Автор: Анненкова Елена Станиславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1501
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с ОНР
Раздел: дошкольное образование
Взаимосвязь развития речи и других психических процессов у детей
рассматривалась Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, и дру-
гими. В их работах показано, что основой для развития речи является вы-
яснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями
окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, дей-
ствия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей,
дети овладевают языком не только как средством общения, но и как ору-
дием мышления.
Существенные отклонения в развитии оптико-пространственных пред-
ставлений дошкольников возникают при различных речевых нарушени-
ях, в том числе и при такой их форме, как стертая дизартрия.
Именно поэтому возникает необходимость своевременной логопедиче-
ской диагностики и коррекции трудностей в пространственной ориенти-
ровке, позволяющие в той или иной мере приблизить развитие ребенка со
стертой дизартрией к возрастной норме.
Современные исследования пространственных представлений нейропси-
хологами, позволяют нам уточнить механизм и возможные трудности су-
четом взаимодействия полушарий коры головного мозга (Ахутина). Т.к.
ориентировка в пространстве, правильная организация действия в про-
странстве – сложная деятельность, в которой участвует как правое, так и
левое полушарие.
Согласно проведенным исследованиям, нами было выявлено, что у детей
со стертой дизартрией развитие оптико-пространственных представле-
ний отстает от нормы. Это отставание проявляется в отношении всех изу-
ченных нами функций: способность к выполнению перцептивных дей-
ствий, пространственный гнозис и праксис, ориентировка в собственном
теле, в окружающем пространстве. Поэтому коррекция должна охваты-
вать все перечисленные функции, развитие каждой из них должно стать
отдельной задачей проводимой с дошкольниками работы.
1.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собствен-
ном теле.
Формирование пространственных представлений связано с использова-
нием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображае-
мом). Базовой наиболее естественной, онтогенетически более ранней и
закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схе-
ма тела.
Базовое упражнение на формирование пространственных представлений
заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляет-
ся) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх»,
«вправо» и «влево» - простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или
прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» - приседание.
Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе»,и т.п. Вначале ребе-
нок выполняет движение вместе с взрослым, который и поясняет каждое
направление. Таким образом, для ребенка создается опора для дальней-
ших манипуляций с внешним пространством. Далее происходит посте-
пенное «сворачивание» движений, а также переход от совместного к
самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний
план.
1.Упражнение:«Части тела».
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточне-
ние названия частей тела.
Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела свое-
го соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука»
Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продол-
жается по кругу.
2. Упражнение: «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.
Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпеча-
ток.
3.Упражнение: «Зеркало».
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточне-
ние названия частей тела.
Оборудование: настенное зеркало
Ход игры: ребенок и логопед встают рядом лицом к зеркалу и с прогова-
риванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у
правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.
4.Упражнение: «Путаница»
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточне-
ние названия частей тела, развитие внимания.
Ход игры: ребенок стоит напротив логопеда. Логопед намеренно показы-
вает не те движения, которые называет. Ребенок должен выполнить дви-
жение правильно.
2.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружаю-
щем пространстве.
Ориентировка в пространстве является важным этапом в развитии про-
странственных представлений. Необходимо формировать у ребенка осо-
знание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в
разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. В результате
упражнений у ребенка формируются навыки, которые становятся базой
для развернутого произвольного действия.
1.Упражнение «Что наверху, что внизу».
Цель: развитие умения определять верхнее и нижнее направления.
Ход игры: из геометрических тел построена башня. Ребенка просят опре-
делить и назвать, что находится наверху, а что внизу.
2.Упражнение: «Что находится справа (слева) от меня?»
Цель: развитие умения определять направления относительно своего
тела,
Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что нахо-
дится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и зада-
ют вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?
3. Упражнение: «Робот»
Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание
координат пространства.
Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего
команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх,
три шага налево, вниз (присесть) и т.д.»