Авторы: Бородина Марина Александровна, Марина Александровна Бородина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад п. Андреевский"
Населённый пункт: Челябинская область, Брединский район, п. Андреевский
Наименование материала: Особенности адаптации ребенка к детскому саду в возрасте 2-3 лет
Тема: В соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Тема : Особенности адаптации ребенка к детскому саду в возрасте 2-3 лет
У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации. И
его нужно обязательно пройти, чтобы приучить малыша к жизни в социуме.
Адаптация в детском саду в возрасте 2−3 года происходит особенно остро,
поскольку маленькие дети за пределами родных стен все воспринимают со страхом.
Задача родителей и психологов – помочь им в этом.
Причины тяжелого привыкания к детскому саду
Существует несколько причин тяжелой адаптации детей в младшей группе детского
сада: у ребенка не выработаны навыки культуры и гигиены, он не может играть
самостоятельно; детсадовский режим кардинально отличается от привычного
домашнего; ребенок много болеет, зачастую пропускает детский сад, что только
усложняет адаптацию; ребенку не уделяют столько внимания, сколько дома, ведь
там он не единственный, а один из многих; сильная привязанность к матери или
другому члену семьи; до 2 или 3 лет малыш не общался со сверстниками. Известны
также индивидуальные причины тяжелой адаптации детей к детскому саду. Иногда
в 1 день ребенок спокойно заходит в группу и расставание с родителями проходит
без истерик, а потом начинает плакать. Но чаще малыш постепенно привыкает к
незнакомой обстановке и его поведение нормализуется уже через 2−4 недели.
Что представляет собой период адаптации
Адаптационный период – это время, за которое организм привыкает к новым
условиям. Детский сад для детей является как раз таким местом. И первое его
посещение запланировано в возрасте 2−3 лет. Пока один из родителей держит
малыша за руку, он чувствует себя в безопасности и уверенно идет в незнакомое
место. Но стоит взрослому уйти, у ребенка начинается паника. Чтоб привыкнуть к
незнакомой обстановке, требуется время. У детей длительность адаптационного
периода может различаться, что зависит от многих факторов. На заметку!
Адаптационный процесс кардинально меняет жизнь ребенка, поэтому часто он
сопровождается нарушениями в поведении, капризностью, раздражительностью.
Проблема
Если взрослому период адаптации может показаться обычным делом, для ребенка –
это настоящий стресс. В результате него может развиться следующее: нарушение
сна – малыш засыпает и просыпается со слезами посреди ночи; снижение аппетита –
ребенок начинает меньше есть, а иногда и вовсе отказывается от пищи; уменьшение
интереса к окружающему миру – дети в период адаптации не интересуются новыми
игрушками и прочим; регрессия психологических способностей – если раньше
малыш умел самостоятельно кушать и одеваться, то в адаптационный период может
временно утратить данные навыки; апатия или, наоборот, агрессия – спокойные
дети становятся агрессивными, а активные успокаиваются; снижение иммунитета –
замечено, что в период адаптации малыши часто болеют. Адаптация к детскому
саду – сложный процесс для ребенка, и то, насколько быстро он привыкнет к новым
условиям, зависит не только от воспитателей, но и от самих родителей.
Виды
Адаптационный процесс неизбежен при зачислении ребенка в детский сад. В
зависимости от склада характера, малыш приспосабливается к новой обстановке
одним из доступных способов. Адаптация бывает трех видов: творческий стиль –
детсадовец меняет среду под себя, предпринимая для этого активнее действия;
конформный стиль – приспосабливается к новой среде, меняя свои привычки; стиль
избегания – пытается уйти от проблемы, не желая меняться и менять окружение под
себя. Последний вид адаптации является самым сложным. Наиболее эффективный –
творческий стиль адаптации.
