Напоминание

"Роль физминутки на уроках математики"


Автор: Юрина Светлана Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №41"
Населённый пункт: г.Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль физминутки на уроках математики"
Раздел: среднее образование





Назад




ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ В МАТЕМАТИКИ

.

Обучение в школе

серьезная нагрузка для ребенка Дети

,

,

мало

двигаются

подолгу

сидят

на

месте

у

них

возникает

.

гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах

С

каждым

годом

обучения

возрастает

необходимость

,

перерабатывать все больший объем зрительной информации и как

следствие

зрительный

аппарат

школьника

испытывает

.

постоянное перенапряжение

Все это создает предпосылки для

развития у детей отклонений в состоянии здоровья

нарушения

,

,

,

осанки зрения

повышения артериального давления

накопления

,

избыточного

веса

увеличивается

риск

возникновения

-

,

заболеваний сердечно сосудистой системы и органов дыхания

.

нарушения обмена веществ

,

Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления

нарушения

осанки

и

зрения

рекомендуется

проведение

,

физкультурных пауз и упражнений для глаз для учащихся старших

-

.

классов

минуты

психоэмоциональной

разрядки

Учеными

,

установлено

что

два

урока

физической

культуры в

школе

11%

.

компенсируют всего

необходимой двигательной активности В

7-10

то же время потребность в движениях у учащихся

лет должна

4

,

18

24

.

составлять

ч в день а в неделю

от

до

ч

Одним из основных направлений в деятельности по

укреплению здоровья

младших

школьников

в

школе является

-

организация

и

проведение

физкультурно оздоровительных

.

мероприятий

в

школьном

режиме

С началом учебного года суточная активность учащихся заметно

.

снижается Уроки физической культуры не могут в полном объеме

.

восполнить недостаток движений школьника Поэтому возникает

необходимость

мероприятий

по

организации

двигательной

.

активности

учащихся

в

учебное

время

Для

этого

необходимо

особое

внимание

уделить

введению

.

физкультминуток на уроках Физкультурная минутка представляет

.

собой небольшой комплекс физических упражнений Упражнения

,

составлены

так

чтобы

при

их

выполнении

были

охвачены

.

различные группы мышц

,

Значение

физкультминуток

в

том

чтобы снять

утомление

у

,

ребенка

обеспечить

активный

отдых

и

повысить

умственную

.

работоспособность

учащихся

Двигательные

нагрузки

в

виде

физкультминуток

снимают

,

,

усталость вызванную продолжительным сидением за партой дают

,

,

.

отдых мышцам органам слуха восстанавливают силы ребенка

,

Физкультминутки

необходимы для

того

чтобы поднять

детям

,

,

-

настроение

помочь активизировать дыхание

усилить крово

и

,

лимфообращение застойных участков в организме ребенка снять

.

статическое

напряжение

,

В состав физкультминуток нужно включать комплексы

4-6

:

2-3

состоящие

из

упражнений

из

которых

должны

, 2-3

,

,

целенаправленно формировать осанку

для плеч пояса рук и

.

,

туловища

и

упражнения

Необходимо

чтобы были

различные

,

упражнения

так как большое количество повторений снижает

.

интерес к выполнению упражнений

,

.

Физкультминутки могут проводиться без предметов с предметами

,

,

Комплексы можно выполнять под счет

магнитофонную запись

.

стихотворный текст или музыкальное сопровождение

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих

.

упражнений В этом случае проводятся упражнения для крупных

,

.

мышц которые несли длительное время напряжение

Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или

.

,

эстафеты

Особенно эффективны игры

которые

сочетаются

с

.

темой

урока

Дидактические

игры

с

движениями

также

способствуют

.

двигательной активности учащихся на уроке

При

проведении

физкультурных

минуток

с

использованием

стихотворное

текста

необходимо

обращать

внимание

на

,

содержание стихотворного текста который должен быть понятен

.

учащимся

.

Требования к организации и проведению физкультминуток

Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления

/8-14

,

,

минута занятия в зависимости от возраста учащихся

.

вида деятельности и сложности учебного материала

Для младших школьников наиболее целесообразно

15-20

.

проведение физкультминуток между

минутами

,

Упражнения должны быть занимательны знакомы и

,

.

интересны учащимся просто в своем выполнении

Комплексы упражнений должны быть разными по

.

содержанию и форме

В физкультминутки включаются упражнения на разные

.

группы мышц

1,5-3

.

Продолжительность выполнения

минуты

В перерыве между двумя уроками целесообразнее

проводить физкультминутки с использованием предметов

/

,

/.

мячи скакалки

Во время проведения физкультминуток учащиеся могут

,

сидеть за партой или стоять около ее находиться у классной

,

,

доски или в проходах между партами стоять в кругу

,

,

,

.

врассыпную в парах тройках в группах

Примеры физкультминуток

1.

На регуляцию психического состояния

:

«

»

Успокоение

,

.

Учитель говорит слова а дети выполняют действия

.

Отражающие смысл слов Все выбирают удобную позу

.

