Автор: Федорова Мая Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Моркинский детский сад 1"
Населённый пункт: Марий-Эл пгт Морки
Наименование материала: Статья
Тема: Экспериментирование в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
М.А.Фёдорова,
воспитатель,
МДОУ «Моркинский детский сад №1»
Познавательная активность детей дошкольного возраста в
процессе экспериментирования
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он
узнает
и
усваивает,
чем
большим
количеством
элементов
действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и
продуктивнее при других равных условиях будет его творческая
деятельность», — писал Лев Семенович Выготский.
В соответствии с требованием ФГОС воспитателям в детском саду
рекомендуется ежедневно организовывать ситуации провоцирующие
познавательную активность воспитанников одной из форм такого
воздействия является экспериментирование в ДОУ.
Важнейшим методом познавательно-исследовательской деятельности
считается
эксперимент.
Эксперимент
предполагает
проведение
практических действий с целью углубить представления детей о
живой
и
неживой
природе,
учить
самостоятельно
проводить
исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое
мнение, обобщать результаты опытов.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - расширять
представления детей об окружающем мире; научить планированию,
поиску и умению делать выводы; развивать связную речь; создание
условий для свободного исследования и экспериментирования;
вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую
деятельность.
Структура экспериментирования.
Прежде чем приступить к любому эксперименту, нужно составить
план
предстоящей
работы:
выбираем
объект
исследования;
подбираем оборудование; уточняем, каким будет эксперимент –
кратковременным
или
долговременным;
определяем,
для
чего
проводится
опыт;
определяем
последовательность
действий;
повторяем
правила
безопасности;
анализируем
результаты
(совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент
опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения).
При
организации
исследовательской
работы
с
детьми
нужно
соблюдать определённые правила.
Для того чтобы дети проводили опыты, наблюдения был создан
уголок экспериментирования. Здесь имеются различные коллекции,
приборы, сосуды, природный и бросовый материалы. В группе
организован уголок природы, где дети осваивают трудовые действия
с предметами, временные отношения, познают окружающий мир.
Также подобрана соответствующая литература. Это разработки
Мартина Кинингера, дипломированного химика, который имеет
ученую степень доктора наук в области биофизики.
Физика, химия, техника. биология для детей 4-6 лет.. Есть разработки
даже для детей 2-3 лет. А так же разработки Фомина. Для детей 3-7
лет. Н.Е.Веракса « Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольника»
Формы работы с детьми:
наблюдения, экскурсии, экспериментирование ,коллекционирование,
игры, индивидуальная работа.
Наблюдение:
Дети стремятся исследовать абсолютно все, что находится в их
ближайшем
и
дальнем
окружении:
рассматривать
камыши,
наблюдать за муравейником, работать с увеличительным стеклом
(лупой).
С детьми были проведены такие опыты как:
« Надуваем шар», где сода и сок лимона, смешанная с уксусом
вступает в реакцию, выделяет углекислый газ, надувает шарик.
«Опыт с кока-колой», «Соломинка – пипетка»,«Чудеса» с соком
краснокочанной капусты.
Краснокочанная капуста содержит в своем составе особые вещества
«антоцианы», которые отвечают за окраску и по своей сути являются
индикаторами кислотности, то есть способны изменять цвет в
зависимости от того, в какую среду они попадают: кислую,
щелочную или нейтральную.
Опыт « Научи яйцо плавать» - Соль повышает плотность воды. Чем
больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом
Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий
может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Были созданы проекты
«Выращиваем лук»- наблюдение с зарисовкой лука, беседы.
«Наблюдение за веткой смородины»- цель-показать влияния света,
тепла и воды на рост листьев на ветке.
«Вода»- изучение особенностей воды, ее свойства .
«Растения и свет»- научиться правильно располагать комнатные
растения.
В группе ведется большая работа с родителями по формированию
навыков исследовательского поведения, тесное взаимодействие с
родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада и в
работу, которую проводят их дети. Для этого были проведены беседы
с
родителями
по
теме
,
консультация
«
Детское
экспериментирование», а также были
вовлечены
родители в
совместную
деятельность
проводимых
нами
в
течении
года:
«Родительский клуб» - где проводились эксперименты.
Ожидаемые результаты
-Овладение исследовательскими умениями и навыками;
-Повышение уровня речевого развития( обогащение словарного
запаса, закрепление умения грамматически строить свои ответы на
вопросы, следить за логикой своего высказывания);
-Усвоение требований по технике безопасности при проведении
экспериментов;
-Формирование ценностного отношения к окружающему миру.
Таким образом:
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и
делает сам.
Вот
на
этом
и
основано
активное
внедрение
детского
экспериментирования.
Список источников: 1. Организация эксперименталной деятельности
дошкольников:
методические
рекомендации
/
Под
ред.
Л.Н.Прохоровой . М.,2003 г. 2.Коршунова С.И. Исследовательская
деятельность в детском саду –СПБ. Нева. 2005г.3.
Н.Е.Веракса,
О.Р.Галимов
«
Познавательно-исследовательская
деятельность
дошкольника» Мозаика-Синтез Москва, 2015г.