Автор: Ермилова Елена Алексеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "Чемальская СОШ"
Населённый пункт: с.Чемал Республика Алтай
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход на уроках химии"
Раздел: полное образование
Системно - деятельностный подход на уроках химии
Учитель химии МОУ « Чемальская СОШ» Ермилова Елена Алексеевна
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»
(И. Г. Песталоцци)
Сегодня мы живем в стремительно меняющиемся мире, а вместе с ним
меняется и школа. Значительно расширился объем информации, которую
получают обучающиеся, в связи с этим изменяется и методологическая
основа педагогики.
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные
методики, а также средства получения информации: компьютеры, интернет,
интерактивные доски и многое другое. Сегодня ребенку нестолько важно
дать больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное,
личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По
сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые
призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит
системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые
задачи.
Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями
современного информационного сообщества.
Развитие у школьников способности самостоятельно получать и
обрабатывать информацию по учебным вопросам.
Индивидуальный подход к ученикам.
Развитие коммуникативных навыков у учащихся..
Цель внедрения стандартов второго поколения – повышение качества
образования, достижение новых образовательных результатов.
Основная педагогическая задача при этом: организация условий,
инициирующих детское действие.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться
создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной
деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную
ситуацию.
Основоположником « учения через деятельность» является американский
ученый Д.Дьюи. Основные принципы его системы:
-учение через обучение мысли и действии
-учет интересов учащегося
-знание-следствие преодоления трудностей
-свободная творческая работа и сотрудничество
Деятельностный подход к обучению ломает многие привычные способы
подготовки и проведении уроков, меняет саму систему отношений «учитель-
ученик»
-Как добиться на уроке того, чтобы дети включились в деятельность, а не
ждали, пока учитель все объяснит сам?
-Как подготовить такой урок?
Используя основные принципы, на уроке нужно выделить следующие
стадии:
1. «Вызов» Актуализация знаний (мотивация учебной деятельности
учащегося ). Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему
урока учитель не сообщает, а пытается, используя различные приёмы,
добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки
проблемы. Существует несколько методик самостоятельного подхода к
определению темы урока.
1.1 Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово».
Например: Изучение темы в 9 классе -Щелочные металлы.Натрий .Вставте
пропущенные слова: элемент 3 периода; I группы главной подгруппы,
прорядковый номер 11,элемент называется……..(натрий),в атоме………
(натрия) -11 электронов,11протонов, атомная масса 23,на внешнем уровне 1
электрон.исходя из …………..(строения атома) Na- активный ,серебристо-
белый металл,мягкий это-………….(физические) свойства натрия,натрий
активно взаимодействует с водой-это……..(химические )свойства,хлорид
натрия ………(применяют,используют) ,как физ.раствор в медицине.
Из пропущенных слов нужно написать тему урока-
Натрий,СтроениеАтома,Физические и Химические Свойства.Применение. .
1. 2. Эксперимент. Самостоятельной постановки проблемы можно добиться
путём проведения нескольких опытов. Например. Опыт №1. В пробирку с
раствором сульфата меди опускают очищенный от ржавчины стальной
гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным налётом
свободной меди. Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды –
NaHCO3. С поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа.
Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции «серебряного
зеркала» добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl3. Серебряный налёт
растворяется, образуется осадок белого цвета. Учащиеся отвечают на вопрос
учителя: Что объединяет эти три опыта? Тема урока: «Взаимодействие
металлов с растворами солей».
1. 3. Составление кластера. В центре доски или слайда записывается
слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам
предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 – 1,5
минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются,
определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.
1. 4. «Мозаика». Учащимся предлагается несколько блоков информации по
изученным вопросам, исходя из чего, после соответствующего осмысления,
формулируется тема урока.
2. Вторая стадия урока – «Осмысление». Работа с новым материалом,
закрепление изученного материала. Согласно теории развивающего обучения,
не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается
деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная
особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные
способы (приемы) учебной деятельности.
Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:
- классифицируйте и укажите основание для классификации;
- сравните;
- обобщите объекты;
- продолжите ряд, фразу;
- дополните ряд, определение;
- определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
- установите соответствие между процессами, явлениями;
- установите последовательность этапов, процессов, явлений.
На своих уроках я создаю проблемные ситуации, для разрешения которых
необходимы не только имеющиеся у детей знания, но и новые. Организую
лабораторные и практические работы с элементами исследовательской
деятельности. Вопросы, связанные с развитием мышления учащихся,
стараюсь решать на основе все возрастающей их самостоятельности при
выполнении этих работ.
3. Завершает урок «Рефлексия».
Формирование у школьников критического мышления включает
формирование способности определить свою степень усвоения новых
знаний.
Формы проведения рефлексии.
- «Вырази своё отношение к полученным знаниям» ;
- «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового;
материала»
- «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)» .
Таким образом ,деятельностный подход к обучению, лежащий в основе
Стандарта нового поколения, имеет явные преимущества с точки зрения
усвоения знаний. В процессе такого обучения формируется система
культурных ценностей человека. Человек с такими качествами востребован в
современном обществе и будет способствовать его развитию.
Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного
российского образования.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов
нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.
2. Ахметов, М.А. Выбор методов обучения: от теории к практике /
М.А.Ахметов // Химия в школе. -2010. - №9. - С.25-28.
3. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя химии 8 – 11 класс.
Дрофа 2003г. .
4. Маркина И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки
учебных занятий [Текст] / И. В. Маркина; худож. А.А. Селиванова. –
Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.: ил.