Автор: Семенова Александра Афанасьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ12
Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха Якутия
Наименование материала: Доклад
Тема: Этнокультурно-компетентностный подход как условие для воспитания гражданина-патриота.
Раздел: начальное образование
Министерство образования РС(Я)
Муниципальный орган управления Сунтарского района
Сунтарская общеобразовательная средняя школа №3
Этнокультурно-компетентностный подход
как условие для воспитания
гражданина-патриота
Авторы: учитель начальных классов
Семенова Александра Афанасьевна
учитель русского языка и литературы
Иванова Августина Нюргуновна
Сунтар
2017
-1-
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………… 1
Глава 1. Этнопедагогика в действии…………………………………………………... 5
1.1. Этнопедагогика как новая отрасль педагогической
науки в Республике Саха (Якутия)…………………………………………………..... 5
1.2. Семейное воспитание как основа этнопедагогической науки……………………6
1.3. Этнопедагогика в национальной школе…………………………………………....7
Глава 2. Этнокультурное воспитание – один из путей
воспитания гармонично развитой личности……………………………………………9
2.2. Этнопедагогическая компетентность учителя……………………………………11
Глава 3.
Этнокультурно-компетентностный подход как условие воспитания гражданина-патриота
в школе развития «Гармония» Сунтарского района РС(Я)……………………………12
Заключение………………………………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………………………….15
-2-
Введение.
Россия идет по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения.
Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина – патриота
России. Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного
и готового жить во имя её процветания и развития, необходимо патриотическое
воспитание как целостный процесс.
А в самом деле, что происходит? Патриотическое воспитание с его идеями любви к
родному краю, почитанию заслуг страны и вклада предков в её историю постоянно
присутствует в системе работы образовательных учреждений. Но почему-то эта работа
идет как бы по одному пути, а жизнь школьников и выпускников – по другому. Почему
эти пути разошлись и на каком временном промежутке жизни страны это произошло? Как
получилось, что патриотизм незаметно перестал быть абсолютной ценностью?
Такие проблемы не могут не волновать нас, педагогов с большим стажем работы, бывших
пионеров и комсомольских вожаков – патриотов своей Родины.
При социализме воспитывать ребёнка было гораздо легче, чем сегодня. Почему? Потому
что очень сильно было развито коллективное воспитание – семья, школа, общество.
Действовали сильнейшие пионерские и комсомольские организации.
В начальных классах октябрята занимались полезными делами, во всё помогали
взрослым. Это сбор металлолома и макулатуры, переписка с детьми других стран
социалистического лагеря и т.д. Пионерию вспоминают миллионы людей старшего
поколения: счастливое детство, костры, походы, купания, субботники и воскресники,
БГТО (Будь готов к труду и обороне!) для физического развития, политинформации один
раз в неделю.
Мы – дети социализма. Нам дали правильное воспитание, особенно комсомол.
Патриотическое воспитание было на высоте, мы все очень любили свою Родину,
гордились ею, готовы были к защите Отечества. Мы очень любили ГТО. Хорошие
спортсмены становились нашими кумирами. СССР был первой спортивной державой,
занимал лидирующее место в образовании, науке и космосе.
Сейчас все ругают прошлое, а в лучшем случае замалчивают. Общество развивается
только в том случае, когда прошлый позитивный опыт используется, а это – педагогика
матерей и отцов, бабушек и дедушек. Ещё Йозеф Пауль Геббельс, один из главных
преступников фашистской Германии, отмечал суть политики: «Отними у народа историю,
язык, культуру, традиции – и через поколение он превратится в толпу, а ещё через
поколение им можно управлять как стадом». Слишком знакомая ситуация, не правда ли?
Только сейчас мы стали понимать, что с уходом от природы, от этнических корней мы все
более теряем нравственные ценности, духовность и патриотизм, а в итоге разрушается
духовная сфера личности, теряем спокойствие, получаем стрессы, уходим в себя…
Очень важно понимать, что благополучие мирового сообщества человека зависит от
духовного, нравственного, патриотического и физического здоровья каждого этноса.
Этнокультурно-компетентностный подход по сохранению накопленных человеческих
сокровищ и передача их последующему поколению актуальны и необходимы в наше
сложное время.Как отмечает основоположник этнопедагогики ученый с мировым именем
Г.Н.Волков: «Огромное человеческое море возникло из одного чистого родника.
Обращение к истокам и созидательно и спасительно. Без национальных корней, без
этнической духовности – пустота, вакуум, пустыня в душе».
Г.Н.Волков доказал, что вне этнопедагогики никакая школа, тем более элитарная школа в
системе национального образования, эффективно существовать не может.
-3-
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного
воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая
социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о
воспитании и обучении детей.
