Автор: Синицына Кристина Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 27
Населённый пункт: р.п. Солнечный, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование сенсорных коробок в работе логопеда
Раздел: дошкольное образование
Использование сенсорных коробок в работе логопеда
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Это означает, что дети
познают мир и развивают речь через пальчики: им необходимо все потрогать,
пощупать,
попробовать,
поплескаться.
Универсальной
вещью
для
тактильных игр на логопедических занятиях является сенсорная коробка.
Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным
материалом, которая служит для многих тематических игр и является
хорошим игровым полем. Это прекрасная своей универсальностью вещь,
с которой можно играть, во что угодно и которая одновременно подходит
детям разных возрастов. Она даст возможность ребенку расширить свой
тактильный
опыт —
он
сможет
трогать,
пересыпать,
переливать,
исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.
Чем полезна сенсорная коробка
- Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и
пространственное
мышление,
навыки
сортировки
и
классификации,
усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
- Расширяет словарный запас и даёт возможность использовать
некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный) или
сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…). Развивают связную
речь, диалогическую, грамматические категории речи.
- Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка,
измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических
преимуществ сенсорной коробки.
- Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
- Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой
играет одновременно несколько детей.
- Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом
насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут
играть с предметами так, как считают нужным.
- Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным
способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как
камни, песок, вода и так далее.
Чем наполнить коробку:
Коробочки в нашем кабинете имеют различные наполнители:
• разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка,
к
р
уп
н
ая
соль, всевозможные макароны;
• фасоль, горох
• песок, галька; аква грунт (для игры «Подводный мир», «На берегу океана»);
• природные материалы: шишки, мох, листья, шиповник, камни, ракушки.
(
для игр
«Ферма», «Деревня»).
• нарезанная бумага, ватные шарики, искусственный снег;
(для игр
«Космическое
путешествие», «На севере»).
Используем различные «инструменты» в сенсорных коробках:
• лопатки, ложки, совки, половник, шумовку;
• пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц;
• форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито,
маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья
• щипцы, пинцет;
• игрушечные грабли, лейку;
• игрушки: маленькие фигурки, животные, машинки, игрушечную еду.
Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику,
координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних
свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через
тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как
воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая
напрямую зависит от действий рук и пальцев. Также, так как многие дети
любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со
своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного
запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке
дети получают знания об окружающем мире через практические действия,
опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является
необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть
умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
Главный
критерий
при
использовании
сенсорной
коробки
в
логопедической работе с детьми – это ее безопасность для жизни и здоровья
ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь
рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.
Сейчас
очень
много
мелких
игрушек,
сделанных
по
мотивам
популярных мультфильмов, с которыми дети приходят в детский сад и
предпочитают играть только с ними. Для организации таких игр в группе
мной созданы несколько сенсорных коробок с разными наполнителями,
которые находятся в свободном доступе у детей, и которые они могут
использовать по своему усмотрению. Это намного удобнее и интереснее чем,
если бы ребенок играл бы просто на столе, ковре или в каком-либо другом
месте группового помещения. Но этот прием можно использовать только в
старшем
дошкольном
возрасте,
когда
у
детей
достаточно
развито
воображение для самостоятельной организации игрового пространства.
Таким образом, использование сенсорной коробки в коррекционной
работе с детьми на занятиях логопеда возможно без особых материальных
затрат и больших усилий, главное – заинтересовать ребенка, показать
возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не
забывать часто, менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы
каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и
поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а
главное – несла бы в себе развивающую функцию.
Список литературы:
1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
2.
Деркунская
В.А.,
Рындина
А.Г.
Игровые
приемы
и
коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. М.:
Педагогический центр образования, 2013.
3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М:
Просвещение, 2009.
Синицына К.А. Учитель - логопед