Напоминание

"Системно-деятельностный подход на уроках химии"


Автор: Ермилова Елена Алексеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "Чемальская СОШ"
Населённый пункт: с.Чемал Республика Алтай
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход на уроках химии"
Раздел: полное образование





Назад




Системно - деятельностный подход на уроках химии

Учитель химии МОУ « Чемальская СОШ» Ермилова Елена Алексеевна

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»

(И. Г. Песталоцци)

Сегодня мы живем в стремительно меняющиемся мире, а вместе с ним

меняется и школа. Значительно расширился объем информации, которую

получают обучающиеся, в связи с этим изменяется и методологическая

основа педагогики.

В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные

методики, а также средства получения информации: компьютеры, интернет,

интерактивные доски и многое другое. Сегодня ребенку нестолько важно

дать больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное,

личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По

сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые

призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит

системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые

задачи.

Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями

современного информационного сообщества.

Развитие у школьников способности самостоятельно получать и

обрабатывать информацию по учебным вопросам.

Индивидуальный подход к ученикам.

Развитие коммуникативных навыков у учащихся..

Цель внедрения стандартов второго поколения – повышение качества

образования, достижение новых образовательных результатов.

Основная педагогическая задача при этом: организация условий,

инициирующих детское действие.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться

создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной

деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную

ситуацию.

Основоположником « учения через деятельность» является американский

ученый Д.Дьюи. Основные принципы его системы:

-учение через обучение мысли и действии

-учет интересов учащегося

-знание-следствие преодоления трудностей

-свободная творческая работа и сотрудничество

Деятельностный подход к обучению ломает многие привычные способы

подготовки и проведении уроков, меняет саму систему отношений «учитель-

ученик»

-Как добиться на уроке того, чтобы дети включились в деятельность, а не

ждали, пока учитель все объяснит сам?

-Как подготовить такой урок?

Используя основные принципы, на уроке нужно выделить следующие

стадии:

1. «Вызов» Актуализация знаний (мотивация учебной деятельности

учащегося ). Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему

урока учитель не сообщает, а пытается, используя различные приёмы,

добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки

проблемы. Существует несколько методик самостоятельного подхода к

определению темы урока.

1.1 Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово».

Например: Изучение темы в 9 классе -Щелочные металлы.Натрий .Вставте

пропущенные слова: элемент 3 периода; I группы главной подгруппы,

прорядковый номер 11,элемент называется……..(натрий),в атоме………

(натрия) -11 электронов,11протонов, атомная масса 23,на внешнем уровне 1

электрон.исходя из …………..(строения атома) Na- активный ,серебристо-

белый металл,мягкий это-………….(физические) свойства натрия,натрий

активно взаимодействует с водой-это……..(химические )свойства,хлорид

натрия ………(применяют,используют) ,как физ.раствор в медицине.

Из пропущенных слов нужно написать тему урока-

Натрий,СтроениеАтома,Физические и Химические Свойства.Применение. .

1. 2. Эксперимент. Самостоятельной постановки проблемы можно добиться

путём проведения нескольких опытов. Например. Опыт №1. В пробирку с

раствором сульфата меди опускают очищенный от ржавчины стальной

гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным налётом

свободной меди. Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды –

NaHCO3. С поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа.

Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции «серебряного

зеркала» добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl3. Серебряный налёт

растворяется, образуется осадок белого цвета. Учащиеся отвечают на вопрос

учителя: Что объединяет эти три опыта? Тема урока: «Взаимодействие

металлов с растворами солей».

1. 3. Составление кластера. В центре доски или слайда записывается

слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам

предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 – 1,5

минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются,

определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.

1. 4. «Мозаика». Учащимся предлагается несколько блоков информации по

изученным вопросам, исходя из чего, после соответствующего осмысления,

формулируется тема урока.

2. Вторая стадия урока – «Осмысление». Работа с новым материалом,

закрепление изученного материала. Согласно теории развивающего обучения,

не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается

деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная

особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные

способы (приемы) учебной деятельности.

Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:

- классифицируйте и укажите основание для классификации;

- сравните;

- обобщите объекты;

- продолжите ряд, фразу;

- дополните ряд, определение;

- определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;

- установите соответствие между процессами, явлениями;

- установите последовательность этапов, процессов, явлений.

На своих уроках я создаю проблемные ситуации, для разрешения которых

необходимы не только имеющиеся у детей знания, но и новые. Организую

лабораторные и практические работы с элементами исследовательской

деятельности. Вопросы, связанные с развитием мышления учащихся,

стараюсь решать на основе все возрастающей их самостоятельности при

выполнении этих работ.

3. Завершает урок «Рефлексия».

Формирование у школьников критического мышления включает

формирование способности определить свою степень усвоения новых

знаний.

Формы проведения рефлексии.

- «Вырази своё отношение к полученным знаниям» ;

- «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового;

материала»

- «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)» .

Таким образом ,деятельностный подход к обучению, лежащий в основе

Стандарта нового поколения, имеет явные преимущества с точки зрения

усвоения знаний. В процессе такого обучения формируется система

культурных ценностей человека. Человек с такими качествами востребован в

современном обществе и будет способствовать его развитию.

Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного

российского образования.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов

нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.

2. Ахметов, М.А. Выбор методов обучения: от теории к практике /

М.А.Ахметов // Химия в школе. -2010. - №9. - С.25-28.

3. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя химии 8 – 11 класс.

Дрофа 2003г. .

4. Маркина И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки

учебных занятий [Текст] / И. В. Маркина; худож. А.А. Селиванова. –

Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.: ил.



В раздел образования