Напоминание

Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства


Автор: Рыбина Оксана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д/Сад№18 д.Казанцево
Населённый пункт: Челябинская обл. Сосновский р-он д.Казанцево
Наименование материала: статья
Тема: Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рыбина Оксана Васильевна

воспитатель

МДОУ №18 д. Казанцево

г. Челябинск

Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания

единого образовательного пространства

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,

направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь,

во

многом

зависит

от

согласованности

действий

семьи

и

ДОУ.

Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении

семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства ,

подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами

ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат

определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей

и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой

программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы

образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного

воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители,

выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не

обладают глубокими знаниями в этой области.

Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть

предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе

которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата

воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками

родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать

выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и

в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта

для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов. Не менее

важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего

подхода

к

решению

проблем

воспитания,

выделение,

обобщение

и

согласование педагогических методов и приемов на основе изучения

воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о

технологиях образовательного процесса.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные

задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

В 2017 году, я начала работать над проблемой взаимодействия детского

сада и семьи по теме «Использование разнообразных форм работы с семьёй с

целью создания единого образовательного пространства».

Цель работы: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Задачи работы:

-

Создание

условий

для

благоприятного

климата

взаимодействия

с

родителями.

- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений

родителей.

- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и

детском саду на основе ФГОС.

Предполагаемый

результат:

Создание

положительного

эмоционального

микроклимата взаимодействия с родителями; Повышение педагогической

грамотности

родителей

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта.

Продуктивное

творчество

взаимодействия

педагога и родителей.

Вовлечение родителей в совместную деятельность ДОУ вела в следующих

направлениях:

Информационно – аналитическое направление

С

целью

изучения

семьи,

выяснения

образовательных

потребностей

родителей,

установления

контакта

с

её

членами,

для

согласования

воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования

«Сотрудничество детского сада и семьи» (Приложение). Получив реальную

картину, на основе собранных данных, я проанализировала специфику семьи

и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с

каждым

родителем.

Это

помогло

мне

лучше

ориентироваться

в

педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные

особенности.

Сначала

я

отслеживала

количественные

показатели

присутствия

родителей

на

групповых

мероприятиях:

посещение

родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских

праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий,

тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня

открытых

дверей»;

помощь

родителей

в

оснащении

педагогического

процесса.

Позднее

я

выделила

для

себя

качественные

показатели:

инициативность,

ответственность,

отношение

родителей

к

продуктам

совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить

три группы родителей.

Родители - активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в

воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы

детского учреждения.

Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой

мотивации.

Родители – наблюдатели, равнодушные, живущие по принципу «меня

воспитывали так же».

Изменение восприятия родителей как участников образовательного

процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники

педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.

Работу начала вести по трем направлениям:

1. Познавательное направление - направлено на ознакомление родителей с

возрастными

и

психологическими

особенностями

детей

дошкольного

возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания

детей.

Я использовала активные формы и методы работы с родителями:

- родительские собрания («Давайте познакомимся!», «Задачи воспитания и

обучения

детей

младшего

дошкольного

возраста»,

«Особенности

психофизического развития детей 3-4 лет», «О воспитании инициативности и

самостоятельности

ребёнка

в

речевом

общении

со

взрослыми

и

сверстниками», «Роль игры в развитии ребёнка»);

- консультации («Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от

Вас», «Готовимся к прогулкам по городу», «О правильной осанке» , «Если

ребёнок плохо ест», «Воспитание любознательности у детей» и др.);

- занятия с участием родителей («Моё имя» ««Творчество Г.Х.Андерсена»)

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями ("Мой

любимый детский сад», «Я рисую с папой», «Моя мама», «Помощники

родителей », «Генеалогическое древо»,

«Моя семья»,

«Портрет моего

папы»). Результат совместного творчества детей и родителей способствовал

развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

- совместные проекты («Мое имя», «Творчество Г,Х.Андерсена» «Сказка в

жизни детей» (по мотивам русских народных сказок)

-

дидактические

игры

руками

родителей:

«Игры

с

прищепками»,

«геометрик», «цветная доска с пробками», « настенный модуль» для развития

мелкой моторики.

- совместно с родителями и детьми собрали коллекцию игрушек киндер-

сюрпризов.

