Автор: Зырянова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г.Омска "Центр развития ребенка - детский сад №302"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьии в подготовке к школе"
Раздел: дошкольное образование
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. Теоретические аспекты изучения роли семьи в воспитании
дошкольника
1.1.Характеристика и функции семьи…………………………………………...6
1.2.
Роль семьи в подготовке ребёнка к школьному обучению……………......9
Глава 2.
Эмпирическое исследование роли семьи при подготовке
дошкольников к обучению в школе
2.1.
Методы исследования………………………………………………………16
2.2.
Анализ и интерпретация результатов диагностики……………………..17
2.4.
Рекомендации родителям при подготовке детей к обучению в
школе……………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………………......29
Приложения
2
Введение
Семья играет главную роль в воспитании детей. Она является главным
институтом социализации детей, развития всесторонней, гармоничной
личности. Именно в семье закладываются общественно-социальные нормы,
нормы поведения. Именно семья помогает ребёнку творчески раскрыться,
развиться духовно и нравственно, наладить отношения с миром.
Детям дошкольного возраста присуща подражательность в поведении.
Наблюдая за родителями и другими членами семьи, они присваивают себе те
формы общения, взаимодействия и поведения, которые приняты у взрослых.
Поэтому так важно, чтобы ребёнок рос в гармоничной семье, показывающей
на собственном примере позитивное общение, заботу к членам семьи,
доверительное отношение, участие в судьбе близких людей, пример
поведения и способы разрешения конфликтов.
Именно семье принадлежит важная роль в подготовке ребёнка к
школьному
обучению.
Родители,
правильно
организовавшие
процесс
подготовки, помогают детям психологически и физически справиться с
предстоящими трудностями.
Изучением
вопроса
о
роли
семьи
в
воспитании
и
обучении
дошкольников занимались такие учёные, как
Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт,
А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П.
Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, А.Н. Леонтьев, , Н.И.
Болдарев, П.Ф. Каптерев, О.Л. Зверева, Т.А. Куликова, Ю.П. Азиров.
В современных условиях становится актуальной проблема изучения
роли семьи в подготовке дошкольника к школе. Родители становятся всё
более занятыми, дети оказываются вне зоны их внимания. Ответственность
за подготовку детей перекладывают на дошкольные учреждения. А развитие
технологий, появление компьютеров, телефонов заслоняет живое общение
родителей и детей. В результате этого страдают отношения детей с
родителями, появляются ошибки в стиле воспитания.
3
Проблема роли семьи в подготовке дошкольника к школьному
обучению существует в психолого-педагогических науках, однако ей не
уделяется должного внимания. Всё больше говорится о процессе воспитания,
об обучении детей в дошкольных учреждениях, а роли семьи касаясь лишь
вскользь.
Анализ практики показывает, что родители не обладают достаточными
знаниями о роли семьи и её возможностях в воспитании и обучении ребёнка,
они не уделяют внимания стилю воспитания в семье, которое значительным
образом отражается на детях. Незнание, ошибки в стиле воспитания,
постоянная смена приёмов и методов воспитания нарушает гармоничные
отношения детей и родителей, приводит к появлению у детей различных
страхов, неуверенности, агрессивных форм поведения.
Цель исследования – выявление, обоснование и экспериментальная
проверка влияния семьи на подготовку дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования – семья.
Предмет исследования – роль семьи в подготовке дошкольника к
школьному обучению.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.
Дать сущностную характеристику семье.
2.
Выявить влияние семьи в подготовке дошкольника к обучению в
школе.
3.
Провести диагностику готовности дошкольника к обучению в
школе.
4.
Разработать рекомендации родителям по проблеме.
Теоретическая значимость
исследования определяется выбором
основных положений и определений, на которых базируется данное
исследование в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость
исследования заключаются в том, что
подобранный материал может быть использован в консультационной работе
4
с родителями при изучении роли семьи в подготовке ребёнка к обучению в
школе.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по данной проблеме, наблюдение, синтез, анализ, обобщение,
диагностирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования. Исследовательская работа
проводилась в МДОУ ЦРР № 46, в подготовительной группе, всего 18
воспитанников.
Структура работы
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка используемой литературы, приложения.
5
Глава 1. Теоретические аспекты изучения роли семьи в
воспитании дошкольника
1.1.
Характеристика и функции семьи
Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации
личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е.
отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими
вместе и ведущими совместное хозяйство.
Семья рассматривается как целостная система, которая реализует
совокупность
функций,
обеспечивающих
полное
удовлетворение
потребностей членов семьи, и характеризуется внешними и внутренними
границами и иерархической ролевой структурой отношений.
Характеристики семьи разделяют на объективные, субъективные и
интегральные. К объективным характеристикам семьи относят следующие:
особенности эмоциональных связей в семье;
мотивация брака;
главенство и ролевая структура семьи;
особенности коммуникации в семье;
способность семьи к разрешению проблемных ситуаций.
К субъективным характеристикам относят:
удовлетворённость браком;
семейное самосознание, наличие семейных «мифов» и их
содержание.
К интегральной характеристике относят сплочённость семьи.
Семья выполняет несколько важных функций:
1.
Репродуктивная функция. Она заключается в рождение детей,
продолжение рода.
2.
Экономическая
функция, хозяйственно-бытовая функция. В
настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением
доходов её членов и распределением этих доходов на потребление в
6
соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая
функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта
каждого её члена. Распределение домашних обязанностей и их содержание
обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и
стадией её жизненного цикла.
3.
Воспитательная
функция.