В нашей республике весомый вклад в развитии этнопедагогики внесли известные
педагоги, исследователи-учёныеВ.Ф.Афанасьев, К.С.Чиряев, Е.П.Жирков, А.А.Григорьева
и другие. Г.Н.Волков и К.С.Чиряев перевернули общественное сознание, ввели в науку
систему духовного опыта народа. Константин Спиридонович Чиряев собрал бесценный
материал по вопросам нравственного и патриотического воспитания якутов, а в 1980 году
создал Оросунский музей народной педагогики, который стал научно-методическим
центром духовно-патриотического воспитания.
В условиях нашей республики большим достоянием стало создание и организация
научной теории учения «Айыы». «Айыы» - это обобщение жизненного опыта народа,
знание обрядов и традиций народа саха. Оно как этнопедагогическая ценность
представляет собой совокупность и взаимосвязь представлений, взглядов, суждений, идей,
убеждений,
навыков
и
приемов
народа
по
вопросам
развития
и
воспитания
подрастающего поколения, кроме того, как этнопедагогическая идея решает ярко
выраженные
проблемы
народной
педагогики:
рождение
и
воспитание
детей,
многогранную подготовку молодежи к жизни и труду, содержит в себе сочетание
общественного, национального и общечеловеческого. Идеал совершенного человека
сочетает высоконравственные качества личности, гармонию цельности человеческой сути
(физической, эмоционально-волевой, духовно-патриотической, нравственной) понимание
своего места в жизни, гуманное и справедливое отношение к природе, к труду, людям и
самому себе; приобщение детей к ценностям духовной культуры народа; создание
условий для развития ребенка как субъекта собственного жизнетворчества; оказание
помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонности, способностей помочь в
жизненном самоопределении, самореализации в семье, в школе, в окружающем мире. Это
учение носит этнопедагогический характер воспитания личности человека. Человек
является центром воспитания, дети перенимают положительный пример от своих
родителей и родственников.
Опираясь на фундаментальные труды Волкова Г.Н., используя методологию исследования
этнопедагогики, якутские ученые и педагоги разрабатывают основные закономерности
педагогики народа саха в новых современных условиях.
В настоящее время этнопедагогика как отрасль педагогической науки развивается во всех
регионах Российской Федерации, постепенно складывается даже своего рода обширная
система этнопедагогических знаний.
Проблема использования народных традиций в воспитании подрастающего поколения
привлекает в себе внимание с каждым годом все большего числа исследователей.
Отрадно, что в нашей республике накоплен богатый и своеобразный потенциал народной
педагогики, возрождаются традиции семейного воспитания, возрастает инициатива
граждан в решении социально-экономических проблем своего села, района, города,
республики,страны.
В мае 2005 года на международном семинаре Совета Европы «Межкультурный диалог
через
образование»
министр
образования
республики
Саха(Якутия)
доцент
педагогических наук Ф.В.Габышева отметила, что с 1990 года в республике реализуется
Концепция
обновления и развития
национальных
школ
в
РС(Я), утвержденная
Постановлением
Совета
Министров
республики.
Данная
Концепция
обеспечила
реализацию триединой задачи межкультурного образования в школах Якутии: передавать
подрастающему поколению богатства языка и культуру родного народа, опыт жизни,
-4-
традиции и духовно-нравственные ценности, обогащать культурой народов совместного
проживания, приобщать к ценностям мировой культуры.
С
введением
этой
Концепции
фрагментарность
сменилась
системностью,
самодеятельность
–
профессионализмом.
Национальная
школа
стала
поистине
культурологической. Мы пришли к осознанию того, что движущей силой развития
культурной сферы является не только культура как таковая. Но прежде всего, человек как
создатель её и её творение. В школу пришли народные умельцы и народные мудрецы.
Произошла встреча и сотворчество поколений.
Благоприятным
условием
для
формирования
личности,
её
общечеловеческих
и
профессиональных качеств, её саморазвития, раскрытия индивидуальности является
культуротворческое образование, так как «личность живет культурой, и культура
созидается личностью».
Освоение собственной культуры – это самый эффективный способ освоения других
культур, выход к общечеловеческой культуре.
Пробуждение этнического самосознания требует обеспечения стабильного общественного
и личностного развития всем национальным общностям, населяющим нашу Россию. И
здесь особое место отводится школам и традиционному семейному воспитанию.
Свою задачу мы видим, в первую очередь, в формировании позитивного образа учителя,
привлечении
умельцев,
мудрецов,
родителей,
общественности
к
участию
в
патриотическом, духовно-нравственном воспитании, передаче опыта от поколения к
поколению. Человек является центром воспитания, дети перенимают положительный
пример от своих родителей и родственников. Вся окружающая среда детей и их
характеры, поведение, переданное им по наследству из понятий учения «Айыы» и «Кут-
сур» воспитывают любовь к родному краю, чувство патриотизма, которые предназначены
определить судьбу ребёнка на основе былых традиций, обычаев, обрядов.
Прогрессивные народные традиции влияют на всестороннее развитие личности – от
уклада общественной жизни и дотрудовой деятельности семьи. Семья является основой
народного воспитания, так как она сохраняет свои устои жизненных опытов и традиций.