сидения

,

!

Нам радостно нам весело

.

Смеемся мы с утра

,

Но вот пришло мгновенье

.

Серьезным быть пора

,

,

Глазки прикрыли ручки сложили

,

.

Головки опустили ротик закрыли

,

И затихли на минутку

,

Чтоб не слышать даже шутку

,

Чтоб не видеть никого

!

А себя лишь одного

«

»

Не боюсь

,

В ситуации трудной задачи во время выполнения

.

контрольной работы Дети выполняют действия под речевку

.

учителя Причем учитель говорит строчку речевки и делает

,

:

паузу а в это время дети про себя повторяют строчки

,

,

Я скажу себе друзья

Не боюсь я никогда

,

,

Ни диктанта ни контрольной

,

Ни стихов и ни задач

,

.

Ни проблем ни неудач

,

,

Я спокоен терпелив

,

Сдержан я и не хмурлив

,

Просто не люблю я страх

.

Я держу себя в руках

2.

.

На числовой ряд

Все умеем мы считать

,

,

,

,

,

Раз два три четыре пять

. (

.)

Все умеем мы считать

Сгибание и разгибание рук вверх

,

До пяти мы все считаем

.

С силой гири поднимаем

,

Сколько раз ударю в бубен

. (

,

«

»,

Столько раз дрова разрубим

Наклоны вперед

руки в

замок

.)

резко вниз

,

Сколько точек будет в круге

.

(

Столько

раз

поднимем

руки

Расслабленное

поднимание

и

.)

опускание рук

,

Наклонитесь столько раз

. (

,

.)

Сколько форточек у нас

Наклоны в стороны руки на пояс

,

Сколько клеток до черты

. (

.)

Столько раз подпрыгни ты Прыжки на месте

,

Мы теперь

канатоходцы

. (

,

.

Сколько можем простоять

Ходьба на месте

руки в стороны

,

,

.)

Ступни ног на одной линии одна впереди другой руки в стороны

,

,

,

,

.

Раз два три четыре пять

,

,

Ну а если силы взвесить

,

,

,

Шесть семь восемь

,

.

Девять десять

Хорошо мы посчитали

,

И нисколько не устали

(

,

Голову поднимем выше

Стойка

ноги врозь

руки вверх

в

(

).)

стороны вдох

,

.

(

И легко

легко

подышим

Руки

расслабленно

опустить

вниз

(

).)

выдох

Все умеем мы считать

,

,

,

,

! (

.)

Раз два три четыре пять

Шагаем на месте

, (

.)

Все умеем мы считать

Хлопаем в ладоши

(

.)

Отдыхать умеем тоже Прыжки на месте

, (

.)

Руки за спину положим Руки за спину

(

.)

Голову поднимем выше Подняли голову выше

-

. (

-

.)

И легко легко подышим Глубокий вдох выдох

Подтянитесь на носочках

,

Столько раз

,

(

,

Ровно сколько

сколько пальцев

Показали

сколько пальцев на

.)

руках

. (

10

.)

На руке у вас

Поднимаемся на носочках

раз

,

,

,

,

, (

.)

Раз два три четыре пять

Хлопаем в ладоши

. (

.)

Топаем ногами

Топаем ногами

,

,

,

,

, (

.)

Раз два три четыре пять

Прыжки на месте

. (

.)

Хлопаем руками

Хлопаем в ладоши

(

.)

В хоровод встал серый зайка Шагаем на месте

: «

, (

.)

И поет

Я был зазнайкой

Хлопаем в ладоши

А теперь могу считать

,

,

,

,

. (

.)

Раз два три четыре пять

Прыжки на месте

,

(

-

.)

Прибавляю отнимаю Наклоны туловища влево вправо

, (

-

.)

Математику я знаю Повороты туловища влево вправо

И поэтому с утра

: «

!

!» (

.)

Я кричу

Ура Ура

Хлопаем в ладоши

,

,

,

,

! (

.)

Раз два три четыре пять

Шагаем на месте

! (

.)

Все умеем мы считать

Хлопаем в ладоши

(

.)

Отдыхать умеем тоже Прыжки на месте

, (

.)

Руки за спину положим Спрятали руки за спину

(

,

.)

Голову поднимем выше Руки на поясе голову подняли выше

... (

-

.)

И легко

легко подышим

Громкий вдох выдох

Все умеем мы считать

,

,

,

,

Раз два три четыре пять

.

Все умеем мы считать

!

. (

Раз

Подняться потянуться

Под счет учителя дети выполняют

.)

потягивания

!

,

. (

.

.)

Два Согнуться разогнуться

Наклоны Повороты туловища

!

,

Три В ладоши три хлопка

. (

.)

Головою три кивка

Движения головой

-

. (

.)

На четыре

руки шире

Хлопки в ладоши

. (

.)

Пять

руками помахать

Движения руками

. (

.

.)

Шесть

за парту тихо сесть

Прыжки Ходьба на месте

,

,

Кинь кинь перекинь

,

,

Кинь кинь перекинь

Давай вместе побежим

Через воду и огонь

.

