Автор: Шинкаренко Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 370 Московского района СПб
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья, методическая разработка
Тема: "Музейная терапия в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на основе УМК «Перспективная начальная школа»"
Раздел: начальное образование
Музейная терапия в реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья на основе УМК «Перспективная начальная школа»
Шинкаренко Елена Александровна
учитель начальных классов,
ГБОУ школа № 370
Московского района СПб
Глобальный подход к реализации интегрированного обучения и воспитания
обосновывается тенденцией усиления неоднородности состава учащихся по уровню
умственного, речевого, психического и физического состава.
Интеграция рассматривается как одно из важнейших направлений подготовки
детей к обучению, будущей самостоятельной жизни и социализации в обществе.
В школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (по
программам школ II, VII, VIII видов).
У всех детей отмечается своеобразие речевого развития и трудности
социализации в обществе.
Важным в реализации данного подхода является развитие речевой
деятельности и умение работать с источниками информации.
Одной из актуальных проблем педагогической науки и практики на сегодня
является вопрос обучения и воспитания детей с задержкой психического развития .
Вопросы организации воспитательно-образовательного процесса для детей без
выраженных отклонений в развитии в учреждениях общего типа являются
предметом широкого, научного изучения и осмысления. Вопросы интегрированного
воспитания и обучения детей с задержкой психического развития требуют научной и
методической разработки. Постановка данной проблемы предопределена
потребностью практики в разработке адекватных и эффективных педагогических
технологий.
Одним из способов к успешной социализации и интеграции детей с задержкой
психического развития является внедрение нового учебно-методического комплекта
(УМК) «Перспективная начальная школа». При помощи данного комплекта
решаются задачи развития, коррекции, обучения, воспитания и социализации детей
данной категории.
Важным звеном в формировании информационной культуры личности
является умение добывать нужную информацию. Информационную культуру надо
развивать уже в начальных классах, совершенствовать на протяжении всего
учебного процесса. Одним из важнейших принципов учебно-методического
комплекта «Перспективная начальная школа» является воспитание информационной
культуры личности через работу с различными нетрадиционными источниками.
Ребята учатся находить информацию в художественном тексте, в музыкальном
произведении, в картинах художников.
Поиск и апробация эффективных форм, методов, приемов и средств работы с
живописью воплотились в проекте «Музей в твоем классе».
Данный проект требует решения следующих задач:
- образовательных;
- воспитательных;
- коррекционно-развивающих;
- научно-методических;
- просветительских;
- лечебно-оздоровительных.
К основным принципам технологии музейной терапии относятся:
- учета возрастных, психологических и личностных особенностей учащихся;
- доступности;
- дозированности;
- чередования способов и видов деятельности;
- опоры на различные анализаторы;
- деятельностный;
- мотивационный.
Важным условием эффективной реализации программы является участие не
только детей, педагогов школы, но и родителей.
В технологии музейной терапии можно выделить пять основных этапов.
Подготовительный:
Проводится в различных формах и включает в себя:
- организационную;
- материально-техническую;
- воспитательную;
- психологическую (психоэмоциональный настрой);
- образовательную (предварительное обсуждение темы);
- научно-методическую подготовку.
Основной:
Беседы, интервью, монологи, диалоги, познавательные игры.
Выбор формы зависит от возрастных особенностей учащихся, их
психологических возможностей, этапа изучения музейной темы.
При выборе работы учитывается возможность опоры на различные
анализаторы (зрительный, слуховой, речеслуховой, двигательный,
речедвигательный), которые определяют вид деятельности детей: наблюдение,
рассматривание, прослушивание, просмотр, описание, рисование.
Закрепление:
Основная часть этого этапа проходит на уроках окружающего мира и развития
речи.
Цель - в доступной для детей форме (на основе использования разнообразных
способов и средств) воспроизвести пройденный материал, провести элементарный
анализ с опорой на детали и затем перевести в образы, персонажи, виды искусства в
план творческих обобщенных ассоциаций.
Занятия строятся с учетом возможности развития и расширения объема
памяти, внимания, восприятия, активного и пассивного словаря. Стимулируются и
развиваются основные функции мышления, которые страдают у детей с
психическим недоразвитием (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение
и т.д.).
Используются разнообразные виды деятельности, которые определяются
особенностями нарушений у учащихся: рисование по памяти, по образцу с
репродукции, лепка, творческое сочинение, викторины, игры-путешествия, ролевые,
жанровые игры, драматизации и т.д..
