Автор: Джабраилова Полина Сиражутдиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС "Калинка"
Населённый пункт: ЯНАО город Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Дошкольник и компьютер"
Раздел: дошкольное образование
«Дошкольник и компьютер»
В наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все:
родители и их дети, бабушки и дедушки. Для кого-то – это рабочий инструмент, для кого-то
источник информации, а для кого-то замечательная игрушка. Редкий дошкольник сейчас не умеет
пользоваться компьютером. Электронные игрушки (игровые приставки, тама- гочи, «говорящие» и
«живые» куклы, радиоуправляемые игрушки, мини-роботы и т. п.) по данным мировых рейтингов
продаж занимают первые позиции среди самых продаваемых игрушек для детей. Компьютер,
став неотъемлемым атрибутом жизни каждой семьи, используется не только взрослыми и не
только для работы, но и детьми. Сегодня мы можем наблюдать интенсивную компьютеризацию и
электронизацию детской игрушечной среды. И уже раннего возраста дети начинают играть в
компьютерные игры.
Характеризуя занятия ребенка, сидящего за компьютером, мы, как правило,
употребляем слово «играет». Но можно ли назвать игрой взаимодействие ребенка с
электронными и компьютерными игрушками, когда такого рода игрушки, несомненно, поражают
детей своими возможностями и функциональностью. Но именно «запрограммированность»
компьютерных «игрушек», ориентация ребенка на их технические функции практически лишают
их развивающих возможностей. Во время игры в электронные игрушки ребенка начинает
интересовать вопрос: не во что можно играть, а то, что они «умеют делать», их возможности,
заложенные разработчиками и программистами. Ребенок сам превращается в «робота»,
нажимающего на разные кнопки с целью получить внешне наблюдаемый результат. В этом и есть
ключевое отличие таких игрушек от традиционных игр. Играя с ними, ребенок не проявляет
инициативу, не фантазирует, не придумывает, не воображает. Он только исследует и реализует
технические функции таких игрушек.
Что же такое компьютерная игра? Что происходит с ребенком, когда он играет за
компьютером?
Какое влияние оказывают на него компьютерные игры? О чем важно помнить,
подбирая для ребенка компьютерные программы, как правильно организовать деятельность
ребенка за компьютером?
Знакомство ребенка с компьютером, чаще всего, начинается со специально
купленных взрослыми компьютерных интерактивных дисков. И настоящее время рынок
предлагает обилие компьютерных программ для дошкольников — аркад, квестов, стратегий,
симуляторов. Такие программы называются развлекательными. Многие из них разработаны с
коммерческой целью и не отвечают психолого-педагогическим требованиям. Более того, они
могут нанести вред ребенку, так как не ставят интеллектуальных задач, а стимулируют желание
соревноваться и агрессивность, рассчитаны на внешний эффект. Эти программы ориентированы
на стимуляцию эмоций ребенка, вызванных ощущением азарта и состоянием эйфории,
достигаемой за счет ярких анимационных эффектов, специфических звуков, высококачественной
графики, системы поощрений. С помощью таких программ ребенок попадает в мир, где все
можно, все дозволено, не существует запретов и табу, где играющие имеют «несколько жизней»,
им предоставляется возможность, при нежелательном результате начать все сначала и прийти к
верному ходу можно методом проб и ошибок. Попадая в виртуальный мир, ребенок чувствует
себя свободным, легко и гораздо более защищенным, чем в реальном мире. Это соблазнительное
чувство может способствовать развитию компьютерной зависимости. Результатом избыточного
погружения в компьютерные игры может явиться появление таких качеств, как неспособность
планировать и прогнозировать свои действия, доводить дело до конца, концентрироваться и
регулировать свое поведение.
Для дошкольников затягивающие, азартные, эмоционально привлекательные
сюжеты вредны еще и тем, что часто не позволяют прекратить работу на компьютере через
короткое время. Согласно санитарным требованиям, взаимодействие дошкольников с
компьютером не должно превышать 10-15 минут. Более длительное пребывание перед
компьютером может вредить здоровью ребенка: при статичной позе и длительном всматривании
в экран монитора зрительная, костно- мышечная и нервная системы ребенка получают
недопустимые сверхнагрузки. А это те самые физиологические системы, которые как раз и
формируются в период дошкольного детства.
