Напоминание

Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с ОНР


Автор: Анненкова Елена Станиславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1501
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимосвязь развития речи и других психических процессов у детей

рассматривалась Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, и дру-

гими. В их работах показано, что основой для развития речи является вы-

яснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями

окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, дей-

ствия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей,

дети овладевают языком не только как средством общения, но и как ору-

дием мышления.

Существенные отклонения в развитии оптико-пространственных пред-

ставлений дошкольников возникают при различных речевых нарушени-

ях, в том числе и при такой их форме, как стертая дизартрия.

Именно поэтому возникает необходимость своевременной логопедиче-

ской диагностики и коррекции трудностей в пространственной ориенти-

ровке, позволяющие в той или иной мере приблизить развитие ребенка со

стертой дизартрией к возрастной норме.

Современные исследования пространственных представлений нейропси-

хологами, позволяют нам уточнить механизм и возможные трудности су-

четом взаимодействия полушарий коры головного мозга (Ахутина). Т.к.

ориентировка в пространстве, правильная организация действия в про-

странстве – сложная деятельность, в которой участвует как правое, так и

левое полушарие.

Согласно проведенным исследованиям, нами было выявлено, что у детей

со стертой дизартрией развитие оптико-пространственных представле-

ний отстает от нормы. Это отставание проявляется в отношении всех изу-

ченных нами функций: способность к выполнению перцептивных дей-

ствий, пространственный гнозис и праксис, ориентировка в собственном

теле, в окружающем пространстве. Поэтому коррекция должна охваты-

вать все перечисленные функции, развитие каждой из них должно стать

отдельной задачей проводимой с дошкольниками работы.

1.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собствен-

ном теле.

Формирование пространственных представлений связано с использова-

нием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображае-

мом). Базовой наиболее естественной, онтогенетически более ранней и

закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схе-

ма тела.

Базовое упражнение на формирование пространственных представлений

заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляет-

ся) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх»,

«вправо» и «влево» - простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или

прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» - приседание.

Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе»,и т.п. Вначале ребе-

нок выполняет движение вместе с взрослым, который и поясняет каждое

направление. Таким образом, для ребенка создается опора для дальней-

ших манипуляций с внешним пространством. Далее происходит посте-

пенное «сворачивание» движений, а также переход от совместного к

самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний

план.

1.Упражнение:«Части тела».

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточне-

ние названия частей тела.

Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела свое-

го соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука»

Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продол-

жается по кругу.

2. Упражнение: «Определи по следу».

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.

Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпеча-

ток.

3.Упражнение: «Зеркало».

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточне-

ние названия частей тела.

Оборудование: настенное зеркало

Ход игры: ребенок и логопед встают рядом лицом к зеркалу и с прогова-

риванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у

правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.

4.Упражнение: «Путаница»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточне-

ние названия частей тела, развитие внимания.

Ход игры: ребенок стоит напротив логопеда. Логопед намеренно показы-

вает не те движения, которые называет. Ребенок должен выполнить дви-

жение правильно.

2.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружаю-

щем пространстве.

Ориентировка в пространстве является важным этапом в развитии про-

странственных представлений. Необходимо формировать у ребенка осо-

знание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в

разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. В результате

упражнений у ребенка формируются навыки, которые становятся базой

для развернутого произвольного действия.

1.Упражнение «Что наверху, что внизу».

Цель: развитие умения определять верхнее и нижнее направления.

Ход игры: из геометрических тел построена башня. Ребенка просят опре-

делить и назвать, что находится наверху, а что внизу.

2.Упражнение: «Что находится справа (слева) от меня?»

Цель: развитие умения определять направления относительно своего

тела,

Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что нахо-

дится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и зада-

ют вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?

3. Упражнение: «Робот»

Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание

координат пространства.

Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего

команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх,

три шага налево, вниз (присесть) и т.д.»



В раздел образования