Автор: Баранова Юлия Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАОУ СОШ №29
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Формирование осанки у детей
дошкольного возраста»
Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую
он принимает без лишнего мышечного напряжения.
Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего
детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает
фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию
двигательного аппарата и всего организма.
Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.
Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно
сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом
физического здоровья и психологического благополучия.
На сегодняшний день очень много детей дошкольного возраста имеют различные
виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные
заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз. … Кроме этого, деформации
скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии
внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности.
Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным
вниманием и ответственностью.
В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном
положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает
их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что
влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.
Для того чтобы предупредить возможные нарушения осанки у
дошкольников необходимо:
- во всех группах мебель подбирать по росту детей;
- учитывать посадку ребёнка за столом;
- обращать внимание на позу ребёнка и если она неправильная, попросить
изменить её;
- соблюдать двигательный режим;
- вырабатывать осознанное отношение к поддержанию и сохранению правильной
осанки у детей.
Возрастные особенности формирования осанки
Дошкольный возраст – период активного формирования осанки. В этом возрасте
формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей
степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало
минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому
осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием
неправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в
течение всего периода роста. К 6 – 7 годам отмечается удвоение массы тела
годовалого ребенка и четкие, естественные изгибы позвоночника. Они играют
очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от
толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить
при движениях стоп.
Свод стопы у дошкольников продолжает формироваться, поэтому важно
подбирать соответствующую обувь (на каблучке, использовать упражнения для
укрепления и правильного формирования свода стопы. Стопа является опорой,
фундаментом тела – его нарушение обязательно отражается на формировании
всего организма.
Причины нарушений осанки:
1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время
проводит в вынужденной позе. Несоответствие стульев и столов.
2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.
4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, "
калачиком ", и пр.
5. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку
стула, подложив под себя ногу)
Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей
астенического телосложения, физически слабо развитых.
Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений
в межпозвоночных дисках – остеохондрозу, и создает неблагоприятные условия
для функционирования внутренних органов. Сутулая спина затрудняет
нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не
способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода
к тканям. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца,
положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек; неблагоприятно
сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей.
Профилактика
Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит
исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются
физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.
Работа по формированию осанки у дошкольников должна включать в себя целый
комплекс мероприятий:
Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.
Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно
сидеть и стоять.
Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от
взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы.
Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти
побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за
неусидчивость.
В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть
тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.
Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема
пищи, игр за столом.
Правильная поза при посадке:
Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко
на стуле;
Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;
Локти не должны находиться на весу;
Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; расстояние от глаз до
рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя,
поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;
Освещение должно находиться слева от ребенка.
Кровать, на которой он спит, должна быть умеренно мягкой, с низкой подушкой.
Слишком мягкий матрац и высокая подушка способствуют формированию так
называемой круглой спины; Наоборот, слишком жесткая кровать сглаживает
физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию
плоской спины.
Чем старше ребенок, тем большее значение для формирования осанки
приобретает правильная поза во время занятий с игрушками, при чтении и
письме.
Ограничение в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночник и
мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности - все это
способствует развитию и закреплению неправильной осанки.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством
многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.
Для любой работы и сознательной выработки навыка правильной осанки,
необходима мотивация. Без постоянного контроля со стороны взрослого хорошей
осанки у детей не будет.
Необходимо учить детей принимать правильное положение тела по словесному
указанию воспитателя, контролировать свою позу.
В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно
наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное
положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу.
Физкультурные занятия являются основной организационной формой
оздоровительной работы. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-
двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского
организма.
Воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая,
как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие
исследователи приходят к единому мнению, что именно дошкольное учреждение
может быть местом профилактики нарушений осанки. Поэтому так важно
отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.
Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в
процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой, во время физкультминуток и
в качестве бодрящей гимнастики в дошкольном учреждении можно использовать комплекс
корригирующей гимнастики.
Корригирующие упражнения - это специальные упражнения, которые применяются с
целью коррекции уже имеющейся деформации, т.е. восстановительной функции и с целью
профилактики дефектов осанки.
Главная задача корригирующих упражнений:
o
Во-первых, корригирующие
упражнения необходимы детям
с
ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают
патологические искривления позвоночника.
o
Во-вторых, корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и
вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины.
o
Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых
имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы
мышц были вовлечены в работу.
o
Детям,
у
которых
растянуты
мышцы,
надо
их
укреплять,
способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать.
Цель корригирующей гимнастики:
Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки.
Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт.
Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости.
Особенно много внимания надо уделять расширению грудной клетки.
Что для этого необходимо?
В положении стоя ребенок должен полностью выпрямиться. Особое
внимание надо уделить на выпрямление тазобедренных суставов. Если они
не выпрямлены, то плечи ребенка наклоняются кпереди и грудная клетка
уплощается.
Ребенку в положении стоя надо оттянуть плечи кзади и несколько книзу.
Это способствует поднятию ребер и расширению грудной клетки.
Младшая группа
«Мышка и мишка»
Цели: укреплять мышцы верхних и нижних конечностей; формировать
правильную осанку; улучшить координацию движений.
