Напоминание

Применение здоровьесберегающих технологии на уроках физической культуры


Автор: Брикин Кирилл Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Лицей №1 им. академика Б.Н. Петрова
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Доклад. Стаья
Тема: Применение здоровьесберегающих технологии на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование





Назад




Применение здоровьесберегающих технологии

на уроках физической культуры

Учитель физической культуры

Брикин Кирилл Владимирович

2021

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной

безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное

здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является

индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на

современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в

формировании и укреплении здоровья учащихся.

Сегодня здоровье детей вызывает серьезную тревогу врачей, учителей,

родителей и поэтому очень много внимания удаляется сохранению здоровья

школьников. И это не случайно, т.к. на сегодняшний день прослеживается

тенденция ухудшения физического состояния детей по сравнению с их

сверстниками предыдущих поколений.

Забота

о

здоровье

детей

является

приоритетным

направлением

деятельности образовательной организации, поскольку лишь здоровые дети

смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности.

Поэтому

сохранение

здоровья

в

образовательном

процессе

можно

рассматривать как государственную, общественную и личностную ценность.

Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной

целевой программе развития образования, связана с решением проблемы

охраны и укрепления здоровья обучающихся. В образования необходимо

разрабатывать внедрять современные стандарты, методики и программы

охраны

и

укрепления

здоровья

детей

в

образовательном

процессе,

формирования здорового образа жизни. Необходимо, чтобы сохранение и

укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей

задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и

рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

Всемирная

организации

здравоохранения

(ВОЗ)

даёт

следующее

определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое, психическое и

социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это

физическая,

социальная,

психологическая

гармония

человека,

доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

Факторы, влияющие на здоровье школьников

На здоровье детей влияет огромное количество факторов:

факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом,

образовательными

учреждениями

(их

часто

называют

«внутришкольными»);

все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на

здоровье школьников.

Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей

оказывают такие бытовые факторы как:

шум;

освещенность;

воздушная среда;

размер помещений, кубатура;

дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);

используемые стройматериалы, краска;

мебель: размеры, размещение в помещении;

видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;

пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;

качество питьевой воды;

экологическое состояние прилегающей территории;

состояние сантехнического оборудования.

Существуют учебно-организационные факторы

(в большей степени

зависящие от администрации школы):

объем

учебной

нагрузки,

ее

соответствие

возрастным

и

индивидуальным возможностям школьника;

расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в

учебном году;

организационно-педагогические условия проведения урока (плотность,

чередование

видов

учебной

деятельности,

проведение

физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);

объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках

физкультуры, на переменах, во внеучебное время);

особенности устава школы и норм жизни школы;

медицинское

и

психологическое

обеспечение

образовательного

процесса;

участие родителей учащихся в жизни школы;

стиль

управления

администрации,

характер

отношений

«по

вертикали»;

психологический

климат

педагогического

коллектива,

характер

отношений «по горизонтали»;

интегрированность

школы

в

окружающий

социум,

влияние

администрации района и других организаций на жизнь школы;

наличие либо отсутствие системы работы по формированию культуры

здоровья и здорового образа жизни учащихся;

позиция

и

уровень

компетентности

руководства

по

вопросам

сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Также

психолого-педагогические

факторы

(зависящие

в

большей

степени от педагога):

психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных

разрядок;

стиль педагогического общения педагога с обучающимися;

характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;

степень

реализации

педагогом

индивидуального

подхода

к

обучающимся (особенно группы риска);

соответствие

используемых

методик

и

технологий

обучения

возрастным и функциональным возможностям школьников;

степень

ограничений

в

свободе

естественных

телесных,

эмоциональных и мыслительных проявлений, учащихся во время

пребывания в школе;

личные,

психологические

особенности

педагога,

его

характера,

эмоциональных проявлений;

состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему

здоровью;

обременение учителя собственными проблемами, его способность

психоэмоционального переключения;

степень педагогической автономии и возможности инновационной

деятельности учителя;

профессиональная

подготовленность

учителя

по

вопросам

здоровьесберегающих образовательных технологий.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

развития

Здоровьесберегающая направленность физической культуры делится

на 3 типа:

-оздоровительная

-воспитательная

-образовательная

Образовательная направленность:

-использование

программы

физической

культуры

по

освоению

двигательных умений и навыков под редакцией Ляха и Матвеева

-обучение по темам: Лёгкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол,

волейбол, футбол, гимнастика.

-использование принципа наглядности, постепенности, доступности

нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся

-использование методики чередования интенсивности и релаксации в

обучении

-учёт физической подготовленности детей и развития физических

качеств

Оздоровительная направленность:

- Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также

ТБ, проверка инвентаря и оборудования.

- Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-

сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной

работы всех органов и систем организма.