В ходе игры на компьютере ребенок взаимодействует не с реальными объектами,
а с символами, рисунками, изображениями на экране. Они не обязательно связаны с
реальностью. Это фантазийные виртуальные миры, несуществующие персонажи, предметы с
нереальными свойствами и функциями и т. п. Все действия ребенка осуществляются в результате
нажима на клавиатуру или кнопку компьютерной мыши, основная активность происходит в
умственном плане. Смысл деятельности ребенка определяется теми задачами, которые перед
ним ставит компьютерная игра. Ребенок начинает оперировать понятиями, установками,
правилами, которые диктует ему компьютерный мир. Он всегда в той или иной степени ведом
компьютерной программой. Компьютерный мир приучает ребенка к своим правилам — правилам
«выживания» в виртуальном мире, а не вводит в мир реальных отношений и смыслов
человеческого взаимодействия. Поэтому длительное времяпрепровождение ребенка за
компьютером в младшем возрасте может затормозить социальное развитие и адаптацию ребенка
в мире реальных отношений, овладение свойствами реальных предметов, привести к уходу от
реальности.
Допускать ребенка к работе на компьютере можно не ранее 5-6 лет. За
компьютером ребенку приходится осуществлять достаточно сложные интеллектуальные
действия, требующие определенного уровня психической зрелости. Дошкольник должен
действовать руками, нажимая пальцами кнопки клавиатуры или мыши и наблюдать за
изменениями изображенных на экране предметов и явлений. Чтобы следить за происходящим на
экране, ребенок должен уметь опираться в ходе мышления только на изображения (а не на
действия, не на чувственный опыт обращения с предметами), уметь читать и понимать образы и
символы.
Кроме того, ребенок, «допущенный» к компьютеру, должен обладать достаточно
развитой способностью концентрировать внимание, произвольно воспринимать, запоминать, т. д.
По мнение психологов и физиологов, ребенка дошкольного возраста наиболее
целесообразно приобщать к работе на компьютере с помощью программ, содержащих набор
интерактивных развивающих и обучающих заданий. Такие программы стимулируют
интеллектуальную активность ребенка, позволяют без стресса прекращать работу на компьютере
через 10-15 минут. При этом ребенок успевает завершить задание, получить или увидеть
результат своей деятельности, оценку (или поощрение) со стороны компьютера.
Выбирая ребенку компьютерную программу, помните о следующем:
1. Программа не должна являться развлекательной игрой с затягивающим сюжетом.
2. Прежде, чем предлагать программу ребенку, родителям необходимо внимательно
прочесть описание, просмотреть игру, убедиться, что она подходит ребенку по возрасту и по
интересам.
3. На современном рынке можно встретить компьютерные программы, в которых
заявляемый на обложке возраст не соответствует уровню сложности внутреннего содержания.
Одновременно в одной программе могут предлагаться задания, ориентированные по своей
сложности на разный возраст. Например, выполняя задание на сложение, ребенок сталкивается
сначала со сложением в пределах первого десятка, потом второго, а к концу задании уже пятого
десятка.
Несоответствие возрасту в построении компьютерной программы может проявляться и в
расхождении между формой подачи материала и содержанием задания. Например, внешне игры
ориентированы на детей 3-4-летнего возраста (сказочность, кукольность, детские голоса, крупные
рисунки), а по содержанию задача рассчитана на возраст 6-7 лет: прочитай слова на карточках,
помести вправо все слова с буквой «А», а влево - с буквой «У», или наоборот.
Нарушение возрастной адресации может вызывать у ребенка ситуации непонимания,
неопределенности при работе на компьютере. А это, в свою очередь, может привести ребенка к
переживанию негативных эмоций, к снижению его работоспособности.
Итак, прежде чем предлагать малышу компьютерную программу, взрослый должен
обязательно ее просмотреть.
Нельзя утверждать, что электронным играм нет места в жизни дошкольника, но они
должны занимать минимум игрового времени.