- совместные с родителями

экскурсии в школу, библиотеку, на гору

«Каравай» («Мы – друзья природы»), вместе с родителями мастерили

кормушки для птиц («Акция накормим птиц»).

- совместное создание предметно – развивающей среды. В современных

условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.

Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших

детей (помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, театральный

уголок, мини - музей «Волшебная пуговица», родительский уголок).

С

помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется

для

развития

детей:

много

игрушек,

«больница»,

«парикмахерская»,

«магазин».

В

результате

повысился

уровень

воспитательно-образовательной

деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой

инициативы.

2. Наглядно – информационное направление

Наглядно–информационное направление включает в себя:

- родительские уголки;

- семейный и групповые альбомы «Моя семья», «Я рисую с папой»,

- фотомонтажи «Из жизни группы», «Моя семья»;

- фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Папа, мама, я - дружная

семья»;

- картотека Добрых дел;

- продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки).

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в

нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем

занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно

поиграть, советы, задания.

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до

родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о

родительских обязанностях и ответственности.

3. Досуговое направление

Досуговое

направление

в

работе

с

родителями

оказалось

самым

привлекательным, востребованным, полезным. В группе проведены:

- развлечения «Мама лучше всех» ко Дню матери, «Самый лучший папа на

свете» (к Дню защитника Отечества);

- «Семейные посиделки» (чаепитие к 8 марта);

- празднование дней рождения (ежемесячно),

- спектакли «Зверюшки в осеннем лесу», «Волк и семеро козлят»

- совместные походы, экскурсии «Мы – друзья природы», «Акция накормим

птиц»;

- спортивная эстафета, посвященная Дню матери, где ребята заняли 2 место;

- участие родителей в изготовлении костюмов, атрибутов к праздникам.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей,

привлекаю родителей к разучиванию стихов, танцев, песен.

Участие семей в различных мероприятиях не только обогащает

семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы

привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю

яркие

сообщения.

И родители не остаются равнодушными: собирают

рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это

помогает мне лучше узнать моих воспитанников.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с

родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в

оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала

полезна

хотя

бы

потому,

что

укрепляет

нас

в

доброжелательных намерениях» - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это

актуально всегда и везде. Я всегда хвалю своих родителей, делаю это при

любом удобном случае.

На

сегодняшний

день

можно

сказать,

что

у

меня

сложилась

определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных

форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и

«наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками,

создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более

гибкой. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы,

научились выражать восхищение результатами и продуктами детской

деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей

посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и

развлечениях, проектной деятельности.

Проведя анализ работы родителей, я составила

Таблицу активности:

Группа

Количест

во семей

Количест

во

родителей

в группе

Родител

и

активист

ы

Родители

исполните

ли

Родители

наблюдате

ли

Средняя

22

41

10

24 %

10

24 %

21

52 %

Старшая

22

41

17

42 %

13

32 %

11

26 %

Подготовитель

ная группа

22

41

22

54 %

13

32 %

6

14 %

Исходя

из

таблицы

активности,

я

составила

следующий

график

активности родителей:

С

р

е

д

н

я

я

С

т

а

р

ш

а

я

П

о

д

г

о

т

о

в

и

т

е

л

ь

н

а

я

0

10

20

30

40

50

60

Активисты

Исполнители

Наблюдатели

По результатам диагностики в группе на 30 % увеличилось число

родителей – активистов; на 8 % выросло количество родителей –

исполнителей, на 38 % уменьшилось количество родителей-наблюдателей.

Проводимая

работа

позволяет

повысить

психолого-педагогическую

компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. В

результате проделанной работы, использовании различных форм и методов

общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность

родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в

группе. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном

взаимодействии с родителями , приносит положительные результаты.

Используемамя литература:

Закон об образовании в РФ.

ФГОС ДО.

Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности //

Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю.

Данилова, О. Г. Чечулина. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.

. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А.

Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.

. Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в

формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ.

— 2012. — № 1(8). —С. 34—37.

. Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с

семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2. — С. 66—70.

. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы

дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. —

2015. — № 1. — С. 4—13.

. Атемаскина, Ю. В. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками/ Ю. В.

Атемаскина // Детский сад от А до Я. — 2008. — № 5. — С. 13—19.

Бабаева, Т. И. Развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и

взрослых в детском саду / Т. И. Бабаева, А. Г. Николаева // Детский сад: теория и

практика. — 2014. — №3. — С. 6—13.



В раздел образования