Напоминание

"Развиваемся играя"


Автор: Прозорова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель коррекционной группы для детей с логоневрозом
Учебное заведение: МБДОУ № 85 "Белоснежка"
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: Методическая разработка тренинг для родителей
Тема: "Развиваемся играя"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание в логопедической группе компенсирующей направленности с детьми

ТНР (заикание)

Тема «Развиваемся играя»

Актуальность тренинга объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность

коррекционной работы.

Цель: мотивация родителей к участию в коррекции речевого развития детей.

Задачи:

--Продемонстрировать родителям игровые приёмы, которые способствуют коррекции речевого

развития детей.

--Активизировать взаимодействие родителей и детей, дать возможность родителям заимствовать

элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Предполагаемый результат: родители познакомятся с игровыми приёмами, которые используются

при коррекции речевых нарушений, полученные элементы педагогического опыта активизируют

взаимодействие родителей и детей, что будет способствовать мотивации родителей к участию в

коррекции речевого развития детей.

Оборудование и материалы: проектор, экран, ноутбук. Зеркала, наборы для мыльных пузырей,

краски, трубочки для коктейля, стаканы с водой, салфетки, линейки, сухой бассейн (фасоль, орехи,

камешки).прищепки, листы цветной бумаги, ножницы - на каждого родителя.

Ход мероприятия. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи

ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как вы

говорите с детьми, сколько внимания уделяете речевому общению с ребенком, во многом зависит

успех его в усвоении языка. Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний

день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам

ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего

необходимо проводить пальчиковую гимнастику. Как делать самомассаж.и т.д. Развитие речи

дошкольников в игре – это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим

ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Фридрих Фребель: «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с

миром»

И поэтому, сегодня я предлагаю Вам поиграть в специальные игры, которые помогут вашим детям

научиться говорить красиво.

Игра Возвращение в детство

Звучит музыка

Закройте глаза и вспомните себя – ребёнка, счастливого и радостного, а я произнесу сказочное

заклинание:

Крибле – крабле – крей!

Превращаю Вас в детей! (

Посмотрите в волшебное зеркало, там вы увидите уникального, неповторимого, маленького

человека. Улыбнитесь ему и ласково назовите.

Родители по очереди смотрят на себя в зеркало и называют себя ласковыми именами.

Милые……..(воспитатель перечисляет ласковые имена родителей) ,

1 Слайд..У нас в гостях гномик Говорунчик, (на экране картинка гномик Говорунчик) Он очень

хочет научиться красиво и правильно говорить. Для этого он делает специальную гимнастику –

артикуляционную. .Для чего нужна артикуляционная гимнастика? (ответы родителей)

Педагог. .Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; увеличить амплитуду

движений; уменьшить напряженность артикуляционных органов; Подготовить ребенка к

правильному произношению звуков.)

Давайте и мы попробуем вместе с ним. (Родители берут зеркала и выполняют артикуляционные

упражнения) «Улыбка», «Хоботок», «Покусаем язычок», «Лопаточка», «Заборчик»,

«Окошечко», «Надуть щёки» - Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то

чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам

большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

2 Слайд, где гномик выполняет упражнение на дыхание

Цель: познакомить с играми на развитие речевого дыхания. Для чего нужна дыхательная

гимнастика? Для чего необходимо правильное речевое дыхание? (ответы родителей)

Педагог. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки

организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой..Кроме того,

правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет

человека от многих болезней, улучшает пищеварение. Речевое дыхание помогает детям не только

чётко произносить фразы, но и регулировать громкость собственного голоса в зависимости от

ситуации. Игры, способствующие формированию правильного дыхания, следует ограничить по

времени. Из–за глубоких вдохов и выдохов у ребёнка может закружиться голова.

А теперь я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые дыхательные упражнения. Основное

правило всех дыхательных упражнений – это вдох носом и выдох ртом, не надувая щек.(задуй

свечу, забей мяч в ворота ит.д.)

3 Слайд Картинка где гномик выполняют пальчиковую гимнастику. Вы, наверное, хорошо знаете

известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга

расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи

утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Цель: познакомить с играми на развитие мелкой моторики.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?(ответы родителей)

(игры и упражнения способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для

освоения письма); активизируют речевые центры; развивают внимание, память, воображение. )

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут

ежедневно.

Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения .на развитие мелкой моторики.(Апельсин,

Семья и т.д) Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Друг друга повстречали, крепко обнимали.

Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Звучит музыка, родители пробуют выполнить предложенные игровые упражнения. Потом гномик

Говорунчик отправляется на прогулку, ему встречаются братцы-пальцы и он с ними здоровается:

(Подушечками пальцев правой руки касаются подушечек пальцев левой руки)

Здравствуй, Родители: Мизинчик!