-5-
ГЛАВА 1.ЭТНОПЕДАГОГИКА В ДЕЙСТВИИ.
1.1.
ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК НОВАЯ ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА(ЯКУТИЯ).
В настоящее время этнопедагогика как отрасль педагогической науки развивается во
всех регионах Российской Федерации, постепенно складывается даже своего рода
обширная система этнопедагогических знаний.
Каждый народ, большой он или малый, носит свой вклад в мировую педагогическую
сокровищницу. Наука, исследующая народные педагогические традиции, именуется
этнопедагогикой.
Её «золотая» формула: без памяти – нет традиции, - нет культуры – нет воспитания, без
воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа,
как исторической общности.
Важнейшая из культур – педагогическая, культура воспитания.
Что же касается педагогических традиций, носителями коих мы сами являемся, то
сохранение их в роду своем в течение трех веков – это и есть этнопедагогика в действии.
Редкая педагогическая книга сохраняет читателей в течение трех веков, а вот
педагогические традиции в лицах и мыслях могут сохраняться и подольше.
Что ни говорили мы о возрождении национальных традиций, ничего путного из этого не
выйдет, если не займемся возрождением воспитательных традиций народов. Чтобы
народу не исчезнуть из истории, надо не дать умереть традиционной педагогической
культуре.
Исследователи
этнической
педагогики
едины
в
том,
что
преемственная
связь
организационно-воспитательной
работы
с
лучшими
национальными
традициями
воспитания и обучения детей придает всей педагогической деятельности, осуществляемой
в школе, так и за ее пределами, необходимую стабильность, целостность, жизненность,
обеспечивает ее эффективность.
Вот что писал известный этнопедагог с мировым именем Геннадий Никандрович Волков в
своей книге «Педагогика любви» о нашей народной педагогике: «Сочетание глубинно-
национального
и
общеевропейского,
мирового,
естественно
–
природного
и
интеллектуально-технического дает неожиданные результаты. Совсем как у японцев. Без
своего – чужого не поймешь. Без собственного фундамента здания – цивилизации не
построить. Слава богу, это прекрасно поняли и якуты». С любовью пишет Геннадий
Волков о культуре народа саха, очень тонко отмечает духовное сокровище народа, его
воспитательные традиции.
В условиях нашей республики большим достоянием стало создание и организация
научной теории учения «Айыы», продолжающая народную традицию воспитания
молодого поколения. Это учение носит этнопедагогический характер воспитания
личности человека.
Человек является центром воспитания, дети перенимают положительный пример от своих
родителей и родственников. Вся окружающая среда детей и их характеры, поведение,
переданное им по наследству из понятий учения «Айыы» и «Кут-сур» воспитывают
любовь к родному краю, чувство патриотизма, которые предназначены определить судьбу
ребёнка на основе былых традиций, обычаев, обрядов.
-6-
1.2 СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ.
В современном технократическом мире традиционное семейное воспитание
целесообразно рассматривать в контексте культуры, как писал А.Д.Сахаров: « … В век
точных наук жизненно необходимо сохранение нравственного начала – без литературы,
без искусства, без науки, изучающих все стороны социальной жизни, существования
человечества стало бы бессмысленным».
Становление
нравственного
начала
личности
не
может
совершаться
вне
социокультурного
окружения
семейной
среды.
Так,
общекультурные
истоки
формирования человека заключаются прежде всего в традициях семейного воспитания.
Творчески преобразуя, «родную» окружающую жизнь, активно, на деле усваивая
социальный опыт старших поколений, ребенок становится человеком в полном смысле
этого слова.
От поколения к поколению передаются нравственный потенциал и опыт жизни,
идёт отбор закрепления привычек. Ещё Аристотель писал, что привычки, приобретенные
в детстве, определяют всю дальнейшую жизнь человека. В социокультурном воспитании
таким образом, школа занимает второе место после семьи, являясь вторым родным домом.
В семьях должны главенствовать любовь к детям, труд как форма саморазвития,
интеллект как способность постоянного, разумного осмысления действительности,
основанного на глубоком познании культуры, как фактор самовоспитания – это три
добродетели, которые по глубокому убеждению А.С.Макаренко, сделают человека
счастливым. Духовное наследие поколений составляет «стержень» - силу личности.
Человек проносит этот живой источник мудрости через всю свою жизнь и передает
эстафету своим детям, сохраняя национальную самобытность и межнациональную
толерантность, таким образом осуществляет «круговорот» бытия.
Как известно, народная педагогика вобрала в себя все лучшее, что есть в
педагогической культуре общества: почтительное отношение к старшим, гостеприимство,
скромность,
трудолюбие,
высокую
нравственность,
патриотизм.
В
сочетании
с
современными новыми методами и приемами она служит всенародному делу воспитания
и обучения молодого поколения. Многие выдающиеся творения народа переходят свои
национальные границы, становятся достижением всех народов страны.