-

Повышение

сопротивляемости

организма

к

неблагоприятным

условиям путём закаливания.

- Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их

методических рекомендаций (распределение школьников на медицинские

группы: основная, подготовительная, специальная)

Воспитательная направленность

учет

психологических

особенностей

учащихся

согласно

их

возрастным особенностям;

создание эмоционально - положительного фона в обучении и

общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);

стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание

поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;

развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание,

представление, мышление, память, воображение), а также умственных

способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);

получение знаний в различных видах спортивной деятельности.

Сочетая

эти

три

направления

формируются:

Физкультурно-

оздоровительные технологии

Физкультурно-оздоровительные

технологии

-

это

процесс

оздоровления детей.

По характеру действия различают:

Стимулирующие технологии - Закаливание и тренировка физических

качеств

Защитно-профилактические

- Санитарно-гигиенические нормы и

требования, ТБ

Компенсаторно-нейтрализующие

-

Физкультминутки

и

физкультпаузы

Информационно-обучающие - Забота учащихся о своём здоровье

Средства физического воспитания

Санитарно-гигиенические

Естественные силы природы

Физические упражнения

Санитарно-гигиенические средства

проветривание спортивного зала естественным сквозным способом;

влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;

наличие

туалетов

и

умывальников

в

раздевалках

девочек

и

мальчиков;

соответствующее освещение, наличие аптечки;

спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст №5,

старший возраст №7, набивные мячи);

наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и

спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и

соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Естественные силы природы

разностороннее воздействие на организм учащихся солнца, воздуха и

воды;

занятия в лесной местности на свежем воздухе (воздух лесов

содержит особые вещества фитонциды – способствуют уничтожению

микробов в организме);

сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями

увеличивает их закаливающее действие на организм.

Физические упражнения

это простые двигательные действия, направленные на решение задач

вводно-подготовительной, основной и заключительной части урока;

это сложные двигательные действия, направленные на решение задач

в подвижных и спортивных играх

Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с

двигательной активностью учащихся.

Двигательная активность восполняется при использовании различных

форм:

-Проведение урока физической культуры три раза в неделю.

-Организация и проведение физкультурных праздников и Дней

здоровья.

-Участие детей в городской спартакиаде школьников.

-Учащимся предоставлена возможность заниматься в спортивном зале

(волейбол, баскетбол) и на спортивных площадках школы во внеурочное

время.

-Использование между уроками физкультминуток и физкультпауз.

-Домашнее задание.

-Вовлечение учащихся в городские спортивные кружки и секции

-Проведение утренней зарядки с детьми младшего школьного возраста.

Структура урока

Вводно-подготовительная часть:

1. Начальная организация занимающихся;

2. Создание целевой установки;

3. Обеспечение благоприятного психического и эмоционального

состояния;

4. Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная

активизация функций организма;

5. Подготовка организма к решению специфических задач основной

части урока.

Структура урока

Основная часть:

1. Общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата,

совершенствование функциональных возможностей организма;

2. Обучение технике упражнений;

3. Формирование специальных знаний;

4. Развитие основных и специальных двигательных качеств;

5. Воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.

Структура урока

Заключительная часть:

1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения

отдельных групп мышц;

2. Регулирование эмоционального состояния;

3. Подведение итогов урока;

4. Сообщение домашнего задания.

Здоровьесбережение на уроке физической культуры

Планируется переход от одного этапа урока к другому с чередованием:

разных видов деятельности, фаз напряжения и «разрядки».

В

каждый

урок

включаются

2-3

коротких

«пика»

нагрузки

продолжительностью до 2 минут в целях тренировки и повышения

функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях

находится в пределах ЧСС от 130 до 1170 уд/мин.

Здоровьесбережение на уроке физической культуры

Оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности.

Кроме физической нагрузки ведётся теоретическая подготовка детей.

Нагрузка чередуется с теорией физической культуры.

Здоровьесбережение на уроке физической культуры

Активные методы обучения – это побуждение участия детей к

активной и самостоятельной деятельности.

Здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются:

индивидуальная работа, работа с партнером и работа в группе.

Здоровьесбережение на уроке физической культуры

Дифференцированный подход это – правильно регулируемая нагрузка.

Как определить нагрузку на уроке?

УЧИТЕЛЮ НАДО:

учитывать состояние здоровья;

функциональные возможности всех учащихся;

физическую подготовленность;

индивидуальные особенности;

степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного

материала.

«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим

развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и

социальной среде.

Здоровье

не

означает

просто

отсутствие

болезней:

это

нечто

положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей,

которые жизнь возлагает на человека»

Г. Сигерист

«Здоровье – это состояние

полного физического,

душевного и

социального благополучия, а не только отсутствие болезней или

физических недостатков».



В раздел образования