Автор: Рыбина Оксана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д/Сад№18 д.Казанцево
Населённый пункт: Челябинская обл. Сосновский р-он д.Казанцево
Наименование материала: статья
Тема: Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства
Раздел: дошкольное образование
Рыбина Оксана Васильевна
воспитатель
МДОУ №18 д. Казанцево
г. Челябинск
Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания
единого образовательного пространства
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,
направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь,
во
многом
зависит
от
согласованности
действий
семьи
и
ДОУ.
Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении
семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства ,
подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами
ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат
определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей
и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой
программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы
образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного
воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители,
выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не
обладают глубокими знаниями в этой области.
Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть
предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе
которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата
воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками
родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать
выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и
в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта
для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов. Не менее
важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего
подхода
к
решению
проблем
воспитания,
выделение,
обобщение
и
согласование педагогических методов и приемов на основе изучения
воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о
технологиях образовательного процесса.
Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные
задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.
В 2017 году, я начала работать над проблемой взаимодействия детского
сада и семьи по теме «Использование разнообразных форм работы с семьёй с
целью создания единого образовательного пространства».
Цель работы: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство
Задачи работы:
-
Создание
условий
для
благоприятного
климата
взаимодействия
с
родителями.
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений
родителей.
- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и
детском саду на основе ФГОС.
Предполагаемый
результат:
Создание
положительного
эмоционального
микроклимата взаимодействия с родителями; Повышение педагогической
грамотности
родителей
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта.
Продуктивное
творчество
взаимодействия
педагога и родителей.
Вовлечение родителей в совместную деятельность ДОУ вела в следующих
направлениях:
Информационно – аналитическое направление
С
целью
изучения
семьи,
выяснения
образовательных
потребностей
родителей,
установления
контакта
с
её
членами,
для
согласования
воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования
«Сотрудничество детского сада и семьи» (Приложение). Получив реальную
картину, на основе собранных данных, я проанализировала специфику семьи
и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с
каждым
родителем.
Это
помогло
мне
лучше
ориентироваться
в
педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные
особенности.
Сначала
я
отслеживала
количественные
показатели
присутствия
родителей
на
групповых
мероприятиях:
посещение
родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских
праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий,
тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня
открытых
дверей»;
помощь
родителей
в
оснащении
педагогического
процесса.
Позднее
я
выделила
для
себя
качественные
показатели:
инициативность,
ответственность,
отношение
родителей
к
продуктам
совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить
три группы родителей.
Родители - активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в
воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы
детского учреждения.
Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой
мотивации.
Родители – наблюдатели, равнодушные, живущие по принципу «меня
воспитывали так же».
Изменение восприятия родителей как участников образовательного
процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники
педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.
Работу начала вести по трем направлениям:
1. Познавательное направление - направлено на ознакомление родителей с
возрастными
и
психологическими
особенностями
детей
дошкольного
возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания
детей.
Я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- родительские собрания («Давайте познакомимся!», «Задачи воспитания и
обучения
детей
младшего
дошкольного
возраста»,
«Особенности
психофизического развития детей 3-4 лет», «О воспитании инициативности и
самостоятельности
ребёнка
в
речевом
общении
со
взрослыми
и
сверстниками», «Роль игры в развитии ребёнка»);
- консультации («Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от
Вас», «Готовимся к прогулкам по городу», «О правильной осанке» , «Если
ребёнок плохо ест», «Воспитание любознательности у детей» и др.);
- занятия с участием родителей («Моё имя» ««Творчество Г.Х.Андерсена»)
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями ("Мой
любимый детский сад», «Я рисую с папой», «Моя мама», «Помощники
родителей », «Генеалогическое древо»,
«Моя семья»,
«Портрет моего
папы»). Результат совместного творчества детей и родителей способствовал
развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
- совместные проекты («Мое имя», «Творчество Г,Х.Андерсена» «Сказка в
жизни детей» (по мотивам русских народных сказок)
-
дидактические
игры
руками
родителей:
«Игры
с
прищепками»,
«геометрик», «цветная доска с пробками», « настенный модуль» для развития
мелкой моторики.
- совместно с родителями и детьми собрали коллекцию игрушек киндер-
сюрпризов.
