Автор: Сторожук Ольга Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Золотой ключик"
Населённый пункт: сл.Большая Мартыновка
Наименование материала: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Тема: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время
приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений
в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из
важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из
неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и
экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка
прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической
работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня
здоровья детей. Среди основных причин сложившейся ситуации
заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и
здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и
детей дошкольного возраста.
Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют.
Поэтому важно создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-
педагогических условий и подбор оздоровительных средств.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы» так писал В. А.
Сухомлинский.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются
уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в
становлении личности человека.
Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим
разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место
сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей;
использование технологий, сберегающих здоровье; формирование
позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять
своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый
образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более
здоровым и развитым не только физически, но и личностно,
интеллектуально, духовно.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как
физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни
и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является
одной из значимых и приоритетных.
Предметно - пространственная среда, созданная в группе, способствует
укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет
врождённую потребность детей в движении, которая служит важным
условием формирования всех систем и функций организма, одним из
способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством
всестороннего развития дошкольника.
Созданный в группе спортивный уголок, включает в себя не только
спортивный инвентарь, но и , обручи, бубны, скакалки детские, кегли,
флажки, рули (игра «Шоферы»), кольцеброс, ленточки, веревочки,
погремушки, коврики для профилактики плоскостопия, дидактические игры.
У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они самостоятельно и в
совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и
навыки по формированию своего здоровья.
Цель:
Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах
укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень
реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения
ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,
поддерживать и сохранять его.
Задачи:
Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься
физической культурой и спортом;
Формировать у дошкольника представление об ответственности за
собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении
противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих
возможностей;
Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими
сохранить и укрепить здоровье;
Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды
деятельности;
Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;
Формировать личность ребенка;
Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:
физкультурные занятия;
самостоятельная деятельность детей;
подвижные игры;
утренняя гимнастика;
физкультминутки, упражнения после дневного сна;
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные
праздники;
беседы; чтение художественной литературы.
Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких
занятий детям даются представления о строении собственного тела,
назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого
организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и
оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в
воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого
занятия используются динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые
игры и упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят
отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной
деятельности детей.
Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных,
сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни.
Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее
самочувствие.
Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций
проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет
дальше как ты думаешь, если… если есть много сладкого, не чистить зубы,
не умываться, не расчесываться и т.п. В сюжетно-ролевых играх:
«Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и
т.п. закрепляются навыки здоровьеформирования.
Физкультурные досуги и праздники.
Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для
развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны,
закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в
интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании
нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным
действиям и переживаниям.
В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие
образовательные технологии:
медико-профилактические
технологии,
обеспечивающие
организация
и
контроль питания детей, физическое развитие;
физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная
гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки;
спортивные праздники;
психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность
воспитанников;
учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о
своем здоровье;
технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей;
технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя:
физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия;
коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии
музыкального воздействия и сказкотерапия;
«Бодрящая гимнастика после дневного сна» - эта форма приобщения детей к
здоровому образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять
настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике
нарушений осанки и стопы. Такой вид двигательной активности вызывает у
детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное
состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и
сонливость.
Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского
организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды проводится
обширный комплекс закаливающих мероприятий: соблюдение
температурного режима в течение дня; правильная организация прогулки и
ее длительность; соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом
индивидуального состояния здоровья детей; дыхательная гимнастика после
сна; нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение
дня; проведение утренней гимнастики на свежем воздухе; обширное
умывание, которое предполагает ополаскивание лица, рук до локтей водой
комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное
летнее мытьё ног после прогулок. Закаливающие процедуры являются
немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению.
Для поддержания микроклимата в группе постоянно проводится
кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями,
спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание
помещений в отсутствие детей.
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней
разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной,
комфортной обстановки в детском коллективе.
Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми.
Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению
напряжённости детей. Музыка повышает эмоциональный тонус,
способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время
выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное
сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.
Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей
работы.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ.
технологии профилактики заболеваний;
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов,
приходящих из поликлиники;
витамино -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих
блюд с использованием сухофруктов);
санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ;
Принципы организации питания.
Выполнение режима питания;
Гигиена приёма пищи;
Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности
питания;
Эстетика организации питания (сервировка);
Индивидуальный подход к детям во время питания;
Правильность расстановки мебели;
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с
педагогами МБДОУ.
Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей;
Консультации для педагогов;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в
течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и
медико-педагогических совещаниях;
Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления
здоровья детей. Одним из обязательных условий воспитания культуры
здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по
формированию потребности в здоровом образе жизни у детей использую, как
традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями:
Результаты работы.
Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет
качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной,
творческой личности.
У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к
своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления,
стремления к расширению двигательного опыта.
В результате организованной работы по формирование здорового образа
жизни у детей сформировались определенные умения и навыки. Дети стали
увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость;
они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера.
У дошкольников сформированы положительные привычки к здоровому
образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и
непринужденность.
Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по
сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно
низкие показатели детской заболеваемости.
У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации,
направленные на сохранение здоровья детей.