Автор: Долгих Оксана Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Тема: ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ, в условиях ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского»
Раздел: среднее образование
1
ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ, В УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Долгих О.М. - учитель физики
ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета Российской
Федерации имени Александра Невского»
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это,
прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья
детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России очень
значима
и
актуальна,
так
как
связана
с
проблемой
безопасности
и
независимости.
В
Национальной
доктрине
развития
образования
и
в
Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются
задачи
сохранения
здоровья,
оптимизации
образовательного
процесса,
разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования
ценности здоровья и здорового образа жизни. Решение проблемы здоровья
детей и подростков предполагает понимание здоровья как состояния полного
физического, психического и социального благополучия человека.
Особое внимание в системе своей педагогической деятельности я уделяю
выработке теоретических и практических навыков здорового образа жизни и
безопасного поведения кадет в корпусе. Основной формой работы является
урочная
система
обучения,
внеклассные
мероприятия,
общекорпусные
коллективно- творческие дела.
В своей работе я использую приёмы, технологии, рекомендации
специалистов, которые тесно связаны со здоровьесберегающей педагогикой:
- соответствие обстановки и гигиенических условий в классной комнате норме
(температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, мебель);
- использование чистой питьевой воды (компания «Чудотворный источник);
- чередование различных видов деятельности на уроке;
- выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого
самовыражения школьников;
- смена поз обучающихся, соответствующих видам деятельности.
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую,
динамическую нагрузку на отдельные органы и системы или на весь организм в
целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия
локального утомления и физкультурных минуток общего воздействия.
На моих уроках присутствуют оздоровительные моменты:
-
физкультурные
минутки
для
улучшения
мозгового
кровообращения
(выполняются сидя на стуле в медленном темпе, три – четыре упражнения); для
снятия утомления с плечевого пояса и рук (выполняются стоя или сидя, темп
медленный); для снятия утомления с туловища (выполняются стоя, темп
2
средний); упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия
утомления с мелких мышц туловища, для мобилизации внимания;
- минутки релаксации, дыхательная гимнастика, комплекс упражнений
гимнастики для глаз (ведущие - кадеты);
- очень важным является эмоциональная разрядка (шутка, улыбка).
Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических
упражнений, способствующих укреплению здоровья, но и уроки физики могут
воспитывать в кадете сознание великой ценности здоровья, стремление его
хранить и укреплять. С каждым годом на наших дорогах увеличивается число
транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или
несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-
транспортных происшествий происходит с участием школьников.
Необходимо убеждать учащихся в том, что следует знать и выполнять
правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и
дисциплинированными. Мною подобраны специальные задачи, в контексте
данной темы, решаемые на уроках физики в 7 — 9 классах.
По
степени
трудности
задачи
не
одинаковы,
это
позволяет
дифференцировать
работу
учащихся,
предлагая
различные
задания
для
самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин.
Решение «транспортных» задач не заканчивается получением числового ответа.
Мы обсуждаем ответы с учениками, анализируем полученный результат.
В целях профилактики здоровья учащихся, на урока физики, следует:
заострять внимание на таких явлениях, как инерция движение транспорта (в
целях безопасности пешеходов на дороге); определение положение центра масс
(предотвращение травматизма на уроках физической культурой); рассказывать
о правилах техники безопасности и пожарной безопасности при работе с
электроприборами (учащимся сообщается, что ток безопасен до 1мА, а
напряжение до 36В и т.д.); знакомить с составом пищевых продуктов, их
энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с
пищей; обращать внимание ребят на необходимость своевременного и
сбалансированного питания; рассказывать о принципах составления меню с
учетом требований к здоровому питанию, о процессах, происходящих с пищей
во время ее приготовления; проводить работу по повышению культуры приема
пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
Таким образом, учитель постоянно должен заботиться о сохранении
психического и физического здоровья детей, повышать устойчивость нервной
системы учащихся.
Кадетский
корпус
как
образовательное
учреждение
должен
способствовать сохранению укреплению здоровья воспитанников. Однако
много факторов, которые негативно влияют на здоровье кадет. На своих уроках
особое внимание я уделяю одному из принципов развивающего обучения:
включаю в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную
сферу. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое
распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая
3
в общем понимании трактуется так, что правое полушарие – это все
художественное, интуитивное, а левое – рационально-логическое. Поэтому в
основу когнитивного стиля личности положена концепция функционального
доминирования работы левого и правого полушарий и связанных с этим
особенностей «предпочтений» восприятий. Необходимо учитывать, что правое
полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое
полушарие, оставляя себе копию в виде образов. Приведу пример, на уроке в
11-х взводах по теме «Дисперсия света» рассказываю кадетам библейскую
легенду: «Бог Яхве после всемирного потопа повесил на небе знак означающий,
что он больше не станет так жестоко карать людей…С давних времен у людей
существует поверье, что в том месте, где этот божественный знак одним
концом уходит в землю можно найти горшок с золотом…». Это удивительное
по своей красоте «мимолетное виденье» буквально тает на ваших глазах,
оставляя чувства светлой грусти. Об этом хорошо писал Ф.И. Тютчев: «как
неожиданно и ярко…» Возникает проблемная ситуация. Кадеты выдвигают
гипотезу (интуиция). В этот момент работает правое полушарие. Затем
предлагаю ученикам объяснить это явление (радугу). И здесь включается
логическое
мышление.
