Напоминание

Использование сенсорных коробок в работе логопеда


Автор: Синицына Кристина Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 27
Населённый пункт: р.п. Солнечный, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование сенсорных коробок в работе логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование сенсорных коробок в работе логопеда

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Это означает, что дети

познают мир и развивают речь через пальчики: им необходимо все потрогать,

пощупать,

попробовать,

поплескаться.

Универсальной

вещью

для

тактильных игр на логопедических занятиях является сенсорная коробка.

Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным

материалом, которая служит для многих тематических игр и является

хорошим игровым полем. Это прекрасная своей универсальностью вещь,

с которой можно играть, во что угодно и которая одновременно подходит

детям разных возрастов. Она даст возможность ребенку расширить свой

тактильный

опыт —

он

сможет

трогать,

пересыпать,

переливать,

исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.

Чем полезна сенсорная коробка

- Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и

пространственное

мышление,

навыки

сортировки

и

классификации,

усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.

- Расширяет словарный запас и даёт возможность использовать

некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный) или

сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…). Развивают связную

речь, диалогическую, грамматические категории речи.

- Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка,

измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических

преимуществ сенсорной коробки.

- Помогает изучению цвета, формы, текстуры.

- Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой

играет одновременно несколько детей.

- Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом

насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.

Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут

играть с предметами так, как считают нужным.

- Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным

способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как

камни, песок, вода и так далее.

Чем наполнить коробку:

Коробочки в нашем кабинете имеют различные наполнители:

• разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка,

к

р

уп

н

ая

соль, всевозможные макароны;

• фасоль, горох

• песок, галька; аква грунт (для игры «Подводный мир», «На берегу океана»);

• природные материалы: шишки, мох, листья, шиповник, камни, ракушки.

(

для игр

«Ферма», «Деревня»).

• нарезанная бумага, ватные шарики, искусственный снег;

(для игр

«Космическое

путешествие», «На севере»).

Используем различные «инструменты» в сенсорных коробках:

• лопатки, ложки, совки, половник, шумовку;

• пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц;

• форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито,

маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья

• щипцы, пинцет;

• игрушечные грабли, лейку;

• игрушки: маленькие фигурки, животные, машинки, игрушечную еду.

Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику,

координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних

свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через

тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как

воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая

напрямую зависит от действий рук и пальцев. Также, так как многие дети

любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со

своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного

запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке

дети получают знания об окружающем мире через практические действия,

опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является

необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть

умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

Главный

критерий

при

использовании

сенсорной

коробки

в

логопедической работе с детьми – это ее безопасность для жизни и здоровья

ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь

рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.

Сейчас

очень

много

мелких

игрушек,

сделанных

по

мотивам

популярных мультфильмов, с которыми дети приходят в детский сад и

предпочитают играть только с ними. Для организации таких игр в группе

мной созданы несколько сенсорных коробок с разными наполнителями,

которые находятся в свободном доступе у детей, и которые они могут

использовать по своему усмотрению. Это намного удобнее и интереснее чем,

если бы ребенок играл бы просто на столе, ковре или в каком-либо другом

месте группового помещения. Но этот прием можно использовать только в

старшем

дошкольном

возрасте,

когда

у

детей

достаточно

развито

воображение для самостоятельной организации игрового пространства.

Таким образом, использование сенсорной коробки в коррекционной

работе с детьми на занятиях логопеда возможно без особых материальных

затрат и больших усилий, главное – заинтересовать ребенка, показать

возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не

забывать часто, менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы

каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и

поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а

главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Список литературы:

1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1988.

2.

Деркунская

В.А.,

Рындина

А.Г.

Игровые

приемы

и

коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. М.:

Педагогический центр образования, 2013.

3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М:

Просвещение, 2009.

Синицына К.А. Учитель - логопед



В раздел образования