Если раньше говорили только о формировании чувств интернационалиста, то
теперь социальный заказ обретает реальные формы личности как гражданина-патриота,
способного защищать свою Родину.
Язык – это духовный и культурный капитал, который мы в состоянии передать
нашим детям. Родное слово является основой воспитания детей, а труд – это сама жизнь
народа, фундамент народного творчества. Народное творчество следует рассматривать как
широкое явление, включающее в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла,
традиции,
обычаи,
праздники,обряды,
фольклор,
игры,
танцы,
народный этикет,
изобразительное, декоративно-прикладное искусство.
Умение жить в гармонии с собой, со средой – одна из главных задач социализации
человека. Творчески используя теорию Л.С.Выготского о перспективных линиях
развития, нужно подключить этому процессу родителей. Умение вовлекать родителей в
сотворчество приводит к формированию личности ребенка.
С целью повышения роли семейного воспитания в нашей республике созданы 56
социально-педагогических Центров по работе с семьей. Общественное движение по
повышению роли отца также направлено в первую очередь на воспитание детей, на
создание условий для занятий детей физкультурой и спортом. Происходят прогрессивные
-7-
процессы в обществе, ориентированные на возрождение духовных ценностей, на
формирование патриотического духа и саморазвития личности ребенка. Реальной
становится свобода выбора образовательных услуг. Наметились устойчивые к интеграции
в мировое образовательное пространство через всемирную систему Интернет. Ведется
целенаправленная работа с одаренными и способными детьми. Семья становится
полноценным субъектом школьной педагогики, сотворцом школьного образа своего
ребенка. Принцип воспитания реальной жизнью заложен в новую парадигму образования.
А основой педагогической мудрости являются: природа, слово, труд, традиции, искусство,
верование, которые вступают в виде принципов, норм, правил, идеалов и регламентируют
жизнь человека.
Обобщение жизненного опыта народа, знаний обрядов и традиций жизни считается
у якутов учением «Айыы», которое имеет большую роль в семейном воспитании. Оно как
этнопедагогическая
ценность
представляет
собой
совокупность
и
взаимосвязь
представлений, взглядов, суждений, идей, убеждений, навыков и приемов народа по
вопросам
развития
и
воспитания
подрастающего
поколения,
кроме
того
как
этнопедагогическая идея решает ярко выраженные проблемы народной педагогики:
рождение и воспитание детей, многогранную подготовку молодежи к жизни и труду,
содержит в себе сочетание общественного, национального и общечеловеческого. Идеал
совершенного человека сочетает высоконравственные качества личности, гармонию
цельности
человеческой
сути
(физической,
эмоционально-волевой,
нравственной,
духовно-патриотической), понимание своего места в жизни, гуманное и справедливое
отношение к природе, к труду, людям и самому себе; приобщение детей к ценностям
духовной культуры народа; создание условий для развития ребенка как субъекта
собственного жизнетворчества; оказание помощи ребенку в развитии творческого
потенциала,
склонностей,
способностей,
помощь
в
жизненном
самоопределении,
самореализации в семье, школе, окружающем мире. А воспитывающая среда создается в
том случае, если внутрисемейные отношения и уклад жизни в семье функционируют на
основе народных традиций.
1.3 ЭТНОПЕДАГОГИКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Этнопедагогическая концепция национальной школы, национального воспитания
обретает в Республике Саха(Якутия) новую силу благодаря покровительству и поддержке
лично президента республики, законной основой при этом служит Конституция.
Действительно, этнопедагогика в республике получает конституционное подкрепление.
Это можно было бы подтвердить целым рядом убедительных примеров. В преамбуле
основного закона определяющие, главные идеи несут этнопедагогическую нагрузку и
выражаются
через
уважение
вклада
предшествующих
поколений,
высокую
ответственность перед нынешним и будущим поколениями, заботу о сохранении и
самобытном
развитии
народа.
Право
на
самоопределение
трактуется
не
как
территориальное требование, а скорее как функционирование веками складывавшегося
самосознания, чувства национального достоинства, национальной чести, гордости и
признание и способности коренных народов к самостоятельному историческому
творчеству.
Конституция в первом же разделе – «Об основах конституционного строя
Республики» - провозглашает гармонию общечеловеческих и национальных ценностей.
Эта гармония гарантируется демократической, гуманистической системой воспитания,
-8-
что тоже предусмотрено Конституцией: целью воспитания является «формирование
человека как свободной, нравственной и просвещенной личности, уважающей честь,
достоинство и свободу других людей, носителя национальной и общечеловеческой
культуры».
Какая
конкретная
стратегия
действий
и
деятельности
программируется
и
прогнозируется целостной этнопедагогической концепцией в стратегии деятельности
национальной школы? Следует предусмотреть последовательную этнопедагогизацию всей
системы учебно-воспитательной работы. Без этого национальная школа не может
функционировать полностью.