И.п.: о.с. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться,
посмотреть на руки вдох.
У мышки — очень маленький.
Присесть, обхватить руками колени, опустить голову — выдох с
произнесением «ш-ш-ш».
Мышка ходит в гости к мишке,
Он же к ней не попадет.
«Ежик вытянулся, свернулся»
Цели: улучшать функцию вестибулярного аппарата; укреплять мышцы
позвоночника, верхних и нижних конечностей.
И.п.: лежа на ковре, поднять руки за голову и максимально вытянуться.
Затем, поднимая верхнюю часть туловища к коленям, наклониться вперед,
т.е. сгруппироваться, обхватить ноги под коле¬нями («ежик свернулся»).
Повторить 2—6 раз. Между каждым по¬вторением полежать и расслабиться.
«Походи боком»
Цели: воспитывать и формировать навыки правильной осанки; развивать
координацию движений; укреплять мышечный корсет позвоночника и
мышечный аппарат стоп.
И.п.: о.с., Принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба
боком приставным шагом (вправо, влево).
«Птица»
Цели: развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких
мышечных группах; укреплять мышечный корсет позво¬ночника.
И.п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуть¬ся. Махать
руками, как птица крыльями.
Лечь на живот, опустить руки, пауза, отдых. Затем продолжить «полет».
Повторить 2—3 раза.
Средняя группа
«Ах, ладошки, вы ладошки!»
Цели: формировать правильную осанку, координацию движений верхних
конечностей.
Хотите быть красивыми, стройными и иметь красивую осанку? Тогда...
И.п.: стоя прямо, завести руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув
сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы
по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину
выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить: «Ах,
ладошки, вы ладошки! За спиною спрячем вас! Это нужно для осанки, это
точно! Без прикрас!» Медленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями рук и
выполнить спокойный выдох.
«Самолет»
Цели: укреплять мышцы туловища; мягко воздействовать на функции
вестибулярного аппарата; формировать навыки правильной осанки.
Первый вариант: и.п.: о.с. ребенок, разводя руки в стороны, под¬нимает их
на уровень плеч. Выполнять повороты в стороны.
«Лиса»
Цели: тренировать вестибулярный аппарат; укреплять мышцы туловища и
конечностей.
Лиса — рыжая плутовка,
Прогибает спину ловко.
И.п.: стоя на четвереньках. 1 — прогнуться в спине, голову поднять, сделать
вдох; 2 — выгнуть спину дугой, прижимая подбородок к груди, сделать
выдох. Выполнять 5—6 раз.
Игра-упражнение «Жучок на спине»
Цель: формировать правильную осанку.
И.п.: лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Пред¬ставить, как
с ветки на землю упал жучок, но упал неудачно. Оказался на спинке и
пытается перевернуться на животик, чтобы уползти.
Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Раскачивание на
спинке с боку на бок (боковая качалочка). Попытка рывком перевернуться на
бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать
головой и плечами, раскачиваться всем туловищем.
Старшая группа
«Не расплескай воду»
Цель: формировать правильную осанку.
И.п.: стоя, ноги вместе. Руками на лопатках держится палка- Коромысло.
Ребенок представляет, что необходимо зачерпнуть вед¬рами воду из
колодца и донести ее до дома.
Наклон в правую, а затем в левую сторону (импровизация зачер¬пывания
воды). Гордой легкой походкой он передвигается с «коромыслом» по залу.
Условия: палку-коромысло можно держать двумя руками на уровне плеч,
шире плеч, одной рукой, но в любом случае она дол¬жна быть
перпендикулярна по отношению к телу и параллельна полу. Можно оценить
самую красивую походку.
«Лягушки»
Цели: формировать правильную осанку; укреплять мышцы ниж¬них
конечностей и мышц, участвующих в формировании сводов стопы.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки!
Первый вариант: и.п.: стоя на четвереньках, присесть, пальцами рук касаясь
пола. Колени развести в стороны, руки между ногами. Подпрыгнуть вверх и
вернуться в и.п.
«Морская звезда»
Цели: формировать правильную осанку; улучшать координацию движений.
И.п.; лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны.
Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.
Подготовительная группа
«Потягушки»
Цели: формировать правильную осанку, координацию движений верхних и
нижних конечностей. Выполнять с предметами и без предметов.
И.п. – о.с., 1- руки вверх прогнуться, ногу отвести назад, 2- вернуться в и.п.,
3,4- повторить тоже самое с другой ноги.
«Цапля»
Цели: формировать правильную осанку; улучшать координацию движений.
И.п. – о.с., 1- руки в стороны, 2- подтянуть ногу согнутую в колене, к животу,
спина прямая, 3- опустить,4 –о.с. Повторить тоже самое на другую ногу.
«Качалочка»
Цели: улучшать функции вестибулярного аппарата; укреплять связочно-
мышечный аппарат туловища и конечностей.
На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине.
Давайте мы тоже попробуем так покачаться!
И.п.: лежа на спине, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и
обхватить руками. Покачаться на спине вправо-влево, пауза. Повторить 3
раза.