«ДОМИКИ» Перед ребёнком два изображения домиков. На крыше

каждого из них написана буква. Из большого количества картинок

ребёнок выбирает только те, в названиях которых есть звук,

соответствующий букве на домике.

«Сложи слова из первых звуков»

Ребенок определяет первый звук

в каждом из предложенных слов, из получившихся звуков составляет

слова. Например, жёлудь, утка, кисточка из слова ЖУК.

«ПУТАНИЦА» Взрослый медленно читает короткие стихи, в которых

одно слово неправильное. Ребёнок должен отгадать, что это за слово.

Например: Огурцы играют в прятки,

Малыши растут на грядке.

Мушкетёры спят в овраге, Поросята точат шпаги.

Волки плавают по дну, Щуки воют на луну.

В развитии фонематического слуха очень уместно использовать цифровые

информационно – коммуникативные технологии. Интерактивные игры в кабинете

логопеда - это проверенный метод установить контакт, заинтересовать детей, это

возможность индивидуального подбора игры с учётом возраста, уровня развития

и речевых возможностей ребёнка.

Мы используем следующие компьютерные программы:

«Баба Яга учится читать»

«Игры для Тигры»

«Мерсибо»

«Логоша»

«Логоритм» и др.

Подводя итог, следует отметить, что

обязательное условие формирования чистой и правильной речи у ребенка —

способность хорошо слышать, четко улавливать звуки в словах. Игры на

развитие фонематического слуха помогают детям научиться различать все

фонемы, необходимые для совершенного овладения родным языком, а

впоследствии — для успешного обучения.



В раздел образования