Автор: Юрина Светлана Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №41"
Населённый пункт: г.Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль физминутки на уроках математики"
Раздел: среднее образование
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ В МАТЕМАТИКИ
–
.
Обучение в школе
серьезная нагрузка для ребенка Дети
,
,
мало
двигаются
подолгу
сидят
на
месте
у
них
возникает
.
гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах
С
каждым
годом
обучения
возрастает
необходимость
,
перерабатывать все больший объем зрительной информации и как
–
следствие
зрительный
аппарат
школьника
испытывает
.
постоянное перенапряжение
Все это создает предпосылки для
–
развития у детей отклонений в состоянии здоровья
нарушения
,
,
,
осанки зрения
повышения артериального давления
накопления
,
избыточного
веса
увеличивается
риск
возникновения
-
,
заболеваний сердечно сосудистой системы и органов дыхания
.
нарушения обмена веществ
,
Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления
нарушения
осанки
и
зрения
рекомендуется
проведение
,
физкультурных пауз и упражнений для глаз для учащихся старших
-
.
классов
минуты
психоэмоциональной
разрядки
Учеными
,
установлено
что
два
урока
физической
культуры в
школе
11%
.
компенсируют всего
необходимой двигательной активности В
7-10
то же время потребность в движениях у учащихся
лет должна
4
,
—
18
24
.
составлять
ч в день а в неделю
от
до
ч
Одним из основных направлений в деятельности по
укреплению здоровья
младших
школьников
в
школе является
-
организация
и
проведение
физкультурно оздоровительных
.
мероприятий
в
школьном
режиме
С началом учебного года суточная активность учащихся заметно
.
снижается Уроки физической культуры не могут в полном объеме
.
восполнить недостаток движений школьника Поэтому возникает
необходимость
мероприятий
по
организации
двигательной
.
активности
учащихся
в
учебное
время
Для
этого
необходимо
особое
внимание
уделить
введению
.
физкультминуток на уроках Физкультурная минутка представляет
.
собой небольшой комплекс физических упражнений Упражнения
,
составлены
так
чтобы
при
их
выполнении
были
охвачены
.
различные группы мышц
,
Значение
физкультминуток
в
том
чтобы снять
утомление
у
,
ребенка
обеспечить
активный
отдых
и
повысить
умственную
.
работоспособность
учащихся
Двигательные
нагрузки
в
виде
физкультминуток
снимают
,
,
усталость вызванную продолжительным сидением за партой дают
,
,
.
отдых мышцам органам слуха восстанавливают силы ребенка
,
Физкультминутки
необходимы для
того
чтобы поднять
детям
,
,
-
настроение
помочь активизировать дыхание
усилить крово
и
,
лимфообращение застойных участков в организме ребенка снять
.
статическое
напряжение
,
В состав физкультминуток нужно включать комплексы
4-6
:
2-3
состоящие
из
упражнений
из
которых
должны
, 2-3
,
,
целенаправленно формировать осанку
для плеч пояса рук и
.
,
туловища
и
упражнения
Необходимо
чтобы были
различные
,
упражнения
так как большое количество повторений снижает
.
интерес к выполнению упражнений
,
.
Физкультминутки могут проводиться без предметов с предметами
,
,
Комплексы можно выполнять под счет
магнитофонную запись
.
стихотворный текст или музыкальное сопровождение
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих
.
упражнений В этом случае проводятся упражнения для крупных
,
.
мышц которые несли длительное время напряжение
Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или
.
,
эстафеты
Особенно эффективны игры
которые
сочетаются
с
.
темой
урока
Дидактические
игры
с
движениями
также
способствуют
.
двигательной активности учащихся на уроке
При
проведении
физкультурных
минуток
с
использованием
стихотворное
текста
необходимо
обращать
внимание
на
,
содержание стихотворного текста который должен быть понятен
.
учащимся
.
Требования к организации и проведению физкультминуток
Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления
/8-14
,
,
минута занятия в зависимости от возраста учащихся
.
вида деятельности и сложности учебного материала
Для младших школьников наиболее целесообразно
15-20
.
проведение физкультминуток между
минутами
,
Упражнения должны быть занимательны знакомы и
,
.
интересны учащимся просто в своем выполнении
Комплексы упражнений должны быть разными по
.
содержанию и форме
В физкультминутки включаются упражнения на разные
.
группы мышц
1,5-3
.
Продолжительность выполнения
минуты
В перерыве между двумя уроками целесообразнее
проводить физкультминутки с использованием предметов
/
,
/.
мячи скакалки
Во время проведения физкультминуток учащиеся могут
,
сидеть за партой или стоять около ее находиться у классной
,
,
доски или в проходах между партами стоять в кругу
,
,
,
.
врассыпную в парах тройках в группах
Примеры физкультминуток
1.
На регуляцию психического состояния
:
«
»
Успокоение
,
.
Учитель говорит слова а дети выполняют действия
.
Отражающие смысл слов Все выбирают удобную позу
.
сидения
,
!
Нам радостно нам весело
.
