Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"


Автор: Тезина Наталья Васильевна
Должность: учиель начальных классов
Учебное заведение: МОУ"СОШ с УИОП № 38"
Населённый пункт: Республика Мордовия, г. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ

здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Проблема

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» заинтересовала меня ещё 7 лет назад.

Это получилось неслучайно. В моих классах, в которых работаю, оказывалось, что из 25-28 человек

класса 11-12 человек имели хронические заболевания ( нарушения зрения, опорно-двигательного

аппарата, заболевания почек, желудочно-кишечного тракта), также отмечалась незрелость

эмоционально- волевой сферы, низкая адаптация к школе. Конечно, я понимала, что я не врач

вылечить своих учеников не смогу, но задалась целью помочь им укрепить и тем, кто здоров по

возможности сохранить здоровье. Сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по

здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Как научить детей беречь свое здоровье? Одно из лучших средств, на мой взгляд, пропаганда

здорового образа жизни через сотрудничество с родителями. Вы со мною согласитесь, что

современные родители не достаточно грамотны в этом вопросе. Ведь здоровье детей зависит не

только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Совместная работа с семьёй

заключается в обучении конкретным приемам и методам оздоровления. В этих целях использую:

консультации с участием медиков, а также родителей с опытом семейного воспитания,

совместные физкультурные праздники, походы на природу, посещение театров, музеев.

Объясняю родителям, чтобы они научили своих детей воспринимать жизнь и здоровье как

величайшую ценность, организовывали свободное время детей, заполняя досуг полезными для

здоровья делами. В помощь родителям в классе действует сменный уголок для родителей и детей

« Моё здоровье» с рекомендациями по организации оздоровительной работы. Благодаря

которому, родители имеют представление о тех знаниях, умениях, которые дети получают на

уроках и внеклассных мероприятиях: о дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, чтобы

помочь детям освоить их дома. Уже в 1 классе родителями заполняется карта-анкета состояния

здоровья ребенка. Исходя из которой, выявляю детей с отклонениями в здоровье. Анализируя

полученные данные, заполняю валеологический паспорт класса и как итог проделанной работы

оформляю « Паспорт здоровья» на каждого ребенка. Оценка по улучшению или ухудшению

здоровья ребенка проводится по сравнительным показателям здоровья на начало-конец учебного

года. В своей работе часто использую методики известных ученых, в том числе профессора

В.Ф.Базарного, гимнастика для глаз. В классе дети большую часть учебного времени работают с

книгой, тетрадью на близких от глаз расстояниях. Возникает близорукость,т.е. глаз адаптируется к

работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль. Один из приемов

заключается в максимальном удалении от глаз учебного

материала. Для этого использую:

сюжетные и предметные картинки, карточки, цифровой материал. Самые мелкие детали должны

быть по высоте не менее 1 см., самые крупные - не более 2-3 см. Тем самым происходит снятия

напряжения с глазных мышц, долгое время находившиеся в режиме ближнего зрения.

Продолжительность таких пауз в течение урока 8-10 минут. Если дети плохо различают отдельные

детали, нужно немного приблизить. Сделать 2-3 шага вперед, затем отойти.

В другой методике используются траектории, по которым дети «бегают глазами» (размер лист

ватмана). Это могут быть незамысловатые круги, восьмерки, спирали. Глаза детей отдыхают,

пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольные

движения головой, шеей, туловищем. Желательно придать упражнению игровой характер.

Например, на кончик указки прикрепить кленовый листочек и предложить детям проследить, как

этот листочек будет «кружиться» по заданной траектории под порывом ветра, можно при этом

прочитать отрывок из какого-нибудь произведения, в соответствии со временем года. Очень

эффективна следующая гимнастика для глаз. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Считать

медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6-8 раз. А улучшить

кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1-2 минуты.

Школьная

перегрузка

и

долгое

нахождение

в

статистическом

положении

приводят

к

переутомлению. На помощь приходят оздоровительные мероприятия в учебном процессе:

гимнастика до занятий ( комплекс состоит из 4-7 общеразвивающих упражнений, выполняется в

течение 5-6 минут), физкультурные минутки на уроках, а именно: упражнения для снятия общего

утомления, упражнения для кисти рук, упражнения на осанку, дыхательная гимнастика.

Упражнения для кисти рук. Аплодисменты. Сложить кисти рук ладонь на ладонь. Поочередно

отводить пальцы друг от друга, похлопывая палец о палец: мизинец правой руки о мизинец левой

и. т. д. Выполняется 15- 20 сек.

