Напоминание

«Мальчики и девочки – два мира, два полюса»


Автор: Костюченко Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ВОЛОШКА"
Населённый пункт: ЯНАО г.НОЯБРЬСК ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование материала: круглый стол для педагогов
Тема: «Мальчики и девочки – два мира, два полюса»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «ВОЛОШКА»

Круглый стол для педагогов

«Мальчики и девочки – два мира, два полюса»

Современные проблемы гендерного воспитания дошкольников

Подготовила воспитатель:

Костюченко Т.Б.

2021г.

Современные проблемы гендерного воспитания дошкольников

- Добрый день уважаемые коллеги! Тема нашей встречи звучит так «Мальчики и

девочки – два мира, два полюса. Современные проблемы гендерного воспитания».

«Воспитание – дело трудное, и улудшение его условий – одна из священных

обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование

самого себя и своих близких»

Сократ

Сегодня мы собрались с Вами, чтобы обсудить весьма актуальную проблему

современной педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях

воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Надеюсь, что наша встреча будет не только информационно насыщенной, но и

интересной, доступной, а главное – познавательной и продуктивной.

Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна:

современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины

располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу

хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы,

но и проявляли заботу к людям, уважение к родным. А женщины умели проявить

себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной

социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Понятие «гендерное воспитание» широко используется в педагогике.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе

воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и

культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами), а

существующие свойства и отношения называются гендерными.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению

ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу

выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать

разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею

равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам

по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы

жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Сегодня мы говорим о воспитании детей с учётом полоролевой идентичности.

Пол (от латинского - «Секаре» - разделять, делиться) – первоначально относиться

ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщины и

мужчины).

Гендер – (от латинского «Генус» - род) – социальный пол, определяющий поведение

человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Сегодня в дошкольных учреждениях стоит проблема формирования гендерной

идентичности детей. В чём Вы видите эту проблему?

(Ответы педагогов).

1.Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в

ДОУ составлено без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них

делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности

детей, без акцента на «гендер». Таким образом, в дошкольных учреждениях

осуществляется «бесполое» (усреднённое) воспитание, что в конечном итоге

приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулистой

девочки.

2. В дошкольных учреждениях работают в основном женщины.

3.Много детей живут в неполных семьях, где воспитанием занимаются женщины,

что особенно не приемлемо для мальчиков.

Таким образом, наша с Вами задача, заключается в воспитании детей с учётом

пола, организации развивающей среды для мальчиков и девочек, формировании

качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь

к родному дому).

Говоря о современных проблемах гендерного воспитания необходимо понимать

как вообще формируется гендерная идентичность.

Гендерная идентичность одна из базовых характеристик человека, которая

формируется в процессе социализации ребёнка, основным психологическим

механизмом,

который

выступает

в

роли

половой

идентификации.

Половая

идентификация – сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе

биологическое развитие ребёнка как мальчика или девочки, усвоение норм,

способов,

эталонов

полоролевого

поведения

и

развитие

самосознания

и

самопринятия ребёнком себя как девочки и мальчика.

Именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется

гендерная идентичность.

К двум годам ребёнок узнаёт, что существует два пола, и начинает понимать, кто

он – девочка или мальчик.

В 3-4 года ребёнок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто

ассоциирует его с чисто внешними признаками (например: с одеждой) и допускает

принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте

половая принадлежность ассоциируется у детей с определёнными соматическими

(образ тела, гениталии) и поведенческими свойствами.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется уже большей чёткостью в

определении полового образа. Именно в 4-5 лет дети имеют представление о

собственной гендерной принадлежности и аргументируют её по ряду признаков («Я

– мальчик, я ношу брюки, а не платье, у меня короткая причёска»).

В 6-7 лет ребёнок окончательно осознаёт необратимость половой принадлежности.

Причём это совпадает с бурным усилием половой дифференцировки поведения и

установки: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают игры и

партнёров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения.

Исходя из этого, что мальчики и девочки такие разные, то и подходы к

воспитанию и обучению должны отличаться. За многие века произошло много

изменений в системе воспитания, включая совместное и раздельное воспитание

детей. Вообще на воспитание ребёнка и гендерное в том числе, оказывает влияние в

первую очередь семья и социальная среда.

С давних времён мужчина был добытчиком, защитником, женщина –

хранительницей семейного очага. Следственно мальчиков воспитывали более

сурово, прививая уважение к женщине, ответственность за свои поступки. В девочке

воспитывали

такие

качества

как

нежность,

скромность,

целомудрие,

хозяйственность. Изменения, которые произошли за последние десятилетия в

социальной, экономической, политической сферах не могли не сказаться на

воспитании детей.

По статистике растёт количество неполных семей, а это значит, что дети не

получают опыт ролевого поведения мамы и папы. Меняется ситуация и в полных

семьях, когда в силу разных причин (алкоголизм, игромания, безработица и т.д.)

