Напоминание

Понятие «связная речь», методы и формы её развития


Автор: Завгородняя Ольга Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 14
Населённый пункт: Ленинградская область ,город Кингисепп
Наименование материала: публикация
Тема: Понятие «связная речь», методы и формы её развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




Понятие «связная речь», методы и формы её развития

В современной науке понятие «речь» функционирует как многозначное

и рассматривается в разных аспектах: физиологическом, психологическом,

семиотическом, лингвистическом.

С точки зрения физиологии, речь - это способность говорить, с позиции

лингвистики - форма существования языка, с позиции психологии - вид

коммуникативной деятельности человека и механизм интеллектуальной

деятельности, с позиции семиотики – знаковая система, включающая в себя

совокупность произносимых и воспринимаемых звуков.

С термином «речь» тесно связано другое понятие – «связная речь».

Именно оно и будет находиться в центре нашего внимания.

Проблемы связной речи рассматриваются в рамках разных наук. Так,

Е.И. Тихеева и А.М. Бородич рассматривают ее с педагогической точки

зрения, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн – с психологической, А.А.

Леонтьев и Т.В. Ахутина – с психолингвистической, В.П. Глухов, Т.А.

Ткаченко, Т.Б. Филичева – с логопедической.

В связи с этим спектр определения понятия «связная речь» весьма

широк. Так, С.В. Алабужева под связной речью понимает развернутое

изложение определенного содержания, которое осуществляется логично,

последовательно, точно, правильно и образно.

Если А.М. Бородич

дает более обобщенное толкование данного

понятия, говоря о том, что связная речь – это смысловое развернутое

высказывание, обеспечивающее общение и понимание людей., то В.П.

Глухов считает, что связная речь - это тематически объединённые фрагменты

речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое

развернутое изложение.

А.В.

Текучева

указывает,

что под

связной речью

в широком

понимании, можно считать любое высказывание, составные языковые части

которого, построены логично и грамматически правильно согласно законам

данного языка.

В.К. Воробьева рассматривает связную речь как вид речемыслительной

деятельности, результатом которой является текстовое сообщение.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, связная

речь неотделима от мира мыслей, так как в связной речи отражается логика

мышления.

Таким образом, мы видим, что понятие «связная речь» характеризуется

как смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение.

Связная речь существует в двухосновных формах: монолога и диалога.

Монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей

одним лицом. В определении Т.Г. Винокур характеризуется как «форма речи,

образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на

сиюминутную словесную реакцию»



В раздел образования