Напоминание

"Дошкольник и компьютер"


Автор: Джабраилова Полина Сиражутдиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС "Калинка"
Населённый пункт: ЯНАО город Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Дошкольник и компьютер"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дошкольник и компьютер»

В наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все:

родители и их дети, бабушки и дедушки. Для кого-то – это рабочий инструмент, для кого-то

источник информации, а для кого-то замечательная игрушка. Редкий дошкольник сейчас не умеет

пользоваться компьютером. Электронные игрушки (игровые приставки, тама- гочи, «говорящие» и

«живые» куклы, радиоуправляемые игрушки, мини-роботы и т. п.) по данным мировых рейтингов

продаж занимают первые позиции среди самых продаваемых игрушек для детей. Компьютер,

став неотъемлемым атрибутом жизни каждой семьи, используется не только взрослыми и не

только для работы, но и детьми. Сегодня мы можем наблюдать интенсивную компьютеризацию и

электронизацию детской игрушечной среды. И уже раннего возраста дети начинают играть в

компьютерные игры.

Характеризуя занятия ребенка, сидящего за компьютером, мы, как правило,

употребляем слово «играет». Но можно ли назвать игрой взаимодействие ребенка с

электронными и компьютерными игрушками, когда такого рода игрушки, несомненно, поражают

детей своими возможностями и функциональностью. Но именно «запрограммированность»

компьютерных «игрушек», ориентация ребенка на их технические функции практически лишают

их развивающих возможностей. Во время игры в электронные игрушки ребенка начинает

интересовать вопрос: не во что можно играть, а то, что они «умеют делать», их возможности,

заложенные разработчиками и программистами. Ребенок сам превращается в «робота»,

нажимающего на разные кнопки с целью получить внешне наблюдаемый результат. В этом и есть

ключевое отличие таких игрушек от традиционных игр. Играя с ними, ребенок не проявляет

инициативу, не фантазирует, не придумывает, не воображает. Он только исследует и реализует

технические функции таких игрушек.

Что же такое компьютерная игра? Что происходит с ребенком, когда он играет за

компьютером?

Какое влияние оказывают на него компьютерные игры? О чем важно помнить,

подбирая для ребенка компьютерные программы, как правильно организовать деятельность

ребенка за компьютером?

Знакомство ребенка с компьютером, чаще всего, начинается со специально

купленных взрослыми компьютерных интерактивных дисков. И настоящее время рынок

предлагает обилие компьютерных программ для дошкольников — аркад, квестов, стратегий,

симуляторов. Такие программы называются развлекательными. Многие из них разработаны с

коммерческой целью и не отвечают психолого-педагогическим требованиям. Более того, они

могут нанести вред ребенку, так как не ставят интеллектуальных задач, а стимулируют желание

соревноваться и агрессивность, рассчитаны на внешний эффект. Эти программы ориентированы

на стимуляцию эмоций ребенка, вызванных ощущением азарта и состоянием эйфории,

достигаемой за счет ярких анимационных эффектов, специфических звуков, высококачественной

графики, системы поощрений. С помощью таких программ ребенок попадает в мир, где все

можно, все дозволено, не существует запретов и табу, где играющие имеют «несколько жизней»,

им предоставляется возможность, при нежелательном результате начать все сначала и прийти к

верному ходу можно методом проб и ошибок. Попадая в виртуальный мир, ребенок чувствует

себя свободным, легко и гораздо более защищенным, чем в реальном мире. Это соблазнительное

чувство может способствовать развитию компьютерной зависимости. Результатом избыточного

погружения в компьютерные игры может явиться появление таких качеств, как неспособность

планировать и прогнозировать свои действия, доводить дело до конца, концентрироваться и

регулировать свое поведение.

Для дошкольников затягивающие, азартные, эмоционально привлекательные

сюжеты вредны еще и тем, что часто не позволяют прекратить работу на компьютере через

короткое время. Согласно санитарным требованиям, взаимодействие дошкольников с

компьютером не должно превышать 10-15 минут. Более длительное пребывание перед

компьютером может вредить здоровью ребенка: при статичной позе и длительном всматривании

в экран монитора зрительная, костно- мышечная и нервная системы ребенка получают

недопустимые сверхнагрузки. А это те самые физиологические системы, которые как раз и

формируются в период дошкольного детства.