Упражнение корректирующие осанку. Кузнечики ( спина прямая, руки на пояс).

Поднимают плечики,

Прыгают кузнечики ( на носках легко)

Выше, выше, высоко,

Ниже, ниже, низко (приседают)

Сели, посидели

Травку покушали,

Тишину послушали.

Как средство борьбы с переутомлением можно использовать музыку. Это осуществляется на

уроках технологии и изобразительного искусства. В начале урока проходит инструктаж по технике

безопасности, сообщение темы и цели урока. Затем включаю специально подобранную музыку

определенной громкости. Звучит она в течение 20-23 минут. Учащиеся выполняют работу. По

окончанию этого времени звучит другая мелодия в течение 2-3 минут. Она является как бы

сигналом к окончанию работы.

Несмотря

на

применение

разнообразных

приемов,

и

методов,

соблюдение

условий,

обеспечивающих внимание и работоспособность в конце рабочего дня, у четверти учащихся

проявляются признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся,

дать 1-2 минуты отдыха, юмора. Например, спросить: «Сколько шагов сделает воробей за одну

минуту?» (Ни одного, воробей прыгает, а не шагает), «От чего плавает утка?» (от берега), « Если

один петух закукарекает изо всех сил, то человек проснется. Сколько должно петухов должно

закукарекать, чтобы проснулись три человека?» (тоже один петух).

Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость,

повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует

укреплению здоровья учащихся. Но и этого бывает недостаточно. В рамках введения ФГОС у

учителя начальных классов появляется возможность углубить и расширить работу по сохранению

и укреплению здоровья учащихся не только в урочное, но и во внеурочное время. Я планирую

внедрить программу под названием «Азбука здоровья». Эта программа охватывала бы все

стороны ребенка (учебная деятельность, питание, просветительская работа с родителями).

Особое внимание уделила методикам, направленным на то, чтобы ребенок любил себя, людей,

жизнь. Один из вариантов

этой работы - арт-терапия.

Арт- терапия-

это оказание

психологической помощи посредством искусства. Методика направлена на развитие у ребенка

эмоционально- волевой сферы, формирование личностных качеств, корректировку проблем,

связанных с поведением. Применяемые методики: изотерапия, сказкотерапия, игротерапия,

песочная терапия, цветотерапия. Изотерапия- лечение при помощи рисования или лепки. Метод

направлен на корректировку у ребенка трудностей в общении, на решение внутреннего

конфликта. Песочная терапия.

Основной материал- песок. Песок- тот материал, с помощью

которого на свет выходит все сознательное и бессознательное, что есть в человеке. Цветотерапия -

метод лечения цветом. Является одним из самых перспективных и надежных методов лечения и

оздоровления.

Красный цвет - повышает внутреннюю энергию, избавит от тоски и прогонит отрицательные

эмоции, оздоровит психику и тело.

Оранжевый цвет - помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и

страх.

Желтый цвет - повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память.

Зеленый цвет - полезен при нервозности.

Голубой цвет - успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление, помогает при стрессах и

воспалениях, он способен снизить кровяное давление.

Синий цвет - вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное

давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый цвет - тяжелый цвет. Его излишек может вызвать депрессию.

Мне бы хотелось остановиться на некоторых из них: сказкотерапия, игротерапия. С помощью

сказок ребенок может справиться с неуверенностью, страхами, трудностями в общении.

Обращается внимание на то, каким сказочным героем хочет быть сам ученик. Нетрудно

догадаться, что если ребенок предпочел быть Емелей, главная его проблема- лень. Он ничего не

хочет делать самостоятельно. Аленушкой, характеризует тонкую, ранимую и впечатлительную

девочку и.т. д.

Игротерапия покажет все проблемы, которые тревожат ребенка, и поможет ему с ними

справиться. Игротерапию можно считать методикой коррекции эмоционально-волевой сферы

ребенка. Если ставить сценку и спектакль, то излишне агрессивному ученику предложить роль

зайчика, а за робким и тихим ребенком закрепить роль волка. Примеряя на себя образ, который

ему не свойственен, ребенок постепенно приобретет, новые навыки поведения и станет « играть»

новую роль в реальной жизни. Форм и методов работы по данной проблеме великое множество.

Все

они

являются

подготовкой

к

здоровому

образу

жизни

ребенка

на

основе

здоровьесберегающих технологий, которые должны стать приоритетным направлением в

деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.



В раздел образования