Автор: Маркова Ирина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 63" СП "Детский сад"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Краткосрочная образовательная практика "Говорящие слова"
Тема: Краткосрочная образовательная практика
Раздел: дополнительное образование
Краткосрочная образовательная практика
«Говорящие слова».
Разработана учителем – логопедом Марковой И.В.
Возраст детей: 6 – 7 лет. Количество детей: 6 - 8 человек.
Длительность: 3 занятия (1 занятие в неделю).
Место проведения: кабинет логопеда.
1.
Пояснительная записка.
Сложное слово – это слово, образованное сложением двух или более
основ.
Сложение слов может производиться разными способами:
морфологическим, лексико-синтаксическим, условно-фонетическим.
При морфологическом сложении новое слово образуется соединением
значимых частей – основ слова – при помощи соединительных
гласных: о после основ на твердый согласный, е после основ на мягкий
согласный, шипящий или ц. Например: пар-о-ход, зме[й]-е-лов, каш-е-
вар, солнц-е-пек.
Значение такого слова легко получается на основе значений
составляющих его частей. Таким образом, слово «говорит» нам о его
значении.
Морфологическое сложение – продуктивный способ словообразования;
это значит, что таким способом можно образовывать новые слова
(например, диск-о-вод).
2.
Актуальность.
Важнейшей особенностью детей старшего дошкольного возраста
является возникновение у них устойчивого интереса к получению новых
знаний и умений. Особенно важно привить им интерес к родному языку и
дать доступные знания об особенностях словоизменения и
словообразования русского языка, о правилах построения высказываний,
необходимые в общении. Так, в соответствии с диагностикой речевого
развития, старшие дошкольники должны не только понимать значение
«сложных» слов, но и уметь образовывать такие слова с помощью слияния
двух основ по аналогии.
Ребенку в современном мире крайне необходимо умение правильно
строить свои высказывания, а также умения рассуждать, объяснять,
доказывать свое мнение.
Наконец, старшие дошкольники способны уже критически оценивать
как речь окружающих, так и собственную, находя в речи ошибки или
удачные моменты.
В настоящее время наблюдается недостаток КОП речевой
направленности. Диагностика же речевого развития детей
подготовительных групп практически ежегодно выявляет недостаточный
уровень составления детьми рассказов, проблемы в грамотном построении
их высказываний, как монологических, так и диалогов.
Надеемся, что данная практика повысит речевую активность и
разовьет речевые умения у детей нашего МАДОУ.
3.
Цель:
Обогащение детского лексикона сложными словами, содержащими две
основы.
4.
Задачи:
1)
Формирование первичного представления о «говорящих» словах.
2)
Развитие умения объяснять значение таких слов в высказываниях –
рассуждениях.
3)
Формирование умения образовывать сложные слова способом слияния
двух основ.
4)
Формирование языковых умений: составление предложений –
рассуждений, определение количества слогов в словах.
5)
Развитие мышления, внимания, памяти; контроля за речью, умения
оценивать высказывание.
6)
Упражнение в чтении слов (для читающих детей).
5.
Прогнозируемый результат:
1)
Дети научатся отличать сложные слова от других слов по их
признакам: они состоят из двух слов, по значению которых можно
определить значение всего слова.
2)
Дети научатся объяснять значение таких слов, а также образовывать
сложные слова по заданной паре слов.
3)
У детей разовьются навыки коммуникации, самоконтроля, психические
функции.
6.
Содержание:
№
зан
яти
я
Название
занятия
Задачи
Основное содержание
1.
Что такое
«говорящие»
слова?
1.Формирование
первичного
представления о
сложных словах.
2. Развитие умения
обяснять их
значение.
3. Упражнение в
составлении
предложений,
определении
количества слогов.
4. Чтение слов.
1.Оргмомент – знакомство.
2.Понятие о «говорящих» словах на
примере дырокола.
3.Дид. упражнение «Почему меня
так назвали?» (с предметными
картинками)
4.Выполнение заданий Знайкина:
1) Определение количества слогов в
словах.
2) Вопрос о подберезовике.
3) Составление детьми
предложений.
4) Чтение слов – названий картинок.
5. Итог.
2.
Мы
объясняем
и создаем
«говорящие»
слова.
1. Закрепление
понятия о двух
признаках
сложных слов.
2.Формирование
умения объяснять
значение сложных
слов.
3.Упражнение в
образовании таких
слов из слов, их
составляющих.
1.Огрмомент. Ребенок садится, если
определил первый звук в своем
имени.
2. Вопросы Знайкина. Закрепление
понятия о «говорящих» или слож-
ных словах. Два их признака:1)
состоят их двух слов 2) по этим
словам можно понять, что означает
само слово.
3.Дид. упражнение «Конвейер
слов»: Деление детей на группы из 3
человек. Первый ребенок называет
картинку и два слова, составля-
4.Развитие
мышления через
распределение
слов на 3 группы
(транспорт,
электроприборы,
занятия человека)
ющие название. Второй – находит
соответствующие две карточки с
написанными на них словами,
читает их и объясняет значение
слова. Третий ребенок находит само
слово - название картинки, читает
его и помещает в один из трех
домиков (транспорт, электроприбо-
ры, занятия людей).
4. Дид. упражнение «Создатели
слов». На основе данных двух слов
(слова читаются) дети поочередно
«создают» сложное слово, находят
нужное изображение и помещают
картинку в один из домиков.
5. Дид. упражнение «Слова –
фантазии». Детям необходимо по
описанию придумать название
несуществующих предметов:
высоколет, острозуб, мелколист,
маслонамазка, быстроед.
6. Итог.
3.
Знатоки
«говорящих»
слов.
1.Обобщение
знаний детей о
сложных словах,
их признаках.
2. Обогащение
лексики детей
сложными словами
– названиями
людей по их
занятию, по их
привычкам,
названиями
сказочных героев.
3.Закрепление
умения подбирать
название слова по
его значению, а
1.Оргмомент. Дети по очереди
отгадывают загадки с отгадками –
сложными словами и объясняют их
значение.
2.Дид. упражнение «Мяч по кругу
беги - сложное слово сказать
помоги!». Дети упражняются в
назывании слова по его значению,
которое зачитывает логопед от
имени Знайки.
3.Дид. упражнение
«Объясняльщики». Дети по очереди
объясняют значение одного слова
(занятия людей) и находят его
изображение.
4. Фотоконкурс. Дети отмечают на
данных им листах (с изображениями
также умения
объяснять
значение слова по
его названию.
3.Формирование
интереса к
звучащему слову,
к чтению книг.
сказочных героев и людей по их
качествам и привычкам) цифры от 1
до 8 в соответствии с номером зачи-
тываемого логопедом слова.
(Пишущие дети подписывают
некоторые названия под
картинками). Подведение итогов.
Вручение призов, которые вместе с
листами отдаются детям.
5. Итог. Обобщение знаний детей о
сложных словах. Определение того,
что было детям сложно, скучно,
интересно. Беседа о первоклассни-
ках (значение слова; необходимость
знания букв русского языка, умения
читать; важность интереса к
чтению.)
7.
Литература:
1)
Игра «Говорящие слова».- Весна – Дизайн, 2013.
2)
Федорова Л.Л. Сложные слова.- Ж-л «Русский язык».: 2002, № 44.
3)
Вера Стерликова. Теория и методика развития речи детей. – Google
Книги.