Напоминание

В соответствии с ФГОС


Авторы: Бородина Марина Александровна, Марина Александровна Бородина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад п. Андреевский"
Населённый пункт: Челябинская область, Брединский район, п. Андреевский
Наименование материала: Особенности адаптации ребенка к детскому саду в возрасте 2-3 лет
Тема: В соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема : Особенности адаптации ребенка к детскому саду в возрасте 2-3 лет

У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации. И

его нужно обязательно пройти, чтобы приучить малыша к жизни в социуме.

Адаптация в детском саду в возрасте 2−3 года происходит особенно остро,

поскольку маленькие дети за пределами родных стен все воспринимают со страхом.

Задача родителей и психологов – помочь им в этом.

Причины тяжелого привыкания к детскому саду

Существует несколько причин тяжелой адаптации детей в младшей группе детского

сада: у ребенка не выработаны навыки культуры и гигиены, он не может играть

самостоятельно; детсадовский режим кардинально отличается от привычного

домашнего; ребенок много болеет, зачастую пропускает детский сад, что только

усложняет адаптацию; ребенку не уделяют столько внимания, сколько дома, ведь

там он не единственный, а один из многих; сильная привязанность к матери или

другому члену семьи; до 2 или 3 лет малыш не общался со сверстниками. Известны

также индивидуальные причины тяжелой адаптации детей к детскому саду. Иногда

в 1 день ребенок спокойно заходит в группу и расставание с родителями проходит

без истерик, а потом начинает плакать. Но чаще малыш постепенно привыкает к

незнакомой обстановке и его поведение нормализуется уже через 2−4 недели.

Что представляет собой период адаптации

Адаптационный период – это время, за которое организм привыкает к новым

условиям. Детский сад для детей является как раз таким местом. И первое его

посещение запланировано в возрасте 2−3 лет. Пока один из родителей держит

малыша за руку, он чувствует себя в безопасности и уверенно идет в незнакомое

место. Но стоит взрослому уйти, у ребенка начинается паника. Чтоб привыкнуть к

незнакомой обстановке, требуется время. У детей длительность адаптационного

периода может различаться, что зависит от многих факторов. На заметку!

Адаптационный процесс кардинально меняет жизнь ребенка, поэтому часто он

сопровождается нарушениями в поведении, капризностью, раздражительностью.

Проблема

Если взрослому период адаптации может показаться обычным делом, для ребенка –

это настоящий стресс. В результате него может развиться следующее: нарушение

сна – малыш засыпает и просыпается со слезами посреди ночи; снижение аппетита –

ребенок начинает меньше есть, а иногда и вовсе отказывается от пищи; уменьшение

интереса к окружающему миру – дети в период адаптации не интересуются новыми

игрушками и прочим; регрессия психологических способностей – если раньше

малыш умел самостоятельно кушать и одеваться, то в адаптационный период может

временно утратить данные навыки; апатия или, наоборот, агрессия – спокойные

дети становятся агрессивными, а активные успокаиваются; снижение иммунитета –

замечено, что в период адаптации малыши часто болеют. Адаптация к детскому

саду – сложный процесс для ребенка, и то, насколько быстро он привыкнет к новым

условиям, зависит не только от воспитателей, но и от самих родителей.

Виды

Адаптационный процесс неизбежен при зачислении ребенка в детский сад. В

зависимости от склада характера, малыш приспосабливается к новой обстановке

одним из доступных способов. Адаптация бывает трех видов: творческий стиль –

детсадовец меняет среду под себя, предпринимая для этого активнее действия;

конформный стиль – приспосабливается к новой среде, меняя свои привычки; стиль

избегания – пытается уйти от проблемы, не желая меняться и менять окружение под

себя. Последний вид адаптации является самым сложным. Наиболее эффективный –

творческий стиль адаптации.

