Автор: Костюченко Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ВОЛОШКА"
Населённый пункт: ЯНАО г.НОЯБРЬСК ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование материала: круглый стол для педагогов
Тема: «Мальчики и девочки – два мира, два полюса»
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «ВОЛОШКА»
Круглый стол для педагогов
«Мальчики и девочки – два мира, два полюса»
Современные проблемы гендерного воспитания дошкольников
Подготовила воспитатель:
Костюченко Т.Б.
2021г.
Современные проблемы гендерного воспитания дошкольников
- Добрый день уважаемые коллеги! Тема нашей встречи звучит так «Мальчики и
девочки – два мира, два полюса. Современные проблемы гендерного воспитания».
«Воспитание – дело трудное, и улудшение его условий – одна из священных
обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование
самого себя и своих близких»
Сократ
Сегодня мы собрались с Вами, чтобы обсудить весьма актуальную проблему
современной педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях
воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
Надеюсь, что наша встреча будет не только информационно насыщенной, но и
интересной, доступной, а главное – познавательной и продуктивной.
Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна:
современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины
располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу
хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы,
но и проявляли заботу к людям, уважение к родным. А женщины умели проявить
себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной
социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Понятие «гендерное воспитание» широко используется в педагогике.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе
воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и
культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами), а
существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению
ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу
выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать
разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею
равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам
по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы
жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Сегодня мы говорим о воспитании детей с учётом полоролевой идентичности.
Пол (от латинского - «Секаре» - разделять, делиться) – первоначально относиться
ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщины и
мужчины).
Гендер – (от латинского «Генус» - род) – социальный пол, определяющий поведение
человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Сегодня в дошкольных учреждениях стоит проблема формирования гендерной
идентичности детей. В чём Вы видите эту проблему?
(Ответы педагогов).
1.Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в
ДОУ составлено без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них
делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности
детей, без акцента на «гендер». Таким образом, в дошкольных учреждениях
осуществляется «бесполое» (усреднённое) воспитание, что в конечном итоге
приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулистой
девочки.
2. В дошкольных учреждениях работают в основном женщины.
3.Много детей живут в неполных семьях, где воспитанием занимаются женщины,
что особенно не приемлемо для мальчиков.
Таким образом, наша с Вами задача, заключается в воспитании детей с учётом
пола, организации развивающей среды для мальчиков и девочек, формировании
качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь
к родному дому).
Говоря о современных проблемах гендерного воспитания необходимо понимать
как вообще формируется гендерная идентичность.
Гендерная идентичность одна из базовых характеристик человека, которая
формируется в процессе социализации ребёнка, основным психологическим
механизмом,
который
выступает
в
роли
половой
идентификации.
Половая
идентификация – сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе
биологическое развитие ребёнка как мальчика или девочки, усвоение норм,
способов,
эталонов
полоролевого
поведения
и
развитие
самосознания
и
самопринятия ребёнком себя как девочки и мальчика.
Именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется
гендерная идентичность.
К двум годам ребёнок узнаёт, что существует два пола, и начинает понимать, кто
он – девочка или мальчик.
В 3-4 года ребёнок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто
ассоциирует его с чисто внешними признаками (например: с одеждой) и допускает
принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте
половая принадлежность ассоциируется у детей с определёнными соматическими
(образ тела, гениталии) и поведенческими свойствами.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется уже большей чёткостью в
определении полового образа. Именно в 4-5 лет дети имеют представление о
собственной гендерной принадлежности и аргументируют её по ряду признаков («Я
– мальчик, я ношу брюки, а не платье, у меня короткая причёска»).
В 6-7 лет ребёнок окончательно осознаёт необратимость половой принадлежности.
Причём это совпадает с бурным усилием половой дифференцировки поведения и
установки: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают игры и
партнёров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения.
Исходя из этого, что мальчики и девочки такие разные, то и подходы к
воспитанию и обучению должны отличаться. За многие века произошло много
изменений в системе воспитания, включая совместное и раздельное воспитание
детей. Вообще на воспитание ребёнка и гендерное в том числе, оказывает влияние в
первую очередь семья и социальная среда.
С давних времён мужчина был добытчиком, защитником, женщина –
хранительницей семейного очага. Следственно мальчиков воспитывали более
сурово, прививая уважение к женщине, ответственность за свои поступки. В девочке
воспитывали
такие
качества
как
нежность,
скромность,
целомудрие,
хозяйственность. Изменения, которые произошли за последние десятилетия в
социальной, экономической, политической сферах не могли не сказаться на
воспитании детей.
По статистике растёт количество неполных семей, а это значит, что дети не
получают опыт ролевого поведения мамы и папы. Меняется ситуация и в полных
семьях, когда в силу разных причин (алкоголизм, игромания, безработица и т.д.)
