Напоминание

Краткосрочная образовательная практика


Автор: Маркова Ирина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 63" СП "Детский сад"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Краткосрочная образовательная практика "Говорящие слова"
Тема: Краткосрочная образовательная практика
Раздел: дополнительное образование





Назад




Краткосрочная образовательная практика

«Говорящие слова».

Разработана учителем – логопедом Марковой И.В.

Возраст детей: 6 – 7 лет. Количество детей: 6 - 8 человек.

Длительность: 3 занятия (1 занятие в неделю).

Место проведения: кабинет логопеда.

1.

Пояснительная записка.

Сложное слово – это слово, образованное сложением двух или более

основ.

Сложение слов может производиться разными способами:

морфологическим, лексико-синтаксическим, условно-фонетическим.

При морфологическом сложении новое слово образуется соединением

значимых частей – основ слова – при помощи соединительных

гласных: о после основ на твердый согласный, е после основ на мягкий

согласный, шипящий или ц. Например: пар-о-ход, зме[й]-е-лов, каш-е-

вар, солнц-е-пек.

Значение такого слова легко получается на основе значений

составляющих его частей. Таким образом, слово «говорит» нам о его

значении.

Морфологическое сложение – продуктивный способ словообразования;

это значит, что таким способом можно образовывать новые слова

(например, диск-о-вод).

2.

Актуальность.

Важнейшей особенностью детей старшего дошкольного возраста

является возникновение у них устойчивого интереса к получению новых

знаний и умений. Особенно важно привить им интерес к родному языку и

дать доступные знания об особенностях словоизменения и

словообразования русского языка, о правилах построения высказываний,

необходимые в общении. Так, в соответствии с диагностикой речевого

развития, старшие дошкольники должны не только понимать значение

«сложных» слов, но и уметь образовывать такие слова с помощью слияния

двух основ по аналогии.

Ребенку в современном мире крайне необходимо умение правильно

строить свои высказывания, а также умения рассуждать, объяснять,

доказывать свое мнение.

Наконец, старшие дошкольники способны уже критически оценивать

как речь окружающих, так и собственную, находя в речи ошибки или

удачные моменты.

В настоящее время наблюдается недостаток КОП речевой

направленности. Диагностика же речевого развития детей

подготовительных групп практически ежегодно выявляет недостаточный

уровень составления детьми рассказов, проблемы в грамотном построении

их высказываний, как монологических, так и диалогов.

Надеемся, что данная практика повысит речевую активность и

разовьет речевые умения у детей нашего МАДОУ.

3.

Цель:

Обогащение детского лексикона сложными словами, содержащими две

основы.

4.

Задачи:

1)

Формирование первичного представления о «говорящих» словах.

2)

Развитие умения объяснять значение таких слов в высказываниях –

рассуждениях.

3)

Формирование умения образовывать сложные слова способом слияния

двух основ.

4)

Формирование языковых умений: составление предложений –

рассуждений, определение количества слогов в словах.

5)

Развитие мышления, внимания, памяти; контроля за речью, умения

оценивать высказывание.

6)

Упражнение в чтении слов (для читающих детей).

5.

Прогнозируемый результат:

1)

Дети научатся отличать сложные слова от других слов по их

признакам: они состоят из двух слов, по значению которых можно

определить значение всего слова.

2)

Дети научатся объяснять значение таких слов, а также образовывать

сложные слова по заданной паре слов.

3)

У детей разовьются навыки коммуникации, самоконтроля, психические

функции.

6.

Содержание:

зан

яти

я

Название

занятия

Задачи

Основное содержание

1.

Что такое

«говорящие»

слова?

1.Формирование

первичного

представления о

сложных словах.

2. Развитие умения

обяснять их

значение.

3. Упражнение в

составлении

предложений,

определении

количества слогов.

4. Чтение слов.

1.Оргмомент – знакомство.

2.Понятие о «говорящих» словах на

примере дырокола.

3.Дид. упражнение «Почему меня

так назвали?» (с предметными

картинками)

4.Выполнение заданий Знайкина:

1) Определение количества слогов в

словах.

2) Вопрос о подберезовике.

3) Составление детьми

предложений.

4) Чтение слов – названий картинок.

5. Итог.

2.

Мы

объясняем

и создаем

«говорящие»

слова.

1. Закрепление

понятия о двух

признаках

сложных слов.

2.Формирование

умения объяснять

значение сложных

слов.

3.Упражнение в

образовании таких

слов из слов, их

составляющих.

1.Огрмомент. Ребенок садится, если

определил первый звук в своем

имени.

2. Вопросы Знайкина. Закрепление

понятия о «говорящих» или слож-

ных словах. Два их признака:1)

состоят их двух слов 2) по этим

словам можно понять, что означает

само слово.

3.Дид. упражнение «Конвейер

слов»: Деление детей на группы из 3

человек. Первый ребенок называет

картинку и два слова, составля-

4.Развитие

мышления через

распределение

слов на 3 группы

(транспорт,

электроприборы,

занятия человека)

ющие название. Второй – находит

соответствующие две карточки с

написанными на них словами,

читает их и объясняет значение

слова. Третий ребенок находит само

слово - название картинки, читает

его и помещает в один из трех

домиков (транспорт, электроприбо-

ры, занятия людей).

4. Дид. упражнение «Создатели

слов». На основе данных двух слов

(слова читаются) дети поочередно

«создают» сложное слово, находят

нужное изображение и помещают

картинку в один из домиков.

5. Дид. упражнение «Слова –

фантазии». Детям необходимо по

описанию придумать название

несуществующих предметов:

высоколет, острозуб, мелколист,

маслонамазка, быстроед.

6. Итог.

3.

Знатоки

«говорящих»

слов.

1.Обобщение

знаний детей о

сложных словах,

их признаках.

2. Обогащение

лексики детей

сложными словами

– названиями

людей по их

занятию, по их

привычкам,

названиями

сказочных героев.

3.Закрепление

умения подбирать

название слова по

его значению, а

1.Оргмомент. Дети по очереди

отгадывают загадки с отгадками –

сложными словами и объясняют их

значение.

2.Дид. упражнение «Мяч по кругу

беги - сложное слово сказать

помоги!». Дети упражняются в

назывании слова по его значению,

которое зачитывает логопед от

имени Знайки.

3.Дид. упражнение

«Объясняльщики». Дети по очереди

объясняют значение одного слова

(занятия людей) и находят его

изображение.

4. Фотоконкурс. Дети отмечают на

данных им листах (с изображениями

также умения

объяснять

значение слова по

его названию.

3.Формирование

интереса к

звучащему слову,

к чтению книг.

сказочных героев и людей по их

качествам и привычкам) цифры от 1

до 8 в соответствии с номером зачи-

тываемого логопедом слова.

(Пишущие дети подписывают

некоторые названия под

картинками). Подведение итогов.

Вручение призов, которые вместе с

листами отдаются детям.

5. Итог. Обобщение знаний детей о

сложных словах. Определение того,

что было детям сложно, скучно,

интересно. Беседа о первоклассни-

ках (значение слова; необходимость

знания букв русского языка, умения

читать; важность интереса к

чтению.)

7.

Литература:

1)

Игра «Говорящие слова».- Весна – Дизайн, 2013.

2)

Федорова Л.Л. Сложные слова.- Ж-л «Русский язык».: 2002, № 44.

3)

Вера Стерликова. Теория и методика развития речи детей. – Google

Книги.



В раздел образования