Степени адаптации
Длительность и выраженность признаков, характерных для периода адаптации в
ДОУ, указывает на успешность процесса привыкания крохи. С точки зрения
психологии, различают несколько степеней адаптации: легкая – детсадовец быстро
вливается в коллектив и уже спустя 2 недели спокойно посещает дошкольное
учреждение, не устраивая истерики при расставании с родителями; средняя – первое
время по утрам ребенок плачет, отказывается идти в сад, часто болеет, но через 1,5
месяца подобные признаки бесследно исчезают; тяжелая – встречается редко,
малыш становится агрессивным, не идет на контакт с воспитателями и другими
воспитанниками детского сада, период адаптации продолжается более 2 месяцев.
Определить легкую степень адаптации к детскому саду можно по следующим
признакам:
ребенок остается в группе без истерик и относится к уходу родителей
спокойно; свободно общается с педагогами, глядя им в глаза;
способен попросить о помощи, когда она ему понадобится;
без проблем играет с ровесниками;
легко меняет свой привычный распорядок дня на детсадовский;
не расстраивается, если воспитатель делает замечания; активно рассказывает
родителям о своем дне, прошедшем в детском саду.
При средней степени адаптации наблюдаются следующие признаки:
трудно расстается с родителями перед заходом в группу и немного плачет
после их ухода, а потом отвлекается на игру;
нормально общается с детьми и воспитателями;
соблюдает распорядок дня, установленный в детском саду; не агрессивен, не
провоцирует сверстников на конфликты.
По мнению психологов, трехлетке проще привыкнуть к детскому саду, чем ребенку
2 лет, поскольку по достижении этого возраста возникает потребность в общении
сверстниками. При тяжелой степени адаптации у ребенка наблюдаются выраженные
симптомы агрессии, раздражительности. Он ежедневно устраивает истерики,
которые усиливаются у входа в детский сад. В редких случаях малышу так и не
удается привыкнуть к новой обстановке.
Как облегчить адаптационный период Оставляя двухлетнего или трехлетнего
кроху первый раз в детском саду, родители беспокоятся не меньше своего чада. И
это нормальная реакция, поскольку он остается с чужими людьми, хотя совсем
недавно был под присмотром родных. Ухудшает ситуацию бурная истерика самого
воспитанника, которая доставляет еще больше переживаний. Что родителям делать
с «трудными» детьми, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Помогут
следующие рекомендации:
сохранять спокойствие – известно, что спокойствие матери передается
ребенку, поэтому не стоит показывать беспокойство, даже если оно
присутствует;
не оттягивать момент расставания – как бы ни было страшно впервые
отдавать своего кроху в чужие руки, этот момент все равно настанет;
увеличивать время пребывания малыша в детском саду постепенно − сначала
оставить его на пару часов, потом – до обеда, а через пару недель – на целый
день; посещение детского сада при условии хорошего самочувствия должно
быть регулярным;
облегчить расставание поможет «ритуал прощания», который легко
придумать самостоятельно – например, поцелуй в щеку и махание рукой;
перед уходом всегда нужно говорить малышу, когда за ним придут – для
понимания точного времени на часах кроха еще не дорос, поэтому
уточняющими данными служат «после обеда», «после сна», «во время
прогулки» и прочее;
справиться с грустью ребенку поможет «оберег», в роли которого может
выступать любимая игрушка или другая дорогая сердцу вещь, ее нужно дать с
собой в детский сад;
придумать мотивацию для посещения ДОУ – посмотреть, как кормят рыбок,
или любимая игрушка заскучала;
не обсуждать воспитателей в присутствии ребенка, а также любые негативные
моменты, связанные с детским садом;
если кроха слишком привязан к матери, в садик его лучше отводить отцу,
бабушке или другим родственникам, с которыми расставаться легче.
Руководствуясь этими нехитрыми правилами, можно существенно облегчить крохе
привыкание к новой обстановке.