женщина становится добытчицей. Воспитание детей происходит и на образах
художественной
литературы,
героях
мультфильмов,
кинофильмов.
Если
проанализировать, что дети видят с экранов телевизора, то мы видим, как меняются
женские и мужские образы. Женские образы: воительница, способная избить, убить;
следователь, полицейский; курящая, распущенная; независимая и т.д. Образ
мужчины: слабовольный, безответственный, недотёпа и т.д. Конечно, все эти
стереотипы перенимают наши дети.
Безусловно, трудности и проблемы в воспитании детей были во все времена, но на
мой взгляд важно анализировать происходящие изменения, понимать какое будущее
мы хотим видеть и предпринимать те меры, которые в наших силах.
Модель педагогического процесса строится таким образом, чтобы при наличии
смешанных групп использовался дифференцированный подход к воспитанию и
обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. А для этого нужно
знать и различать особенности развития мальчиков и девочек.
Особенности развития мальчиков
- Лучше развито правое полушарие, участвующее в распознании и анализе
зрительных
и
музыкальных
образов,
формы
и
структуры
предметов,
в
сознательной ориентации в пространстве.
- Здоровье слабее; организм хуже сопротивляется болезням; многие болезни
переносятся тяжелее.
- Физически сильнее.
- Ориентируются на дальнее зрение.
- Более подвижны, менее усидчивы; чаще страдают от своей гиперактивности.
- Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.
- Лёгкие у мальчиков по величине больше.
- Крови на пол литра больше, чем у девочек.
- Используют в рисунке меньшее количество цветов, их цветовая гамма менее
насыщенна.
- Изображают себя чаще на фоне машин.
- При рассказе уделяют больше внимания действиям; рассказы отличаются
простотой изложения, незавершённостью, традиционностью сюжета.
Особенности развития девочек
-
Лучше
развито
левое
полушарие,
обеспечивающее
регуляцию
речевой
деятельности, письма, счёта и логического мышления.
- Более крепкое здоровье; большая выносливость.
-Физически слабее.
- Организм лучше сопротивляется болезням.
- Быстрее утомляются.
- Чувствительны к шуму.
- Ориентируются на ближнее зрение.
- Менее подвижны; более усидчивы.
- Сердце бьётся быстрее, чем у мальчиков, поэтому они такие суетливые.
- Любят рисовать себя в фате с чётко выделенными ресницами и губами; любят
подрисовывать взрослые атрибуты.
- Речь богаче; словарный запас обогащается значительно быстрее.
- Более детально описывают предметы; используют сложные предложения в речи;
более эмоциональны.
Задание для педагогов:
Как построить работу с детьми по гендерному
воспитанию?
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в
совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть,
трудиться вместе, но при этом они могут проявить свои индивидуальные
особенности, а так же особенности, присущие своему гендеру. Следовательно,
одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является
создание
полифункциональной
предметно-развивающей
среды,
окружающей
мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для
девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают
дети).
Задание педагогам: Как же организовать развивающую среду, ориентированную
на гендерное воспитание?
Одним из ведущих условий для формирования позитивной половой идентичности
ребёнка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает
предметно-развивающая среда, которая даёт возможность ребёнку актуализировать
и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.
Известно, что среда является одним из основных средств развития личности
ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно
–
развивающая
среда
не
только
обеспечивает
разные
виды
активности
дошкольников (физической, игровой, умственной), но и является основой его
самостоятельной деятельности с учётом гендерных и индивидуальных особенностей
и потребностей каждого ребёнка.
Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы давать
возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются
подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение
общаться.
Игрушки и игры для мальчиков должны побуждать их к изобретательству,
преобразованию окружающего мира, помогать развивать навыки, которые позже
лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей.
Задание для педагогов:
Назовите игрушки, в которые чаще всего играют
мальчики, девочки?
Задание для педагогов: Нужно ли чёткое подразделение игрушек на игрушки для
мальчиков и игрушки для девочек?
Обобщение: мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки; девочкам
необходимо играть в машинки и строить дома; это часть познания не только
противоположного пола, но ещё и познание мира; также
необходимы пазлы,
мозаики, настольно – печатные игры, наборы для творчества и т.д.
Значимым условием гендерной идентичности является сюжетно-ролевая игра.
Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужских и женских качеств и
поведения, закладываются основы эмоционально-положительного отношения к
будущей роли ребёнка в обществе как мужчины, женщины, папы, мамы.
Работу с детьми по гендерной социализации необходимо проводить комплексно,
используя все жизненные и специально подготовленные ситуации.
Непосредственно образовательную деятельность можно осуществлять в рамках
тематических недель: «Мы разные – девочки и мальчики», «Мужчина и женщина –
какие они?», «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».
