Напоминание

Ознакомление детей старшего возраста с миром профессий в условиях реализации программы ДОУ.


Автор: Кызыма Вера Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 46 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ознакомление детей старшего возраста с миром профессий в условиях реализации программы ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования и науки Кемеровской области

ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального

образования»

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

НАЗВАНИЕ

методическая разработка

по ознакомлению детей старшего возраста с миром профессий

в

условиях реализации программы ДОУ.

Выполнила:

Кызыма Вера Александровна

воспитатель,

Кемеровская область город

Междуреченск МБДОУ №46

Кемерово

2017

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………………….4

Заключение…………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………....14

Приложение………………………………………………………….15

Введение

2

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает

важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его

будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка,

стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема

формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий

недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна

огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах

формирование представлений о мире труда и профессий подчас

осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как

перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку

профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на

всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как

подготовительный, закладывающий основы для профессионального

самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка

ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы,

воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и

об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и

весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное

количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий

является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом,

формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это

необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Цель:

3

- формирование представлений детей старшего дошкольного

возраста о мире профессий в условиях реализации программы ДОУ.

Задачи:

- дать ребёнку максимально разнообразные представления о

профессиях;

- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к

труду и профессиональному миру;

- развивать интерес к профессиям родителей и наиболее

распространенным профессиям ближайшего окружения;

- научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности,

присущие различным профессиям.

Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

- расширять и систематизировать представления о различных видах

труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей,

общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые

трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и

государственную значимость, представления о труде как

экономической категории);

- расширять и систематизировать представления о современных

профессиях;

- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой

местных условий;

- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и

приборах – помощниках человека;

- формировать представление о видах производственного труда

(шитьё, производство продуктов питания, строительство) и

обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи

результатов деятельности людей различных профессий.

Способы, формы, методы и технологии работы

Формы: совместная деятельность взрослого и детей;

самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, групповой и

коллективной деятельности.

Режим занятий: реализация программы строится на

адекватных дошкольникам видах деятельности: проведение бесед,

дидактических, сюжетно-ролевых игр, экскурсий, встреч с людьми

разных профессий, культурно-досуговых мероприятий, с

использованием ИКТ.

4

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять

традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и

наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей

разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт

хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые

ситуации). В практической деятельности все методы применяются

не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых

проводится в процессе непосредственно образовательной

деятельности, в процессе образовательной деятельности,

осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе

самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной

деятельности с семьёй.

Система работы по формированию у детей представлений о труде

взрослых строится по трём основным линиям:

- приближение детей к труду взрослых;

- приближение работы взрослых к детям;

- совместная деятельность детей и взрослых.

Приближение детей к труду взрослых.

5

Это направление работы осуществляется в процессе

непосредственно образовательной деятельности по формированию

представлений о труде людей разных профессий с обязательным

включением предварительной беседы о данной профессии.

Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий

«профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется

человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает

человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат

труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это

нужно?).

Непосредственно образовательная деятельность сопровождается

рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений

инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий,

прослушиванием художественных произведений, дидактическими

играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс

профессиональной деятельности взрослого. Ознакомление детей с

трудом взрослых может происходить и в процессе организованной

педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не

только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер,

модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих

видах деятельности. Изображение детьми представителей различных

профессий также будет способствовать усвоению информации о

труде взрослых. Средством ознакомления с содержанием труда

выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая

репродукции мастеров, дети видят не только процесс труда, но и те

изменения, которые со временем произошли в нём. Многие русские

художники отображали в своих картинах изнурительный труд

взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И.

Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций педагог

обязательно должен сопровождать разъяснительной беседой, в

которой сделать акцент именно на положительных изменениях

условий и содержания современного труда взрослых.

Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности

позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей

темы. Выполнение физических упражнений также может быть

организовано в соответствии с профессионально ориентированным

сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих

упражнений «Строим дом», в котором символически

воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором

имитируются действия садовников.

В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации,

например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».

6

Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования

элементарных математических представлений, если педагог

предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника,

количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника.

При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью

непосредственно образовательной деятельности очень важно не

только расширять, но и углублять знания о профессиях,

ориентироваться не только на количество, но и на качество

предоставляемой детям информации. Именно основательность такой

информации положительно сказывается на дальнейшем

профессиональном самоопределении детей.

