Напоминание

«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики»


Автор: Алиева Самира Самид Кызы
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры

средствами музейной педагогики»

Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к

своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в

любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему,

а затем ко всему человечеству.

Оптимальным решением построения целостной системы нравственно

- патриотического образовательного пространства является музейная

педагогика. Встреча современного ребенка с предметным миром

прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому

возникла необходимость включение музеев в единое воспитательно-

образовательное пространство. Музейная педагогика является именно

тем стержнем, соединяющим детский сад и музей,

что оказывает

существенное влияние на воспитание детей.

Как

мы

знаем,

одним

из

основных

принципов дошкольного

образования, в соответствии с ФГОС ДО, является: приобщение детей

к

социокультурным

нормам,

традициям

семьи,

общества

и

государства, а также формирование познавательных интересов и

познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Как

раз

одной

из

инновационных

технологий

в

сфере

личностного

воспитания детей является музейная педагогика.

Посещения музеев,

выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для

расширения

кругозора

детей,

открытия

новых

возможностей

для

самостоятельной

исследовательской

деятельности,

стимуляции

интереса к книгам и к обучению в целом. Понятно, что не всегда и не у

всех есть возможность посещать музеи.

Да и обилие экспонатов и

экспозиций в настоящем музее способно вызвать у дошкольника скорее

утомление и рассеянность внимания. В этом случае на помощь приходит

организация мини-музеев

в

дошкольном

учреждении.

Конечно,

в

условиях

детского

сада

невозможно

создать

экспозиции,

соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и

называют «мини-музеями».

Цель мини-музеев – подготовка юного поколения к взрослой жизни

через

реализацию

направления «музейная

педагогика» и

с

помощью музейных

средств, приобщение детей

и

их

родителей

к музейному искусству.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из

нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников

детского сада.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда

условий:

оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для

ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в

котором предусматривались занятии с детьми, а также конкурсы и

выставки.

7

этап.

Выбор

экскурсоводов.

Ими

могут

быть педагоги,

старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

Задачами мини-музея являются:

1. Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление

инициативы детей.

2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми

формами.

4. Формирование у дошкольников представлений о музее.

5. Расширение кругозора дошкольников.

6.

Развитие

познавательных

способностей

и

познавательной

деятельности.

7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

8.

Формирование

умения

самостоятельно

анализировать

и

систематизировать полученные знания.

9. Развитие творческого мышления и воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции.

Огромный плюс и залог хорошего мини-музея в детском саду – его

интерактивность, при которой дети могут трогать руками и близко изучать

экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие,

растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и

учебный материал. К тому же мини-музей для ребёнка – это что-то своё,

родное, так как многие дети принимают участие в его создании.

Тематика мини-музеев может быть разнообразной:

«Чудо-дерево»

Мини-музей книги

«Игрушки-забавы»

«Мой родной город»

«Наша родина – Россия»

Мини-музей природы

«Народная кукла» и др.

Предполагаемый результат: Создание мини-музея позволяет :

- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей,

-расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие. ;

- помогает в усвоении детей элементов культуры,

расширении

словарного запаса;

- обогатит предметно –развивающую среду в ДОУ.

А сейчас я хочу рассказать о мини музее, которое мы создали вместе с

детьми и родителями в своей группе.

Цель: Приобщение ребенка к миру сказок народов России и народов

мира через художественно-эстетическое и личностное развитие

ребенка, через приобщение к прекрасному.

Задачи:

Формирование у дошкольников представления о музее.

Расширение кругозора дошкольников.

Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов

России и к культуре народов мира.

Работа по созданию мини-музея в группе началась с объявления для

родителей, чтобы привлечь их внимание к созданию мини-музея.

Тематика мини музея «Сказка народов мира». Детям и родителям

было

предложено

принести

свою

книгу

сказок

по

своей

национальности, или сделанную своими руками – «книжки-малышки».

Проводились индивидуальные и групповые консультации по тематике

музея

Консультации: «Чему учит сказка?» «

Приобщение детей к истокам

народной культуры через сказки

».

Собрано много книг с волшебными сказками разных народов, а также

красиво оформленные книги с помощью детей и родителей. Создан

каталог сказок и проводилась регистрация книг. Оформлен альбом:

«Загадки о сказках».

Наш

мини

музей

оформлен

в

групповой

комнате

в

уголке

художественное чтение, с учетом эстетических норм.

Разработано перспективно тематический план работы, в котором

предусматривались не только занятии с детьми, но и выставки, акции

и викторины.

Экскурсоводы у нас дети и воспитатели.

Проводилось Открытые музея совместно с детьми…



В раздел образования