Напоминание

Формирование функциональной грамотности младших школьников с помощью платформы Яндекс.Учебник


Автор: Ермакова Юлия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЛСТУ №2
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников с помощью платформы Яндекс.Учебник
Раздел: начальное образование





Назад




Последние несколько лет мы очень часто слышим про необходимость формирования

функциональной грамотности у учащихся. Я хотела бы познакомить Вас с одним из

инструментов, который способен облегчить нашу работу в данном направлении.

Яндекс. Учебник – это сервис с занятиями для начальной и средней школы с

автоматической проверкой ответов. Задания разработаны с учетом ФГОС. Для работы в

этом сервисе нужно зарегистрироваться самому учителю. Затем зарегистрировать

учащихся класса, выдать пароли.

Задания по русскому языку, математике, окружающему миру.

Занятие состоит из карточек с заданиями. Можно выбрать время, когда занятие станет

доступно ученикам, и кому выдать занятие: всему классу или отдельным ученикам. Пока

ученики выполняют занятие, собирается статистика. На каждое задание у учеников есть

три попытки, результат отображается сразу. Работу можно выполнять, пока занятие

доступно.

Есть два варианта занятий:

1.

Обучающие занятия. Для обычных занятий в классе и дома без ограничения по

времени.

2.

Проверочная работа. Для занятий, где вы указываете время выполнения работы.

Время на выполнение проверочной работы ограничено, учитель определяет его

сам.

Кроме того, для удобства учителей, можно составить свое занятие или выдать уже

готовое. При разработке собственных занятий можно составить курс, подходящий УМК,

т.е. самим подобрать темы, задания и варианты, которые будут полезны для ваших

учеников. Готовое занятие пригодится, когда нет времени собирать занятие из карточек

или нужно подготовить материалы для закрепления темы.

Можно вывести занятие на доску, чтобы разобрать с учениками.

Любое занятие можно выдать ученикам в качестве проверочной работы.

Успеваемость по занятию.

Мы можем посмотреть подробную информацию о том, как ученики справлялись с

решением выданного занятия: какие карточки они выполнили легко, а какие вызвали

сложность у большинства учеников. Это поможет понять, какие темы нужно отработать

дополнительно.

Журнал успеваемости класса.

В журнале успеваемости отображаются данные об успеваемости на каждом занятии,

количество полученных медалей, количество решенных заданий, средняя успеваемость

ученика. Медали видны только учителю, ученики их не видят.

Медали выдаются за каждое занятие. Все ученики, выполнившие задания,

упорядочиваются по следующим критериям:

-количество верно решенных заданий

-число использованных попыток

На первом месте оказывается ученик, который решил максимальное количество заданий

за минимальное число попыток. Он получает золотую медаль. Ученики на втором и

третьем местах получают серебряную и бронзовую медали соответственно. Ученики

могут решать задания в разное время, медали перераспределяются по мере того, как это

происходит. Тройка лидеров считается окончательной, когда все ученики выполнили

задание.

Отчет отправляется на электронную почту.

В прошлом году Яндекс. Учебник разработали Марафон по функциональной

грамотности.

Цель: вовлечение учителей в системную работу по формированию функциональной

грамотности учеников.

Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников

с помощью таких тестов, как PIRLS, TIMSS, PISA.

Согласно исследованиям PISA, РФ заняла 31 место из 77 (479 баллов из 1000 в 2018 году)

по читательской грамотности. Причины невысоких показателей — оторванность

школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки.

Разработать материалы для международного тестирования непросто — они должны

соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для

школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны

проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.

Развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения.

Важно не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией

в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели.

Этапы марафона:

1.

Для учителей:

Онлайн-диагностика компетенций учителя по формированию функциональной

грамотности у учеников. Для учителей всех уровней. Тест оценивает компетенции по

способности формировать у учеников компоненты функциональной грамотности. Состоит

из 46 кейсов, на прохождение дается 60 минут. По итогам выдается сертификат.

Онлайн – курсы повышения квалификации по методике формирования функциональной

грамотности у учеников. Для учителей всех уровней. Курсы разработаны с лучшими

экспертами страны (методисты из ЦОКО ИСРО РАО и МГПУ). Курс на 24 часа, после

каждого раздела проводится тестирование. Достаточно выбрать любые 4 раздела, по

собственным интересам учителя. Выдается удостоверение по итогам повышения

квалификации.

2. Для учеников:

- Система обучающих заданий в Яндекс.Учебнике по работе с информацией. Для 1-4

классов.

Методисты Яндекс.Учебника, ориентируясь на международные исследования PIRLS,

TIMSS, PISA, создали подборку заданий.

Для развития функциональной грамотности школьников выбрали тему космоса.

Сложность заданий увеличивается не только за счет структуры текстов, но и за счет их

содержания. От простых тем для детей 7–9 лет: животные в космосе, жизнь космонавтов,

мы переходим к более сложным, требующим навыков абстрактного мышления:

космические аппараты, Луна, космический мусор.

Читательская грамотность школьников.

Читательская грамотность включает в себя умение понимать и использовать

прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями, интерпретировать ее.

Если детям трудно выполнить задание своего класса, то можно выдать более простые

карточки этого или предыдущего класса.

Математическая грамотность школьников

Математическая грамотность — это способность применять математику для решения

проблем реального мира. Решение включает в себя этап переформулирования проблемы

на математическом языке, этап решения уже математически сформулированных задач и

этап интерпретации полученных результатов в контексте исходной проблемы.

Посмотрите пример задания на формирование математической грамотности для первого

класса. Ученики получают опыт применения математики для решения проблемы.

Заполняя пропуски в предложениях, дети учатся решать поставленную проблему по

указанному плану, они выполняют необходимые вычисления и дополняют вывод.

Появился курс для развития навыков по работе с информацией.

Это разработанная система обучающих занятий для каждого класса, раскрывающая

группу умений по работе с информацией.

Курс рассчитан для занятий в начальной школе. Задания метапредметные, поэтому их

можно выдавать на любых удобных вам уроках: русском языке, математике, окружающем

мире. Задания каждого класса отличаются по уровню сложности: вы можете выбрать

подходящий и выдавать задания поэтапно. Задания предыдущего класса можно

использовать как подготовительные.

Особенности марафона:

1.

Комплексный подход в формате 360 градусов (диагностика и развитие для

учителей, мотивирующие задания для учеников)

2.

Марафон легко встраивается в основной образовательный процесс, может быть в

т.ч. в дистанционном формате.

3.

Аналитический отчет и сертификат учителю по итогам марафона, грамоты

ученикам.

4.

Учитель может принять участие на любом этапе на свой выбор, не обязательно

проходить все. Но комплексная работа повышает эффективность.

5.

Материалы будут доступны и после завершения марафона. Но аналитические

отчеты предоставляются только при соблюдении сроков.

6.

Участие полностью бесплатное.



В раздел образования