Приближение работы взрослых к детям.

К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии,

наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом

взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают

наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют

накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что

наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В

процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно

уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время

наблюдений.

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала

дошкольной образовательной организации, можно организовать

экскурсии:

- в медицинский кабинет;

- в прачечную;

- в библиотеку;

- в школу;

- в магазин;

- в аптеку;

- в парикмахерскую;

- в ателье;

- к светофору;

- на почту;

- на приусадебный участок; - на работу к родителям.

На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений

необходимо, в первую очередь, соблюдать технику безопасности на

рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность

наблюдать различные способы выполнения профессиональных

действий человека той или иной профессии. Демонстрируя

7

дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их

выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию,

дать возможность детям задать вопросы.

Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастёт, если они

смогут принять в нём хотя бы небольшое участие. Взрослый может

вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им

посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно

действовать, они получают более точные и полные представления о

труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание

труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и

доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать

трудовому поведению взрослых.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не

только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его

стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом

взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на

то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на

спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество

сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное

новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы

усложнение содержания представлений во время наблюдений

выражалось не только в нарастании объёма познавательного

материала, но и во всё большем углублении в суть наблюдаемых

явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей

сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда,

материалы. Помимо этого педагог должен обращать внимание детей

на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой

работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за

профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет

на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.

Педагог во время экскурсии может дополнить полученную

информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать

представители данных профессий, используя занимательный

материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с

детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести

рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?». С

развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные

экскурсии.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

8

К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые

игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной

литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые

могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в

свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку

помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового

процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и

оборудование, трудовые действия, результат труда.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три

основных вида:

- игры с предметами;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

Игры с предметами подразумевают использование игрушек и

реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых.

Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества

разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые

приборы, а также куклу в соответствующей одежде.

Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на

работу», «Соберём ящик с инструментами».

Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:

- подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых

инструмента»;

- подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно

доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с

соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать

предметы как результат определённой трудовой деятельности;

- составление разрезных картинок на профессиональную тему.

Словесные игры, например «Четвёртый лишний», «Отгадай

профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить

словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы.

Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить

представления детей о людях разных профессий.

В детской художественной литературе много произведений,

посвящённых труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о

профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде,

трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются

профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и

9

артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в

непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях

и закрепить ранее полученные знания.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и

формирования ценностного отношения к результатам труда человека

используются образовательно-игровые ситуации, например, «Научим

Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые

поварята», «Поиграем в магазин».

В процессе проведения праздников и развлечений также можно

затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых.

На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника

Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о

профессиях родителей и общественной значимости их

профессиональной деятельности.

Спортивные праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить

внимание детей на профессии, представителям

которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую

подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу.

Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников,

например, День геолога, День нефтяника, День учителя, День энергетика.

Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить

профориентационный характер.

Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с

детьми представления о людях разных профессий благоприятно

сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных

играх.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность

дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней

профориентации.

Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания,

полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно

помочь детям определить содержание предстоящей игры,

последовательность событий, игровые действия, а также персонажей

и их взаимодействие.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры

имитируются производственные сюжеты, ситуации,

профессиональная социальная среда, модели профессионального

поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых

знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о

профессиональной деятельности взрослых преобразуются в

доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания

ребёнком присваиваются.

10

В старшей и подготовительной группах совершенствуются

игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец,

почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не

только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в

работе, появляются игры в профессии родителей.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует

стимулировать детей:

- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;

- вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса;

капитан, штурман, матрос);

- расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк»,

«Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о

профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания,

полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной

деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы,

говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно

выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать

оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с

детьми невозможно без организации правильной и соответствующей

возрастным особенностям профориентационной предметно-

развивающей среды. Оснащение предметно-развивающей среды в

целях ранней профориентации подразумевает:

- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных

книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном

уголке;

- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и

песен о профессиях и орудиях труда;

- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с

профессиями в уголке изобразительной деятельности;

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с

профессиями;

- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»

(аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного

материала находится в приложении);

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с

темой

«Профессии»;

- выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;

11

- оформление альбома о профессиональных династиях

воспитанников; - оформление альбома с фотографиями «Профессии

наших родителей»; - материалы для сюжетно-ролевых игр.

(Примеры материалов для оснащения профориентационной

предметноразвивающей среды приведены в приложении.)