Игровой этап:
Творческий отчет по итогам работы над определенной темой. Включает в себя
следующие виды деятельности: создание образов, подбор и разучивание стихов,
песен, музыки.
Использование и проведение различных видов влияния позволяет перевести
мышление детей с наглядно-предметного уровня на наглядно - образный.
Аналитический:
Основное содержание - аналитическая, обобщающая научно-методическая
работа.
Позволяет определить:
- динамику развития психических процессов;
- личностный рост учащихся;
- особенности общения;
- характер мотивационных установок;
- умение работать с источниками информации;
- формирование и повышение общекультурного потенциала.
Благодаря использованию правильно подобранных методов и приемов работы
можно получить значительные положительные результаты, а в некоторых случаях и
изменить диагноз, реабилитировав ребенка и вернув его в среду здоровых
сверстников.
Влияние музейной терапии на развитие познавательной, эмоционально-
волевой и личностной сферы является актуальным и необходимым в
образовательном процессе.
Фрагмент занятия кружка по предмету «Окружающий мир», 1класс (VII вид).
Тема: «Обучение способам деятельности в работе с картиной И. Хруцкого
«Цветы и фрукты» по проекту «Музей в твоем классе» на основе УМК
«Перспективная начальная школа»».
3) Работа с индивидуальными и большой репродукциями.
- У каждого есть индивидуальные репродукции картины «Цветы и фрукты».
- Найдите на вашей репродукции персики в разных местах и покажите их с
помощью круглой рамки.
- Покажите персики на большой репродукции, используя нужную рамку.
- Какие тона использовал художник для изображения персиков?
- Покажите груши при помощи круглой рамки. Сколько их?
- Найдите крупную вишню. Выделите ее с помощью прямоугольной рамки.
- Покажите ее на большой репродукции, используя нужную рамку.
- Какой тон использовал художник для изображения вишни?
- Что можно сказать о спелости вишни?
- Докажите, что вишня спелая.
- Найдите справа от репродукции полупрозрачный плод. Что это?
- Где еще есть виноград?
- Покажите его на большой репродукции.
- Какой еще плод можно назвать полупрозрачным?
- Какая рамка вам понадобится, чтобы показать гроздья смородины?
- Покажите их на большой репродукции.
- Какой предмет на репродукции является полностью прозрачным?
- Докажите определение прозрачности стакана.
- Что видно сквозь стакан, рассмотрите при помощи лупы на элементе справа?
- Какой плод на натюрморте самый крупный? Выделите его прямоугольной рамкой.
- Где расположена тыква на репродукции?
- Что еще расположено в центре репродукции?
- Какого цвета самый крупный цветок?
- А вы сумели найти самые мелкие цветочки? Какой инструмент нам понадобиться
для его рассмотрения?
- Покажите их на большой репродукции, используя лупу.
- Какой предмет находится ближе всего к глазу зрителя? Покажите его при помощи
круглой рамки.
- А что, по - вашему, находится дальше всего?
У детей с ЗПР на фоне потенциально сохранных ВПФ развитие протекает в
замедленном темпе, неравномерно, снижена познавательная активность, речевая
активность, работоспособность и мотивация.
Опираясь на особенности детей с задержкой психического развития, обучение
практическим видам деятельности при работе с картиной было направлено на
развитие и коррекцию объема памяти, внимания, восприятия, мышления (анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, умозаключения), обогащение словарного запаса
(перевод пассивного словаря в активный).
При работе с картиной в полной мере были задействованы различные
анализаторы (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), которые
определяли виды деятельности детей:
- прослушивание инструкций учителя, ответов учащихся (сотрудничество);
- рассматривание индивидуальной и большой репродукций с использованием
простейших инструментов (лупы, круглой и прямоугольной рамок);
- нахождение местоположения предметов на индивидуальной и большой
репродукциях (развитие пространственных ощущений);
- определение количества предметов, цветовой гаммы;
- словесное сопровождение выполняемых действий (обогащение словарного
запаса).
Частая смена практических видов деятельности с использованием простейших
инструментов (лупы, прямоугольной и круглой рамок) оказала положительное
влияние на формирование мотивации к учению, повышению работоспособности
учащихся.
Умение рассматривать художественное произведение способствует развитию
сотрудничества, эстетического вкуса и воспитанию информационной культуры
личности учащихся.