Семья
выступает
институтом
социализации ребёнка. В семье происходит формирование личности ребёнка.
Воспитание в семье, эмоциональное, позитивное общение ребёнка с
близкими родственниками определяет гармоничное развитие ребёнка в
ранние годы. По мере взросления ребёнка изменяются задачи, тактика и
средства
воспитания,
формы
сотрудничества
с
родителями.
Следует
отметить, что сегодня именно воспитание детей считается важнейшей
социальной функцией семьи.
4.
Сексуально-эротическая
функция.
Стабильные
сексуальные
отношения с постоянным партнёром создают условия для достижения
наиболее полной сексуальной гармонии партнёров.
5.
Функция
духовного
общения.
Она
предполагает
духовное
взаимообогащение членов семьи, информационный обмен, обсуждение
наиболее
значимых
для
личности
проблем,
создание
условий
для
личностного и интеллектуального роста членов семьи.
6.
Функция эмоционально поддержки и приятия. Данная функция
обеспечивает
чувство
безопасности
и
принадлежности
к
группе,
эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, а также формирование у
личности потребности в самовыражении и самоактуализации.
7.
Рекреативная функция. Она заключается в обеспечении условий
восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности
членов семьи.
8.
Функция социальной регуляции, контроля и опеки.
Следует сказать, что в современном мире значительно возросло
значение функции эмоционально поддержки и принятия, которая реализует
7
потребности человека в любви и обществе. Конечно, в настоящее время
любовь
является
сущностной
характеристикой
отношений
в
семье,
заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между
супругами.
Следует сказать, что в современном мире значительно возросло
значение функции эмоционально поддержки и принятия, которая реализует
потребности человека в любви и обществе. Конечно, в настоящее время
любовь
является
сущностной
характеристикой
отношений
в
семье,
заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между
супругами.
Функции семьи не соположены и не равнозначны, они образуют
иерархическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи
как социально-культурного института и историей конкретной семьи [14, 13].
Выделяют несколько типов семьи в зависимости от критериев.
В зависимости от состава семьи выделяют полную семью (есть мать и
отец); неполную семью (есть только мать или отец); искаженную или
деформированную семью (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо
матери).
В
зависимости
от
функциональных
особенностей
выделяют
гармоничную и дисгармоничную семьи.
Существует три типа распределения семейных ролей:
централистический (или авторитарный), когда во главе стоит
один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в
решении основных вопросов семейной жизни;
автономный, когда муж и жена распределяют роли и не
вмешиваются в сферу влияния другого;
демократический, когда управление семьёй лежит на плечах
обоих супругов примерно в равной мере.
Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:
8
патриархальные
семьи,
где
главой
семейного
государства
является отец,
матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием
пользуется мать,
эгалитарные семьи, в которых нет чётко выраженных семейных
глав, в таких семьях преобладает ситуативное распределение власти между
отцом и матерью [3, 80].
В
современном
мире
роль
семьи
как
института
социализации
подрастающего
поколения
возросла.
Во-первых,
увеличилась
продолжительности
детства,
во-вторых,
возникли
новые
периоды
возрастного развития, так, к отрочеству добавилась юность. Особую
ценность в жизни семьи приобрела функция воспитания детей. Современная
семья всё явственнее утверждает себя в качестве психотерапевтического
союза. Предназначение семьи связывается с созданием уникальных условий
для саморазвития и личности\ной самореализации как супругов, так и детей.
Воспитание приобретает характер равноправного сотрудничества родителей
и детей, которое основано на уважении прав ребёнка, на признании его права
выбирать самостоятельно жизненный путь.
Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт
влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно
связаны
все
социальные
процессы.
В
то
же
время
семья
имеет
относительную автономность от общественно-экономических отношений,
выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных
институтов [17, 24].
1.2.
Роль семьи в подготовке ребёнка к школьному обучению
Семья
в
современном
обществе
рассматривается
как
институт
первичной социализации ребёнка. Родители несут ответственность перед
обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным
9
особенностям ребёнка и обеспечивающих оптимальные возможности его
личностного и умственного развития.
Главными задачами семьи являются формирование потребности в
социальном
контакте,
базового доверия
к миру и
привязанности в
младенчестве,
формирование
предметно-орудийной
компетентности
в
раннем
возрасте
и
социальной
компетентности
в
дошкольном,
сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и
осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном
возрасте, создание условий для развития автономии и самосознания в
подростковом и юношеском возрасте.
Эмоциональная насыщенность, позитивный характер межличностных
отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с
партнёром, совместная деятельность и сотрудничество
с взрослым как
образцом компетентности, социальная поддержка делают семью уникальной
структурой, обеспечивающей благоприятные условия для личностного и
интеллектуального развития ребёнка.
В семье организуется жизнь и деятельность ребёнка. Взаимодействие
ребёнка со средой, и прежде всего с социальной средой, усвоение им
культуры играют первостепенную роль в его психическом развитии,
становлении его личности. Семья не рассматривается в оторванности от
общества, от социума, поэтому семейная среда многогранна, она включает в
себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное,
информационное окружение ребёнка [14, 110].
Родители и другие члены семьи создают среду воспитания для ребёнка,
например,
приобретают
соответствующие
книги,
игрушки,
создают
комфортные условия для жизни, заботятся о положительных образцах
поведения. Во многом от того, как будет организована среда воспитания,
будут зависеть и методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его
развития.
10
Подготовка ребёнка к школе в семье является очень актуальной,
поскольку, придя в школу, ребёнок должен иметь навыки чтения, письма и
счёта.
