Автор: Брикин Кирилл Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Лицей №1 им. академика Б.Н. Петрова
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Доклад. Стаья
Тема: Применение здоровьесберегающих технологии на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование
Применение здоровьесберегающих технологии
на уроках физической культуры
Учитель физической культуры
Брикин Кирилл Владимирович
2021
Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной
безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное
здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является
индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на
современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в
формировании и укреплении здоровья учащихся.
Сегодня здоровье детей вызывает серьезную тревогу врачей, учителей,
родителей и поэтому очень много внимания удаляется сохранению здоровья
школьников. И это не случайно, т.к. на сегодняшний день прослеживается
тенденция ухудшения физического состояния детей по сравнению с их
сверстниками предыдущих поколений.
Забота
о
здоровье
детей
является
приоритетным
направлением
деятельности образовательной организации, поскольку лишь здоровые дети
смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности.
Поэтому
сохранение
здоровья
в
образовательном
процессе
можно
рассматривать как государственную, общественную и личностную ценность.
Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной
целевой программе развития образования, связана с решением проблемы
охраны и укрепления здоровья обучающихся. В образования необходимо
разрабатывать внедрять современные стандарты, методики и программы
охраны
и
укрепления
здоровья
детей
в
образовательном
процессе,
формирования здорового образа жизни. Необходимо, чтобы сохранение и
укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей
задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и
рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Всемирная
организации
здравоохранения
(ВОЗ)
даёт
следующее
определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое, психическое и
социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это
физическая,
социальная,
психологическая
гармония
человека,
доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
Факторы, влияющие на здоровье школьников
На здоровье детей влияет огромное количество факторов:
факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом,
образовательными
учреждениями
(их
часто
называют
«внутришкольными»);
все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на
здоровье школьников.
Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей
оказывают такие бытовые факторы как:
шум;
освещенность;
воздушная среда;
размер помещений, кубатура;
дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
используемые стройматериалы, краска;
мебель: размеры, размещение в помещении;
видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;
пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
качество питьевой воды;
экологическое состояние прилегающей территории;
состояние сантехнического оборудования.
Существуют учебно-организационные факторы
(в большей степени
зависящие от администрации школы):
объем
учебной
нагрузки,
ее
соответствие
возрастным
и
индивидуальным возможностям школьника;
расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в
учебном году;
организационно-педагогические условия проведения урока (плотность,
чередование
видов
учебной
деятельности,
проведение
физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках
физкультуры, на переменах, во внеучебное время);
особенности устава школы и норм жизни школы;
медицинское
и
психологическое
обеспечение
образовательного
процесса;
участие родителей учащихся в жизни школы;
стиль
управления
администрации,
характер
отношений
«по
вертикали»;
психологический
климат
педагогического
коллектива,
характер
отношений «по горизонтали»;
интегрированность
школы
в
окружающий
социум,
влияние
администрации района и других организаций на жизнь школы;
наличие либо отсутствие системы работы по формированию культуры
здоровья и здорового образа жизни учащихся;
позиция
и
уровень
компетентности
руководства
по
вопросам
сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Также
психолого-педагогические
факторы
(зависящие
в
большей
степени от педагога):
психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных
разрядок;
стиль педагогического общения педагога с обучающимися;
характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
степень
реализации
педагогом
индивидуального
подхода
к
обучающимся (особенно группы риска);
соответствие
используемых
методик
и
технологий
обучения
возрастным и функциональным возможностям школьников;
степень
ограничений
в
свободе
естественных
телесных,
эмоциональных и мыслительных проявлений, учащихся во время
пребывания в школе;
личные,
психологические
особенности
педагога,
его
характера,
эмоциональных проявлений;
состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему
здоровью;
обременение учителя собственными проблемами, его способность
психоэмоционального переключения;
степень педагогической автономии и возможности инновационной
деятельности учителя;
профессиональная
подготовленность
учителя
по
вопросам
здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития
Здоровьесберегающая направленность физической культуры делится
на 3 типа:
-оздоровительная
-воспитательная
-образовательная
Образовательная направленность:
-использование
программы
физической
культуры
по
освоению
двигательных умений и навыков под редакцией Ляха и Матвеева
-обучение по темам: Лёгкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол,
волейбол, футбол, гимнастика.
-использование принципа наглядности, постепенности, доступности
нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся
-использование методики чередования интенсивности и релаксации в
обучении
-учёт физической подготовленности детей и развития физических
качеств
Оздоровительная направленность:
- Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также
ТБ, проверка инвентаря и оборудования.
- Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-
сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной
работы всех органов и систем организма.
-
Повышение
сопротивляемости
организма
к
неблагоприятным
условиям путём закаливания.
- Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их
методических рекомендаций (распределение школьников на медицинские
группы: основная, подготовительная, специальная)
Воспитательная направленность
учет
психологических
особенностей
учащихся
согласно
их
возрастным особенностям;
создание эмоционально - положительного фона в обучении и
общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);
стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание
поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;
развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание,
представление, мышление, память, воображение), а также умственных
способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);
получение знаний в различных видах спортивной деятельности.
Сочетая
эти
три
направления
формируются:
Физкультурно-
оздоровительные технологии
Физкультурно-оздоровительные
технологии
-
это
процесс
оздоровления детей.
По характеру действия различают:
Стимулирующие технологии - Закаливание и тренировка физических
качеств
Защитно-профилактические
- Санитарно-гигиенические нормы и
требования, ТБ
Компенсаторно-нейтрализующие
-
Физкультминутки
и
физкультпаузы
Информационно-обучающие - Забота учащихся о своём здоровье
Средства физического воспитания
Санитарно-гигиенические
Естественные силы природы
Физические упражнения
Санитарно-гигиенические средства
проветривание спортивного зала естественным сквозным способом;
влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
наличие
туалетов
и
умывальников
в
раздевалках
девочек
и
мальчиков;
соответствующее освещение, наличие аптечки;
спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст №5,
старший возраст №7, набивные мячи);
наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и
спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и
соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).
Естественные силы природы
разностороннее воздействие на организм учащихся солнца, воздуха и
воды;
занятия в лесной местности на свежем воздухе (воздух лесов
содержит особые вещества фитонциды – способствуют уничтожению
микробов в организме);
сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями
увеличивает их закаливающее действие на организм.
Физические упражнения
это простые двигательные действия, направленные на решение задач
вводно-подготовительной, основной и заключительной части урока;
это сложные двигательные действия, направленные на решение задач
в подвижных и спортивных играх
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с
двигательной активностью учащихся.
Двигательная активность восполняется при использовании различных
форм:
-Проведение урока физической культуры три раза в неделю.
-Организация и проведение физкультурных праздников и Дней
здоровья.
-Участие детей в городской спартакиаде школьников.
-Учащимся предоставлена возможность заниматься в спортивном зале
(волейбол, баскетбол) и на спортивных площадках школы во внеурочное
время.
-Использование между уроками физкультминуток и физкультпауз.
-Домашнее задание.
-Вовлечение учащихся в городские спортивные кружки и секции
-Проведение утренней зарядки с детьми младшего школьного возраста.
Структура урока
Вводно-подготовительная часть:
1. Начальная организация занимающихся;
2. Создание целевой установки;
3. Обеспечение благоприятного психического и эмоционального
состояния;
4. Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная
активизация функций организма;
5. Подготовка организма к решению специфических задач основной
части урока.
Структура урока
Основная часть:
1. Общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата,
совершенствование функциональных возможностей организма;
2. Обучение технике упражнений;
3. Формирование специальных знаний;
4. Развитие основных и специальных двигательных качеств;
5. Воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.
Структура урока
Заключительная часть:
1. Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения
отдельных групп мышц;
2. Регулирование эмоционального состояния;
3. Подведение итогов урока;
4. Сообщение домашнего задания.
Здоровьесбережение на уроке физической культуры
Планируется переход от одного этапа урока к другому с чередованием:
разных видов деятельности, фаз напряжения и «разрядки».
В
каждый
урок
включаются
2-3
коротких
«пика»
нагрузки
продолжительностью до 2 минут в целях тренировки и повышения
функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.
В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях
находится в пределах ЧСС от 130 до 1170 уд/мин.
Здоровьесбережение на уроке физической культуры
Оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности.
Кроме физической нагрузки ведётся теоретическая подготовка детей.
Нагрузка чередуется с теорией физической культуры.
Здоровьесбережение на уроке физической культуры
Активные методы обучения – это побуждение участия детей к
активной и самостоятельной деятельности.
Здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются:
индивидуальная работа, работа с партнером и работа в группе.
Здоровьесбережение на уроке физической культуры
Дифференцированный подход это – правильно регулируемая нагрузка.
Как определить нагрузку на уроке?
УЧИТЕЛЮ НАДО:
учитывать состояние здоровья;
функциональные возможности всех учащихся;
физическую подготовленность;
индивидуальные особенности;
степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного
материала.
«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим
развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и
социальной среде.
Здоровье
не
означает
просто
отсутствие
болезней:
это
нечто
положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей,
которые жизнь возлагает на человека»
Г. Сигерист
«Здоровье – это состояние
полного физического,
душевного и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней или
физических недостатков».