Приоритетность родного языка в обучении и воспитании в национальной школе
признается безоговорочно. Это прямо вытекает из естественного характера народного
воспитания. Влияние родного языка на развитие личности ребенка универсально,
всеобъемлюще. Это – вопрос не лозунгов и пропаганды, это нормальное состояние дел, и
любое ущемление родного языка – социальная, психологическая, педагогическая
аномалия. Школа, игнорирующая родной язык, не является национальной. Материнский
язык неотъемлем от материнской нежности и играет решающее значение в судьбе
личности, ибо связан с таким психологическим феноменом как «память детства».
Целостная программа реализации этнопедагогической концепции должна включать
в себя последовательную этнизацию содержания, методов, форм и процесса дошкольного
и семейного воспитания, учебно-воспитательной работы всех общеобразовательных школ,
в том числе и элитарных, профильных и профессионально ориентированных. Такая
система реализации целостного опыта пока только создается, и она включает в себя все
этапы, все уровни национального образования и воспитания. В этом отношении особенно
поучительны традиционные программы совершенного человека, вводимые в Республике
Саха(Я) («Дитя племени Саха», «Красная девица», «Добрый молодец» - переводы
условны).
Этнопедагогический
аспект
традиционной
культуры
воспитания
концентрированно представлен в уникальном музее педагогики в с.Оросу. В программе
для 10 класса по национальной культуре коренных народов саха предусмотрено
специальное ознакомление учащихся с многообразными формами деятельности этого
музея, так что изучение национальных духовно-нравственных сокровищ становится
программным требованием современной школы.
Реализация
этнопедагогической
концепции
есть
не
только
национально-
региональная проблема, а всемирная. Традиционная педагогическая культура есть сфера
самопознания и взаимного познания, самоуважения и взаимного уважения. Благополучие
мирового человеческого сообщества зависит от духовно-нравственного и физического
здоровья каждого этноса. Новый мир – это мир солидарных народов. Это мир диалога и
сотрудничества народных культур.
Потребовались годы, чтобы этнопедагогика стала открытой системой воспитания.
Открытие системы, максимальное раскрытие её возможностей во многом связано с
социальными изменениями. Первым, главным и самым убедительным свидетельством
этой открытости на всемирном деловом уровне явилась международная конференция по
проблеме «Национальная школа: концепция и технология развития». Идейным стержнем
содержания работы конференции явилась этнопедагогика.
Основной упор на народные педагогические традиции был сделан первым
президентом
Республики
М.Е.Николаевым.
Концепцию
обновления
и
развития
национальной
школы
он
связывал
с
воспитанием
у
подрастающего
поколения
национального самосознания и достоинства как основы общего культурного развития.
Президент при этом высоко оценил деятельность Ассоциации народной педагогики и
Оросунского музея народной педагогики. «Обращение к истокам народной педагогики
закономерно… испокон веков подрастающее поколение воспитывалось в духе уважения к
старшим, неукоснительного соблюдения обычаев и традиций народа». Народную
-9-
педагогику президент назвал бесценным духовным достоянием. Как можно судить по
книгам М.Е.Николаева («Для будущих поколений», «Глубина памяти», «Генетический
вектор развития человека и общества: религии и проблемы», «Образование – наш
общенациональный приоритет» и др.), для него наука и образование – приоритетны, а
этнопедагогика, народная педагогика – в центре, его стержень и ядро.
Бесспорным
и
общепринятым
стали
принципиальные
признания
научной
общественности, имеющие основополагающие значение: этнопедагогика – педагогика
национального спасения, всеобщей мудрости, педагогика естественная (без посредников,
«из первых рук»), личностно-ориентированная (биографическая, автобиографическая,
педагогическая
религия
«Кут-сюр»,
обожествление
матери,
домашний
очаг
как
священный алтарь семьи и др.), этнопедагогика и её предмет – народная педагогика –
живая душа педагогики, её трепетное сердце, что делает этнопедагогику не просто
этнической педагогикой, а педагогикой этносов, т.е. всего человечества, превращая тем
самым этнопедагогичекое пространство в «педагогический космос».
Стратегия идеи Концепции принадлежала тогдашнему министру образования
Республики Саха (Якутия) Е.П.Жиркову. Им же были выдвинуты основополагающие,
принципиальные установки, реализации которых начались в 1989-1990 учебном году:
- во-первых, обеспечение права обучения и воспитания детей на родном языке;
- во-вторых, освоение подрастающим поколением национальной культуры,
духовности родного народа, обогащение его культурой народов совместного проживания,
приобщения к ценностям мировой культуры;
- в-третьих, построение воспитывающего обучения по принципу «от близкого к
далекому, от родного порога – в мир общечеловеческих знаний;
- в-четвертых, подготовка к жизни и труду с учетом традиционного уклада,
трудовых традиций народа и требований, возникающих при переходе к новым
экономическим отношениям;
- в-пятых, наконец, особый подход к определению содержания и форм обучения в
школах малочисленных народов Севера.
