Автор: Цуркан Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка из опыта работы
Тема: "Развитие познавательного интереса и познавательной активности дошкольников: "Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Вода и масло"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Золотая рыбка»
Муниципального образования город Ноябрьск
Городское методического объединения воспитателей дошкольных образовательных организаций воспитателей города Ноябрьск
«Развитие познавательного интереса и познавательной активности дошкольников средствами экспериментально-
исследовательской деятельности»
Презентация опыта работы: «Познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Вода и масло»
Подготовила: Цуркан Е.А.
Г. Ноябрьск
2021 г
1
Технологическая карта совместно организованной деятельности.
Тема: Познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода и масло»
Фамилия, имя, отчество педагога, квалификационная категория: Цуркан Елена Алексеевна
Учреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Золотая рыбка» муниципального образования города
Ноябрьск
Дата проведения: 22.03.2021
Возрастная группа: старший
Форма совместно-деятельности: Экспериментально-исследовательская деятельность
Форма организации: подгрупповая
Приоритетная образовательная область: Познание
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла.
1. Обучающие задачи:
-
Формирование познавательных действий, становления сознания;
-
Продолжать учить читать схемы;
-
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-
Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
2. Развивающие задачи:
-
Развивать коммуникативные навыки.
-
Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от
совместной деятельности.
3. Воспитательные задачи:
-
Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
2
Планируемый результаты, предпосылки УУД:
Личностные: Формирование познавательной и социальной мотивации; умения прийти на помощь. Развитие самостоятельного поиска и
«открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера. Умение удерживать внимание.
Регулятивные: Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение контролировать свою деятельность по результату.
Умение работать по инструкции взрослого. Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
Познавательные: Умение применять правила и пользоваться инструкциями. Умение оценивать результат деятельности с помощью
взрослого. Умение работать по заданному алгоритму. Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
Коммуникативные: Навыки сотрудничества, инициативности. Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в
коллективе; Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
Подготовительная работа:
1.
Беседа о воде.
2.
Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.
3.
Отгадывание загадок.
4.
Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.
5.
Экскурсия на кухню.
3
Ход деятельности:
Этап, его
продолжитель
ность
Задачи этапа
Деятельность
педагога
Деятельность
воспитанников
Методы,
формы,
приемы
Формируемые
предпосылки
УУД
Результат
Мотивационно
–
побудительный
,
3-5 мин
Информативный
круг
Формирование
представлений
о
предстоящей
деятельности,
ее
задачах
Предлагает детям
вспомнить о
свойствах воды.
Предлагает
вспомнить правила
работы в
лаборатории,
провести
эксперименты в
лаборатории.
Вспоминают свойства воды.
Вспоминают правила работы
в лаборатории,
Подготовка
детей
к
исследованию.
Вводно –
организацион
ное слово,
беседа,
вопросы
проявлению
инициативности,
активности,
Внутренняя
мотивация на
деятельность
Вводно-
организационн
ый
1-2 мин.
Организовать
детей,
создать
положительный
эмоциональный
настрой,
мотивировать детей
на
включение
в
деятельность.
Организационное
действие педагога:
Стук в дверь и
приход работника
кухни с просьбой,
помочь повару
определить, в какой
бутылочке масло.)
Дети выражают различные
эмоции,
выстраивают
полный ответ, предложение.
Дети стоят на ковре кругом.
Вводно –
организацион
ное слово
воспитателя
Проявляет
эмоциональную
отзывчивость,
любознательность
Психологическа
я готовность
погружается в
атмосферу
сотрудничества
с другими
детьми, а также
связывает в
единое целое
свой головной
мозг и тело.
Актуализация
опорных
знаний,
выявление
проблемы
Актуализация
знаний
детей
о
воде,
масле
создание
проблемной
Задает вопросы.
Что
такое
масло?
Для
чего
повару
масло?
Из
чего
делают масло и как
оно называется?
Отвечают
на
вопросы,
опираясь на свой опыт.
Дидактическая игра «Назови
растение»
Дети
подходят
к
интерактивному
столу,
и
Наглядные
методы:
презентация,
словесные.
Способен
делать
простые
обобщения.