Неоценимую помощь в пополнении предметно-развивающей среды

дошкольной образовательной организации могут оказать родители,

которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению

детей с трудом взрослых.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о

труде взрослых – это необходимое направление деятельности

дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром

профессий осуществляется на протяжении всего периода получения

воспитанниками дошкольного образования и реализуется в

разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и

родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет

ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд,

профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Заключение:

12

В ходе осуществления целенаправленной работы дошкольник

насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире

профессий, что поможет ему в будущем осознанно выбрать

профессию. Кроме того, прослеживается активное формирование

интегративных качеств личности дошкольников средствами

ознакомления с миром профессий.

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту

завершения дошкольного образования достичь следующих

результатов:

- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой

деятельности взрослых;

- называет профессии разных сфер экономики;

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных

профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы,

инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности,

труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

13

Литература

1. Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области

«Профориентационная работа в условиях дошкольной

образовательной организации: Методическое пособие» – Самара:

Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.

2.Чепуштанова О. Кто чем занят?: загадки-обманки // Чем развлечь

гостей. – 2009.

3.

Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в

процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с

профессиями: Учебнометодическое пособие – СПб: Детство-Пресс,

2012. – 207 с.

4.

Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для

воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.

14

Приложение 1

Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов для

организации профориентационных сюжетно-ролевых игр

Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».

Конструктор.

Куклы крупные и средние (девочки и мальчики).

Кукольные коляски, соразмерные куклам.

Комплект постельных принадлежностей для кукол.

Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.

Кукольные кухонный шкафчик и плита.

Набор чайной посуды. Набор кухонной посуды.

Набор продуктов (объёмные муляжи).

Весы. Касса. Игрушечные деньги.

Сумки, корзины, рюкзачки.

Белая шапочка, белая косынка, белый халат.

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник,

шпатель).

Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчёска, фен).

Светофор. Гараж. Руль автомобильный. Грузовые машины.

Спецмашины («Скорая помощь», пожарная).

Полицейский набор.

Набор «Железная дорога».

Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолёт, ракета).

Фуражка / бескозырка. Штурвал на подставке. Бинокль (подзорная

труба).

Машины общественного транспорта. Машины – строительная

техника.

Каска строительная. Набор инструментов.

Домашние и дикие животные и птицы.

Телефон. Набор бытовой техники. Набор музыкальных инструментов.

15

Приложение 2. Примерный перечень стихотворений по

теме «Профессии»

Барто А. В кошачьей неотложке. Жонглёр. Котельная. Песня

моряков. Штукатуры.

Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая

помощь».

Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр.

Строитель. Уборщица.

Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофёр. Сапожник. Переплётчица.

Портниха. Монтёр. Строители.

Ладонщиков Г. Звездочка.

Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу

книгу.

Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?

Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стёпа-

милиционер. Жонглёр. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник.

А что у вас?

Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.

Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кондитер.

Пассатижи. Поэт. Про львов.

Пускай они скучают. Рубанок. Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже

буду шофёром.

Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?

Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель.

Родари Дж. Пожарный. Человек на подъёмном кране. Шесть

тысяч поездов. Чем пахнут ремёсла? Какого цвета ремёсла?

16

Приложение 3.

Примеры пословиц и поговорок о работе и труде

Человек трудом велик.

Кто любит труд, того люди чтут.

Без дела жить – только небо коптить.

За один раз дерево не срубишь.

Всяк годится, да не на всякое дело.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Баловством хлеба

не добудешь. С

разговоров сыт не

будешь.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Муравей не велик, а горы копает.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Пчёлка маленькая, а и та работает.

У плохого мастера и пила плохая.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Приложение 4. Примеры считалок с упоминанием

профессиональной деятельности

На дрожжах

поставим тесто,

Потеплей поищем

место,

Тесто, тесто,

подходи!

Пекарь, пекарь,

выходи!

Чищу овощи для

щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы

головки,

Да петрушки

корешок,

17

Да капустный

кочешок.

Потеснись-ка

ты, капуста,

От тебя в

кастрюле густо!

Раз-два-три, огонь зажжён.

Кочерыжка,

выйди вон!

Раз, два, три,

четыре, пять,

Нам ракеты

запускать.

Кто к отлёту

опоздал,

Тот в ракету не попал.

Чтоб лететь нам на планету.

Смастерили

мы ракету.

Раз, два, три,

Полетишь сегодня ты!

18

19



В раздел образования