Проводить КВН, викторины: «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»
Познавательная деятельность должна быть направлена на обеспечение детей
знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной
деятельности мужчин и женщин, обычаях и традициях народного воспитания.
Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках,
пословицах, играх, традициях и обрядах, так же способствует овладению ребёнком
ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью детей нужно
знакомить с русскими народными сказками, играми, заучивать с ними пословицы и
поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде. Во многих сказках,
рассказах стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы
образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных
сказок
–
девочки
обладают
природным
умом,
настойчивым
характером,
находчивостью и ловкостью. А мальчики – трудолюбивые и хозяйственные,
помощники на работе и в быту. Можно организовать «Выставки книг про девочек и
для
девочек»,
«Выставки
книг
про
мальчиков
и
для
мальчиков».
Для
конструктивной
деятельности
в
группах
можно
использовать
различные
конструкторы, мозаики.
В процессе изобразительной деятельности педагоги должны создавать условия для
того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них
интересно или эмоционально значимо. Общая направленность на подобие своему
полу придаёт определённое содержание рисункам ребёнка: мальчики рисуют дорогу
с автомобилями, самолёты в небе, корабли в море и т.д. Девочки же рисуют
«красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, мам и т.д.
В
музыкально
–
ритмических
движениях
нужно
использовать
дифференцированный
подход:
мальчики
разучивают
движения,
требующие
мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты); у девочек преобладает
плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами,
шарами). В игре на музыкальных инструментах – ложки, барабаны, гармони – для
мальчиков; бубны, колокольчики – для девочек.
Использовать дифференцированный подход в процессе физического воспитания
на основе различий в двигательных функциях мальчиков и девочек. Правильно
распределять роли в подвижных играх (девочки – пчёлки, мальчики – медведи).
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой
деятельности
способствуют
трудовые
поручения,
которые
так
же
следует
распределять в зависимости от пола ребёнка: мальчики выполняют работу,
связанную с применением силы; девочки с аккуратностью.
Педагогические ситуации.
Ситуация в семье№ 1.
Мать:
- Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать:
- Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-
нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец:
- А я не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это
платят, А я на работе устал.
Мать:
- Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец:
- А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопросы:
1.Кто должен заниматься гендерным воспитанием?
2. Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?
Ситуация № 2.
Мать с ребёнком встречаются с воспитателем.
Воспитатель (обращается к ребёнку):
- Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
Ребёнок:
- Нет, я их сейчас расстреляю!!!
Воспитатель:
- За что же ты их хочешь расстрелять?
Ребёнок:
- А просто так, потому что я – разбойник!
Мама:
- А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют.
Боевой растёт, уж слишком даже!
Воспитатель (имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит,
лежащие в сумке матери):
- А Вы, видимо поощряете его в этом.
Мама:
- Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!
Воспитатель:
- А Вы не пытались переключить его на другие игры, более спокойные? Да и
игрушки ему другие, которые располагают к спокойным играм!
Мама:
- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопросы.
1.В чём, по Вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками
будущих социальных ролей?
2.Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами?
Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и
хозяйками?
Для эффективности работы по гендерному воспитанию важен тесный контакт
педагогов и родителей дошкольного учреждения. Задача дошкольного учреждения
заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной
идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать
с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, т.е. научить занимать
позицию не «над» ребёнком, а «рядом» с ним. Родителям необходим определённый
запас
знаний,
которым
воспитатель
готов
поделиться
через
проведение
родительских собраний, семинаров, выступление специалистов, консультации,
рекомендации и т.д. Просвещение родителей по вопросам мальчиков и девочек
можно предложить по темам:
«Воспитание девочек и мальчиков»
«Гигиена мальчиков и девочек и их одежда»
«Поведение мальчиков и девочек»
«Дружба мальчиков и девочек»
«Я и моя семья»
«В семье растёт дочь, в семье растёт сын»
«Игрушки мальчиков и девочек»
В процессе выполнения задачи по формированию представления о различиях
между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и
поведении, воспитывается культура общения с партнёрами противоположного пола
в различных ситуациях и игровой деятельности.
У детей вырабатываются:
- навыки доброжелательного отношения друг к другу;
- умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего
вида в причёске, одежде и пр.
- навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;
- умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты
характера;
- умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.
Следует понимать, что мы с Вами являемся носителями женского пола. Дети, с
которыми мы работаем, вольно или невольно, считывают с нас информацию. И
здесь важно всё: и то, как мы выглядим, как мы одеваемся, как мы общаемся друг с
другом и с родителями, как мы двигаемся и т.д. Ведь в дошкольном возрасте
педагог является авторитетом для ребёнка, эталоном для подражания. А значит,
личным примером мы с Вами влияем на гендерное воспитание детей.
«Так вырастает дитя – оно непременно станет прекрасным и добрым, если не
найдётся тот, кто этому помешает…»
Герман Брох