Однако
главным
для
ребёнка
является
умение
общаться,
приспосабливаться, понимать, т.е. владеть коммуникативными и речевыми
навыками. И все эти навыки должна привить ребёнку, в первую очередь,
семья.
Как уже отмечали, воспитание личности ребёнка с младенческих лет
осуществляется в семье, оно является основной обязанностью родителей.
Воспитание в семье определяет у ребёнка образа мира, формирует
соответствующий образ жизни.
Для ребёнка родители являются языковым и речевым образцом, так как
дети учатся языку, подражая и слушая. Помимо этого, семья является также и
организатором разнообразных видов деятельности детей. Рождаясь, ребёнок
не
обладает
умениями
или
навыками,
обеспечивающими
его
самостоятельную
жизнь,
он
является
абсолютно
беспомощным.
Его
взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. Однако
ребёнок сам по себе не способен овладеть средствами освоения, усвоения и
присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. Именно в
семье ребёнка приобщают к различным видам деятельности.
В последние годы отметилась тенденция трудности адаптации ребёнка
к школьному обучению. Трудности заключаются не столько во внешних
условиях, сколько во внутренних, отражающих особенности развития детей,
поступающих в школу. Конечно, подготовкой к школе занимаются и в
детском саду, и в семье, расставляют в ней не те акценты. Основное
внимание сосредоточено на развитии ума, на специальной подготовке,
научить читать, считать, немного писать [17, 178].
Важно научить ребёнка в этот период сосредотачивать внимание на
чём-то конкретном, удержать в покое. У ребёнка недостаточно развиты
произвольные формы поведения, он не умеет управлять своим вниманием,
деятельностью. Обучение в школе требует сложившейся произвольности.
11
Ребёнок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему
говорят.
Произвольность
поведения
развивается
на
протяжении
всего
дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребёнка: в выполнении
требований родителей и других взрослых, в соблюдении норм и правил
поведения, в общей дисциплинированности, организованности поведения.
Если ребёнок не умеет произвольно регулировать свою деятельность, были
допущены ошибки в его воспитании на более ранних этапах развития. Здесь
возможны
самые
разнообразные
варианты,
прежде
всего,
семейного
воспитания. Возможно, ребёнка излишне опекали, используя в семье тактику
опеки. Также в семье могла использоваться чрезмерная строгость и излишняя
требовательность (тактика диктата), что также приводит к плачевным
результатам. Дети не могут самостоятельно научится управлять собой и
овладеть своим поведением, всему этому они могут научиться в семье,
общаясь с родителями, в совместной с ними деятельности. Задача родителей
заключается в том, чтобы поддерживать у ребёнка интерес к занятиям,
добиваться их завершения. Также одна из основных задач семьи заключается
в том, чтобы в процессе повседневной жизни учить ребёнка доводить до
конца то, что не очень интересно, но обязательно для выполнения. Например,
убрать игрушки, аккуратно разобрать и разложить по ячейкам коробки
детали конструктора, привести в порядок свою обувь [17, 179]. Таким
образом, родители должны учить ребёнка выполнять свои обязанности, быть
ответственным, аккуратным.
В процессе подготовки к школе родителям необходимо прибегать к
играм. А.Н. Леонтьев отмечал, что овладеть правилами игры – значит
овладеть своим поведением. В играх ребёнок добивается выигрыша,
мобилизовав свои силы, волю, но учится и мужественно проигрывать. Так
формируется упорство, выдержка, способность сосредоточиться и не
обращать внимания на отвлекающие моменты.
12
С требованиями и издержками современной школы справится ребёнок
физически крепкий, закалённый, выносливый.
На
данный
момент
ситуация
обстоит
так,
что
родители
не
задумываются о необходимости стимулирования у детей желания учиться в
школе. Конечно, для ребёнка ценен сам факт официального признания его
взросления,
позицию
школьника
укрепляют
приготовление
учебных
пособий,
покупка
ранца,
организация
рабочего
места,
т.е.
внешняя
атрибутика школьной жизни.
Однако для развития личности важны мотивы познавательного
характера, такие, как «хочу много знать», «узнавать новое», о формировании
которых следует заботиться родителям. Часто бывает так, что будущие
первоклассники заявляют о своём нежелании учиться, что связано с
неправильной тактикой родителей, чувствующих реальную или мнимую
неготовность
ребёнка
к
школе
и
запугивающих
его
трудностями
предстоящего обучения. Ребёнку надо говорить о том, что учение в школе
является непростым делом, но при старании трудности можно преодолеть.
Зато в школе ребёнок узнает много интересного.
Часто родители задаются
вопросом, необходимо
ли
изучать в
дошкольном возрасте отдельные элементы школьной программы. Всё
зависит от обстоятельств, прежде всего, от того, как идет развитие ребёнка,
насколько подготовлены сами родители к тому, чтобы взять на себя такое
обучение.
Если ребёнок растёт живым и любознательным, если ум его постоянно
требует новой пищи, если он начинает интересоваться какими-то вещами,
требующими школьных знаний или сам просит научить его читать, писать,
то
соответствующее
обучение
будет
уместно.
От
ребёнка
нельзя
отделываться фразами, что пойдёшь в школу, там всё узнаешь. Иначе можно
загасить развивающийся познавательный интерес [6, 20]. Ребёнок подошёл в
своём развитии к рубежу школьных знаний, поэтому необходимо с ним
заниматься.
