Автор: Родионова Анна Федоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ДЮЦ г.Юрги"
Населённый пункт: город Юрга Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс сказочных персонажей"
Раздел: дополнительное образование
Управление образованием Администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр города Юрги»
«Развитие познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста путем внедрения в образовательный
процесс сказочных персонажей»
Методическая разработка
Разработчик
Родионова Анна Федоровна,
педагог дополнительного образования
Юрга, 2021
Разработчик:
Родионова Анна Федоровна, педагог дополнительного образования
МБУДО «ДЮЦ г. Юрги»;
Консультант: Кириченко Светлана Сергеевна, методист МБУДО «ДЮЦ
г. Юрги».
Обращение к народным традициям – один из способов сохранения
нравственных ценностей. В воспитании ребенка как личности народные
традиции играют огромную роль. Поэтому актуально приобщение детей к
народной
культуре,
национальному
своеобразию
обрядов,
фольклору,
декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам. Приобщение
детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой
нравственности.
Данная методическая разработка направлена на решение проблемы
развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
путем внедрения в образовательный процесс сказочных персонажей.
Методическая
разработка
может
быть
полезна
педагогам
дополнительного образования, воспитателям ДОУ, учителям технологии
общеобразовательных школ.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4
Основная часть…………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………...9
Список используемой литературы……………………………………………...10
Приложение………………………………………………………………………11
Введение
Вопрос этнокультурного воспитания учащихся, это одна из задач,
которую
решает
дополнительное
образование.
В
этом
направлении
необходима системная работа по организации особых условий, обстановки,
которые
бы
обеспечивали
детям
особый
комплекс
ощущений
и
эмоциональных переживаний средствами яркой образности и наглядности.
Современная жизнь предъявляет все новые требования. Перед
педагогами остро стоит задача воспитания творческой личности, способной
решать нестандартные задачи в различных областях деятельности.
Актуальность
методической
разработки
«В
гостях
у
сказки»
заключается в создании оптимальных условий, которые бы способствовали
наиболее
полному
раскрытию
творческого
потенциала
личности
дошкольника.
В настоящее время остается актуальным вопрос о значении восприятия
и переживания любой сказки для психического развития ребенка,
становления его как личности, раскрытия творческого потенциала.
Открываются все новые возможности, где сказка воспринимается как
психологический феномен, как форма духовного опыта человечества.
Данная методическая разработка направлена на решение проблемы
развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
путем внедрения в образовательный процесс сказочных персонажей.
Основа духовно-нравственного воспитания - культура общества, семьи и
образовательного учреждения, та среда, в которой живет ребенок, в которой
происходит его становление и развитие. Культура - это, прежде всего
система ценностей, закрепленная в традициях.
Невозможно представить
культуру России без народного искусства, которое раскрывает исконные
истоки духовной жизни русского народа. Народное искусство помогает
взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту
окружающего мира.
Во все времена педагоги использовали в образовательной деятельности
одно из самых доступных средств духовно- нравственного развития ребенка
– сказку. Ведь именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром
литературы, с миром человеческих взаимоотношений. Сказка обогащает
детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями.
Сказки пришли к нам из глубокой древности. Придуманные народными
сказителями чудесные истории передавались из уст в уста.
Наверняка никто не сможет сказать, сколько сказок было написано в нашей
истории. Сказка – это самое древнее и самое мудрое произведение устного
народного творчества. Это вымышленный рассказ, который сказывается
сотни лет многими людьми.
Наши предки, придумывая поучительные истории, вкладывали в
сюжеты мудрость, жизненный опыт, знания – все то, что хотелось сохранить
и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Сказки способствуют
формированию нравственных и патриотических ценностей.
Сказка учит мир делить на хороших и плохих людей, не бояться
трудностей, любить и уважительно относиться к родителям, формирует образ
положительного героя - доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка предостерегает от ошибок, показывает путь к свету, по которому
следует идти решительно, преодолевая трудности.
Сказка помогает в увлекательной и доступной форме показать
окружающую жизнь, поступки и судьбы людей и к чему приводит тот или
иной поступок героя, дает возможность примерить на себя, пережить,
проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни. Это один
из самых эффективных способов воспитательно-образовательной работы с
детьми.