женщина становится добытчицей. Воспитание детей происходит и на образах

художественной

литературы,

героях

мультфильмов,

кинофильмов.

Если

проанализировать, что дети видят с экранов телевизора, то мы видим, как меняются

женские и мужские образы. Женские образы: воительница, способная избить, убить;

следователь, полицейский; курящая, распущенная; независимая и т.д. Образ

мужчины: слабовольный, безответственный, недотёпа и т.д. Конечно, все эти

стереотипы перенимают наши дети.

Безусловно, трудности и проблемы в воспитании детей были во все времена, но на

мой взгляд важно анализировать происходящие изменения, понимать какое будущее

мы хотим видеть и предпринимать те меры, которые в наших силах.

Модель педагогического процесса строится таким образом, чтобы при наличии

смешанных групп использовался дифференцированный подход к воспитанию и

обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. А для этого нужно

знать и различать особенности развития мальчиков и девочек.

Особенности развития мальчиков

- Лучше развито правое полушарие, участвующее в распознании и анализе

зрительных

и

музыкальных

образов,

формы

и

структуры

предметов,

в

сознательной ориентации в пространстве.

- Здоровье слабее; организм хуже сопротивляется болезням; многие болезни

переносятся тяжелее.

- Физически сильнее.

- Ориентируются на дальнее зрение.

- Более подвижны, менее усидчивы; чаще страдают от своей гиперактивности.

- Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.

- Лёгкие у мальчиков по величине больше.

- Крови на пол литра больше, чем у девочек.

- Используют в рисунке меньшее количество цветов, их цветовая гамма менее

насыщенна.

- Изображают себя чаще на фоне машин.

- При рассказе уделяют больше внимания действиям; рассказы отличаются

простотой изложения, незавершённостью, традиционностью сюжета.

Особенности развития девочек

-

Лучше

развито

левое

полушарие,

обеспечивающее

регуляцию

речевой

деятельности, письма, счёта и логического мышления.

- Более крепкое здоровье; большая выносливость.

-Физически слабее.

- Организм лучше сопротивляется болезням.

- Быстрее утомляются.

- Чувствительны к шуму.

- Ориентируются на ближнее зрение.

- Менее подвижны; более усидчивы.

- Сердце бьётся быстрее, чем у мальчиков, поэтому они такие суетливые.

- Любят рисовать себя в фате с чётко выделенными ресницами и губами; любят

подрисовывать взрослые атрибуты.

- Речь богаче; словарный запас обогащается значительно быстрее.

- Более детально описывают предметы; используют сложные предложения в речи;

более эмоциональны.

Задание для педагогов:

Как построить работу с детьми по гендерному

воспитанию?

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в

совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть,

трудиться вместе, но при этом они могут проявить свои индивидуальные

особенности, а так же особенности, присущие своему гендеру. Следовательно,

одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является

создание

полифункциональной

предметно-развивающей

среды,

окружающей

мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для

девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают

дети).

Задание педагогам: Как же организовать развивающую среду, ориентированную

на гендерное воспитание?

Одним из ведущих условий для формирования позитивной половой идентичности

ребёнка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает

предметно-развивающая среда, которая даёт возможность ребёнку актуализировать

и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.

Известно, что среда является одним из основных средств развития личности

ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно

развивающая

среда

не

только

обеспечивает

разные

виды

активности

дошкольников (физической, игровой, умственной), но и является основой его

самостоятельной деятельности с учётом гендерных и индивидуальных особенностей

и потребностей каждого ребёнка.

Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы давать

возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются

подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение

общаться.

Игрушки и игры для мальчиков должны побуждать их к изобретательству,

преобразованию окружающего мира, помогать развивать навыки, которые позже

лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей.

Задание для педагогов:

Назовите игрушки, в которые чаще всего играют

мальчики, девочки?

Задание для педагогов: Нужно ли чёткое подразделение игрушек на игрушки для

мальчиков и игрушки для девочек?

Обобщение: мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки; девочкам

необходимо играть в машинки и строить дома; это часть познания не только

противоположного пола, но ещё и познание мира; также

необходимы пазлы,

мозаики, настольно – печатные игры, наборы для творчества и т.д.

Значимым условием гендерной идентичности является сюжетно-ролевая игра.

Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужских и женских качеств и

поведения, закладываются основы эмоционально-положительного отношения к

будущей роли ребёнка в обществе как мужчины, женщины, папы, мамы.

Работу с детьми по гендерной социализации необходимо проводить комплексно,

используя все жизненные и специально подготовленные ситуации.

Непосредственно образовательную деятельность можно осуществлять в рамках

тематических недель: «Мы разные – девочки и мальчики», «Мужчина и женщина –

какие они?», «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».