13
Если же ребёнок к этому рубежу не подошёл, то лучше не форсировать
его искусственным образом. Не поддержанное идущей изнутри мотивацией
обучение будет оставлять у ребёнка тягостное чувство, и неприязнь к учёбе
может сформироваться у него раньше, чем он пойдет в школу. Да и
получаемые знания усваиваются в этом случае чисто механически и остаются
формальными, если взрослые не организуют систематического повторения.
Правильнее сосредоточить внимание на общем развитии, на формировании
навыка управления собою и выработке познавательной мотивации.
Типичная ошибка родителей заключается в том, что они начинают
обучение ребёнка, совершенно не сообразуясь с уровнем его развития, чаще
всего по наитию, под действием каких-то случайных факторов.
Чтобы у ребёнка общее развитие шло нормально, необходимо уйти от
стандартных причин, ведущих к отставанию в развитии. Это, прежде всего,
конфликты в семье, дефицит семейного общения. Следует помнить, что
родители, предоставляющие своим детям расти, как трава в поле, скорее
всего, как только дети пойдут в школу, столкнутся с фактом задержки
развития.
В
семье
также
необходимо
полноценное
общение,
как
в
количественном отношении, так и в качественном, т.е. в интеллектуальном и
эмоциональном смысле.
Для того чтобы у ребёнка появилась желание узнавать новое, познавать
мир, необходимо создать в семье соответствующую обстановку, где она
будет получать поддержку взрослых. Это, прежде всего, благоприятная,
спокойная
атмосфера,
полноценное,
заинтересованное
общение
со
взрослыми.
Большое значение имеет и круг интересов, которыми живёт семья.
Ребёнок очень рано начинает стремиться к полноценному включению в
жизнь семьи, а для этого ему надо понимать, что обсуждают взрослые, о чём
идёт их разговор [6, 57].
14
Важнейшим этапом психического развития в дошкольном возрасте
является психологическая готовность к школьному обучению. К концу
дошкольного возраста ребёнок представляет собой личность. Он хорошо
осознаёт
свою
половую
принадлежность,
находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в
семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми
и сверстниками.
Таким образом, родители должны иметь в виду, что умение читать,
писать, считать не самое главное в подготовке детей к школе. Основная
задача заключается в том, чтобы создать условия для полноценной,
осмысленной,
содержательной
жизни
ребёнка
на
протяжении
всего
дошкольного возраста. Такая жизнь, предполагающая приобщение ребёнка к
разным областям человеческой культуры, даст будущему первокласснику и
необходимые для успешного вхождения в школьную действительность
знания и умения, обеспечит формирование необходимых качеств и свойств.
15
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в воспитании
дошкольников.
2.1. Методы исследования изучения готовности ребёнка к
школьному обучению
Муниципальное
дошкольное образовательное
учреждение
Центр
развития ребёнка-детский сад №46.
МБДОУ ЦРР № 46 обеспечивает формирование общей культуры,
развитие
физических,
интеллектуальных
и
личностных
качеств,
формирование
предпосылок
учебной
деятельности,
обеспечивающих
социальную
успешность,
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей
дошкольного возраста. В МБДОУ функционирует 9 групп общеразвивающей
направленности и 2 группы реконструированы (физкультурный зал, театр).
В исследовании принимали участие подготовительная группа МБДОУ
ЦРР № 46, 18 воспитанников.
Так как мы рассматриваем роль семьи в подготовке ребёнка к
школьному обучению, то в нашем исследовании мы проводили диагностику
как детей, так и их родителей. В нашей работе мы использовали следующие
методики.
1.
Тест Бендер (Л.А. Ясюкова. Методика определения готовности к
школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе:
Метод. руководство. – СПб: Иматон, 1999).
Тест позволяет определить наличный уровень зрительномоторной
координации детей (Приложение 1).
2.
Методика исследования уровня готовности детей к обучению в
школе Л.А. Ясюковой (Л.А. Ясюкова. Методика определения готовности к
школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе:
Метод. руководство. – СПб: Иматон, 1999) (Приложение 2).
3.
Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ, авторы Э.Г.
Эйдемиллер, В. В. Юстицкий) (Приложение 3).
16
Данная методика предназначена для родителей детей.
Цель методики: выявление ошибок в родительском воспитании,
диагностика нарушений в системе взаимного влияния членов семьи.
Опросник АСВ включает 130 утверждений касающихся воспитания
детей. В него несколько шкал, позволяющих установить стиль семейного
воспитания,
получить
представление
о
структрно-ролевом
аспекте
жизнедеятельности семьи, о системе взаимных влияний, о механизмах
семейной интеграции.
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики
Первой методикой был тест Бендер, направленный на определение
наличного уровня зрительномоторной координации детей. Мы получили
следующие результаты.
50 % детей справились с заданием. Они правильно перерисовали все
фигуры, правильно расположили их на листе, соблюдались все пропорции.
38 % детей частично справились с заданием. Эти дети допустили
незначительные ошибки в изображении фигур, были небольшие проблемы с
соблюдением пропорций.
11 % детей не справились с заданием. Эти дети допустили грубые
ошибки в изображении фигур, нарушили пропорции, пропущены некоторые
элементы.
Полученные данные можно представить на рисунке.
17
51%
38%
11%
Тест Бендер
справились с заданием
частично справились с за-
данием
не справились с заданием
Рисунок 1. Тест Бендер.
Следующей методикой была методика исследования уровня готовности
детей к обучению в школе
Л.А. Ясюковой. В данной методике было
несколько заданий, направленных на изучение различных познавательных и
интеллектуальных свойств личности.
Первым заданием было изучение кратковременной речевой памяти
ребёнка. Мы получили следующие результаты.