Умение
узнавать
и
называть
Формальная
готовность
к
предстоящей
деятельности,
привлечение
произвольного
4
ситуации.
Выслушивает ответы
детей.
Стимулирует детей к
речевой активности.
Обсуждает с детьми
поставленные
вопросы,
обеспечивает
соучастие
детей
в
определении
в
решение
поставленных
вопросов.
показывают
растения
из
которых
делают
масла.
Воспитатель
первый
показывает,
называет
растение и масло, которое
образуется.
(Тыква,
орех,
оливки,
кукуруза,
подсолнух,
горчица, лен, репей, хлопок,
виноград)
объекты
и
явления
окружающей
действительности.
Проявляют
заинтересованнос
ть,
вступают
в
проблемный
диалог.
внимания
Решение
проблемы
Исследовательская
деятельность:
Будем
проводить
исследование.
Опыт №1
Занимаем места за
столом. У вас есть
листы
для
исследования,
мы
будем приклеивать
красные
фищки,
если нет данного
свойства,
зеленые
фишки,
если
вещество обладает
данным свойством.
Наблюдение за
работой детей,
помощь при
необходимости,
контроль ошибок,
презентация одного
из материалов
Принимают активное
участие в деятельности.
Предлагают варианты
решения проблемы
Осуществляют условные
действия в ситуации
эксперимента.
Проявляют
изобретательность при
решении проблемы.
Наблюдениен
аглядные
методы.
Личностные:
Формирование
познавательной и
социальной
мотивации;
умения прийти на
помощь.
Коммуникативны
е:
Навыки
сотрудничества,
инициативности.
Умеет
наблюдать,
экспериментиро
вать.
Умеет делать
логические
выводы и
сравнения.
Проявляет
речевую
активность.
Проявляет
интерес к
различным
видам детской
деятельности
(экспериментиро
5
вание).
Динамическая
пауза
Предупреждение
утомляемости
у
детей
Предупреждает
утомляемость детей.
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны
развел,
Ключик, видно, не
нашел.
Чтобы ключик нам
достать,
Нужно на носочки
встать.
Выполняют движения в
соответствии с текстом.
Игровой
момент
Снятие
усталости,
напряжения,
настрой на
исследование.
Продолжить
экспериментир
ование
Продолжить
экспериментирован
ие со 2 бутылочкой
определить
прозрачность;
имеет ли вещество
цвет; есть ли запах;
растворяет ли сахар
в
нашем
случае;
остается ли след на
руках.
Нацеливает детей на
аналитическую
деятельность,
стимулирует к
познавательной
деятельности.
Читаем, дети, что у
нас получилось на
листах.
В какой бутылочке
вода? Почему?
Приклеиваем
подсолнух к строчке,
капельку воды к
воде по признакам.
Делают элементарные
умозаключения и выводы.
После проведенных опытов,
дети заполняют листы
исследования, отвечая на
вопросы. Сверяются по
контрольному листу
воспитателя.
Наблюдени,на
глядные
методы.
Умение работать
по инструкции
взрослого.
Умение оценивать
результат
деятельности с
помощью
взрослого.
Умение вести
монолог, отвечать
на вопросы;
Умеет оценивать
результат
деятельности с
помощью
взрослого.
Умеет работать
по заданному
алгоритму;
умеет узнавать
вещества и их
свойства.
действительност
и
Рефлексия
Формирование
элементарных
Предлагает детям
поделится об
Работа с кругами Эйлера
Дети делятся впечатлениями.
Реализация
рефлексивног
Умение
удерживать
Испытывает
положительные
6
1-2 мин
навыков
самоконтроля
успехах своей
деятельности: — Что
вы узнали нового?
Что хотели еще
узнать?
Хорошее мы дело
сделали?
На следующем
занятии мы
поговорим о том, как
делают масло.
А теперь надо отдать
масло на кухню,
чтобы нам
приготовили обед.
о алгоритма
«Я» (как
чувствовал
себя, с каким
настроением
работал,
доволен ли
собой)
задачу на
протяжении всего
времени
выполнения
задания. Навыки
сотрудничества,
инициативности
эмоции от
правильно
решенных
познавательных
задач.
7