Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности нетрадиционных форм уроков как способа мотивации младших школьников
Раздел: начальное образование
Особенности
нетрадиционных
форм
уроков
как
способа
мотивации
младших школьников
В условиях современного быстро меняющегося мира школа становится важнейшим фактором
формирования новых жизненных установок личности, гуманизации отношений в обществе. В связи с
этим изменяются приоритеты в целях учебно-воспитательного процесса. Образовательный вектор
направляется не только на усвоение учащимися определенного багажа знаний, но, в большей мере,
на
развитие
его
личности,
учебно-познавательной
мотивации,
творческих
способностей,
психических процессов.
Общеобразовательной школе необходимо формировать не только когнитивный опыт, но и
опыт самообразовательной деятельности, опыт личной ответственности обучающегося, который
базируется на его развитой учебно-познавательной мотивации
Особенность обучения в современной начальной школе во многом определяется постоянно
увеличивающимся объемом информации, скоростью прохождения учебного материала, постоянной
модернизацией и усложнением учебных программ. Перечисленные факторы предъявляют к уровню
развития (в том числе и мотивационной сферы) школьника самые высокие требования уже на
начальной стадии его обучения.
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой
совершается приобщение ребенка к достижениям человеческой культуры. Тем самым, формирование
учебной мотивации является самостоятельной задачей школьного обучения, не менее важной и
ответственной, чем приобретение детьми системы знаний, умений, навыков. Особо подчеркнем, что
формирование учебной мотивации учащихся происходит наиболее интенсивно в первые годы
школьной жизни, а в дальнейшем во многом предопределяет успешность их учебной деятельности в
старших классах
В современной психолого-педагогической науке все большее внимание уделяется проблемам
осуществления личностно ориентированного подхода в обучении. В связи с этим стали интенсивно
исследоваться
проблемы
диагностики
и
развития
учебных
способностей
школьников,
ограничивающие или расширяющие возможности применения новых технологий обучения.
Психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которую
создала доктор психологических наук И.С. Якиманская – более привлекательны для решения задач
по развитию личности каждого учащегося, раскрытие их индивидуальности через обучение.
Важной составляющей учебных способностей школьников являются, как известно, развитые
мотивы их учебно-познавательной деятельности. Они могут быть слабыми и сильными, идеальными
и материальными, стабильными и непостоянными, вызванными временным действием каких-то
закономерных или случайных по отношению к учебно-воспитательному процессу факторами.
Спектр мотивов всей учебной деятельности у каждого ученика индивидуален и постоянно
претерпевает изменения в связи с усложнением его учебно-познавательной деятельности, с
преобразованием внутренних установок, характеризующихся возрастным становлением личности
Анализ теоретических и практических исследований начального образования показывает, что в
процессе обучения младших школьников наблюдается нарушение соотношения собственной учебно-
познавательной активности ученика и активного воздействия учителя на его учебную деятельность,
что ведет, как правило, к снижению субъективной активности ребенка и, в конечном итоге,
отрицательно влияет не только на развитие учебной мотивации, но и на другие стороны личности
младшего школьника.
Недостатки в образовательной теории и практике формирования учебной мотивации у
младших школьников проявляются в том, что:
уроки проводятся традиционно, по наскучившему учащимся одному и тому же алгоритму;
учителя не владеют новыми технологиями проведения урока, его нестандартными
формами.
Необходимость
изучения
особенностей
учебной
мотивации
младших
школьников
подчеркивали российские педагоги и психологи – Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.Г. Морозова, Г.И.
Щукина
Несмотря на усиление внимания ученых и учителей к изучению формирования учебной
мотивации школьников, этот процесс остается недостаточно изученным, в том числе, в определении
целенаправленных педагогических условий, обеспечивающих эффективность становления учебной
мотивации младших школьников в условиях нетрадиционных форм организации урока.
Основной организационной формой обучения является урок. Именно он является важной
педагогической единицей процесса воспитания и обучения в начальном звене. Все учебные
предметы включают в себя большие возможности для интеллектуального, эмоционального,
творческого и духовного развития каждого ребенка, формируют навыки и умения владения
полученным материалом.
Перед педагогом стоит основополагающая задача: как заинтересовать учащегося изучаемыми
предметами, как сделать урок интересным, увлекательным и ожидаемым. Чтобы привлечь внимание
ученика начальных классов, учитель должен преподнести учебный материал так, чтобы нелегкий
труд ребенка приносил ему радость, удовлетворение и пробуждал желание узнавать новое.
Нетрадиционные формы уроков в начальной школе как раз и служат этим целям [25, с.137].
При проведении исследуемых форм уроков предусматривается строгий учет возрастных
особенностей младших школьников, оригинальность подачи содержания изучаемого учебного
материала, зачастую, его игровое преподнесение. Введение нетрадиционных форм уроков в практику
обучения младших школьников подтверждает, что они формируют у них устойчивый интерес к
учебе, помогают формированию навыков учебной работы, снимают скованность, напряжение и
тревогу. Уроки нетрадиционной формы оказывают большое эмоциональное воздействие на детей,
формируя у них более глубокие и прочные знания, развивая умение учиться с удовольствием.
В подготовке нестандартных уроков участвует не только педагог, но и ученик. На таких
уроках значительное время отводится домашним творческим заданиям. Появляется возможность
расширить рамки учебной программы, дифференцировать обучение и поднять рейтинг даже самого
слабого учащегося .
Приведем один из примеров, позволяющих справляться ученикам с усталостью на уроке и
настраиваться на рабочий лад. Известно, что на уроках русского языка значительная часть времени
уделяется словарной работе. С помощь нетрадиционных форм их проведения можно использовать
такие приемы словарной работы, которые способствуют поддержанию интереса учащихся к этому
виду работы, в том числе, и при домашней подготовке. Приводим некоторые из подобных приемов:
педагог читает загадки, а ученики называют отгадку, отгадками в данном случае будут
словарные слова, которые записываются в тетрадь;
отгадать ребусы, кроссворды составленные из словарных слов;
грамматическая эстафета с элементами соревнования: на доске в три столбика выписаны
слова с пропущенными орфограммами, учащиеся делятся на три команды, по сигналу одновременно
выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму, выигрывает тот ряд, который
быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок;
работа по перфокартам: учитель раздает ученикам карточки со словарными словами, в
которых пропущены орфограммы, дети кладут их на чистый лист и вписывают пропущенные буквы.
Невозможно представить урок нетрадиционной формы и без использования информационно-
коммуникационных технологий. Главным достоинством таких уроков является его эмоциональное
воздействие на учеников. Оно направлено на формирование личностного отношения к полученному
материалу, на развитие разных сторон психической деятельности учащегося. Тем самым, на
нестандартных уроках у младших школьников появляется желание учиться, закладываются знания и
навыки не только учебного предмета, но и владение средствами информационных технологий, без
которых невозможно дальнейшее успешное обучение.
Таким образом, от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту
или иную форму его проведения с учетом современных реалий зависит эффективность учебного
процесса в целом. Такую задачу, во многом, помогают решать нетрадиционные формы его
проведения, дающие возможность не только повысить уровень учебной мотивации учащихся
младших классов, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными
источниками знаний, приучать к самообразовательной деятельности.