Степени адаптации

Длительность и выраженность признаков, характерных для периода адаптации в

ДОУ, указывает на успешность процесса привыкания крохи. С точки зрения

психологии, различают несколько степеней адаптации: легкая – детсадовец быстро

вливается в коллектив и уже спустя 2 недели спокойно посещает дошкольное

учреждение, не устраивая истерики при расставании с родителями; средняя – первое

время по утрам ребенок плачет, отказывается идти в сад, часто болеет, но через 1,5

месяца подобные признаки бесследно исчезают; тяжелая – встречается редко,

малыш становится агрессивным, не идет на контакт с воспитателями и другими

воспитанниками детского сада, период адаптации продолжается более 2 месяцев.

Определить легкую степень адаптации к детскому саду можно по следующим

признакам:

ребенок остается в группе без истерик и относится к уходу родителей

спокойно; свободно общается с педагогами, глядя им в глаза;

способен попросить о помощи, когда она ему понадобится;

без проблем играет с ровесниками;

легко меняет свой привычный распорядок дня на детсадовский;

не расстраивается, если воспитатель делает замечания; активно рассказывает

родителям о своем дне, прошедшем в детском саду.

При средней степени адаптации наблюдаются следующие признаки:

трудно расстается с родителями перед заходом в группу и немного плачет

после их ухода, а потом отвлекается на игру;

нормально общается с детьми и воспитателями;

соблюдает распорядок дня, установленный в детском саду; не агрессивен, не

провоцирует сверстников на конфликты.

По мнению психологов, трехлетке проще привыкнуть к детскому саду, чем ребенку

2 лет, поскольку по достижении этого возраста возникает потребность в общении

сверстниками. При тяжелой степени адаптации у ребенка наблюдаются выраженные

симптомы агрессии, раздражительности. Он ежедневно устраивает истерики,

которые усиливаются у входа в детский сад. В редких случаях малышу так и не

удается привыкнуть к новой обстановке.

Как облегчить адаптационный период Оставляя двухлетнего или трехлетнего

кроху первый раз в детском саду, родители беспокоятся не меньше своего чада. И

это нормальная реакция, поскольку он остается с чужими людьми, хотя совсем

недавно был под присмотром родных. Ухудшает ситуацию бурная истерика самого

воспитанника, которая доставляет еще больше переживаний. Что родителям делать

с «трудными» детьми, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Помогут

следующие рекомендации:

сохранять спокойствие – известно, что спокойствие матери передается

ребенку, поэтому не стоит показывать беспокойство, даже если оно

присутствует;

не оттягивать момент расставания – как бы ни было страшно впервые

отдавать своего кроху в чужие руки, этот момент все равно настанет;

увеличивать время пребывания малыша в детском саду постепенно − сначала

оставить его на пару часов, потом – до обеда, а через пару недель – на целый

день; посещение детского сада при условии хорошего самочувствия должно

быть регулярным;

облегчить расставание поможет «ритуал прощания», который легко

придумать самостоятельно – например, поцелуй в щеку и махание рукой;

перед уходом всегда нужно говорить малышу, когда за ним придут – для

понимания точного времени на часах кроха еще не дорос, поэтому

уточняющими данными служат «после обеда», «после сна», «во время

прогулки» и прочее;

справиться с грустью ребенку поможет «оберег», в роли которого может

выступать любимая игрушка или другая дорогая сердцу вещь, ее нужно дать с

собой в детский сад;

придумать мотивацию для посещения ДОУ – посмотреть, как кормят рыбок,

или любимая игрушка заскучала;

не обсуждать воспитателей в присутствии ребенка, а также любые негативные

моменты, связанные с детским садом;

если кроха слишком привязан к матери, в садик его лучше отводить отцу,

бабушке или другим родственникам, с которыми расставаться легче.

Руководствуясь этими нехитрыми правилами, можно существенно облегчить крохе

привыкание к новой обстановке.

