Автор: Бояринцева Людмила Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5
Населённый пункт: город Туймазы
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: "Звук [к]. Буква К". Л.т. "Мужские профессии"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
на тему: «Звук [к]. Буква К. Мужские профессии».
Образовательная область: «Речевое развитие».
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Выполнил:
Бояринцева Л.А.
учитель-логопед,
имеющаяся кв. категория: высшая.
г. Туймазы - 2021г.
Цель: Познакомить
детей со звуком [к]
на лексическом материале по теме:
«Мужские профессии».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей умение
характеризовать звук [к] по акустическим и
артикуляционным признакам;
- активизировать и уточнять словарный запас по лексической теме: «Мужские
профессии»;
-упражнять детей в правильном произношении звука [к] в слогах, словах и
предложениях; в определении места звука [к] в словах;
-упражнять детей в согласовании числительных с существительными;
-формировать умение образовывать существительные множественного числа в
именительном и родительном падежах;
- познакомить детей с графическим образом буквы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
-развивать общую и мелкую моторику;
- развивать память, внимание, мышление;
-развивать слуховое восприятие;
-развивать интерес к ООД.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания в
соответствии с ними;
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, усидчивость.
Средства реализации: зеркала, профиль звука,
символы звуков, предметные
картинки,
звуковые дорожки, печатная буква К, логико-математическая игра
«Танграм».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие».
Ход ООД:
I. Организационный момент.
-Сядет тот, чье имя начинается на звук:
- [а] – Азат, Айсылу;
- [б] – Булат;
- [з] – Зарина, Зулола;
- [р] – Ралан.
-Молодцы, сели прямо, на полный стул, руки на столе, спина прямая, ноги вместе.
II. Сообщение темы ООД:
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. А с каким звуком - догадайтесь.
1. Он летчик, не пилот,
И ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это?
(Космонавт)
2.Кто в дни болезней
Всех полезней.
И излечит, исцелит
И ангину, и бронхит.
(Доктор)
3.Серебристая игла
В небе ниточку вела.
Кто же смелый нитью белой
Небо шил,
Да поспешил-
Хвост у нитки распушил?
(Лётчик)
(Выставляю картинки – отгадки).
-Какой звук я выделяю в этих словах голосом? (Звук [к]).
-Да, правильно, сегодня мы с вами познакомимся со звуком [к].
-Скажите, пожалуйста, как можно одним словом назвать эти картинки? (Мужские
профессии).
-Сегодня мы с вами познакомимся с мужскими профессиями.
III. Характеристика звука [к]
по акустическим и
артикуляционным
признакам.
-Возьмите зеркала.
-Чтобы правильно произнести звук [к] (выставляю профиль звука):
-губы свободны;
-кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу,
посмотрите на профиль звука;
-зубы приоткрыты,
-горлышко «молчит» или «работает»? Проверим. («Молчит»).
-закрыли уши руками, произносим звук [к], что слышим? (слышим шум), значит звук
какой? (глухой).
-Произнесите звук [к] ещё раз.
- Губы что делают? (Они свободны).
- А зубы? (сближены, но не сомкнуты).
- Где находится язык? (Кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка
прикасается к мягкому нёбу).
- Воздушная струя встречает преграду? (Да, язычок мешает).
-Значит звук [к] какой? (Согласный).
- И ещё он какой звонкий или глухой, ведь мы уже определили? (Глухой).
- Дети, а как вы думаете звук [к] твердый как камень? или мягкий как вата? (Твердый).
-Правую руку на стол, загибаем пальчики.
Звук [к]:
-согласный;
-твердый;
-глухой.
-Каким цветом обозначим звук [к]? (Синим). (Выставляю символ звука [к]).
IV. Развитие фонематического восприятия.
- Я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите
твердый звук [к]:
-я называю звуки:
-к, г, п, к, м, т, к, б, к… ;
-будьте внимательны, сейчас называю слоги:
-ка, га, ко, пу, ку, та, кы, ак, от, ок, ук…;
-а теперь слова:
-кран, трактор, забор, школа, комбайн, стол, булка, летчик.
-Молодцы, вы были внимательны!
V. Произношение звука [к] в слогах.
-Мы с вами повторяем слоговые цепочки, на кого я посмотрю глазами, тот и
повторяет:
ка-ка-ко ак-ак-ок кма-кма-кмо
ку-кы-ка ук-ык-ак кму-кму-кмы
кы-кы-ко ок-ок-ак кма-кмо-кма
Все вместе: громко, тише, шепотом, про себя:
-ка-ко-ку-кы, ак-ок-ук-ык.