Смеемся мы с утра
,
Но вот пришло мгновенье
.
Серьезным быть пора
,
,
Глазки прикрыли ручки сложили
,
.
Головки опустили ротик закрыли
,
И затихли на минутку
,
Чтоб не слышать даже шутку
,
Чтоб не видеть никого
!
А себя лишь одного
«
»
Не боюсь
,
В ситуации трудной задачи во время выполнения
.
контрольной работы Дети выполняют действия под речевку
.
учителя Причем учитель говорит строчку речевки и делает
,
:
паузу а в это время дети про себя повторяют строчки
,
,
Я скажу себе друзья
Не боюсь я никогда
,
,
Ни диктанта ни контрольной
,
Ни стихов и ни задач
,
.
Ни проблем ни неудач
,
,
Я спокоен терпелив
,
Сдержан я и не хмурлив
,
Просто не люблю я страх
.
Я держу себя в руках
2.
.
На числовой ряд
Все умеем мы считать
,
,
,
,
,
Раз два три четыре пять
. (
.)
Все умеем мы считать
Сгибание и разгибание рук вверх
,
До пяти мы все считаем
.
С силой гири поднимаем
,
Сколько раз ударю в бубен
. (
,
«
»,
Столько раз дрова разрубим
Наклоны вперед
руки в
замок
.)
резко вниз
,
Сколько точек будет в круге
.
(
Столько
раз
поднимем
руки
Расслабленное
поднимание
и
.)
опускание рук
,
Наклонитесь столько раз
. (
,
.)
Сколько форточек у нас
Наклоны в стороны руки на пояс
,
Сколько клеток до черты
. (
.)
Столько раз подпрыгни ты Прыжки на месте
—
,
Мы теперь
канатоходцы
. (
,
.
Сколько можем простоять
Ходьба на месте
руки в стороны
,
,
.)
Ступни ног на одной линии одна впереди другой руки в стороны
,
,
,
,
.
Раз два три четыре пять
,
,
Ну а если силы взвесить
,
,
,
Шесть семь восемь
,
.
Девять десять
Хорошо мы посчитали
,
И нисколько не устали
(
—
,
—
Голову поднимем выше
Стойка
ноги врозь
руки вверх
в
(
).)
стороны вдох
,
.
(
И легко
легко
подышим
Руки
расслабленно
опустить
вниз
(
).)
выдох
Все умеем мы считать
,
,
,
,
! (
.)
Раз два три четыре пять
Шагаем на месте
, (
.)
Все умеем мы считать
Хлопаем в ладоши
(
.)
Отдыхать умеем тоже Прыжки на месте
, (
.)
Руки за спину положим Руки за спину
(
.)
Голову поднимем выше Подняли голову выше
-
. (
-
.)
И легко легко подышим Глубокий вдох выдох
—
Подтянитесь на носочках
,
Столько раз
,
(
,
Ровно сколько
сколько пальцев
Показали
сколько пальцев на
.)
руках
. (
10
.)
На руке у вас
Поднимаемся на носочках
раз
,
,
,
,
, (
.)
Раз два три четыре пять
Хлопаем в ладоши
. (
.)
Топаем ногами
Топаем ногами
,
,
,
,
, (
.)
Раз два три четыре пять
Прыжки на месте
. (
.)
Хлопаем руками
Хлопаем в ладоши
(
.)
В хоровод встал серый зайка Шагаем на месте
: «
, (
.)
И поет
Я был зазнайкой
Хлопаем в ладоши
—
А теперь могу считать
,
,
,
,
. (
.)
Раз два три четыре пять
Прыжки на месте
,
(
-
.)
Прибавляю отнимаю Наклоны туловища влево вправо
, (
-
.)
Математику я знаю Повороты туловища влево вправо
И поэтому с утра
: «
!
!» (
.)
Я кричу
Ура Ура
Хлопаем в ладоши
,
,
,
,
! (
.)
Раз два три четыре пять
Шагаем на месте
! (
.)
Все умеем мы считать
Хлопаем в ладоши
(
.)
Отдыхать умеем тоже Прыжки на месте
, (
.)
Руки за спину положим Спрятали руки за спину
(
,
.)
Голову поднимем выше Руки на поясе голову подняли выше
—
... (
-
.)
И легко
легко подышим
Громкий вдох выдох
Все умеем мы считать
,
,
,
,
—
Раз два три четыре пять
.
Все умеем мы считать
!
. (
Раз
Подняться потянуться
Под счет учителя дети выполняют
.)
потягивания
!
,
. (
.
.)
Два Согнуться разогнуться
Наклоны Повороты туловища
!
,
Три В ладоши три хлопка
. (
.)
Головою три кивка
Движения головой
-
. (
.)
На четыре
руки шире
Хлопки в ладоши
—
. (
.)
Пять
руками помахать
Движения руками
—
. (
.
.)
Шесть
за парту тихо сесть
Прыжки Ходьба на месте
,
,
Кинь кинь перекинь
,
,
Кинь кинь перекинь
Давай вместе побежим
—
Через воду и огонь
.
