Автор: Алиева Самира Самид Кызы
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики»
Раздел: дошкольное образование
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры
средствами музейной педагогики»
Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к
своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в
любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему,
а затем ко всему человечеству.
Оптимальным решением построения целостной системы нравственно
- патриотического образовательного пространства является музейная
педагогика. Встреча современного ребенка с предметным миром
прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому
возникла необходимость включение музеев в единое воспитательно-
образовательное пространство. Музейная педагогика является именно
тем стержнем, соединяющим детский сад и музей,
что оказывает
существенное влияние на воспитание детей.
Как
мы
знаем,
одним
из
основных
принципов дошкольного
образования, в соответствии с ФГОС ДО, является: приобщение детей
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества
и
государства, а также формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Как
раз
одной
из
инновационных
технологий
в
сфере
личностного
воспитания детей является музейная педагогика.
Посещения музеев,
выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для
расширения
кругозора
детей,
открытия
новых
возможностей
для
самостоятельной
исследовательской
деятельности,
стимуляции
интереса к книгам и к обучению в целом. Понятно, что не всегда и не у
всех есть возможность посещать музеи.
Да и обилие экспонатов и
экспозиций в настоящем музее способно вызвать у дошкольника скорее
утомление и рассеянность внимания. В этом случае на помощь приходит
организация мини-музеев
в
дошкольном
учреждении.
Конечно,
в
условиях
детского
сада
невозможно
создать
экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и
называют «мини-музеями».
Цель мини-музеев – подготовка юного поколения к взрослой жизни
через
реализацию
направления «музейная
педагогика» и
с
помощью музейных
средств, приобщение детей
и
их
родителей
к музейному искусству.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из
нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников
детского сада.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда
условий:
оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для
ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в
котором предусматривались занятии с детьми, а также конкурсы и
выставки.
7
этап.
Выбор
экскурсоводов.
Ими
могут
быть педагоги,
старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.
Задачами мини-музея являются:
1. Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление
инициативы детей.
2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми
формами.
4. Формирование у дошкольников представлений о музее.
5. Расширение кругозора дошкольников.
6.
Развитие
познавательных
способностей
и
познавательной
деятельности.
7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8.
Формирование
умения
самостоятельно
анализировать
и
систематизировать полученные знания.
9. Развитие творческого мышления и воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.
Огромный плюс и залог хорошего мини-музея в детском саду – его
интерактивность, при которой дети могут трогать руками и близко изучать
экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие,
растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и
учебный материал. К тому же мини-музей для ребёнка – это что-то своё,
родное, так как многие дети принимают участие в его создании.
Тематика мини-музеев может быть разнообразной:
«Чудо-дерево»
Мини-музей книги
«Игрушки-забавы»
«Мой родной город»
«Наша родина – Россия»
Мини-музей природы
«Народная кукла» и др.
Предполагаемый результат: Создание мини-музея позволяет :
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей,
-расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие. ;
- помогает в усвоении детей элементов культуры,
расширении
словарного запаса;
- обогатит предметно –развивающую среду в ДОУ.
А сейчас я хочу рассказать о мини музее, которое мы создали вместе с
детьми и родителями в своей группе.
Цель: Приобщение ребенка к миру сказок народов России и народов
мира через художественно-эстетическое и личностное развитие
ребенка, через приобщение к прекрасному.
Задачи:
Формирование у дошкольников представления о музее.
Расширение кругозора дошкольников.
Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов
России и к культуре народов мира.
Работа по созданию мини-музея в группе началась с объявления для
родителей, чтобы привлечь их внимание к созданию мини-музея.
Тематика мини музея «Сказка народов мира». Детям и родителям
было
предложено
принести
свою
книгу
сказок
по
своей
национальности, или сделанную своими руками – «книжки-малышки».
Проводились индивидуальные и групповые консультации по тематике
музея
Консультации: «Чему учит сказка?» «
Приобщение детей к истокам
народной культуры через сказки
».
Собрано много книг с волшебными сказками разных народов, а также
красиво оформленные книги с помощью детей и родителей. Создан
каталог сказок и проводилась регистрация книг. Оформлен альбом:
«Загадки о сказках».
Наш
мини
музей
оформлен
в
групповой
комнате
в
уголке
художественное чтение, с учетом эстетических норм.
Разработано перспективно тематический план работы, в котором
предусматривались не только занятии с детьми, но и выставки, акции
и викторины.
Экскурсоводы у нас дети и воспитатели.
Проводилось Открытые музея совместно с детьми…