Напоминание

Особенности нетрадиционных форм уроков как способа мотивации младших школьников


Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности нетрадиционных форм уроков как способа мотивации младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности

нетрадиционных

форм

уроков

как

способа

мотивации

младших школьников

В условиях современного быстро меняющегося мира школа становится важнейшим фактором

формирования новых жизненных установок личности, гуманизации отношений в обществе. В связи с

этим изменяются приоритеты в целях учебно-воспитательного процесса. Образовательный вектор

направляется не только на усвоение учащимися определенного багажа знаний, но, в большей мере,

на

развитие

его

личности,

учебно-познавательной

мотивации,

творческих

способностей,

психических процессов.

Общеобразовательной школе необходимо формировать не только когнитивный опыт, но и

опыт самообразовательной деятельности, опыт личной ответственности обучающегося, который

базируется на его развитой учебно-познавательной мотивации

Особенность обучения в современной начальной школе во многом определяется постоянно

увеличивающимся объемом информации, скоростью прохождения учебного материала, постоянной

модернизацией и усложнением учебных программ. Перечисленные факторы предъявляют к уровню

развития (в том числе и мотивационной сферы) школьника самые высокие требования уже на

начальной стадии его обучения.

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой

совершается приобщение ребенка к достижениям человеческой культуры. Тем самым, формирование

учебной мотивации является самостоятельной задачей школьного обучения, не менее важной и

ответственной, чем приобретение детьми системы знаний, умений, навыков. Особо подчеркнем, что

формирование учебной мотивации учащихся происходит наиболее интенсивно в первые годы

школьной жизни, а в дальнейшем во многом предопределяет успешность их учебной деятельности в

старших классах

В современной психолого-педагогической науке все большее внимание уделяется проблемам

осуществления личностно ориентированного подхода в обучении. В связи с этим стали интенсивно

исследоваться

проблемы

диагностики

и

развития

учебных

способностей

школьников,

ограничивающие или расширяющие возможности применения новых технологий обучения.

Психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которую

создала доктор психологических наук И.С. Якиманская – более привлекательны для решения задач

по развитию личности каждого учащегося, раскрытие их индивидуальности через обучение.

Важной составляющей учебных способностей школьников являются, как известно, развитые

мотивы их учебно-познавательной деятельности. Они могут быть слабыми и сильными, идеальными

и материальными, стабильными и непостоянными, вызванными временным действием каких-то

закономерных или случайных по отношению к учебно-воспитательному процессу факторами.

Спектр мотивов всей учебной деятельности у каждого ученика индивидуален и постоянно

претерпевает изменения в связи с усложнением его учебно-познавательной деятельности, с

преобразованием внутренних установок, характеризующихся возрастным становлением личности

Анализ теоретических и практических исследований начального образования показывает, что в

процессе обучения младших школьников наблюдается нарушение соотношения собственной учебно-

познавательной активности ученика и активного воздействия учителя на его учебную деятельность,

что ведет, как правило, к снижению субъективной активности ребенка и, в конечном итоге,

отрицательно влияет не только на развитие учебной мотивации, но и на другие стороны личности

младшего школьника.

Недостатки в образовательной теории и практике формирования учебной мотивации у

младших школьников проявляются в том, что:

уроки проводятся традиционно, по наскучившему учащимся одному и тому же алгоритму;

учителя не владеют новыми технологиями проведения урока, его нестандартными

формами.

Необходимость

изучения

особенностей

учебной

мотивации

младших

школьников

подчеркивали российские педагоги и психологи – Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.Г. Морозова, Г.И.

Щукина

Несмотря на усиление внимания ученых и учителей к изучению формирования учебной

мотивации школьников, этот процесс остается недостаточно изученным, в том числе, в определении

целенаправленных педагогических условий, обеспечивающих эффективность становления учебной

мотивации младших школьников в условиях нетрадиционных форм организации урока.

Основной организационной формой обучения является урок. Именно он является важной

педагогической единицей процесса воспитания и обучения в начальном звене. Все учебные

предметы включают в себя большие возможности для интеллектуального, эмоционального,

творческого и духовного развития каждого ребенка, формируют навыки и умения владения

полученным материалом.

Перед педагогом стоит основополагающая задача: как заинтересовать учащегося изучаемыми

предметами, как сделать урок интересным, увлекательным и ожидаемым. Чтобы привлечь внимание

ученика начальных классов, учитель должен преподнести учебный материал так, чтобы нелегкий

труд ребенка приносил ему радость, удовлетворение и пробуждал желание узнавать новое.

Нетрадиционные формы уроков в начальной школе как раз и служат этим целям [25, с.137].

При проведении исследуемых форм уроков предусматривается строгий учет возрастных

особенностей младших школьников, оригинальность подачи содержания изучаемого учебного

материала, зачастую, его игровое преподнесение. Введение нетрадиционных форм уроков в практику

обучения младших школьников подтверждает, что они формируют у них устойчивый интерес к

учебе, помогают формированию навыков учебной работы, снимают скованность, напряжение и

тревогу. Уроки нетрадиционной формы оказывают большое эмоциональное воздействие на детей,

формируя у них более глубокие и прочные знания, развивая умение учиться с удовольствием.

В подготовке нестандартных уроков участвует не только педагог, но и ученик. На таких

уроках значительное время отводится домашним творческим заданиям. Появляется возможность

расширить рамки учебной программы, дифференцировать обучение и поднять рейтинг даже самого

слабого учащегося .

Приведем один из примеров, позволяющих справляться ученикам с усталостью на уроке и

настраиваться на рабочий лад. Известно, что на уроках русского языка значительная часть времени

уделяется словарной работе. С помощь нетрадиционных форм их проведения можно использовать

такие приемы словарной работы, которые способствуют поддержанию интереса учащихся к этому

виду работы, в том числе, и при домашней подготовке. Приводим некоторые из подобных приемов:

педагог читает загадки, а ученики называют отгадку, отгадками в данном случае будут

словарные слова, которые записываются в тетрадь;

отгадать ребусы, кроссворды составленные из словарных слов;

грамматическая эстафета с элементами соревнования: на доске в три столбика выписаны

слова с пропущенными орфограммами, учащиеся делятся на три команды, по сигналу одновременно

выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму, выигрывает тот ряд, который

быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок;

работа по перфокартам: учитель раздает ученикам карточки со словарными словами, в

которых пропущены орфограммы, дети кладут их на чистый лист и вписывают пропущенные буквы.

Невозможно представить урок нетрадиционной формы и без использования информационно-

коммуникационных технологий. Главным достоинством таких уроков является его эмоциональное

воздействие на учеников. Оно направлено на формирование личностного отношения к полученному

материалу, на развитие разных сторон психической деятельности учащегося. Тем самым, на

нестандартных уроках у младших школьников появляется желание учиться, закладываются знания и

навыки не только учебного предмета, но и владение средствами информационных технологий, без

которых невозможно дальнейшее успешное обучение.

Таким образом, от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту

или иную форму его проведения с учетом современных реалий зависит эффективность учебного

процесса в целом. Такую задачу, во многом, помогают решать нетрадиционные формы его

проведения, дающие возможность не только повысить уровень учебной мотивации учащихся

младших классов, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными

источниками знаний, приучать к самообразовательной деятельности.



В раздел образования