Каждая история - это маленький волшебный мир со своими
обитателями и законами. Персонажи сказок делятся на две группы. К одной
группе относятся положительные герои, на которых мы стремимся быть
похожими. Другая группа – отрицательные герои, которых боимся.
Победителей уважаем, обиженных жалеем.
Сказка сказывается по определенным правилам и состоит из трех
основных частей:
- зачин (жили-были…);
- содержание сказки;
- окончание (вот и сказке конец…).
По традиции сказки с давних пор делятся на три группы: сказки о животных,
бытовые сказки, волшебные сказки.
Сказки о животных – это сказки, где главные герои животные, рыбы,
птицы, отношения между которыми очень похожи на отношения между
людьми.
В волшебных сказках - главные герои люди, фантастические существа,
животные, которым нередко в руки попадают волшебные предметы ( гусли,
скатерть - самобранка, шапка - невидимка, ковер - самолет).
Бытовые сказки - это сказки, где главные герои люди, в которых люди
побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости.
Сказка позволяет ребенку пофантазировать: кто есть я, как я себя вижу
через волшебное зеркало, каким хочу себя видеть, чтобы сделал я будучи
волшебником. Сказка открывает перед нами дверцу, где свои и чужие
радости и горести становятся понятными и доступными для ума и сердца.
В
процессе
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Волшебный сундучок»
решается вопрос
приобщения детей старшего дошкольного возраста к творчеству через
изучение
русских
народных
сказок,
истории
славянской
культуры,
обрядовых традиций. Главная задача и педагогическая компетентность
заключаются в том, чтобы подготовить интересные занятия, способные
заинтересовать детей пробудить в них желание творить и самостоятельно
находить идеи для творчества:
Теоретический
материал
каждого
занятия
содержит
основные
направления работы со сказкой, методы и приемы, а также задачи, решаемые
с помощью сказочных героев или сказочных сюжетов. А это - чтение или
просмотр
сказки,
беседа
по
содержанию
сказки,
ответы
детей
на
предлагаемые
вопросы,
рассматривание
иллюстраций
к
сказкам,
использование дидактических игр: «Узнай сказку», «Собери сказку»
;
Практическая часть включает рисование, аппликацию или лепку по
мотивам сказки, использование игр, упражнений.
Цель методической разработки: представление опыта работы по
приобщению учащихся старшего дошкольного возраста к творчеству через
изучение русских народных сказок.
Задачи:
- привлечь внимание педагогов к работе по формированию этнокультурных
компетенций учащихся через изобразительную деятельность;
- поделиться с коллегами опытом работы по проведению занятий для
учащихся с использованием русских народных сказок;
- мотивировать педагогов на использование в своей работе современных
педагогических технологий при изучении русских народных традиций.
Конспект занятия
«Рисование по мотивам русской народной сказке «Колобок»
Цель: формирование умения создавать простой сюжет по сказке «Колобок».
Задачи:
учить сопереживать героям сказки;
закреплять с детьми знание русской народной сказки
«Колобок»,
формировать умение точно отвечать на вопросы по
содержанию сказки;
развивать мелкую моторику рук, внимание, память;
воспитывать интерес к сказкам, дружеские взаимоотношения,
стремление оказывать помощь, попавшему в беду другу.
Оборудование
: мультимедийное оборудование, иллюстрации к русским
народным сказкам, набор картинок к игровому упражнению «Угадай сказку»,
мольберт, лист бумаги, восковые мелки, простой карандаш
Ход занятия:
Звучит легкая приятная музыка.
Педагог: Здравствуйте, ребята! У меня сегодня очень хорошее настроение и я
хочу его передать вам. Я дарю вам свою улыбку, а вы порадуйте своей
улыбкой тех, кто рядом с вами. Улыбнитесь друг другу.
Педагог: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Педагог: А какие сказки вы знаете?
(ответы детей)
Игровое упражнение «Угадай сказку». Дети рассматривают картинки и
называют сказки и героев сказок.
Педагог: Молодцы, много знаете сказок.