В ходе игры на компьютере ребенок взаимодействует не с реальными объектами,

а с символами, рисунками, изображениями на экране. Они не обязательно связаны с

реальностью. Это фантазийные виртуальные миры, несуществующие персонажи, предметы с

нереальными свойствами и функциями и т. п. Все действия ребенка осуществляются в результате

нажима на клавиатуру или кнопку компьютерной мыши, основная активность происходит в

умственном плане. Смысл деятельности ребенка определяется теми задачами, которые перед

ним ставит компьютерная игра. Ребенок начинает оперировать понятиями, установками,

правилами, которые диктует ему компьютерный мир. Он всегда в той или иной степени ведом

компьютерной программой. Компьютерный мир приучает ребенка к своим правилам — правилам

«выживания» в виртуальном мире, а не вводит в мир реальных отношений и смыслов

человеческого взаимодействия. Поэтому длительное времяпрепровождение ребенка за

компьютером в младшем возрасте может затормозить социальное развитие и адаптацию ребенка

в мире реальных отношений, овладение свойствами реальных предметов, привести к уходу от

реальности.

Допускать ребенка к работе на компьютере можно не ранее 5-6 лет. За

компьютером ребенку приходится осуществлять достаточно сложные интеллектуальные

действия, требующие определенного уровня психической зрелости. Дошкольник должен

действовать руками, нажимая пальцами кнопки клавиатуры или мыши и наблюдать за

изменениями изображенных на экране предметов и явлений. Чтобы следить за происходящим на

экране, ребенок должен уметь опираться в ходе мышления только на изображения (а не на

действия, не на чувственный опыт обращения с предметами), уметь читать и понимать образы и

символы.

Кроме того, ребенок, «допущенный» к компьютеру, должен обладать достаточно

развитой способностью концентрировать внимание, произвольно воспринимать, запоминать, т. д.

По мнение психологов и физиологов, ребенка дошкольного возраста наиболее

целесообразно приобщать к работе на компьютере с помощью программ, содержащих набор

интерактивных развивающих и обучающих заданий. Такие программы стимулируют

интеллектуальную активность ребенка, позволяют без стресса прекращать работу на компьютере

через 10-15 минут. При этом ребенок успевает завершить задание, получить или увидеть

результат своей деятельности, оценку (или поощрение) со стороны компьютера.

Выбирая ребенку компьютерную программу, помните о следующем:

1. Программа не должна являться развлекательной игрой с затягивающим сюжетом.

2. Прежде, чем предлагать программу ребенку, родителям необходимо внимательно

прочесть описание, просмотреть игру, убедиться, что она подходит ребенку по возрасту и по

интересам.

3. На современном рынке можно встретить компьютерные программы, в которых

заявляемый на обложке возраст не соответствует уровню сложности внутреннего содержания.

Одновременно в одной программе могут предлагаться задания, ориентированные по своей

сложности на разный возраст. Например, выполняя задание на сложение, ребенок сталкивается

сначала со сложением в пределах первого десятка, потом второго, а к концу задании уже пятого

десятка.

Несоответствие возрасту в построении компьютерной программы может проявляться и в

расхождении между формой подачи материала и содержанием задания. Например, внешне игры

ориентированы на детей 3-4-летнего возраста (сказочность, кукольность, детские голоса, крупные

рисунки), а по содержанию задача рассчитана на возраст 6-7 лет: прочитай слова на карточках,

помести вправо все слова с буквой «А», а влево - с буквой «У», или наоборот.

Нарушение возрастной адресации может вызывать у ребенка ситуации непонимания,

неопределенности при работе на компьютере. А это, в свою очередь, может привести ребенка к

переживанию негативных эмоций, к снижению его работоспособности.

Итак, прежде чем предлагать малышу компьютерную программу, взрослый должен

обязательно ее просмотреть.

Нельзя утверждать, что электронным играм нет места в жизни дошкольника, но они

должны занимать минимум игрового времени.