Параллельно с Концепцией обновления и развития национальной школы, как
мощная ее поддержка, выросло «древо жизни» нации, ее этнического воспитания –
«Этнопедагогическая концепция национальной школы». Она была поддержана и
Президентом,
и
правительством.
«Заслуживает
всяческой
поддержки
пропаганда
народной педагогики, традиционных народных методов воспитания… накопленный
народом
опыт,
выстраданные
им
ценности
становятся,
несомненно,
главными
ориентирами, нормами в общении людей» (М.Е.Николаев). «Несомненно, вековой
духовно-нравственный опыт нации, прогрессивные идеи, лучшие методы и приемы
этнопедагогики необходимо использовать в практике учебно-воспитательной работы
школ»(К.К.Корякин).
Как справедливо отмечает профессор У.А.Винокурова, «этнопедагогика, став
открытой системой, в буквальном смысле спасла нацию».
Национальный человек – больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть
родовые черты человека вообще и ещё есть черты индивидуально-национальные».
-10-
ГЛАВА 2. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ
ВОСПИТАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ.
2.1. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СТАНДАРТЫ.
Этнопедагогический подход в образовании углубляет культурное образование
школьников, т.к. связывает мудрость, философию народа саха с обучающим ядром. Очень
важно понимать, что традиционная педагогическая культура народа – это сфера
самопознания, взаимного уважения, благополучия мирового сообщества.
Этнопедагогические стандарты обеспечивают критерии, благодаря которым
школа может функционировать для культурного благоприятия учащихся, за воспитание
которых несет ответственность.
Особенно
важное
значение
в
деле
воспитания
имеет
школа.
Основное
направление
образования
должно
быть
жизненным
и
реальным,
отвечать
этнокультурным стандартам образования.
Учащиеся, отличающиеся этнокультурным стандартом – это учащиеся, хорошо
подготовленные для жизни с помощью традиционной культуры.
Такие учащиеся способны:
- принимать ответственность за себя в отношении благосостояния школы, села, улуса,
города, республики, страны и принимать на себя долгосрочные обязательства, как жители
этого социума, владеть своей собственной генеалогией и историей родного района,
республики, страны;
- уметь приобретать и передать традиции;
- уметь практиковать традиционные особенности в окружающей среде;
- владеть чувством «кто я», «кто мы» и как мы понимаем мир вокруг нас;
- жить согласно с культурными ценностями родной республики и страны;
- учащиеся, овладевшие этнокультурными стандартами, усваивают и понимают другую
культуру без умаления ценностей своей культуры;
- эффективно используют культурные традиции для приобретения знаний и умений,
способствующие достижения знаний;
- умеют выбирать, определять соответствующие технологии в улучшении качества жизни;
- вносят конструктивные вклады в благосостояние семьи, школы, республики, страны;
- умеют придерживаться здорового образа жизни, который поможет им сохранять
социальное, физическое, интеллектуальное благополучие;
- приобретать глубокие этнокультурные знания посредством общения с носителями
культуры;
- определять и использовать традиционные источники культурного знания в поиске
реализации ежедневных проблем;
- реалистически самооценивать себя для реальных дел и потребностей;
- признавать и выстраивать внутренние отношения в духовном, естественном и
человеческом сферах окружающего мира;
- определять как культурные ценности и веры влияют на взаимодействие людей;
- принимать необходимые решения для улучшения своих практических умений и навыков,
предвидеть изменения, происходящие в других этнокультурных системах и предвидеть,
как они взаимодействуют друг с другом;
- учащиеся, знакомые с традиционной культурой образования, способны успешно
учиться, так как учебная деятельность основана на традиционных способах познания и
учения.
- строят процесс обучения, как конструктивный процесс, основываясь на методы
традиционной культуры;
-11-
- помогают учащимся сохранять и развивать родной язык, учит языки других народов;
-
учитывают
и
уважают
половые,
возрастные,
индивидуальные,
национальные
особенности каждого ученика;
- грамотно содействуют широкому взаимодействию социума и родителей в образовании и
воспитании учащихся;
- создают условия для того, чтобы каждый ученик получил знания о себе, как о
представителе того или иного народа, чтобы чувствовать себя причастным к развитию
всего человечества.
- признают необходимость понимания важности изучения других культур и ценность
того, что каждый из них предлагает.
2.2. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ.
Культуру нельзя усвоить как учебный предмет, она усваивается в процессе
влияния личности учителя на детей. Суть труда учителя – именно во влиянии его на
личность ученика.
Таким образом, учителю, воспитателю принадлежат центральная
роль в культурном процессе, т.к. он призван осуществлять связь поколений. Осознать это
в полной мере невозможно, не достигнув высокого уровня культуры.
Это учитель уверенный в способности реализовать себя в педагогической
деятельности, с гибким мышлением,
умеющий
осуществлять
целенаправленное
воздействие
на
личность
ребенка
и
умело
управляющий
не
только
учебно-
воспитательным процессом, но и развитием ребенка.