Использование компьютера связано с большим количеством рисков для здоровья
ребенка. Длительная статичная поза, напряженное всматривание в экран могут негативно
сказаться на физическом здоровье, привести к общему нервному напряжению. Поэтому
применять компьютер можно только как дополнительное средство развития и обучения.
Компьютер никогда не заменит развивающую значимость таких традиционных видов
деятельности дошкольника, как игра и экспериментирование.
Санитарные нормы жестко регламентируют режим работы дошкольников за
компьютером. Не рекомендуется допускать ребенка к компьютеру чаще 1 -2 раз в неделю, а
также поздно вечером или перед сном.
Существуют компьютерные программы со встроенным таймером, фиксирующим
время работы конкретного ребенка и, по истечении установленного лимита, сообщающим: пора
заканчивать игру. Такие программы могут помочь вовремя завершить работу с компьютером.
Нежелательно оставлять ребенка одного за компьютером, особенно если он впервые
знакомится с конкретной компьютерной программой. Обсуждение с родителем хода игры,
возможных действий, способов выполнения заданий поможет снять напряжение у ребенка в
ситуации непонимания, чувствовать себя более спокойно, если ребенок еще плохо владеет
навыками работы с компьютером
Рекомендации родителям:
1. Не спешите знакомить своего малыша с электронными игрушками, компьютером и
электронными играми до школы, когда мозг ускоренно растет и, благодаря этому, ребенок
быстрыми темпами развивается социально, эмоционально и физически. И не будет никакого
вреда для ребенка, если он начнет осваивать компьютер в шесть - семь лет. К семи годам в
головном мозге ребенка происходят огромные изменения. В этом возрасте дети действительно
способны делать интересные и полезные вещи на компьютере.
2. Научите ребенка проводить время, не прибегая к помощи электронных игр.
3. Стремитесь к тому, чтобы дети дошкольного возраста обходились без видеоигр в течение
учебной недели. В выходные дни организуйте как можно больше возможностей для игр с семьей
и друзьями
4. Продемонстрируйте ребенку интересные занятия, и тогда он сам ограничит время, которое
он проводит у экрана.
Помните, что привычки и предпочтения, заложенные в раннем детстве, проявляются в юности и
остаются на всю жизнь. В подростковом возрасте, когда влияние электронных игр усиливается,
дети становятся более независимыми в поведении. Вы не сможете запретить ребенку играть в
электронные игры у друзей или в школе, да и не нужно: в современном мире многие из нас
должны разбираться в технике в той или иной степени. Но если вы заложили фундамент
беспроводной игры в раннем детстве, можно гарантировать, что ребенок ни на что ее не
променяет, поскольку ему известно из первых рук, какое удовольствие можно получить, создавая
что-то самостоятельно, занимаясь или играя без проводов.
Психологи говорят о том, что проблемы компьютерной зависимости не существует!
Это всегда проблема взаимоотношений.
Когда родители не могут или не хотят общаться с ребенком, не удовлетворяют его
потребности в любви и приятии, утверждении себя среди окружающих, в уважение со стороны
взрослых и сверстников, взаимопонимании и сопереживании, то ребенок уходит в виртуальный
мир, где находит подмену настоящей жизни.
Компьютерная проблема решается просто. Тут всего-то и надо, что поставить ребёнка
впереди — впереди своих дел, проблем и страданий. И настроиться на одну волну — такую, когда
хорошо вместе. И из каждого промаха делать полезные выводы, и координировать свои шаги, и
сверять их с детьми, и исправлять ошибки, и зарабатывать очки. И выходить на новый уровень.
Как в игре.
литература:
1. Смирнова Е. О., Абдуллаева Е., Коркина А. и др. «Во что играют наши дети? Игры и игрушки в
«зеркале психологии»,М., изд-во «Ломоносов», 2009
2. Некрасовы З., Н., «Как оттащить ребенка от компьютера», М. ООО издательство «София», 2007
Материал подготовила воспитатель –МАДОУ ДС «Калинка» Джабраилова Полина
Сиражутдиновна