50 % детей набрали максимальное количество баллов – 9. Эти дети
запомнили и повторили все слова.
27 % детей набрали 7 баллов. Эти дети запомнили 7 слов.
11 % детей набрали 6 баллов, соответственно, запомнили 6 слов.
11 % детей набрали 5 баллов.
Полученные данные представим на рисунке.
18
51%
27%
11%
11%
Изучение речевой памяти
9 баллов
7 баллов
6 баллов
5 баллов
Рисунок 2. Изучение речевой памяти у дошкольников подготовительной группы.
Таким образом, мы видим, что у большинства детей достаточно
хорошо сформирована речевая память. Однако отмечаются и проблемные
дети, которые набрали 5-6 баллов. Поэтому необходима работа с ними.
Вторым заданием было изучение кратковременной зрительной памяти.
Мы получили следующие результаты.
38 % детей набрали 16 баллов – максимальное количество. Эти дети
запомнили все изображения, некоторые из них назвали все изображения
после повторного размышления.
33 % детей набрали 14 баллов, результат выше среднего. Они
запомнили практически все картинки.
16 % детей набрали 11-12 баллов, средний результат.
5 % детей набрали 9 баллов. Эти дети показали низкий результат.
Представим данные на рисунке.
19
41%
36%
17%
5%
Кратковременная зрительная память
высокий результат
выше среднего
средний
низкий
Рисунок 3. Результаты теста на кратковременную зрительную память у дошкольников.
Следующим заданием было завершение предложений. Мы получили
следующие результаты.
55 % детей показали высокий результат, набрав при этом 3,5 – 4 балла.
Они быстро заканчивали предложение, практически не было ошибок.
27 % детей показали средний результат, набрав 2,5 – 3 балла. Эти дети
допускали небольшие ошибки, отвечали не сразу, задумывались.
16 % детей показали низкий результат, набрав 1-2 балла. У этих детей
возникли сложности с придумыванием предложений, они долго думали,
затруднялись с ответом.
Представим полученные данные на рисунке.
20
56%
28%
16%
Завершение предложений
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Рисунок 4. Результаты по заданию «Завершение предложений» у дошкольников.
Третьей методикой была методика «Анализ семейного воспитания».
Изучив анкеты родителей, мы пришли к следующим выводам.
У 2 семей обнаружилась гипопротекция, когда ребёнку уделяется
слишком мало времени в связи с излишней занятостью родителей.
Либеральная семья не требует особого приклада сил на то, чтобы
воспитывать своего ребёнка. Ребёнок в этих семьях предоставлен самому
себе. В этом случае ребёнку «можно всё». Родители оправдывали своё
невнимание к ребёнку недостатком времени на реализацию полноценного
воспитания ребёнка в семье. Среди них у 2 семей (неполных) наблюдалось
расширение
сферы
родительских
чувств. Стиль
потворствования
обнаружился
у
5
семей,
где
родители
стремятся
к
максимальному
удовлетворению любых потребностей ребёнка. У 4 семей обнаружилась
гиперпротекция, когда родители уделяют слишком много внимания ребёнку,
считая воспитание главной целью жизни.
У 3 семьи выявился стиль чрезмерной требовательности и запретов.
Такие семьи можно назвать авторитарными. Такой стиль вредит развитию
дошкольника, ставит под угрозу развитие и воспитание ребёнка. Ему
предъявляется огромное количество запретов, ограничивающих его свободу
21
и самостоятельность. Требования к ребёнку велики, не соответствуя его
возможностям. Он становится объектом воздействий родителей. Здесь мы
можем говорить о том, что ребёнок может стать замкнутым, необщительным.
У 3 семей выявился неустойчивый стиль воспитания, что говорит о
неустойчивости
эмоциональных
отношений
в
семье.
Данные
семьи
испытывают сложности, как правильно воспитывать ребёнка. Родители резко
меняют стили поведения, приёмы воспитания. При этом они, как правило,
признают значительные колебания в воспитании. Данные семьи не могут
определиться с тем, что важно для их ребёнка. Среди них у 2 семей
выявилось вынесение конфликта в сферу воспитания. У них наблюдалась
воспитательная неуверенность родителя, когда родитель «идёт на поводу» у
ребёнка.
У 7 семей выявилась минимальность санкций. Родители предпочитают
обходиться без наказаний для ребёнка, считая, что они не нужны. Они
предпочитают строить отношения на сотрудничестве и взаимопомощи.
На рисунке 4 показан стиль семейного воспитания дошкольников.
28%
16%
39%
16%
Стиль семейного воспитания
Либеральный
Авторитарный
Демократический
Неустойчивый
Рисунок 4. Стиль семейного воспитания дошкольников.
Таким образом, мы можем говорить о том, что у многих семей
наблюдаются
ошибки
в
воспитании
дошкольников,
отклонения
в
воспитании.
22
Исходя из полученных данных, мы можем говорить о том, что у
большинства детей отмечается довольно высокий уровень готовности к
школе. Однако есть дети, у которых наблюдаются проблемы.
Помимо этого, проведя диагностику для родителей, мы выявили, что в
некоторых семьях наблюдаются ошибки в воспитании дошкольников, что
также сказывается на подготовке детей к обучению в школе.
2.3. Рекомендации родителям по подготовке детей к обучению в
школе
Во-первых, необходима коррекция модели семейного воспитания,
поскольку именно в семье происходит формирование и развитие личности
ребёнка, его эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Коррекцию
стиля
семейного
воспитания
проводилась
путём
сказкотерапии. Метод сказкотерапии применяли на групповых занятиях, в
индивидуальной форме, а также в работе с родителями в виде бесед,
консультаций и родительских собраний.
