Автор: Кочеткова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Настенька"
Населённый пункт: Республика Хакасия город Абакан
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект ООД по развитию речи "Огород. Овощи"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД по развитию речи
Тема «Огород. Овощи.»
Цель: Создание социальной ситуации развития детей посредством расширения и активизации
словаря по теме «Огород. Овощи».
Задачи:
Создать условия для развития связной речи, зрительного внимания и восприятия, мелкой
моторики, координации движений, чувства ритма.
Создать условия для формирования навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: Сухой бассейн с крупой, мелкие деревянные фрукты, игра «В огороде у коза
Лизы», предметные картинки по теме «Овощи», план – схема для составления рассказа, мяч .
Ход ООД.
1.
Организационный момент. (Объявление темы занятия. Развития мелкой моторики.)
Воспитатель встречает детей у входа в кабинет, организует приветствие, предлагает детям по
очереди опустить руку в «сухой» бассейн и достать то, что там спрятано. Дети достают
деревянные овощи, проходят в кабинет, садятся за стол.
Воспитатель: положите на стол то, что вы достали из сухого бассейна. Скажите что, это?
1-й ребенок: Морковь.
2-й ребенок: Свекла.
3-й ребенок: Огурец.
4-й ребенок: Помидор.
Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Где растут овощи?
Дети: Овощи растут в огороде, на грядке.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая осенью, научим рассказывать об
овощах.
2. Игра «В огороде у козы Лизы». (Расширение и активизация словаря по теме «Овощи».
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование
существительных множественного числа.)
Воспитатель помещает на магнитную доску игровое поле.
Воспитатель: Коза Лиза тоже убирает урожай у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте
поможем козе Лизе.
Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки с изображением овощей.
Воспитатель: Вы должны взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и закрепить
картинку рядом с козой Лизой.
1-й ребенок: Это красные помидоры.
2-й ребенок: Это зеленые огурцы.
3-й ребенок: Это красные редиски.
4-й ребенок: Это фиолетовые баклажаны.
Воспитатель: Молодцы. Перечислите, какие еще овощи растут в огороде у козы.
Дети: Картошка, салат, свекла, лук, укроп, репа, перец, петрушка, патиссон.
Воспитатель: Вот какой богатый урожай вырастила коза. Она благодарит вас за помощь, а я
могу похвалить вас за то, что вы знаете так много названий овощей и так хорошо рассказали, какие
они.
3. Игра «Чего не стало?» (Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование
грамматического строя речи: употребление существительных в форме родительного падежа в
единственном и множественном числе.)
Воспитатель убирает игровое поле, а предметные картинки складывает стопкой, чтобы
использовать в следующей игре. Он помещает на магнитную доску четыре картинки.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?». Посмотрите на картинки. Что на
них изображено?
Дети: Баклажан, салат, свекла, помидор.
Воспитатель: Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы
должны будете сказать, чего не стало.
Воспитатель убирает одну из картинок.
Воспитатель: Чего не стало?
Дети: Нет баклажана.
Логопед помещает на доску следующий комплект.
Логопед: что на картинках изображено?
Дети: Картошка, перец, петрушка, горох.
Воспитатель убирает одну из картинок.
Воспитатель: Чего не стало?
Дети: Нет петрушки.
Воспитатель помещает на доску еще один комплект картинок.
В: А что на этих картинках изображено?
Дети: Огурцы, репа, лук, чеснок.
Воспитатель убирает одну из картинок.
В: Чего не стало?
Дети: Огурцов.
В: Правильно. Вы были очень внимательны.
Воспитатель убирает картинки.
4. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». (Координация речи с
движением, развитие мелкой моторики, чувства ритма.)
Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую
гимнастику.
Хозяйка однажды с базара пришла, Приседают, «шагают» пальцами
Хозяйка с базара домой принесла по ковру.
Картошку, капусту, морковку, Загибают по одному пальцу на
Горох, петрушку и свеклу. название на руках. Хлопок.
Ох!..
Вот овощи спор на столе – Попеременно ударяет кулачками и
Кто лучше, вкусней и хлопают в ладоши.
нужней на земле.
Картошку, капусту, морковку, Загибают по одному пальцу на
Горох, петрушку и свеклу? название на руках. Хлопок.
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла Стучат ребром ладони.
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, Загибают по одному пальцу на
Горох, петрушку и свеклу. название на руках. Хлопок.
Ох!..
Накрытые крышкою в Складывает руки накрест.
душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошку, капусту, морковку, Загибают по одному пальцу на
Горох, петрушку и свеклу. название на руках. Хлопок.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох! Показывает, как едят суп.
5. Игра «Что делать?» (Развитие ловкости, координации движений. Активизация глагольного
словаря.)
Дети остаются на ковре, логопед предлагает встать лицом в круг и берет мяч.
В: Сейчас мы тоже будем готовить из овощей разные блюда. Я бросаю мяч и называю овощ, а
вы ловите мяч и рассказываете, как вы будете этот овощ готовить. Капуста.
1-й ребенок: Резать, солить, тушить.
В: Картошка.
2-й ребенок: Чистить, резать, жарить, солить.
В: Морковь.
3-й ребенок: Чистить, резать, тереть, делать сок.
В: Огурец.
4-й ребенок: Мыть, укладывать в банки, мариновать.
В: Вот как много всего мы приготовили
6. Составление рассказа – описания об овощах по схеме. (Развитие связной речи.)
Воспитатель приглашает детей за стол и помещает на наборное полотно предметные картинки
с изображением овощей, а также схему составления рассказа.
В: Давайте составим рассказ об овощах. Вам поможет вот эта схема. Сначала вы назовете овощ
и расскажите, где он растет. Потом опишете, какой он на вид, на ощупь, на вкус, что можно
приготовить из него.
1-й ребенок: Это репа. Она растет в огороде на грядке, в земле. Она желтая, круглая, крепкая,
гладкая, сладкая. Ее можно тушить. Из нее можно варить кашу.
Таким образом рассказы составляют все дети. Затем воспитатель убирает картинки с
изображением овощей и схему.
7. Работа по картинке – загадке «Помоги Пете». (Развитие зрительного восприятия и
зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.)
Воспитатель помещает на наборное полотно картинку – загадку.
В: Последняя игра сегодня называется «Помоги Пете». Вы должны рассмотреть картинку,
назвать и показывать все овощи, изображенные на ней. Так вы поможете мальчику собрать урожай.
Дети по очереди подходят к картинке, называют и обводят пальцем названные овощи.
Воспитатель определяет того, кто назвал и показал овощей больше всех.
8. Оценка работы детей.
Воспитатель предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно
интересно. Затем воспитатель оценивает работу каждого из детей.