Автор: Галанова Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 21"
Населённый пункт: Республика Коми, г.Ухта
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы в 7 классе
Тема: Проблема добра и зла в рассказе Л.Андреева «Кусака».
Раздел: среднее образование
Предмет
Литература
Класс
7 А
Тип урока
Открытие новых знаний
Тема
Л.Н. Андреев «Кусака» Проблема добра и зла в рассказе.
Цель:
смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате
исследовательской деятельности учащиеся придут к решению
проблемного вопроса: какими способами писатель подводит
читателя к мысли, что человек несет ответственность за своих
питомцев?
Задачи:
формирование исследовательских навыков обучающихся, умения
работать с информацией, представляя результаты в различных
формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-
образного мышления.
Основные понятия
«добро» « зло»
Ресурсы:
-основные
-дополнительные
Художественный текст рассказа Л. Андреева «Кусака»
Раздаточный материал, оценочный лист. Мультимедиа.Аудиозапись.
Технология
построения урока
ТРКМ
Планируемые
результаты
Формируемые УУД:
личностные:
Формирование мотивации к самосовершенствованию, толерантности
как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению.
метапредметные:
умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение
эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации
различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; умение слушать партнера, формулировать и
аргументировать свое мнение.
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение
прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от
поставленной цели
Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной
форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать
причинно-следственные связи
Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть
умениями монологической речи
умение работать в группе, эффективно сотрудничать и
взаимодействовать на основе координации различных позиций при
выработке общего решения в совместной деятельности;
умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое
мнение.
Предметные:
• понимание литературы как особого способа познания жизни.
• формирование потребности в чтении.
• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными
стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.
Оборудование: компьютер, проектор, просмотр видеофрагмента, музыкальное
сопровождение, тексты рассказа, листы с критериями оценивания группы, листы с
заданием для групп.
Проблема добра и зла в рассказе Л.Андреева «Кусака».
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Стадия вызова
Сегодняшний урок я предлагаю начать с просмотра фрагмента из фильма.
Посмотрите и подумайте, почему для урока я выбрала именно этот фрагмент? Как
он связан с вашим домашний заданием?
ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ «ЕРАЛАША»
-Почему я выбрала этот фрагмент? (потому что дома мы прочитали рассказ
Л.Андреева «Кусака», в котором главной героиней является собака. Жизнь собаки
из фильма схожа с жизнью Кусаки)
-Ребята, какие чувства вызвал у вас этот фрагмент? (Жалость к собаке, сочувствие)
-С какими словами соотносятся у вас действия людей? (жестокость, бессердечность)
На доске крепятся таблички со словами:
ЖАЛОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ
СОЧУВСТВИЕ БЕССЕРДЕЧНОСТЬ
Ребята, почему я разделила слова на два столбика? ( разные по смыслу слова)
-С каким понятием у вас ассоциируются слова из первого столбика? (Добро) и из
второго столбика? (Зло)
-Ребята, опираясь на сделанные выводы, сформулируйте тему урока. (Проблема
добра и зла в рассказе Л.Андреева «Кусака»)
-Ребята, чтобы раскрыть данную тему, какие задачи мы должны выполнить?
(1.Узнать лексическое значение слов Добро и Зло.
2.Подообрать героя, который поможет разобраться в добре и зле.
3.Выбрать эпизоды для анализа
4. Проанализировать эпизоды
5.Дать оценку поступкам героя)
Таблички с задачами урока крепятся на доску.
-Ребята, давайте начнём нашу работу по выполнению поставленных задач.
Этап осмысления.
Лексическая работа
Дайте лексическое значение слов Добро, добрый и Зло, злой.
ДОБРО – все положительное, хорошее, полезное.
ДОБРЫЙ – 1)делающий добро другим, отзывчивый;
2)несущий благо, добро, благополучие;
3)хороший,нравственный.
ЗЛО – нечто дурное, вредное, противоположное добру.
ЗЛОЙ – 1) заключающий в себе зло;
2) полный злобы, злости;
3) причиняющий сильную неприятность, боль.
Таблички с определением крепятся на доску.
-Какой герой рассказа поможет нам увидеть, как раскрываются понятия Добра и
Зла в рассказе?(Кусака)
-Какие эпизоды помогут нам сегодня?
А) жизнь Кусаки до знакомства с дачниками
Б) жизнь Кусаки на даче
В) отъезд дачников
Ребята, какой представляется Кусака в каждом из этих эпизодов?