Литературный материал включает как народные сказки и рассказы, так
и совместно сочинённые сказки родителей и детей.
Цель
методики
–
установление
контактов
родителей
и
детей,
установление
доверительных
взаимоотношений.
Метод
сказкотерапии
предполагает опору на семейное чтение и рассказывание как приобщение к
семейным традициям, с интересами внутри семьи.
Литературный
материал
учитывает
уровень
заинтересованности
родителей процессом семейного воспитания, использование семейного
чтения
и
потребности
всех
членов
семьи
в
духовной
близости,
в
межличностном общении.
С помощью метода сказкотерапии в совместных ролевых играх и
театрализации сказок ребёнок может взять на себя роль взрослого, а
23
взрослый – ребёнка. В этих совместных играх родители и дети учатся
слушать друг друга, прислушиваясь к эмоциям и чувствам.
В индивидуальной форме метод сказкотерапии проводился, прежде
всего, в семье. Чтение и рассказ сказок, сочинение своих собственных
помогает родителям и детям лучше узнать потребности другу друга,
наладить взаимоотношения. Особенно важно сочинение сказок ребёнком,
поскольку именно из сказки взрослый может узнать, какие же ошибки он
совершил и совершает в воспитании. Обязательно нужно обсуждать
сказочные события.
Для сплочения семьи, укрепления её связей возможно выполнение
творческих заданий: иллюстрирование сказок, совместное изготовление
поделок, театрализация.
Также, мы предлагаем рекомендации родителям по подготовке детей к
школьному обучению.
Родителям необходимо использовать различные ситуации, чтобы дети
размышляли о школе. Это могут быть:
погружение детей в литературные произведения;
обыгрывание ситуаций с помощью сказочных и вымышленных
персонажей;
предоставление ребёнку возможности самостоятельно мыслить,
делать выводы, иметь собственное мнение, синтезировать полученные
знания,
развивать
интеллектуально-творческие
способности
и
коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к
изменившейся ситуации школьного обучения.
Помимо этого, необходимо формировать представление детей о школе.
Здесь важен тот момент, что ни в коем случае нельзя запугивать детей
школой,
говорить,
что
там
трудно,
сложно
учиться,
иначе
можно
сформировать ложное представление, которое крепко засядет у дошкольника.
Поэтому
нужно
развивать
и
укреплять
эмоционально-положительное
отношение ребёнка к школе, желания учиться.
24
Нужно также сформировать социальные черты личности будущего
школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Как известно, для дошкольника игра является возможностью оказаться
в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
Поэтому родителям необходимо играть с детьми в сюжетно-ролевые игры.
Так,
например,
очень
хорошей
является
игра
«Школа»,
основной
особенностью которой является социальный мотив. Игра помогает ребёнку
принять на себя социальную роль школьника, что в дальнейшем поможет ему
успешно войти в школьную жизнь.
В
игре
у
детей
формируются
умения
пользоваться
речью,
договариваться, сотрудничать, управлять и быть управляемым. Через игру
ребёнок активно осваивает «мир вещей» и «мир людей». Всё это необходимо
будущему первокласснику.
Помимо этого, родителям важно использовать разнообразные игры на
развитие познавательных процессов ребёнка.
Игры на развитие памяти.
Здесь можно использовать такие игры, как «Опиши по памяти»,
«Найди картинку», «Пары картинок», «Пары слов».
Все данные игры отлично подойдут для развития памяти у ребёнка. В
них удобно играть дома.
Игры на развитие логического мышления, воображения, внимания.
Так, например, для развития слухового внимания, можно использовать
игры «Весёлый лес», «Четыре стихии». Для развития и концентрации
внимания можно играть в «Путешествие в зоопарк».
Очень полезно использовать упражнение на соответствие.
Ребёнку предлагаются карточку с изображениями, среди которых он
должны найти два одинаковых предмета. А также упражнение, где
необходимо показать фрагменты, изображённые на рисунке.
На развитие воображения, можно использовать такие игры, как
«Неоконченный рисунок», «Природный оркестр», «Три краски».
25
И, конечно, самое главное – любить ребёнка, помогать ему в трудных
ситуациях, направлять его.
Ведь именно в семье у детей формируется личность, поэтому именно
семья
должна
подготовить
ребёнка
к
обучению
в
школе
как
в
интеллектуальном плане, так и в психологическом, эмоциональном плане.
Вера в ребёнка, в его способности, благоприятный климат в семье
помогут ребёнку подготовиться к школе и адаптироваться в новой для него
роли школьника.
Также в работе мы провели диагностику детей и их родителей. После
проведения диагностики, мы выявили, что
26
Заключение
В данной работе мы рассмотрели проблему роли семьи в подготовке
детей к обучению в школе. Мы пришли к следующим выводам.
Мы выявили, что роль семьи невозможно переоценить в воспитании
ребёнка. Семья является институтом социализации ребёнка, в неё он
гармонично
и
всесторонне
развивается,
получает
нравственное,
интеллектуальное, физическое, трудовое воспитание и развитие.
Для дошкольника семья является примером для подражания. Именно
из семьи он выносит правила и нормы поведения, взаимоотношения с
людьми, нормы общения.
Подготовка ребёнка к школе в семье является очень актуальной,
поскольку, придя в школу, ребёнок должен иметь навыки чтения, письма и
счёта.
