Напоминание

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.


Автор: Сторожук Ольга Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Золотой ключик"
Населённый пункт: сл.Большая Мартыновка
Наименование материала: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Тема: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»

Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время

приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений

в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из

важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из

неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и

экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка

прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической

работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня

здоровья детей. Среди основных причин сложившейся ситуации

заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и

здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и

детей дошкольного возраста.

Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют.

Поэтому важно создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-

педагогических условий и подбор оздоровительных средств.

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы» так писал В. А.

Сухомлинский.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются

уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в

становлении личности человека.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим

разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место

сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей;

использование технологий, сберегающих здоровье; формирование

позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять

своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый

образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более

здоровым и развитым не только физически, но и личностно,

интеллектуально, духовно.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как

физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни

и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является

одной из значимых и приоритетных.

Предметно - пространственная среда, созданная в группе, способствует

укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет

врождённую потребность детей в движении, которая служит важным

условием формирования всех систем и функций организма, одним из

способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством

всестороннего развития дошкольника.

Созданный в группе спортивный уголок, включает в себя не только

спортивный инвентарь, но и , обручи, бубны, скакалки детские, кегли,

флажки, рули (игра «Шоферы»), кольцеброс, ленточки, веревочки,

погремушки, коврики для профилактики плоскостопия, дидактические игры.

У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они самостоятельно и в

совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и

навыки по формированию своего здоровья.

Цель:

Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах

укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень

реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения

ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,

поддерживать и сохранять его.

Задачи:

Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься

физической культурой и спортом;

Формировать у дошкольника представление об ответственности за

собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении

противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,

здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих

возможностей;

Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими

сохранить и укрепить здоровье;

Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды

деятельности;

Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;

Формировать личность ребенка;

Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:

физкультурные занятия;

самостоятельная деятельность детей;

подвижные игры;

утренняя гимнастика;

физкультминутки, упражнения после дневного сна;

физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные

праздники;

беседы; чтение художественной литературы.

Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких

занятий детям даются представления о строении собственного тела,

назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого

организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и

оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в

воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого

занятия используются динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые

игры и упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят

отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной

деятельности детей.

Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных,

сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни.

Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее

самочувствие.

Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций

проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет

дальше как ты думаешь, если… если есть много сладкого, не чистить зубы,

не умываться, не расчесываться и т.п. В сюжетно-ролевых играх:

«Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и

т.п. закрепляются навыки здоровьеформирования.

Физкультурные досуги и праздники.

Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для

развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны,

закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в

интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании

нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным

действиям и переживаниям.

В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие

образовательные технологии:

медико-профилактические

технологии,

обеспечивающие

организация

и

контроль питания детей, физическое развитие;

физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная

гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки;

спортивные праздники;

психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность

воспитанников;

учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о

своем здоровье;

технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей;

технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя:

физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия;

коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии

музыкального воздействия и сказкотерапия;

«Бодрящая гимнастика после дневного сна» - эта форма приобщения детей к

здоровому образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять

настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике

нарушений осанки и стопы. Такой вид двигательной активности вызывает у

детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное

состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и

сонливость.

Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского

организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды проводится

обширный комплекс закаливающих мероприятий: соблюдение

температурного режима в течение дня; правильная организация прогулки и

ее длительность; соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом

индивидуального состояния здоровья детей; дыхательная гимнастика после

сна; нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение

дня; проведение утренней гимнастики на свежем воздухе; обширное

умывание, которое предполагает ополаскивание лица, рук до локтей водой

комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное

летнее мытьё ног после прогулок. Закаливающие процедуры являются

немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению.

Для поддержания микроклимата в группе постоянно проводится

кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями,

спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание

помещений в отсутствие детей.

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней

разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной,

комфортной обстановки в детском коллективе.

Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми.

Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению

напряжённости детей. Музыка повышает эмоциональный тонус,

способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время

выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное

сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей

работы.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ.

технологии профилактики заболеваний;

углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов,

приходящих из поликлиники;

витамино -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих

блюд с использованием сухофруктов);

санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ;

Принципы организации питания.

Выполнение режима питания;

Гигиена приёма пищи;

Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности

питания;

Эстетика организации питания (сервировка);

Индивидуальный подход к детям во время питания;

Правильность расстановки мебели;

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с

педагогами МБДОУ.

Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей;

Консультации для педагогов;

Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в

течение рабочего дня»;

Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и

медико-педагогических совещаниях;

Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления

здоровья детей. Одним из обязательных условий воспитания культуры

здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по

формированию потребности в здоровом образе жизни у детей использую, как

традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями:

Результаты работы.

Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет

качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной,

творческой личности.

У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к

своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления,

стремления к расширению двигательного опыта.

В результате организованной работы по формирование здорового образа

жизни у детей сформировались определенные умения и навыки. Дети стали

увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость;

они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера.

У дошкольников сформированы положительные привычки к здоровому

образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и

непринужденность.

Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по

сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно

низкие показатели детской заболеваемости.

У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации,

направленные на сохранение здоровья детей.



В раздел образования