Мнения родителей

В последнее время все больше родителей предпочитают отдавать детей в детский

сад в возрасте 2 лет. По их мнению, так дочки-сыночки быстрее приспособятся к

новым условиям. Но стоит учитывать еще и тот факт, что в раннем возрасте не

каждый кроха способен самостоятельно кушать, одеваться и справляться с другими

потребностями. Поэтому, если острой необходимости отдать малыша в ДОУ в 2

года не существует, с этим лучше подождать. Не обязательно до 3 лет. Если мать

планирует выходить на работу, следует оформить ребенка в сад за пару месяцев до

окончания декретного отпуска. За это время удастся пройти адаптационный период,

как самому крохе, так и его матери. В целом, мнения родителей относительно

подходящего возраста для детского сада, расходятся. Многое зависит от характера

ребенка и его желания посещать дошкольное учреждение. В ДОУ для самых

маленьких воспитанников организовано две группы: в первой младшей группе дети

2−3 лет; во второй младшей группе ребята от 3 до 4 лет. Какая именно младшая

группа подходит для конкретного ребенка, решают его родители, отдавая свое чадо

в детский сад в определенном возрасте.

Советы психолога

Психология, как наука, дает свои рекомендации относительно адаптации детей 2−3

лет в детском саду. Специалисты, прежде всего, отталкиваются от особенностей

развития малышей. Во многом советы психологов перекликаются с рекомендациями

педагогов.

Рекомендации

Подготавливая детей к посещению ДОУ, родителям необходимо

придерживаться определенных рекомендаций:

придумать сказку, в которой главный герой пошел в детский сад и нашел там

много друзей;

не показывать беспокойства, поскольку оно передастся крохе;

расставаться легко и с улыбкой;

обозначить время возвращения, не обманывая;

дома создать благоприятную обстановку, с пониманием относиться к

раздражительности и нервозности детсадовца в период адаптации;

научить дома пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться

и выполнять личные потребности, поскольку данные навыки пригодятся в

садике; рассказывать правду про детский сад, не перехваливать, но и не

описывать сплошные негативные моменты;

первый день пребывания в саду – самый важный, поэтому ребенок должен

быть здоров и в хорошем настроении, так у него не останется после

учреждения неприятных ассоциаций.

Занятия на период адаптации при наборе первой младшей группы лучше не

организовывать. Важно, чтобы дети привыкли к незнакомой обстановке,

подружились между собой. Частые ошибки Родителям нужно прислушиваться к

рекомендациям профессионалов, которые помогут быстрее и менее болезненно

адаптироваться малышам в детском саду. Но никто не застрахован от ошибок.

Самыми распространенными являются следующие:

сравнение с другими ребятами – каждый воспитанник ДОУ, даже при

одинаковых условиях, адаптируется по-разному;

обман – не стоит обманывать кроху, обещая забрать в одно время, а вместо

этого, прийти позже;

наказание садом – категорически не рекомендуется использовать наказание в

виде долгого пребывания в ДОУ, что только усложнит адаптацию и

сформирует нелюбовь к данному учреждению;

подкуп игрушками, конфетами, пирожными и другими лакомствами – такие

ребята будут ходить в детсад только ради получения презента, а также начнут

добиваться их путем шантажа;

отправление больного крохи в садик – в период адаптации детсадовец и так

имеет нестабильное физическое и психологическое состояние, поэтому не

нужно усугублять его.

Одной наиболее распространенной ошибкой родителей является внезапное

исчезновение в тот момент, когда дитя ненадолго отвлечется на игрушки или

сверстников. Когда он опомнится и увидит, что мама пропала, у него возникнет

тревога, беспокойство, страх и чувство незащищенности. Все это оставит

неприятные ассоциации, связанные с детсадом, а также увеличит вероятность

истерик.

Что делать, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду

По утверждениям психологов, период адаптации в детском саду может длиться

несколько месяцев, поэтому не стоит опускать руки, если сын или дочь по

истечении 4−6 недель так и не привыкли в новой обстановке. Однако стоит

проявить бдительность и выяснить причину подобной ситуации. Возможно, у

малыша не складываются отношения с воспитателем, и стоит задуматься о переводе

в другую группу или учреждение, если не удается решить проблему другими

методами. Главное, терпеливо и с пониманием относиться к любым изменениям в

поведении малыша в адаптационный период. Если же привыкнуть к детсаду у него

так и не получится, что крайне редко, но все-таки случается, по возможности стоит

отказаться от посещения дошкольного учреждения.



В раздел образования