Автор: Федорова Алена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад " Русская берёзка"
Населённый пункт: П. Кондинское Тюменской области
Наименование материала: Развернутый план – конспект интегрированного НОД Художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Умей дарить добро!"
Раздел: дошкольное образование
Развернутый план – конспект НОД « Художественно – эстетическое
развитие»
Тема: « Умей дарить добро!»
Тип: Интегрированный
Для детей младшего дошкольного возраста.
Аннотация.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех
высоких человеческих начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить
духовно - нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к
нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей –
вот главные идеи воспитания духовно- нравственных чувств у дошкольников.
Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико.
Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко
чувствовать живопись.
Данная тема является актуальной, так как проблемы духовно-нравственного
развития детей дошкольного возраста, заключается в сложившейся ситуацией в
современном обществе. Возникший ценностный вакуум, без духовность, обусловленная
отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут
к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество
перед опасностью моральной деградации.
Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. . Оно
создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания. Окружающий
мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество, через которое
ребёнок выражает своё отношение к миру. Эстетическое образование предполагает
ознакомление с разными видами искусства, накопление эстетических впечатлений
образов, пробуждение интереса к произведениям искусства.
Исходя из выше сказанного для духовно- нравственного воспитания у детей моей
группы, я решила выбрать вид искусства живопись, а что бы создать нужный
эмоциональный фон для усваивания знаний мной был выбран жанр в живописи
портрет, темой которого является «Образ матери в искусстве».
Для развития у детей конкретной человеческой ценности как доброта, и умение
делится ею, мной был разработан развёрнутый план – конспект непосредственно
образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию для детей
младшего дошкольного возраста, на тему: «Умей дарить добро!»
В ходе непосредственной образовательной деятельности дети выполняют творческую
работу « Цветочек – подарок» - технике аппликации.
Данная поделка поможет ребёнку без труда делиться добрыми чувствами с самым
родным человеком и другими окружающими.
Цель.
Учить через восприятие образа женщины матери в живописи, понимать
характер человека, его состояние, настроение, подкрепляя свои выводы средствами
творческой работы.
Задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с произведениями искусства, в которых человек является частью
окружающего нас мира через живопись;
Учить детей рассматривать живописные картины известных художников с образом
матери;
Учить, ребенка видеть, понимать и любить доступные его возрасту произведения
искусства, выраженные в разнообразных видах художественного творчества (поэзия,
литература, музыка, песня, картина и т.д.);
Побуждать детей к диалогу с взрослыми;
Развивающие:
Способствовать развитию собственного художественного творчества;
Совершенствовать умение выполнять аппликацию из готовых деталей;
закрепить навыки намазывания клеем и приклеивания;
Расширять словарный запас детей за счёт слов: художники, картины, малютку, любовь
чистая, святая.
Ввести в активный словарь детей слова добро, дарить.
Воспитательные:
Воспитывать добрые чувства, желание доставить радость близкому человеку.
Воспитывать аккуратность в работе;
Техника: аппликация ( цветная бумага).
Интеграция областей:, «Художественно - эстетическое развитие» - «Познавательное
развитие» - « Речевое развитие» - « социально – коммуникативное».
Оборудование:
Мультимедийная установка, компьютер для сопровождающей презентации.
Для
педагога: шаблоны
для
аппликации
(три
цветка
разного
цвета
и
размера,
серединка, клей, магнитная лента.
Для детей (материалы): готовые заготовки цветочков трех размеров, разного цвета,
серединка цветка.
Инструменты: клеевые карандаши, клеёнка, салфетки.
Зрительный ряд:
Репродукции картин.
1
«Утро». 1904г. Борис Кустодиев государственный русский музей.
2 « Мадонна с цветком ириса». 1508 г. Альбрехт Дюрер
3 «Материнское чувство» Эмиль Мунье
4 «Мать и дитя». 1927 Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
5 «Счастье материнства» Artists Wife Elizabeth and Daughter. James Sant.
Музыкальный ряд:
1.
И.С. Бах « ХТК, т1, прелюдии и фуги - №1»
2.
Шопен «Нежность».
Литературный ряд:
Маленькие нежные ладошки,
Прикоснулись к маминой щеке.
Замер мир при виде этой крошки
Что лежит у мамы на руке.
Сердце от картины замирает,
И от нежности душа моя поет.
Вот любовь чистейшая, святая,
Кто такое видел - тот поймет.
(Давыдова Натали)
Организация пространства:
Огр. момент – музыкальный зал, где находится мольберт/ интеракт. доска/
проектор ( для презентации), дети стоят вокруг воспитателя возле входа в
музыкальный зал.
Актуал. знаний – музыкальный зал, дети садятся на стульчики, просмотр
презентации.
Физкульт минутка - музыкальный зал.
Практическая работа – зона в музыкальном зале, где стоят столы с
приготовленными необходимыми материалами, дети подходят и садятся за столы.
Рефлексия – сидя за столами, показывают свои работы и отвечают на вопросы
воспитателя.
Итог занятия – музыкальный зал.
Предварительная работа:
знакомство детей с музеем «Третьяковская галерея», беседы по темам: «Художники и
их картины», рассматривание семейных фотографий.
Работа с родителями:
Консультация « Чудесный мир картин», приглашение на занятие приуроченное к дню
матери.
Планируемые результаты.