Педагоги,
отличающиеся
этнопедагогическим
стандартом
знают,
владеют
методами, технологиями, системами традиционной народной педагогики, признают и
уважают традицию и культуру других народов. Также педагоги строят свою учебно-
воспитательную деятельность на следующих принципах обучения и воспитания - от
жизни и для жизни. Соединяют учебно-воспитательный процесс школы с воспитанием в
семье, с социально-педагогической деятельностью социума, т.е. образование на основе
реальной жизни.
Отличительной чертой этнопедагогически компетентного учителя является его
ориентация на высшие ценности – стремление к Истине, Добру, Красоте.
Основой
развития
духовности
учителя
является
его
профессионализм,
заключающийся в глубокой эрудиции, овладении научными методами, истинной любви к
детям. Для учителя духовного важнее целостный мир ребенка, а не отрывки из его жизни.
Духовная культура учителя – интегральное качество внутреннего мира, состоящее из
следующих компонентов:
1.
Культура добра и любви.
2.
Культура гармонии, красоты, счастья.
3.
Культура эмоции, чувств, мыслей, поступков.
4.
Культура разума, интеллекта.
5.
Культура стыда, вины, греха, совести.
6.
Культура сострадания, сочувствия, сопереживания.
7.
Культура педагогической рефлексии.
Формирование и сочетание вышеназванных компонентов духовной культуры
расширяет возможность учителя в достижении педагогической культуры, этнокультурной
компетентности и саморазвития.
-12-
Освоение собственной культуры есть эффективный способ освоения других
культур, иначе говоря, овладение культурой своего этноса есть средство приобщения к
мировой культуре, выхода в общецивилизованное пространство.
ГЛАВА 3. ЭТНОКУЛЬТУРНО – КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК
УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА ВШКОЛЕ РАЗВИТИЯ
«ГАРМОНИЯ» СУНТАРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ)
В государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан РФ»,
принятой
на
2001-2005
и
2006-2010
годы
говорится:
«Важнейшим
средством
формирования
гражданского
общества,
укрепления
единства
и
целостности
многонациональной
Российской
Федерации
является
патриотическое
воспитание»
(3,ст.59)
Так что же такое патриотизм? В словарях патриотизм определяется как любовь к Родине,
преданность Отечеству и своему народу, привязанность к месту своего рождения или к
месту жительства.
Для определения современной трактовки явления патриотизма мы анализировали
ответы школьников и родителей на вопросы «Что, с вашей точки зрения, означает слово
патриотизм?» и «Какие слова, по-вашему, являются близкими и противоположными по
значению слову «патриотизм?» Полученные результаты были ожидаемыми: они показали
несколько сниженное представление не только у учащихся, но и у родителей.
Приоритетным в понимании явления оказался так называемый «негромкий», «домашний»
патриотизм. Анализ проведенных исследований показал, что патриотизм в наше время
перестал быть абсолютной ценностью. Современное понимание патриотизма как явления
общественной жизни и предмета воспитательной работы среди подрастающего поколения
должен развиваться в направлении, отличном от традиционного понимания. Происходит
отход от трактовки патриотизма как готовности к порыву самоотверженности в
соответствии с заданным извне требованием беззаветного служения. Исходя из того, что
приоритетной тенденцией становится основанный на традиционных ценностях семьи,
национальных
обычаях,
традициях
малой
родины
выбор
нравственных
основ
самоопределения и реализации жизненного предназначения, мы пришли к новому
подходу воспитания гражданина-патриота через организацию встреч с четырьмя
значимыми взрослыми в образовательной среде «Гармония».
Разрабатывая программу, мы отказались от понятия школы как фабрики по
приобретению
знаний,
умений
и
навыков.
Формирование
творческой,
саморазвивающейся, самоактуализирующейся личности невозможно в стенах одной
школы. Создаваемая нами образовательная среда находится в постоянном развитии,
обогащении и расширении.
Ребенок попадая в эту среду, живет, развивается,
формируется как личность в сопровождении 4-х значимых взрослых.
Это – родитель, учитель, мудрец и умелец. Кто они такие?
Родитель.Он является первым и основным учителем ребенка, ведь фундамент
развития закладывается в первую очередь семье.
Семья – главная ценность, так как в ней формируется человеческий капитал.
По этой линии планово ведется обширная работа для оптимизации педагогического
взаимодействия школы и семьи.
-13-
Умелец.Это педагогика труда. Что могут взрослые умельцы, то в разной степени
могут и дети. Еще древние мыслители писали: «Привычки и навыки, приобретенные в
детстве определяют всю дальнейшую жизнь» (Аристотель)
Школьник знакомится с истоками народного творчества, искусства, занимаясь в разных
кружках, обучается прикладному искусству, овладевает навыками работы по различным
видам традиционного народного искусства. В результате ребенок накапливает опыт,
создающий объективные предпосылки для развития его творческих способностей.