Эта
цикличность
приводит
к
левополушарной
гармонизации.
Оба
полушария
в
работе.
Эта
технология
является
здоровьесберегающей, потому что она развивает оба полушария. Приведу еще
пример. На уроке в 9-х взводах «Закон Бернулли» демонстрирую кадетам опыт:
лью из мерного стакана струйку воды над раковиной и задаю вопрос: «Почему
сужается струйка воды?». Кадеты выдвигают гипотезу: скорость увеличивается,
а площадь сечения уменьшается, так как объем воды в единицу времени
остается постоянным (работает правое полушарие), а затем предлагаю
ученикам математически это доказать (работает левое полушарие). Оба
полушария
в
работе.
Когда
на
уроке
физики
ученики
фантазируют,
воображают, придумывают какой-то мысленный эксперимент – это тоже
помогает развивать творчество ребят. Например, на занятиях спецкурса по
физике предлагаю ученикам представить как будет вести себя жидкость в
состоянии невесомости или, что произойдет с жидкостью, если ампула, в
которой она находилась разобьется в космосе? «Мозговой штурм» – метод
стимуляции творческой активности помогает избежать на уроках скуку,
нежелание работать. Кадеты начинают активно мыслить, у них появляется
уверенность в своих силах (так как поощряются даже неверные версии),
снимается негативное отношение к учебной работе. Уменьшается тревожность.
Эмоционально – волевой компонент позволяет развить у учащихся интерес к
учению, влечение к учебно-познавательной деятельности, устраняет внешние и
внутренние препятствия, возникающие в процессе обучения. На уроке в 10-х
взводах по теме: «Виды разрядов в газе» рассказываю кадетам случай о
котором писал писатель Б. Житков «однажды в начале лета я ехал верхом в
пойме реки. Небо было одето тучами, собиралась гроза. И вдруг я увидел, что
кончики ушей лошади начали светиться. Сейчас же над ними образовались
будто пучки голубоватого огня с неясными очертаниями. Огоньки эти точно
4
струились. Затем струи света побежали по гриве лошади и по ее голове. Я взял
в руку ухо лошади, огонек точно проскочил сквозь мою руку и появился на ней.
Повернув голову влево я увидел пламя над своим плечом. Все это явление
продолжалось не более одной минуты. Хлынул дождь и удивительные огни
исчезли». Затем предлагаю кадетам объяснить это явление. Возникает
проблема! Воспитанники выдвигают гипотезы. Для большей убедительности
демонстрирую
физический
эксперимент
–
тихий
разряд
(движение
электрических зарядов по воздуху) при нормальном атмосферном давлении и
высоком напряжении). Сообщаю учащимся, что это явление еще называется
«огни святого Эльма». На этом примере мы вновь наблюдаем гармонизацию
двух полушарий – здоровьесберегающую технологию. Наши воспитанники
постоянно испытывают стресс, и профилактика нервного напряжения требует
учета
характера
воздействия
цвета
на
человека.
Экспериментальные
исследования ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов,
наиболее благотворно влияющих на человека. Это – зеленый, желто-зеленый и
зелено – голубые цвета. Помимо физических свойств света, т.е. длины волны,
необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Это связано с
тем, что абстрактного цвета нет, он всегда встречается как более или менее
цветовая
окраска
предметов.
И
ассоциативный
характер
восприятия
обуславливает перенос эстетической оценки предметов на те цвета, которые
этим предметам свойственны. Таким образом, цвет черпает свою значимость из
реальной действительности и его воздействие определяется целой суммой
факторов, куда входит и социальный опыт человека. Поэтому в кабинете
физики мы используем светлые краски (светло-зеленый, бежевый). У нас много
цветов, на стенах нет ничего лишнего, потому что это вызывает тревогу,
раздражение
учащихся.
Рациональная
окраска
учебного
помещения
положительно влияет на эффективность учебной деятельности. На уроках
физики провожу валеологические паузы, например, показываю зеленый лист
бумаги и прошу следить за ним только глазами. Это позволяет снять
напряжение
глаз.
Физкультминутки
-
это
неотъемлемая
часть
здоровьесберегающих технологий. Они снимают психологический стресс,
улучшают гармонизацию полушарий. Перед контрольной работой или зачетом
предлагаю ребятам на большой перемене (на специально отведенной доске)
рисовать, писать формулы, чертить схемы и т.д. Это позволяет заметно снять
внутреннее напряжение воспитанников.
Итак, здоровьесберегающие технологии, которые, я использую на уроках
физики (левополушарная гармонизация, цветовые ассоциации, валеологические
паузы, физкультминутки, рисование перед контрольной работой, «мозговой
штурм», мысленный эксперимент) способствуют укреплению и сохранению
здоровья кадет, развивают их творческий потенциал.