Автор: Потехина Людмила Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1501
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие способностей детей с учетом их психофизиологических особенностей
Раздел: дошкольное образование
Установлено, что на определённых отрезках жизни дети
особенно успешно могут овладевать, например, двигательны-
ми навыками,
пространственным воображением,
музыкой,
языком. Создаются временные «окошечки» для формирования
определенных навыков. И очень важно помочь, поддержать
ребенка именно в этой фазе. Временные «окошечки» как бы
закрываются, если возможности не использовать своевремен-
но.
Чтобы лучше всего использовать «окошечки», не следует бо-
яться перегрузить ребёнка, его мозг информацией. Внутренняя
система ребёнка отбирает только ту информацию, которую он
может переработать. Нужно предлагать ребёнку как можно
больше – кто-то выберет чтение, кому-то понравится музыка.
Для овладения родным языком наиболее благоприятно время
от момента рождения до трёх лет. Еще в утробе ребёнок при-
слушивается к голосам родителей. Его «языковой центр» по-
степенно приспосабливается к их языку. С года дети начинают
осваивать ритмику и характер звуков родного языка. Фаза от
года до трех благоприятна для знакомства с иностранными
языками. В двуязычных семьях «окошко» остается открытым с
среднем до четырёх лет. Конечно, второй язык можно изучить
и позднее, но не столь эффективно. Очень мало шансов изу-
чить в совершенстве чужой язык, если начать его изучение по-
сле 10—11 лет.
Для освоения основ логического мышления наиболее
благоприятна фаза от года до четырёх лет, для музыки – от
трёх до девяти. С нотной грамотой ребёнка лучше знакомить
до школы, поскольку дети в это время легко обращаются с
символами.
У детей, играющих на виолончели или гитаре, заметны пози-
тивные изменения в той части мозга, которая отвечает за му-
скулатуру и суставы. Трёхлетние малыши, получившие первые
уроки игры на фортепиано и часто поющие в хоре, быстрее
усваивают игры с мозаикой, лучше рисуют геометрические
формы и решают задачи, чем их сверстники, лишенные музы-
кальных
занятий
во
«временной
фазе».
Пространственное воображение способно наиболее эффектив-
но развиваться от рождения до трёх лет. У эмоций и стрессов
тоже есть свои «окошечки». Между шестью и двадцатью меся-
цами после рождения у ребенка выстраиваются сильные эмо-
циональные связи с окружающими его людьми. Травматиче-
ские эмоции этого периода оставляют в детях своего рода био-
химические шрамы, что и во взрослом возрасте приводит к об-
разованию
большого
количества
гормонов
стресса.
И талантливые, одарённые от природы дети наиболее полно
способны раскрыться тоже в эти «временные фазы». Частая
ошибка родителей состоит в том, что они ориентированы, на
собственные желания, а не на интересы и способности детей.
Нельзя насильно навязывать ребёнку чуждое ему поведение,
важно очень внимательно наблюдать за его личностными про-
явлениями и вовремя поддерживать их.