- совместные с родителями
экскурсии в школу, библиотеку, на гору
«Каравай» («Мы – друзья природы»), вместе с родителями мастерили
кормушки для птиц («Акция накормим птиц»).
- совместное создание предметно – развивающей среды. В современных
условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.
Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших
детей (помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, театральный
уголок, мини - музей «Волшебная пуговица», родительский уголок).
С
помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется
для
развития
детей:
много
игрушек,
«больница»,
«парикмахерская»,
«магазин».
В
результате
повысился
уровень
воспитательно-образовательной
деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой
инициативы.
2. Наглядно – информационное направление
Наглядно–информационное направление включает в себя:
- родительские уголки;
- семейный и групповые альбомы «Моя семья», «Я рисую с папой»,
- фотомонтажи «Из жизни группы», «Моя семья»;
- фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Папа, мама, я - дружная
семья»;
- картотека Добрых дел;
- продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки).
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в
нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем
занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно
поиграть, советы, задания.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до
родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о
родительских обязанностях и ответственности.
3. Досуговое направление
Досуговое
направление
в
работе
с
родителями
оказалось
самым
привлекательным, востребованным, полезным. В группе проведены:
- развлечения «Мама лучше всех» ко Дню матери, «Самый лучший папа на
свете» (к Дню защитника Отечества);
- «Семейные посиделки» (чаепитие к 8 марта);
- празднование дней рождения (ежемесячно),
- спектакли «Зверюшки в осеннем лесу», «Волк и семеро козлят»
- совместные походы, экскурсии «Мы – друзья природы», «Акция накормим
птиц»;
- спортивная эстафета, посвященная Дню матери, где ребята заняли 2 место;
- участие родителей в изготовлении костюмов, атрибутов к праздникам.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей,
привлекаю родителей к разучиванию стихов, танцев, песен.
Участие семей в различных мероприятиях не только обогащает
семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы
привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю
яркие
сообщения.
И родители не остаются равнодушными: собирают
рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это
помогает мне лучше узнать моих воспитанников.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с
родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в
оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала
полезна
хотя
бы
потому,
что
укрепляет
нас
в
доброжелательных намерениях» - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это
актуально всегда и везде. Я всегда хвалю своих родителей, делаю это при
любом удобном случае.
На
сегодняшний
день
можно
сказать,
что
у
меня
сложилась
определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных
форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и
«наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками,
создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более
гибкой. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы,
научились выражать восхищение результатами и продуктами детской
деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей
посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и
развлечениях, проектной деятельности.
Проведя анализ работы родителей, я составила
Таблицу активности:
Группа
Количест
во семей
Количест
во
родителей
в группе
Родител
и
активист
ы
Родители
исполните
ли
Родители
наблюдате
ли
Средняя
22
41
10
24 %
10
24 %
21
52 %
Старшая
22
41
17
42 %
13
32 %
11
26 %
Подготовитель
ная группа
22
41
22
54 %
13
32 %
6
14 %
Исходя
из
таблицы
активности,
я
составила
следующий
график
активности родителей:
С
р
е
д
н
я
я
С
т
а
р
ш
а
я
П
о
д
г
о
т
о
в
и
т
е
л
ь
н
а
я
0
10
20
30
40
50
60
Активисты
Исполнители
Наблюдатели
По результатам диагностики в группе на 30 % увеличилось число
родителей – активистов; на 8 % выросло количество родителей –
исполнителей, на 38 % уменьшилось количество родителей-наблюдателей.
Проводимая
работа
позволяет
повысить
психолого-педагогическую
компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. В
результате проделанной работы, использовании различных форм и методов
общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность
родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в
группе. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном
взаимодействии с родителями , приносит положительные результаты.
Используемамя литература:
Закон об образовании в РФ.
ФГОС ДО.
Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности //
Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю.
Данилова, О. Г. Чечулина. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А.
Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.
. Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в
формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ.
— 2012. — № 1(8). —С. 34—37.
. Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с
семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2. — С. 66—70.
. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы
дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. —
2015. — № 1. — С. 4—13.
. Атемаскина, Ю. В. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками/ Ю. В.
Атемаскина // Детский сад от А до Я. — 2008. — № 5. — С. 13—19.
Бабаева, Т. И. Развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и
взрослых в детском саду / Т. И. Бабаева, А. Г. Николаева // Детский сад: теория и
практика. — 2014. — №3. — С. 6—13.