Использование компьютера связано с большим количеством рисков для здоровья

ребенка. Длительная статичная поза, напряженное всматривание в экран могут негативно

сказаться на физическом здоровье, привести к общему нервному напряжению. Поэтому

применять компьютер можно только как дополнительное средство развития и обучения.

Компьютер никогда не заменит развивающую значимость таких традиционных видов

деятельности дошкольника, как игра и экспериментирование.

Санитарные нормы жестко регламентируют режим работы дошкольников за

компьютером. Не рекомендуется допускать ребенка к компьютеру чаще 1 -2 раз в неделю, а

также поздно вечером или перед сном.

Существуют компьютерные программы со встроенным таймером, фиксирующим

время работы конкретного ребенка и, по истечении установленного лимита, сообщающим: пора

заканчивать игру. Такие программы могут помочь вовремя завершить работу с компьютером.

Нежелательно оставлять ребенка одного за компьютером, особенно если он впервые

знакомится с конкретной компьютерной программой. Обсуждение с родителем хода игры,

возможных действий, способов выполнения заданий поможет снять напряжение у ребенка в

ситуации непонимания, чувствовать себя более спокойно, если ребенок еще плохо владеет

навыками работы с компьютером

Рекомендации родителям:

1. Не спешите знакомить своего малыша с электронными игрушками, компьютером и

электронными играми до школы, когда мозг ускоренно растет и, благодаря этому, ребенок

быстрыми темпами развивается социально, эмоционально и физически. И не будет никакого

вреда для ребенка, если он начнет осваивать компьютер в шесть - семь лет. К семи годам в

головном мозге ребенка происходят огромные изменения. В этом возрасте дети действительно

способны делать интересные и полезные вещи на компьютере.

2. Научите ребенка проводить время, не прибегая к помощи электронных игр.

3. Стремитесь к тому, чтобы дети дошкольного возраста обходились без видеоигр в течение

учебной недели. В выходные дни организуйте как можно больше возможностей для игр с семьей

и друзьями

4. Продемонстрируйте ребенку интересные занятия, и тогда он сам ограничит время, которое

он проводит у экрана.

Помните, что привычки и предпочтения, заложенные в раннем детстве, проявляются в юности и

остаются на всю жизнь. В подростковом возрасте, когда влияние электронных игр усиливается,

дети становятся более независимыми в поведении. Вы не сможете запретить ребенку играть в

электронные игры у друзей или в школе, да и не нужно: в современном мире многие из нас

должны разбираться в технике в той или иной степени. Но если вы заложили фундамент

беспроводной игры в раннем детстве, можно гарантировать, что ребенок ни на что ее не

променяет, поскольку ему известно из первых рук, какое удовольствие можно получить, создавая

что-то самостоятельно, занимаясь или играя без проводов.

Психологи говорят о том, что проблемы компьютерной зависимости не существует!

Это всегда проблема взаимоотношений.

Когда родители не могут или не хотят общаться с ребенком, не удовлетворяют его

потребности в любви и приятии, утверждении себя среди окружающих, в уважение со стороны

взрослых и сверстников, взаимопонимании и сопереживании, то ребенок уходит в виртуальный

мир, где находит подмену настоящей жизни.

Компьютерная проблема решается просто. Тут всего-то и надо, что поставить ребёнка

впереди — впереди своих дел, проблем и страданий. И настроиться на одну волну — такую, когда

хорошо вместе. И из каждого промаха делать полезные выводы, и координировать свои шаги, и

сверять их с детьми, и исправлять ошибки, и зарабатывать очки. И выходить на новый уровень.

Как в игре.

литература:

1. Смирнова Е. О., Абдуллаева Е., Коркина А. и др. «Во что играют наши дети? Игры и игрушки в

«зеркале психологии»,М., изд-во «Ломоносов», 2009

2. Некрасовы З., Н., «Как оттащить ребенка от компьютера», М. ООО издательство «София», 2007

Материал подготовила воспитатель –МАДОУ ДС «Калинка» Джабраилова Полина

Сиражутдиновна



В раздел образования