Напоминание

Экспериментирование в ДОУ


Автор: Федорова Мая Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Моркинский детский сад 1"
Населённый пункт: Марий-Эл пгт Морки
Наименование материала: Статья
Тема: Экспериментирование в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




М.А.Фёдорова,

воспитатель,

МДОУ «Моркинский детский сад №1»

Познавательная активность детей дошкольного возраста в

процессе экспериментирования

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он

узнает

и

усваивает,

чем

большим

количеством

элементов

действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и

продуктивнее при других равных условиях будет его творческая

деятельность», — писал Лев Семенович Выготский.

В соответствии с требованием ФГОС воспитателям в детском саду

рекомендуется ежедневно организовывать ситуации провоцирующие

познавательную активность воспитанников одной из форм такого

воздействия является экспериментирование в ДОУ.

Важнейшим методом познавательно-исследовательской деятельности

считается

эксперимент.

Эксперимент

предполагает

проведение

практических действий с целью углубить представления детей о

живой

и

неживой

природе,

учить

самостоятельно

проводить

исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое

мнение, обобщать результаты опытов.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - расширять

представления детей об окружающем мире; научить планированию,

поиску и умению делать выводы; развивать связную речь; создание

условий для свободного исследования и экспериментирования;

вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую

деятельность.

Структура экспериментирования.

Прежде чем приступить к любому эксперименту, нужно составить

план

предстоящей

работы:

выбираем

объект

исследования;

подбираем оборудование; уточняем, каким будет эксперимент –

кратковременным

или

долговременным;

определяем,

для

чего

проводится

опыт;

определяем

последовательность

действий;

повторяем

правила

безопасности;

анализируем

результаты

(совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент

опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения).

При

организации

исследовательской

работы

с

детьми

нужно

соблюдать определённые правила.

Для того чтобы дети проводили опыты, наблюдения был создан

уголок экспериментирования. Здесь имеются различные коллекции,

приборы, сосуды, природный и бросовый материалы. В группе

организован уголок природы, где дети осваивают трудовые действия

с предметами, временные отношения, познают окружающий мир.

Также подобрана соответствующая литература. Это разработки

Мартина Кинингера, дипломированного химика, который имеет

ученую степень доктора наук в области биофизики.

Физика, химия, техника. биология для детей 4-6 лет.. Есть разработки

даже для детей 2-3 лет. А так же разработки Фомина. Для детей 3-7

лет. Н.Е.Веракса « Познавательно-исследовательская деятельность

дошкольника»

Формы работы с детьми:

наблюдения, экскурсии, экспериментирование ,коллекционирование,

игры, индивидуальная работа.

Наблюдение:

Дети стремятся исследовать абсолютно все, что находится в их

ближайшем

и

дальнем

окружении:

рассматривать

камыши,

наблюдать за муравейником, работать с увеличительным стеклом

(лупой).

С детьми были проведены такие опыты как:

« Надуваем шар», где сода и сок лимона, смешанная с уксусом

вступает в реакцию, выделяет углекислый газ, надувает шарик.

«Опыт с кока-колой», «Соломинка – пипетка»,«Чудеса» с соком

краснокочанной капусты.

Краснокочанная капуста содержит в своем составе особые вещества

«антоцианы», которые отвечают за окраску и по своей сути являются

индикаторами кислотности, то есть способны изменять цвет в

зависимости от того, в какую среду они попадают: кислую,

щелочную или нейтральную.

Опыт « Научи яйцо плавать» - Соль повышает плотность воды. Чем

больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом

Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий

может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Были созданы проекты

«Выращиваем лук»- наблюдение с зарисовкой лука, беседы.

«Наблюдение за веткой смородины»- цель-показать влияния света,

тепла и воды на рост листьев на ветке.

«Вода»- изучение особенностей воды, ее свойства .

«Растения и свет»- научиться правильно располагать комнатные

растения.

В группе ведется большая работа с родителями по формированию

навыков исследовательского поведения, тесное взаимодействие с

родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада и в

работу, которую проводят их дети. Для этого были проведены беседы

с

родителями

по

теме

,

консультация

«

Детское

экспериментирование», а также были

вовлечены

родители в

совместную

деятельность

проводимых

нами

в

течении

года:

«Родительский клуб» - где проводились эксперименты.

Ожидаемые результаты

-Овладение исследовательскими умениями и навыками;

-Повышение уровня речевого развития( обогащение словарного

запаса, закрепление умения грамматически строить свои ответы на

вопросы, следить за логикой своего высказывания);

-Усвоение требований по технике безопасности при проведении

экспериментов;

-Формирование ценностного отношения к окружающему миру.

Таким образом:

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и

делает сам.

Вот

на

этом

и

основано

активное

внедрение

детского

экспериментирования.

Список источников: 1. Организация эксперименталной деятельности

дошкольников:

методические

рекомендации

/

Под

ред.

Л.Н.Прохоровой . М.,2003 г. 2.Коршунова С.И. Исследовательская

деятельность в детском саду –СПБ. Нева. 2005г.3.

Н.Е.Веракса,

О.Р.Галимов

«

Познавательно-исследовательская

деятельность

дошкольника» Мозаика-Синтез Москва, 2015г.



В раздел образования