В нашей школе создаются условия для развития творческих индивидуальных
особенностей личности ребенка. Для этого широко открыты двери различных кружков,
секций, студий, клубов.
Принципом построения образовательного процесса является совпадение интереса
ученика с содержанием обучения и воспитания. Для реализации данного принципа вся
учебно-воспитательная работа ведется по пяти блокам, объединенных единой задачей
подготовки гармоничной, саморазвивающейся личности; учебный центр, эстетический
центр, центр духовно-нравственной культуры, физкультурно-оздоровительный центр,
производственно- трудовой центр. Все 5 блоков основаны на тесном взаимодействии друг
с другом и организованы в тесном сотрудничестве с другими представителями социума.
Всем этим процессом руководят педагоги-умельцы, родители – умельцы, мудрецы –
умельцы.
А кто такой мудрец?
Под мудрецами подразумеваются умудренные опытом бабушки, дедушки, носители
народных традиций, обычаев, культуры своего этноса.
Они всегда внушали детям и внукам трудолюбие, честность, милосердие, любовь к малой
и большой родине, учат их основе реальной жизни
В школе функционирует совет старцев - мудрецов. Они являются лучшими советниками в
воспитании учащихся, гражданина-патриота.
Учитель-
главная фигура во взаимодействии 4 – х значимых взрослых, а
успешность взаимодействий зависит от его этнокультурной компетентности. Он и
связующее звено, и организатор, умеющий осуществлять целенаправленное воздействие
на личность ребенка и умело управляющий не только образовательным процессом, но и
целостным развитием ребенка.
Каждый значимый взрослый имеет свою конкретную цель работы, общения и в то
же время их объединяет единая цель – вызвать любопытство, интерес, желание заняться
интересным
и полезным для него делом. Созданная нами образовательная среда
«Гармония» находится в постоянном развитии, обогащении и расширении.
Это единая система работы образовательного и воспитательного пространства совместно
с дошкольными, ведомственными и общественными организациями.
Таким образом, созданная образовательная среда «Гармония» в соприкосновении
современности и народной педагогики находится в постоянном обновлении, расширении
и в поиске новых путей созидания.
Этнокультурно-компетентностный подход как условие воспитания гражданина-
патриота и как целостный процесс воспитания по сохранению накопленных человеческих
сокровищ и передача их последующему поколению актуальны и необходимы в наше
сложное время.
-14-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное
нами
исследование
современного
понимания
явление
патриотизма
совершенно отчетливо обнаружило нравственную составляющую, так как воспитательная
работа в образовательной среде эффективна лишь в том случае, если она проводится в
контексте осмысления, оценки и переоценки этнокульурных ценностей для нравственной
сферы личности понятий добра, милосердия, сострадания, поддержки.
Свою задачу мы видим в формировании позитивного образа учителя, привлечении
умельцев, мудрецов, родителей, общественности к участию в патриотическом, духовно-
нравственном воспитании, передаче опыта от поколения к поколению.
Мы создали образовательную среду «Гармония», где приоритетными направлениями
являются: Семья – Школа – Социум – Родина – Память. Вся деятельность этих
направлений
основывается
на
принципах
преемственности,
патриотической
направленности, гуманизма, духовности, сотрудничества и здорового образа жизни.
Этнокультурно-компетентностный подход к определению сущности патриотического
воспитания как единого процесса, генерирующего в себе все другие виды воспитания,
воспитание гражданина-патриота будут способствовать, на наш взгляд, становлению,
развитию и совершенствованию педагогической культуры общества, формированию
системного этнопедагогического подхода к воспитанию достойных граждан-патриотов
Российской Федерации.
-15-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания
образовательной технологии. Мир центр «Педагогический поиск», 2003.
2. Волков Г.Н. Педагогика любви. М: Издательский дом Магистр – Пресс, 2002 – Т.1.
3. Волков Г.Н. Педагогика любви. М: Издательский дом Магистр – Пресс, 2002 – Т.2.
4. Габышева Ф.В. Межкультурный диалог в образовании многонациональной республики
Саха(Якутия) // Народное образование Якутии, 2005 №3. с.4 – 24.
5. Международная конференция республики Саха и Международное образовательное
пространство: Перспективы развития и тезисы докладов. Якутск, Изд-во института
развития образования МО РС(Я), 2001.
6. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта
общего образования. Якутск, Издательство ИРО МО РС(Я), 2003.
7. Стручков С.В. Социокультурные аспекты воспитания в семье // Народное образование
Якутии, 2002 №3. с. 114-116.
8. Федорова Л.И. Основные профессиональные качества современного учителя.
\\Народное
образование Якутии, 2003 №3 с.40-42.
9. Этнос. Образование. Личность. Материалы республиканской научно-практической
конференции «Муниципальная методическая служба: опыт, проблемы, перспективы».
Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000.
10. Энциклопедия современного учителя. М., Издательство АСТ, 2000.