Мнения родителей
В последнее время все больше родителей предпочитают отдавать детей в детский
сад в возрасте 2 лет. По их мнению, так дочки-сыночки быстрее приспособятся к
новым условиям. Но стоит учитывать еще и тот факт, что в раннем возрасте не
каждый кроха способен самостоятельно кушать, одеваться и справляться с другими
потребностями. Поэтому, если острой необходимости отдать малыша в ДОУ в 2
года не существует, с этим лучше подождать. Не обязательно до 3 лет. Если мать
планирует выходить на работу, следует оформить ребенка в сад за пару месяцев до
окончания декретного отпуска. За это время удастся пройти адаптационный период,
как самому крохе, так и его матери. В целом, мнения родителей относительно
подходящего возраста для детского сада, расходятся. Многое зависит от характера
ребенка и его желания посещать дошкольное учреждение. В ДОУ для самых
маленьких воспитанников организовано две группы: в первой младшей группе дети
2−3 лет; во второй младшей группе ребята от 3 до 4 лет. Какая именно младшая
группа подходит для конкретного ребенка, решают его родители, отдавая свое чадо
в детский сад в определенном возрасте.
Советы психолога
Психология, как наука, дает свои рекомендации относительно адаптации детей 2−3
лет в детском саду. Специалисты, прежде всего, отталкиваются от особенностей
развития малышей. Во многом советы психологов перекликаются с рекомендациями
педагогов.
Рекомендации
Подготавливая детей к посещению ДОУ, родителям необходимо
придерживаться определенных рекомендаций:
придумать сказку, в которой главный герой пошел в детский сад и нашел там
много друзей;
не показывать беспокойства, поскольку оно передастся крохе;
расставаться легко и с улыбкой;
обозначить время возвращения, не обманывая;
дома создать благоприятную обстановку, с пониманием относиться к
раздражительности и нервозности детсадовца в период адаптации;
научить дома пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться
и выполнять личные потребности, поскольку данные навыки пригодятся в
садике; рассказывать правду про детский сад, не перехваливать, но и не
описывать сплошные негативные моменты;
первый день пребывания в саду – самый важный, поэтому ребенок должен
быть здоров и в хорошем настроении, так у него не останется после
учреждения неприятных ассоциаций.
Занятия на период адаптации при наборе первой младшей группы лучше не
организовывать. Важно, чтобы дети привыкли к незнакомой обстановке,
подружились между собой. Частые ошибки Родителям нужно прислушиваться к
рекомендациям профессионалов, которые помогут быстрее и менее болезненно
адаптироваться малышам в детском саду. Но никто не застрахован от ошибок.
Самыми распространенными являются следующие:
сравнение с другими ребятами – каждый воспитанник ДОУ, даже при
одинаковых условиях, адаптируется по-разному;
обман – не стоит обманывать кроху, обещая забрать в одно время, а вместо
этого, прийти позже;
наказание садом – категорически не рекомендуется использовать наказание в
виде долгого пребывания в ДОУ, что только усложнит адаптацию и
сформирует нелюбовь к данному учреждению;
подкуп игрушками, конфетами, пирожными и другими лакомствами – такие
ребята будут ходить в детсад только ради получения презента, а также начнут
добиваться их путем шантажа;
отправление больного крохи в садик – в период адаптации детсадовец и так
имеет нестабильное физическое и психологическое состояние, поэтому не
нужно усугублять его.
Одной наиболее распространенной ошибкой родителей является внезапное
исчезновение в тот момент, когда дитя ненадолго отвлечется на игрушки или
сверстников. Когда он опомнится и увидит, что мама пропала, у него возникнет
тревога, беспокойство, страх и чувство незащищенности. Все это оставит
неприятные ассоциации, связанные с детсадом, а также увеличит вероятность
истерик.
Что делать, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду
По утверждениям психологов, период адаптации в детском саду может длиться
несколько месяцев, поэтому не стоит опускать руки, если сын или дочь по
истечении 4−6 недель так и не привыкли в новой обстановке. Однако стоит
проявить бдительность и выяснить причину подобной ситуации. Возможно, у
малыша не складываются отношения с воспитателем, и стоит задуматься о переводе
в другую группу или учреждение, если не удается решить проблему другими
методами. Главное, терпеливо и с пониманием относиться к любым изменениям в
поведении малыша в адаптационный период. Если же привыкнуть к детсаду у него
так и не получится, что крайне редко, но все-таки случается, по возможности стоит
отказаться от посещения дошкольного учреждения.