А) бездомная
Б) счастливая
В) брошенная
Итак, эпизоды для анализа определены. Нам осталось их проанализировать и дать
оценку поступкам героев.Я предлагаю поработать в группах. (разбиваются на 5
групп)
- Давайте вспомним правила работы в группе. (учащиеся называют правила)
Анализ эпизодов. Работа в группах.
1 группа (1 глава)
1.Какой была жизнь собаки? (В каких условиях она жила? Как выглядела? Как
относились к ней люди? Что она чувствовала к людям?)
2.Как описание природы помогает раскрыть образ собаки? Приведите примеры.
3.Составьте кластер «Бездомная собака»
а) чувства, которые испытывала собака (им.существительные)
б) определение собаки (какой она была) (им.прилагательные)
2 группа (2-3 глава)
1.Как прошла первая встреча Лёли с собакой? Почему собака схватила девочку
за подол?
2.Как дачники хотели вначале поступить с собакой? Какое имя они ей дали?
3.Как изменяется жизнь собаки с приездом дачников? Как вы понимаете
выражение «всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?
3 группа (2-3 глава)
1.Почему собака ещё долго вздрагивала от ласки, как от удара? Исчез ли у неё
страх перед людьми?
2.Что можно было увидеть в глазах собаки? И почему люди этого не замечали?
Каким словом можно охарактеризовать поведение людей?
3. Составьте кластер «Счастливая собака»
а) чувства, которые испытывала собака (им.существительные)
б) определение собаки (какой она стала) (им.прилагательные)
4 группа (4-5 глава)
1.Как природа в начале 4 главы подсказывает нам, что Кусаку ждёт беда?
2.Прочитайте по ролям диалог Лёли с мамой и проанализируйте. Сколько раз
Лёля произнесла слово ЖАЛКО? Как она это произносит?
3. Какие доводы приводит мама Лёле о невозможности взять Кусаку с собой в
город? Как это характеризует её и Лёлю?
5 группа (4-5 глава)
1.Как природа помогает понять нам состояние души Кусаки? Приведите
примеры.
2.Рассказ заканчивается словами «собака выла». С каким человеческим
явлением можно сравнить собачий вой? Это физическая или душевная боль
собаки? Как вы думаете, вой-это физическая или душевная боль собаки?
3. Зачем автор вводит в рассказ образ деревенского дурочка Илюши? Что
означает имя Илья? Во что он верит?
4. Составьте кластер «Брошенная собака»
а) чувства, которые испытывала собака (им.существительные)
б) определение собаки (какой она стала) (им.прилагательные)
Представление результатов работы в группах
После 10 минут работы в группе начинается обсуждение рассказа.
Выступление групп.
-Ребята, какое самое главное правило мы должны соблюдать, заводя домашнего
питомца? (мы должны нести за него ответственность, заботиться о нём)
-Ребята, посмотрите на кластеры,(прикреплены на доску) которые вы составили, и
скажите, чего в рассказе больше: добра или зла? (зла)
-Какие качества, кроме доброты, должны быть в каждом человеке, чтобы зла на
планете было меньше? (любовь, сочувствие, сострадание, забота, понимание,
жалость)
-Какое слово объединяет все эти качества? (милосердие)
-Ребята, а вам в жизни приходилось сталкиваться с ситуациями, когда люди
обижали бездомных животных или беззащитных людей? (Да)
-Значит, то, о чём говорил Леонид Андреев в своём рассказе, актуально и сейчас?
Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности
-Ребята, у каждого из вас на столе есть сердечко. Я хочу, чтобы вы сейчас выразили
состояние своей души и написали доброе пожелание Кусаке. Откройте своё сердце и
подарите доброту Кусаке.
Учащиеся пишут на сердечках из бумаги пожелания, выходят и крепят на экран. На
экране спроецирована фотография собаки. Звучит «Мелодия слёз» Л.Бетховена.
Я прошу вас, ребята, оценить работу в группах и заполнить сведения в таблицу.
На основе таблиц и выступлений на уроке выставляется отметка в журнал.
ФИ
принимал
активное участие
не всегда
принимал
участие
не
принимал
участие
соблюдал
правила работы в
группе
Домашнее задание.
1.Напишите письмо Лёле и её маме.
2.Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы попросить прощение у всех
брошенных питомцев от лица людей? В каком коллективном деле мы можем
принять участие? (принять участие в благотворительной акции, оказать помощь
бездомным животным)