Проявляет интерес к произведениям искусства;
Обладает пониманием состояние, настроение, человека;
Способность принимать собственные решения при выполнении творческой
работы;
Способность к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения
и правилам в продуктивных видах деятельности, во взаимоотношении со
взрослыми и сверстниками;
Соблюдать аккуратность во время выполнения своей работы.
Карта занятия.
Этапы занятия
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Методы,
приёмы,
средства,
подходы,
технологии
1Организационн
ый момент.
0.5
минуты
Ребята, а вы слышите звуки
музыки. Пойдёмте,
посмотрим, что там такое!
Дети заходят в
зал, садятся на
стульчики,
слушают.
Словесный
метод
Актуализация
знаний
2.5 минуты
1 часть
Ребята – это картины, а
нарисовали их художники!
Давайте рассмотрим картины.
Первый слайд. (Воспитатель
комментирует). Вот на этой
картине мама купает своего
малыша. Как вы думаете,
мама у малыша какая ?
Второй слайд. На этой
картине мама кормит малютку
малыша.
А у этого малыша мама какая?
умная, красивая,
добрая.( если
дети
затрудняются то
воспитатель
помогает).
милая, добрая.
Использование
виртуальной
выставки
Беседа
Третий слайд. Посмотрите,
как спокойно и хорошо
девочке со своей мамой.
Подскажите мне, какое
настроение у мамы нарисовал
художник ?
Четвёртый слайд. А вот
малыш сидит на руках у своей
мамы. Ему хорошо и
спокойно. Посмотрите,
нравится ли малышу сидеть у
мамы?
А ему хорошо или плохо?
Правильно ребята, с мамой
очень спокойно и хорошо,
мама добрая и ласковая.
Послушайте стихотворение.
Пятый слайд.
Маленькие нежные ладошки,
Прикоснулись к маминой
щеке.
Замер мир при виде этой
крошки
Что лежит у мамы на руке.
Сердце от картины замирает,
И от нежности душа моя поет.
Вот любовь чистейшая,
святая,
Кто такое видел - тот поймет.
(Давыдова Натали)
Ваши мамы также любят вас,
а любовь у них чистая святая.
Давайте все вместе скажем,
чистая святая.
хорошее,
радостное.
нравится.
хорошо.
Слушают
Словесный
2
часть.
Дети а вам нравятся
картины?
Кого нарисовали художники
на своих картинах?
А какое настроение нам дарят
эти картины? ( если дети
затрудняются ответить
воспитатель им помогает
дополнительными вопросами.
Грустное или хорошее,
доброе?)
А вы хотели бы подарить
своей маме настроение с
картин ?
А что мы можем подарить
маме, чтобы у неё было такое
же, настроение как на
картинах художников?
Для того чтобы приступить к
работе мы сделаем разминку.
Ответы детей:
Понравились
Ответы детей:
маму
Ответы детей:
хорошее, доброе.
Ответы детей:
хотим, да.
Дети: выдвигают
свои версии.
(если
затрудняются то
воспитатель
предлагает
сделать цветочек
- подарок).
3
Физкультминутк
а.
«Очень маму я люблю».
Очень маму я люблю!
Её крепко обниму (дети
обнимают себя за плечи)
Поглажу по головке, (гладят
себя по голове)
И прижмусь к ней щёчкой
( складывают ладони друг с
другом и прикладывают их к
щеке)
А потом ей чмоки, чмоки!
(произносят чмоки, чмоки)
Поцелуйчики пошлю!
( посылают воздушные
поцелуй)
Выполнение
движений.
практический
4.Практическая
работа
3 минуты
Вы всё правильно сказали,
давайте подарим, мама
цветочек, но не простой, а
цветочек – подарок! Который
можно будет прикрепить к
дверце холодильника, для
того, чтобы ваш цветочек –
подарок мог всегда радовать
маму! И всех других. А каким
цветом будет ваш цветочек –
подарок вы сами выбирайте.
(дети по своему желанию
выбирают цветочек по цвету,
могут его составить по
разному из цветочка и
серединки цветка, а могут и
один большой цветок
приклеить цветок поменьше, а
затем серединку цветка).
После того как работа
закончена.
Слушают
Дети садятся за
столы и вместе с
воспитателем
выполняют
аппликацию,
следуя указаниям,
подсказкам
педагога.
Постановка
проблемы.
Наглядно
практический
Указание
( во время
выполнения
звучит
негромкая,
спокойная
музыка).
5 рефлексия.
0.5 минуты
Что за звуки позвали нас ?
Кого на картинах нарисовали
художники?
А какое настроение
нарисовали художники?
Что вы подарите своим
мамам?
Музыку
художники
нарисовали маму
и ребёнка.
радостное,
хорошее, доброе.
Подарок,
цветочек –
подарок с
магнитиком,
радостное
настроение!!!
Словесная
беседа.
6.Итог занятия.
0.5 минуты
И у меня сегодня радостное
настроение. От того, что мы с
вами посетили выставку
картин. Сделали цветочки –
подарочки. Вам нравится, чем
мы сегодня занимались?
А ваше настроение? И звуки
музыки провожают нас,
хотят, что бы мы с вами
унесли с собой нежность и
радостное настроение, и
предали мамам.
Спасибо вам!
Слушают
Отвечают.
Вопросно –
ответный метод.
Приложения:
Этапы выполнения аппликации.
1 этап. Детям предлагают шаблоны для аппликации.
2 этап. Дети самостоятельно составляют свои цветочки.
3 этап.
4 этап.
1 2 3
Могут быть такие варианты:
1 2 3
Так выглядят цветочки - подарочки на холодильной дверце