-Хорошо! Все постарались!
VI. Физкультминутка.
«Летчик».
Быть шофёром хорошо, бегут по кругу, крутят руль
А лётчиком - лучше. бегут, расставив руки в стороны.
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, остановились, наклонили воображаемый сосуд,
Завожу пропеллер круговые движения рук,
В небеса, мотор, вези. вновь бегут по кругу, расставив крылья.
Чтобы птицы пели.
VII.Произношение звука [к] в словах.
а).Дидактическая игра «Четвертый лишний»
(по наличию или отсутствию звука [к] в словах).
- Летчик, космонавт, повар, художник;
-продавец, крановщик, шофер, учитель;
-директор, тракторист, пилот, сапожник;
- инженер, спасатель, каменщик, строитель.
б). Дидактическая игра «Договори словечко»
(выставляю картинки).
- Поле пашет … (тракторист);
-самолетом правит … (летчик);
-от болезней лечит … (доктор);
-сапоги нам шьет … (сапожник);
- служит на море … (моряк);
- управляет комбайном … (комбайнер);
- погрузит краном … (крановщик).
- Молодцы! Скажите, пожалуйста, как назвать эти слова одним словом? Да, правильно
– это мужские профессии.
в). Дидактическая игра «Посчитай 1-5»
-Что нужно крановщику для работы? (Кран).
-Посчитаем со словом кран, считаем по цепочке.
-1 кран, 2 крана, три крана, 4 крана, 5 кранов.
-В слове кран, где находится звук [к]? Покажите на звуковых дорожках. (Правильно, в
начале слова).
-Без чего, не может работать тракторист? (Без трактора).
- Посчитаем со словом трактор, цепочку продолжаем.
- 1 трактор, 2 трактора, 3 трактора, 4 трактора, 5 тракторов.
-В слове трактор, где находится звук [к]? Покажите на звуковых дорожках.
(Правильно, в середине слова).
-Что нужно сапожнику для работы? (Молоток).
-Посчитаем со словом молоток, цепочку продолжаем.
-1 молоток, 2 молотка, три молотка, 4 молотка, 5 молотков.
-В слове молоток, где находится звук [к]?
Покажите на звуковых дорожках.
(Правильно, в конце слова).
г). Дидактическое упражнение «Один - много – нет кого?».
- Дети, поиграем в игру «Один – много нет кого?»
-Крановщик - крановщики – крановщиков;
- тракторист – трактористы – трактористов;
-сапожник – сапожники – сапожников;
-летчик – летчики – летчиков;
-космонавт – космонавты – космонавтов;
-каменщик – каменщики – каменщиков;
-директор – директора – директоров.
VIII. Пальчиковая гимнастика.
Много есть профессий разных, соединять пальцы правой руки с большим
И полезных, и приятных соединять пальцы левой руки с большим
Повар, врач, маляр, учитель, последовательно соединять
Продавец, шахтер, строитель пальцы обеих рук с большим
Сразу всех не называю сжимать и разжимать кулачки
Вам продолжить предлагаю вытянуть руки вперед, ладонями вверх.
IX. Работа над звуком в предложении.
- Дети я буду начинать предложение, а вы закончите предложение и повторите его
полностью.
- Прочный скафандр у … космонавта.
- Чинит ботинок … сапожник.
- На подъемном кране работает … крановщик.
X. Знакомство с буквой Ка.
-Звуки мы произносим, слышим, а буквы мы пишем, читаем. Звук [к] на письме мы
обозначаем буквой Ка.
Клюв раскрыла буква К-
Хочет скушать паука.
(В. Ковшиков.)
-На что похожа буква К?
- А теперь выложим букву К из Танграма.
- С каких танов мы начинаем? (С больших).
-Сколько всего танов будем использовать? (Семь).
-Какое еще правило помним? (Стороны примыкают одна к другой).
- Молодцы, все справились с этим заданием!
XI. Итог ООД.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Со звуком [к]).
- Дайте характеристику звуку [к]? (Звук [к]: согласный, твердый, глухой).
-Каким цветом мы его обозначили? (Синим).
- С какой буквой мы познакомились? (С буквой К).
- А еще о чем говорили? (О мужских профессиях).
-Да, сегодня мы с вами говорили о мужских профессиях, их так много , а как вы
думаете, какая профессия самая важная?
-Про профессии есть пословица:
Все профессии нужны –
Все профессии важны!
-Что для вас было трудным?
-Молодцы, вы активно поработали!