Автор: Завгородняя Ольга Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 14
Населённый пункт: Ленинградская область ,город Кингисепп
Наименование материала: публикация
Тема: Понятие «связная речь», методы и формы её развития
Раздел: дошкольное образование
Понятие «связная речь», методы и формы её развития
В современной науке понятие «речь» функционирует как многозначное
и рассматривается в разных аспектах: физиологическом, психологическом,
семиотическом, лингвистическом.
С точки зрения физиологии, речь - это способность говорить, с позиции
лингвистики - форма существования языка, с позиции психологии - вид
коммуникативной деятельности человека и механизм интеллектуальной
деятельности, с позиции семиотики – знаковая система, включающая в себя
совокупность произносимых и воспринимаемых звуков.
С термином «речь» тесно связано другое понятие – «связная речь».
Именно оно и будет находиться в центре нашего внимания.
Проблемы связной речи рассматриваются в рамках разных наук. Так,
Е.И. Тихеева и А.М. Бородич рассматривают ее с педагогической точки
зрения, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн – с психологической, А.А.
Леонтьев и Т.В. Ахутина – с психолингвистической, В.П. Глухов, Т.А.
Ткаченко, Т.Б. Филичева – с логопедической.
В связи с этим спектр определения понятия «связная речь» весьма
широк. Так, С.В. Алабужева под связной речью понимает развернутое
изложение определенного содержания, которое осуществляется логично,
последовательно, точно, правильно и образно.
Если А.М. Бородич
дает более обобщенное толкование данного
понятия, говоря о том, что связная речь – это смысловое развернутое
высказывание, обеспечивающее общение и понимание людей., то В.П.
Глухов считает, что связная речь - это тематически объединённые фрагменты
речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое
развернутое изложение.
А.В.
Текучева
указывает,
что под
связной речью
в широком
понимании, можно считать любое высказывание, составные языковые части
которого, построены логично и грамматически правильно согласно законам
данного языка.
В.К. Воробьева рассматривает связную речь как вид речемыслительной
деятельности, результатом которой является текстовое сообщение.
Согласно исследованиям Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, связная
речь неотделима от мира мыслей, так как в связной речи отражается логика
мышления.
Таким образом, мы видим, что понятие «связная речь» характеризуется
как смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение.
Связная речь существует в двухосновных формах: монолога и диалога.
Монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей
одним лицом. В определении Т.Г. Винокур характеризуется как «форма речи,
образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на
сиюминутную словесную реакцию»