Звучит фонограмма песенки «Колобка»
Педагог: Из какой сказки прозвучала песенка?
Дети: Из сказки «Колобок»
Педагог: Правильно, ребята и сегодня мы с вами вспомним эту сказку.
(Вспоминаем сказку: педагог начинает, дети подсказывают).
Совместное обсуждение сказки (какой формы «Колобок», из чего
сделан, от кого ушел, куда покатился и последовательность встреч).
Педагог: А что случилось с колобком, когда он встретился с лисой.
(ответы детей)
Педагог: Ребята, а вы хотите, чтобы лиса съела колобка?
Дети: Нет.
Педагог: Ребята, а что мы можем сделать, чтобы этого не случилось?
(ответы детей)
Педагог: Давайте изменим ситуацию, чтобы колобок и лиса не встретились.
(предложения детей)
Педагог: Молодцы ребята! Сегодня мы будем с вами маленькими
волшебниками, которые делают необыкновенные вещи, чудеса. Нарисуем
колобка на пеньке и медведя, который идет на день рождения к своим
друзьям и приглашает колобка с собой. А сейчас сядьте удобнее. Спинка
прямая. Ноги вместе. В правую руку берем карандаш. Покажите, как нужно
правильно держать карандаш. Левой рукой придерживаем лист бумаги.
Обсуждаем расположение основных деталей изображения. Делаем набросок
простым карандашом легко, не нажимая на карандаш.
Слева направо нарисуем линию горизонта. В левом углу рисуем овал.
Объяснение и показ рисования пенька и колобка, затем медведя. Далее дети
заканчивают рисунок самостоятельно по-своему усмотрению. Предлагаю
убрать ластиком лишние линии, и переходим к раскрашиванию мелками.
Напоминаю правила рисования (закрашивая изображение проводить штрихи
в одном направлении, закрашивать ровно, без просветов, не выходя за
контур).
Дети закрашивают самостоятельно. Обращаю внимание на осанку.
Педагог: Ребята, какие вы молодцы! Все отлично справились с заданием -
помогли колобку не попасть в лапы лисе! У вас получились замечательные
рисунки. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Давайте встанем в круг и как всегда попрощаемся: все протягиваем левую
руку к центру круга и произносим «Раз, два, три, четыре, пять – скоро
встретимся опять». До свидания!
Заключение
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка.
Слушая сказки, ребенок накапливает материал, из которого со временем
будет развиваться его фантазия. Таким образом, сказки способствуют
развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Сказка так
увлекает детей, что будит творческую активность, у них появляется желание
прибавить что-то или изменить, додумать.
Основы нравственного сознания ребенка закладываются через восприятие
сказки. Сказка не дает забывать прошлое, историю, через сказку происходит
преемственность
поколений.
Слушая
сказки,
в
подсознании
детей
накапливаются механизмы решения жизненных ситуаций, которые при
необходимости активируются. Сказка учит не бояться трудностей, а значит,
придает уверенности в собственных силах и тем самым воспитывает чувство
собственного достоинства. А самое главное – сказка несет свет и добро, без
чего невозможна жизнь человека.
Таким образом, через восприятие сказочного мира можно создать
необходимые
условия
для
развития
эмоциональной
сферы
детей
дошкольного
возраста,
обогатить
его
образами
и
представлениями,
формирующими воображение.
Методическая разработка «Сказка к нам пришла» может быть полезна
педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, учителям
технологии общеобразовательных школ.
Список используемой литературы
1.
ГригорьевД.В.,
Степанов
П.В.
Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя/ М.: Просвещение, 2010. –
336с.
2.
Кард В., Петров С. Сказки из пластилина/ СПб.: Валерии СПб, 1997. - 267с.
3. Паранюшкин.,
Р.
Композиция:
теория
и
практика
изобразительного
искусства.
Изд.
второе.-
Ростов
н\Д.:
Феникс,
2005.-79.-
(Школа
изобразительных искусств).
4.
Скорлупова О.А. Знакомство детей с русским народным декоративно-
прикладным искусством./ М.: Скрипторий 2000, 2003. – 248с.
Приложение
Басалаева Валерия, 5 лет
Герман Кира, 6 лет