Проводить КВН, викторины: «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

Познавательная деятельность должна быть направлена на обеспечение детей

знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной

деятельности мужчин и женщин, обычаях и традициях народного воспитания.

Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках,

пословицах, играх, традициях и обрядах, так же способствует овладению ребёнком

ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью детей нужно

знакомить с русскими народными сказками, играми, заучивать с ними пословицы и

поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде. Во многих сказках,

рассказах стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы

образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных

сказок

девочки

обладают

природным

умом,

настойчивым

характером,

находчивостью и ловкостью. А мальчики – трудолюбивые и хозяйственные,

помощники на работе и в быту. Можно организовать «Выставки книг про девочек и

для

девочек»,

«Выставки

книг

про

мальчиков

и

для

мальчиков».

Для

конструктивной

деятельности

в

группах

можно

использовать

различные

конструкторы, мозаики.

В процессе изобразительной деятельности педагоги должны создавать условия для

того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них

интересно или эмоционально значимо. Общая направленность на подобие своему

полу придаёт определённое содержание рисункам ребёнка: мальчики рисуют дорогу

с автомобилями, самолёты в небе, корабли в море и т.д. Девочки же рисуют

«красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, мам и т.д.

В

музыкально

ритмических

движениях

нужно

использовать

дифференцированный

подход:

мальчики

разучивают

движения,

требующие

мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты); у девочек преобладает

плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами,

шарами). В игре на музыкальных инструментах – ложки, барабаны, гармони – для

мальчиков; бубны, колокольчики – для девочек.

Использовать дифференцированный подход в процессе физического воспитания

на основе различий в двигательных функциях мальчиков и девочек. Правильно

распределять роли в подвижных играх (девочки – пчёлки, мальчики – медведи).

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой

деятельности

способствуют

трудовые

поручения,

которые

так

же

следует

распределять в зависимости от пола ребёнка: мальчики выполняют работу,

связанную с применением силы; девочки с аккуратностью.

Педагогические ситуации.

Ситуация в семье№ 1.

Мать:

- Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.

Мать:

- Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-

нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.

Отец:

- А я не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это

платят, А я на работе устал.

Мать:

- Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

Отец:

- А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопросы:

1.Кто должен заниматься гендерным воспитанием?

2. Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?

Ситуация № 2.

Мать с ребёнком встречаются с воспитателем.

Воспитатель (обращается к ребёнку):

- Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.

Ребёнок:

- Нет, я их сейчас расстреляю!!!

Воспитатель:

- За что же ты их хочешь расстрелять?

Ребёнок:

- А просто так, потому что я – разбойник!

Мама:

- А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют.

Боевой растёт, уж слишком даже!

Воспитатель (имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит,

лежащие в сумке матери):

- А Вы, видимо поощряете его в этом.

Мама:

- Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!

Воспитатель:

- А Вы не пытались переключить его на другие игры, более спокойные? Да и

игрушки ему другие, которые располагают к спокойным играм!

Мама:

- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?

Вопросы.

1.В чём, по Вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками

будущих социальных ролей?

2.Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами?

Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и

хозяйками?

Для эффективности работы по гендерному воспитанию важен тесный контакт

педагогов и родителей дошкольного учреждения. Задача дошкольного учреждения

заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной

идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать

с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, т.е. научить занимать

позицию не «над» ребёнком, а «рядом» с ним. Родителям необходим определённый

запас

знаний,

которым

воспитатель

готов

поделиться

через

проведение

родительских собраний, семинаров, выступление специалистов, консультации,

рекомендации и т.д. Просвещение родителей по вопросам мальчиков и девочек

можно предложить по темам:

«Воспитание девочек и мальчиков»

«Гигиена мальчиков и девочек и их одежда»

«Поведение мальчиков и девочек»

«Дружба мальчиков и девочек»

«Я и моя семья»

«В семье растёт дочь, в семье растёт сын»

«Игрушки мальчиков и девочек»

В процессе выполнения задачи по формированию представления о различиях

между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и

поведении, воспитывается культура общения с партнёрами противоположного пола

в различных ситуациях и игровой деятельности.

У детей вырабатываются:

- навыки доброжелательного отношения друг к другу;

- умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего

вида в причёске, одежде и пр.

- навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;

- умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты

характера;

- умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.

Следует понимать, что мы с Вами являемся носителями женского пола. Дети, с

которыми мы работаем, вольно или невольно, считывают с нас информацию. И

здесь важно всё: и то, как мы выглядим, как мы одеваемся, как мы общаемся друг с

другом и с родителями, как мы двигаемся и т.д. Ведь в дошкольном возрасте

педагог является авторитетом для ребёнка, эталоном для подражания. А значит,

личным примером мы с Вами влияем на гендерное воспитание детей.

«Так вырастает дитя – оно непременно станет прекрасным и добрым, если не

найдётся тот, кто этому помешает…»

Герман Брох



В раздел образования