Не догонит нас и конь

,

-

,

Раз два

догоняй

,

-

,

!

Ну попробуй ка поймай

,

Три два один да четыре

.

Всю пятерку изучили

А теперь мы отдохнем

. (

,

, 5

, 5

И опять считать начнем

Руки вперед вверх

хлопков в ладоши

, 5

.)

круговых движений кистью рук

раз сжать и разжать пальцы

3.

Творческие физминутки на координацию движений и

.

психологическую разгрузку

,

Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой а

.

,

левую вытянуть вдоль туловища Затем подняв большой

,

«

!».

палец ладони левой руки сказать Во

Затем хлопнуть в

,

.

ладоши и сделать то же но другими руками

.

,

Сидя Взяться правой рукой за левое ухо а левой рукой

.

взяться за кончик носа Хлопнуть в ладоши и быстро

:

,

-

.

поменять руки левой рукой

правое ухо правой кончик носа

3.

Физминутки на общее развитие организма детей

/

/

конечностей и туловища

«

».

:

,

Петрушка

Исходное положение руки опущены

.

расслаблены Одновременно хаотичным встряхиванием рук и

ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и

.

покраснение ладоней

«

».

:

Потягивание кошечки

Исходное положение сидя на стуле

,

,

.

парты прогнуться в пояснице кисти к плечам Вдох

,

,

.

потянуться руки вверх кисти расслаблены Выдох

кисти к

,

.

плечам локти свести вперед

4.

:

Микропаузы при утомлении глаз

3-5

,

Крепко зажмурить глаза на

секунд а затем открыть их на

.

6-8

.

такое же время Повторять

раз

10-12

.

,

Быстро моргать в течение

секунд открыть глаза

10-12

.

3

.

отдыхать

секунд Повторять

раза

:

,

,

Исходное положение сидя закрыть веки массировать их с

.

помощью легких круговых движений пальца Повторять в

20-30

.

течении

секунд

.

.

Зрительная гимнастика Тренажёр Базарнова В Ф

5.

«

».

Тематическая физкультминутка Морское путешествие

/

/

Текст

Описание движений

1

,

Рыбки плавали ныряли

.

В чистой светленькой воде

-

,

То сойдутся разойдутся

.

То зароются в песке

Движения руками выполнять соответственно

.

тексту

2

,

Море волнуется раз

,

Море волнуется два

Море волнуется три

.

Морская фигура замри

,

-

,

Ноги на ширине плеч покачиваем руками справа

налево

.

изображая волны

,

«

»,

.

Руки поднимаем вверх и изображая фонарики

опускаем вниз

3

?

?

Кто это Что это

?

Как угадать

?

?

Кто это Что это

?

Как разгадать

-

.

Повороты вправо влево с вытянутыми руками

.

-

Руки подняты вверх Выполнять покачивающие движения вправо

.

влево

4

.

Это рыбацкая лодка

.

,

.

Ноги на ширине плеч Руки в стороны кисти подняты вверх В

.

таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону

5

.

Это морская звезда

,

,

Руки поднимаем вверх сжимая и разжимая пальцы опускаем руки

.

вниз

6

,

.

Это конечно улитка

,

.

Руки в стороны выполняем круговые движения

7

.

.

Всех разгадаю вас я Руки разводим в стороны

6.

Пальчиковая гимнастика

.

«

» -

-

Пальчиковые игры

это инсценировка каких либо рифмованных

,

».

»

историй сказок при помощи пальцев

Пальчиковые игры как бы

,

,

отображают реальность окружающего мира

предметы животных

,

,

.

«

людей их деятельность явления природы В ходе пальчиковых

»

,

,

игр дети повторяя движения взрослых активизируют моторику

.

,

рук Тем самым вырабатывается ловкость умение управлять

,

своими движениями концентрировать внимание на одном виде

.

деятельности

ЦВЕТКИ

,

Наши алые цветки распускают лепестки

,

.

Ветерок чуть дышит лепестки колышет

,

Наши алые цветки закрывают лепестки

,

.

Головой качают тихо засыпают

(

,

Дети медленно разгибают пальцы из кулачков покачивают

-

,

кистями рук вправо влево медленно сжимают пальцы в

,

-

).

кулак покачивают кулачками вперед назад

БОЖЬИ КОРОВКИ

,

Божьей коровки папа идет

,

Следом за папой мама идет

,

За мамой следом детишки идут

.

Вслед за ними самые малышки бредут

,

Красные юбочки носят они

.

Юбочки с точками черненькими

.

Папа семейку учиться ведет

.

А после школы домой заберет

(

«

»

На первую строчку

всеми пальцами правой руки шагать

,

.

по столу на вторую то же левой рукой На третью и

.

четвертую обеими руками вместе

,

.

На пятую пожать ладони пальцы прижать друг к другу

.

На шестую постучать указательными пальцами по столу На

«

»

седьмую и восьмую всеми пальцами обеих рук шагать по

.

столу



В раздел образования