Автор: Ходунова Алена Дмитриевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ "Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский лом 27 "
Населённый пункт: Хабаровский край, Солнечный район, р.п. Солнечный
Наименование материала: "Одинокий отец-ты не одинок"
Тема: "Одинокий отец-ты не одинок"
Раздел: дополнительное образование
«Одинокий отец-ты не одинок»
Опыт практической работы в Службе профилактики социального
сиротства показывает, что во многих неполных семьях, особенно в тех, где
воспитанием
занимается
один
отец,
детско-родительские
отношения
становятся настоящей болевой точкой: родители часто жалуются на
проблемы с детьми. А ведь от того, насколько успешно родители решают
проблемы воспитания детей в семье, в конечном счете, зависит насколько
родители и дети счастливы, и приносит ли им удовольствие общение друг с
другом.
Низкий уровень образования, чрезмерная занятость отцов, недостаток
свободного времени – вот основные причины упущения в воспитании детей.
Многие отцы отмечают свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что
свидетельствует о низком уровне их психолого – педагогической культуры.
В целом ряде случаев нельзя ждать, когда семья добровольно и
сознательно займётся преодолением собственных трудностей, т.к. кризисы и
противоречия могут не осознаваться как опасные, когда семья не справляется
сама со своими функциями, ей необходима помощь.
На
протяжении
длительного
времени
проблемы
семейных
взаимоотношений привлекают внимание психологов, философов, социологов
и многих других ученых. Причина кроется в том, что институт семьи
находится в тесном контакте с другими социальными институтами,
носителями ценностей, идеалов, традиций современного общества. Одной из
таких проблем считается неполная семья, состоящая из одного родителя и
несовершеннолетних детей. Статистика показывает, что неполные семьи,
чаще всего это мать, одна воспитывающая одного и более детей. Но ситуация
усугубляется, когда мы слышим «отец-одиночка».
В современном мире это понятие можно услышать все чаще и чаще. С
юридической точки зрения понятие «отец-одиночка» формально нигде не
зафиксировано. Отцом- одиночкой принято считать мужчину, имеющего
одного или несколько детей, мать которых, пропала без вести, лишена
родительских прав, находится в местах лишения свободы, долгое время
прибывает в лечебном учреждении, оставила отцу детей при разводе или
умерла.
Очевидно,
что воспитание детей одиноким отцом существенно
отличается от воспитания одинокой матери. Несмотря на тяжелое положение,
в котором находятся семьи одиноких отцов, почти все они редко обращаются
за помощью в социальные службы, либо не обращаются вовсе.
Специалисты
Службы
по
профилактике
социального
сиротства
используя метод анкетирования, интервьюирования и проективной беседы,
им удалось выделить круг проблемных вопросов для одиноких отцов.
Основные проблемы:
Материальное благополучие семьи, первая и основная проблема.
Трудности, связанные с материальным обеспечением, далеко не редкость для
каждой семьи.
Благополучие
детско-родительских
отношений.
Отцы
отмечают
излишнюю привязанность детей, а иногда и эмоциональную отчужденность.
Манипуляции в поведении со стороны детей, неподходящая стратегия
поведения и стиль воспитания со стороны родителя. Неумение правильно
реагировать на детские провинности, трудности в адекватном поощрении и
санкционировании поведения детей, непонимание своего ребенка, его
потребностей и психофизических возможностей, разногласия с детьми при
попытке мужчины устроить личную жизнь.
Отцы проявляют озабоченность отношениями собственных детей со
сверстниками
и
педагогами,
проблемы
игнорирования,
повышенной
конфликтности и тревожности детей, отсутствие теплоты в отношениях с
другими взрослыми, незаинтересованность в социальной
успешности детей,
незаинтересованность
в
организации
свободного
досуга
детей,
родителям и детям не предоставляется квалифицированная организованная
психологическая помощь.
Трудности личностного развития детей. Отмечаются типичные для
всех
детей
семей
данной
группы
специфические
нарушения
интеллектуальной
сферы
личности.
У
детей
наблюдается
снижение
познавательной
активности,
обучаемости,
регистрируются
трудности
усвоения материала, фиксации на значимых событиях и впечатлениях.
Существенно ослабляется произвольность интеллектуальных процессов.
Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации
очевидна. Он обеспечивает усвоение детьми моральных норм, модели
поведения, стратегий и тактик взаимодействия с окружающим миром. В
неполной семье, где отсутствует отец, нарушается процесс социализации
ребенка.
В Службе по профилактике социального сиротства разработана
программа, направленная на оказание помощи одиноким отцам «Одинокий
отец-ты не одинок». Согласно программе, одинокие отцы могут получить
социальную, юридическую и психологическую помощь. Так же в рамках
программы проводятся занятия, направленные на повышение родительской
компетенции налаживание детско-родительских отношений, занятия также
направленны
на
решения
проблем
отцовства
и
делиться
методами
воспитания детей.