Не догонит нас и конь
,
-
,
Раз два
догоняй
,
-
,
!
Ну попробуй ка поймай
,
—
Три два один да четыре
.
Всю пятерку изучили
А теперь мы отдохнем
. (
,
, 5
, 5
И опять считать начнем
Руки вперед вверх
хлопков в ладоши
, 5
.)
круговых движений кистью рук
раз сжать и разжать пальцы
3.
Творческие физминутки на координацию движений и
.
психологическую разгрузку
,
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой а
.
,
левую вытянуть вдоль туловища Затем подняв большой
,
«
!».
палец ладони левой руки сказать Во
Затем хлопнуть в
,
.
ладоши и сделать то же но другими руками
.
,
Сидя Взяться правой рукой за левое ухо а левой рукой
.
взяться за кончик носа Хлопнуть в ладоши и быстро
:
–
,
-
.
поменять руки левой рукой
правое ухо правой кончик носа
3.
Физминутки на общее развитие организма детей
/
/
конечностей и туловища
«
».
:
,
Петрушка
Исходное положение руки опущены
.
расслаблены Одновременно хаотичным встряхиванием рук и
ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и
.
покраснение ладоней
«
».
:
Потягивание кошечки
Исходное положение сидя на стуле
,
,
.
–
парты прогнуться в пояснице кисти к плечам Вдох
,
,
.
–
потянуться руки вверх кисти расслаблены Выдох
кисти к
,
.
плечам локти свести вперед
4.
:
Микропаузы при утомлении глаз
3-5
,
Крепко зажмурить глаза на
секунд а затем открыть их на
.
6-8
.
такое же время Повторять
раз
10-12
.
,
Быстро моргать в течение
секунд открыть глаза
10-12
.
3
.
отдыхать
секунд Повторять
раза
:
,
,
Исходное положение сидя закрыть веки массировать их с
.
помощью легких круговых движений пальца Повторять в
20-30
.
течении
секунд
.
.
Зрительная гимнастика Тренажёр Базарнова В Ф
5.
«
».
Тематическая физкультминутка Морское путешествие
/
/
Текст
Описание движений
1
,
Рыбки плавали ныряли
.
В чистой светленькой воде
-
,
То сойдутся разойдутся
.
То зароются в песке
Движения руками выполнять соответственно
.
тексту
2
,
Море волнуется раз
,
Море волнуется два
–
Море волнуется три
.
Морская фигура замри
,
-
,
Ноги на ширине плеч покачиваем руками справа
налево
.
изображая волны
,
«
»,
.
Руки поднимаем вверх и изображая фонарики
опускаем вниз
3
?
?
Кто это Что это
?
Как угадать
?
?
Кто это Что это
?
Как разгадать
-
.
Повороты вправо влево с вытянутыми руками
.
-
Руки подняты вверх Выполнять покачивающие движения вправо
.
влево
4
.
Это рыбацкая лодка
.
,
.
Ноги на ширине плеч Руки в стороны кисти подняты вверх В
.
таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону
5
.
Это морская звезда
,
,
Руки поднимаем вверх сжимая и разжимая пальцы опускаем руки
.
вниз
6
,
.
Это конечно улитка
,
.
Руки в стороны выполняем круговые движения
7
.
.
Всех разгадаю вас я Руки разводим в стороны
6.
Пальчиковая гимнастика
.
«
» -
-
Пальчиковые игры
это инсценировка каких либо рифмованных
,
».
»
историй сказок при помощи пальцев
Пальчиковые игры как бы
–
,
,
отображают реальность окружающего мира
предметы животных
,
,
.
«
людей их деятельность явления природы В ходе пальчиковых
»
,
,
игр дети повторяя движения взрослых активизируют моторику
.
,
рук Тем самым вырабатывается ловкость умение управлять
,
своими движениями концентрировать внимание на одном виде
.
деятельности
ЦВЕТКИ
,
Наши алые цветки распускают лепестки
,
.
Ветерок чуть дышит лепестки колышет
,
Наши алые цветки закрывают лепестки
,
.
Головой качают тихо засыпают
(
,
Дети медленно разгибают пальцы из кулачков покачивают
-
,
кистями рук вправо влево медленно сжимают пальцы в
,
-
).
кулак покачивают кулачками вперед назад
БОЖЬИ КОРОВКИ
,
Божьей коровки папа идет
,
Следом за папой мама идет
,
За мамой следом детишки идут
.
Вслед за ними самые малышки бредут
,
Красные юбочки носят они
.
Юбочки с точками черненькими
.
Папа семейку учиться ведет
.
А после школы домой заберет
(
–
«
»
На первую строчку
всеми пальцами правой руки шагать
,
–
.
по столу на вторую то же левой рукой На третью и
–
.
четвертую обеими руками вместе
–
,
.
На пятую пожать ладони пальцы прижать друг к другу
–
.
На шестую постучать указательными пальцами по столу На
–
«
»
седьмую и восьмую всеми пальцами обеих рук шагать по
.
столу