Однако
главным
для
ребёнка
является
умение
общаться,
приспосабливаться, понимать, т.е. владеть коммуникативными и речевыми
навыками. И все эти навыки должна привить ребёнку, в первую очередь,
семья.
Произвольность
поведения
развивается
на
протяжении
всего
дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребёнка: в выполнении
требований родителей и других взрослых, в соблюдении норм и правил
поведения, в общей дисциплинированности, организованности поведения.
Если ребёнок не умеет произвольно регулировать свою деятельность, были
допущены ошибки в его воспитании на более ранних этапах развития. Здесь
возможны
самые
разнообразные
варианты,
прежде
всего,
семейного
воспитания.
В процессе подготовки к школе родителям необходимо прибегать к
играм, поскольку овладеть правилами игры – значит овладеть своим
поведением.
27
Также мы провели диагностику детей и их родителей. Мы пришли к
выводу, что у большинства детей отмечается довольно высокий уровень
готовности к школе. Однако есть дети, у которых наблюдаются проблемы.
Помимо этого, проведя диагностику для родителей, мы выявили, что в
некоторых семьях наблюдаются ошибки в воспитании дошкольников, что
также сказывается на подготовке детей к обучению в школе.
Поскольку климат в семье и модель семейного воспитания имеют одно
из первоочередных значений при подготовке ребёнка к школе, мы провели
коррекцию с помощью метода сказкотерапии.
Также мы дали рекомендации родителям при подготовке детей к
школьному обучению.
28
Список используемой литературы
1.
Азаров
Ю.П.
Семейная
педагогика:
Педагогика
Любви
и
свободы. – М., 2010.
2.
Акимова Г. Как помочь своему ребёнку. – М.: У-Фактория, 2006.
3.
Андреева Т.В. Психология семьи. – СПб: Речь, 2010.
4.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ:
Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья
Карич"), 2012. – 304с.
5.
Афонин Т.Н. Здоровый и счастливый ребёнок.. – СПб: Питер,
2010.
6.
Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические
аспекты). – М.: Знание, 1983. – 96 с.
7.
Башкирова Н. Планируем ребёнка. – СПб: Питер, 2009.
8.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008.
9.
Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду //
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.
Виноградовой. – М.: Просвещение, 2008.
10.
Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург, 2010.
11.
Захарова Ю. А. Семейные отношения и их влияние на развитие
личности ребенка / Ю. А. Захарова: Психологический практикум. – Ростов н/
Д.: Феникс, 2011. – 256 с.
12.
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее
воспитание детей. – М.: Сфера, 2009.
13.
Казанская К.О. Детская и возрастная психология. – М.: А-Приор,
2010.
14.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы
семейного консультирования: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2010. – 320 с.
15.
Кравченко
А.И.
Социология:
Учебник
для
вузов.
–
М.:
Академический проект, 2009. – 9-е изд. – 512 с.
29
16.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от
рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования. – 5-е изд. – М.: Изд-во
УРАО, 2000. – 175 с.
17.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание:
Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский
центр «Академия», 2011. – 232 с.
18.
Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребёнка. – М., 2010.
19.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.,
2010.
20.
Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. –
Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 101 с.
21.
Спивановская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.,
2010.
30
Приложение 1.
Тест Бендер
Цель
–
определение
наличного
уровня
зрительномоторной
координации детей.
Инструкция: «Ребята, внимательно посмотрите на рисунок вверху
листа. Вот здесь внизу на свободной части листа (показать) постарайтесь
перерисовать этот рисунок так, чтобы получилось очень похоже. Не
торопитесь, главное, чтобы получилось похоже».
Анализ
теста
Бендер
носит
качественный
характер.
Плохую
зрительномоторную координацию выдаёт рисунок, выполненный ребёнком
без детального анализа изображения образца, когда не соблюдаются
основные пропорции и сопряжения элементов (имеются лишние пробелы и
пересечения
линий),
количество
кружков
не
соответствует
образцу,
пропущены
некоторые
элементы,
имеются
существенные
перекосы
изображения.
31
Приложение 2.
Методика исследования уровня готовности детей к обучению в
школе Л.А. Ясюковой
Задание
1.
Кратковременная
речевая
память
Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и
запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй всё, что запомнилось,
в любом порядке». Чётко произнесите все слова из любого ряда (1–4) с
интервалом в пол-секунды, по окончании кивните головой и тихо скажите:
«Говори».
Запишите всё, что скажет ребёнок (слова, которые он придумал сам,
повторы), не поправляя, не критикуя и не комментируя его ответы.
Записывайте слова так, как они произнесены ребёнком, помечая для себя
искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите
ребёнка.
32
Слова для запоминания: кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт,
луч.
За каждое верно названное слово начисляется 1 балл (максимально 9
баллов).
Задание 2. Кратковременная зрительная память.
Положите
перед
ребёнком
таблицу
с
16-ю
картинками.
Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у
тебя
заберу
эти
картинки,
а
ты
мне назовёшь всё, что запомнилось, в любом порядке». Время предъявления
картинок – 25-30 секунд.
В бланке ответов отметьте крестиком всё, что ребёнок назовёт
правильно. Когда ребёнок замолчит, скажите ему: «Попробуй мысленно
просмотреть картинку, может быть, ты еще что-то увидишь». Запишите то,
что вспомнит ребёнок, и похвалите его за работу. За каждую верно
названную картинку начисляется 1 балл (максимально 16 баллов).
Задание 3. Завершение предложений
Инструкция: «А
теперь
я
начну
предложение,
а
ты
закончи».
Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало
незаконченным, и ждите ответа.
