Автор: Попкова Ирина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Апраксинская СОШ"
Населённый пункт: с. Апраксино, Чамзинский район, Мордовия
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Портреты детей в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"
Раздел: среднее образование
Л, 6 кл
И.С. Тургенев «Бежин луг»
Портреты героев как средство изображения их характеров.
Духовный мир крестьянских детей
Цель:
- помочь проникнуть в художественный мир писателя;
- найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков;
- показать, как автор относится к своим героям;
- раскрыть незамысловатый мир крестьянских детей
- развивать умение анализировать, делать выводы.
Ход урока
1. Организация начала урока
2. Мотивация учебной деятельности
1. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
3. Сообщение темы и цели урока
- Как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим
сегодняшним уроком?
(в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в
ночное)
- Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью)
- Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»?
(свобода, самостоятельность)
- Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно
встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём?
(свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания )
- Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?
4. Работа над темой
1) Работа в парах
- У вас на столах лежит текст. Что это за текст?
(описание, портрет)
- А что такое портрет?
(изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)
- Что можно узнать по портрету?
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах
человека? (да, например, добрые глаза)
Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного
мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и
постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.
(Федя)
У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное,
рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной
котёл; тело приземистое, неуклюжее.
(Павлуша)
Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое,
сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти
белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки.
(Илюша)
Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу
заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление
производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.
(Костя)
- Ваша задача – определить, о ком идёт речь.
- Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?
2) Чтение по ролям отрывка
(со слов «Костя вздрогнул…» до слов «…Настало опять молчание»)
- Как открылись вам мальчики в этом отрывке?
- Кого из мальчиков вы успели полюбить, кто вызвал наибольшую
симпатию и интерес, почему?
- Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?
- Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев
рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички?
(поверья)
3) Работа со словарем
Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.
Россказни – измышления, выдумки.
Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом,
легенда.
Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем
которого считает себя рассказчик.
- Что же вы услышали из уст мальчишек?
- Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что
рассказывали? Почему ребята рассказывают друг другу страшные
истории?
(В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики
верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием
взрослых)
4) Блиц-опрос
- Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
- Кто из мальчиков из самой зажиточной семьи? Откуда вы об этом
узнаете
(Федя. По одежде)
- Сколько лет было детям?
(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7)
- Что готовили мальчики? «Картошку»
- Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете?
(Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке,
совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом
рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках)
5. Подведение итогов урока
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет
нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с
симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные
дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
- Какие они?
Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том,
что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-
нибудь глупость
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый
смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка,
в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он
наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него
только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь
враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по
его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит
природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве
своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о
страшном к прекрасным звёздам.
- Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус,
дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все
эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством
наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней
симпатии к крестьянским детям.
- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он
наполнен? Как они жили?
(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское:
отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый
труд, отсутствие возможности учиться)
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?
Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об
умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят
о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.
Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.
6. Домашнее задание
1. Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи
синквейна.
2. Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в
рассказе.