Если
ребёнок
затрудняется
с
ответом,
скажите
ему:
«Придумай что-нибудь, чем можно было бы закончить это предложение».
Затем повторите начало предложения. Этот факт необходимо обязательно
отметить в бланке ответов. Ответы записывайте дословно, сохраняя порядок
слов и их произношение. Не поправляйте ребёнка и похвалите его за работу.
1) «Если в воскресенье будет хорошая погода, то...»;
2) «Ребёнок ходит в детский сад, потому что...»;
3) «Девочка ударилась и заплакала, потому что...»;
4)«Саша ещё не ходит в школу, хотя...».
За
каждое
безупречное
дополнение
начисляется
1
балл.
Если
содержатся мелкие ошибки – 0,5 балла.
33
Приложение 3.
Методика «Анализ семейного воспитания»
Цель методики: выявление ошибок в родительском воспитании,
диагностика нарушений в системе взаимного влияния членов семьи.
Опросник АСВ включает 130 утверждений касающихся воспитания
детей. В него несколько шкал, позволяющих установить стиль семейного
воспитания,
получить
представление
о
структрно-ролевом
аспекте
жизнедеятельности семьи, о системе взаимных влияний, о механизмах
семейной интеграции.
Инструкция. Уважаемый
родитель!
Предлагаемый
Вам
опросник
содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы.
Такие же номера есть в «Бланке для ответов».
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы согласны с ними,
то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если Вы
34
не согласны – зачеркните этот номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то
поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов
было не больше 5.
В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений.
Отвечайте так, как Вы сами думаете.
На бланке регистрации ответов номера ответов относящиеся к одной
шкале, расположены в одной строке (исключение составляют 6 шкал
подчеркнутых в регистрационном бланке). Это даёт возможность быстрого
подсчёта баллов по каждой шкале, путём суммирования положительных
ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Справа в бланке
регистрации
ответов
указано
сокращённое
название
шкалы
и
диагностическое значение. Если число баллов достигает или превышает
диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется тот
или иной тип отклонения воспитания.
Шкалы, которые подчёркнуты, требуют другой методики подсчёта.
Суть её состоит в том, что итоговый результат получается в результате
суммирования данных двух одинаковых шкал из верхней и нижней части
регистрационного бланка.
Интерпретация
1. Гиперпротекция. При гиперпротекции родители уделяют ребёнку
очень много времени, сил и внимания, воспитание стало главной целью их
жизни.
2. Гипопротекция. Тип воспитания, при котором ребёнок оказывается
на периферии внимания родителей, до него «нет дела». Ребёнок часто
выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда
случается что-то серьёзное.
Эти шкалы направлены на выявление уровня протекции, на то, сколько
сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребёнка.
35
3.
Потворствование. Родители
стремятся
к
максимальному
и
некритическому удовлетворению любых потребностей ребёнка, выполняют
любое его желание, балуют.
4.
Игнорирование
потребностей
ребёнка. Данный
стиль
характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению
потребностей ребёнка. Чаще страдают при этом духовные потребности,
особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.
Эти шкалы замеряют степень удовлетворения потребностей ребёнка,
т.е. в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение, как
материально-бытовых, так и духовно-нравственных нужд ребёнка.
5.
Чрезмерность
требований-обязанностей. При
таком
стиле
воспитания требования к ребёнку велики, непомерны, не соответствуют его
возможностям, представляют риск психотравматизации.
6. Недостаточность требований-обязанностей ребёнка. В этом случае
ребёнок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная
особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как
трудно привлечь ребёнка к какому-либо делу по дому.
Эти шкалы выявляют обязанности ребёнка в семье.
7. Чрезмерность требований-запретов. В этой ситуации ребёнку всё
запрещается.
Ему
предъявляется
огромное
количество
требований,
ограничивающих его свободу и самостоятельность.
8. Недостаточность требований-запретов к ребёнку. В этом случае
ребёнку разрешается всё.
Эти шкалы указывают на то, что ребёнку нельзя делать. Они
определяют
степень
самостоятельности
ребёнка,
возможность
самому
выбирать способ поведения.
9. Чрезмерность санкций. При таком стиле характерна приверженность
к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на
незначительные нарушения поведения.
36
10. Минимальность санкций. Родители предпочитают либо вовсе
обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на
поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.
Эти шкалы дают представление о строгости наказаний применяемых к
ребёнку родителями, за невыполнение семейных требований.
11.
Неустойчивость
стиля
воспитания. Оценки
по
этой
шкале
позволяют
говорить
о
резкой
смене
стиля,
приёмов
воспитания.
Характеризуют неустойчивость эмоциональных отношений в семье.
12. Расширение сферы родительских чувств.
Данный источник
нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские
отношения между родителями оказываются нарушенными: нет одного из
супругов (смерть, развод), либо отношения с ним не удовлетворяют
родителя, играющего основную роль в воспитании.
13. Воспитательная неуверенность родителя. В этом случае происходит
перераспределение власти в семье между родителями и ребёнком в пользу
последнего. Родитель «идет на поводу» у ребёнка, уступает даже в тех
вопросах, в которых уступать никак нельзя.
14.
Фобия
утраты
ребёнка.
Отношение
родителей
к
ребёнку
формировалось под воздействием накопленного ими страха потери.
15. Неразвитость родительских чувств. Адекватное воспитание детей
возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно
сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребёнку.
16. Проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств.
17. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Нередко
воспитание
превращается
в
«поле
битвы»
конфликтующих
родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать
недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребёнка».
37