Здравствуй, Родители: Безымянный!

Здравствуй, Родители: Средний!

Здравствуй , Родители: Указательный

!Здравствуй, Родители: Большой!

Для развития речи ребенка полезно знать элементарные приемы самомассажа. Он включает

обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определенных точек.

Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук ладоней рук и стоп ног. Именно здесь

находятся зоны, точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.

Самомассаж можно выполнять 1-2 раза в течение дня.

Игра с прищепкой.

Педагог проговаривает слова, родители прищепкой прищипывают кончики пальцев.

Шла купаться черепаха

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Для развития мелкой моторики хорошо использовать мозаику, шнуровку, бусы, конструктор.

Игра «Золушка»

Предлагается разложить по разным тарелочкам сушеный горох, фасоль и т.д.

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют

разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают

внимание, память, сообразительность.

Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.

Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок , поймавший мяч, называет слово

противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый -

злой, веселый - грустный).

Игра «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно

начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).

Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч,

называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).

Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие

по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает -

кораблик, рыба, утка).

Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений

(мяч - резиновый, круглый, большой, красный).

В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,

по дороге в детский сад и т. д.

Игровое упражнение В заключение игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая

нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и

скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. ( Участники

передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок

возвращается к ведущему, участники натягивают нить).

Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за

сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

Игровое упражнение «Ладошки»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

И в заключение нашего мероприятия, предлагаю взять чистые листы бумаги, они чисты как наши

детки. Листочки у нас разного цвета, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники:

разные по характеру, по интересам, по поведению. Обводим свою ладошку и вырезаем. В центре

ладони пишем имя своего ребенка. Готовые ладошки приклеиваем как лепестки к сердцевинке

цветка. Посмотрите, какой у нас получился красивый, яркий, веселый цветок. И пусть у вас хватит

ТЕРПЕНИЯ и ЛЮБВИ, при взращивании этого цветка – Вашего ребёнка!

Ведущий: В завершении нашего собрания нам бы хотелось узнать ваши впечатления о

сегодняшней встрече. Возьмите и выберите смайлик, который соответствует вашему отношению к

результатам собрания:

Улыбающийся смайлик – понравилось, интересно, побольше таких собраний, поучительно

Грустный смайлик – не всё понятно, собрание не понравилось, скучно.

Игровое упражнение «Ладошки»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

И в заключение нашего мероприятия, предлагаю взять чистые листы бумаги, они чисты как наши

детки. Листочки у нас разного цвета, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники:

разные по характеру, по интересам, по поведению. Обводим свою ладошку и вырезаем. В центре

ладони пишем имя своего ребенка. Готовые ладошки приклеиваем как лепестки к серцевинке

цветка. Посмотрите, какой у нас получился красивый, яркий, веселый цветок. И пусть у вас хватит

ТЕРПЕНИЯ и ЛЮБВИ, при взращивании этого цветка – Вашего ребёнка!

Цель: Повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей

раннего возраста.

Задачи:

1.Познакомить родителей с играми и упражнениями, помогающими формировать

речь ребенка, через активные формы работы.

2.Поддерживать инициативу родителей (законных представителей) к сотрудничеству

с педагогами ДОУ: - в вопросах безопасности дорожного движения.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи

ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От

того, как вы говорите с детьми, сколько внимания уделяете речевому общению с

ребенком, во многом зависит успех его в усвоении языка. Существует множество игр,

незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать

по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном. Развитие речи дошкольников в

игре – это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим

ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских

отношений.

Ведущий: Представляем вашему вниманию лот № 2.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос. Внимание на экран. (на

экране дети выполняют комплексы артикуляционной гимнастики )

-Что делает ребёнок? Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

(Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость; улучшить

подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щек; научить

ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений;

уменьшить напряженность артикуляционных органов; Подготовить ребенка к правильному

произношению звуков.)

Ведущий: Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых

звуков; помогает подготовить ребёнка к правильному произношению звуков и

включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, отработки

определенных положений губ, языка, мягкого неба.

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично.

Желательно заниматься 2 раза в день.

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений,

снижение качества - признак переутомления, лучше этого не допускать

3. Все упражнения должны выполняться в игровой форме.

А теперь я предлагаю вам попробовать выполнить артикуляционные упражнения.

Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые я

рекомендую выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить. И я

расскажу

,на что именно нужно обратить внимание.

«Улыбка»,

«Хоботок»,

«Покусаем

язычок»,

«Лопаточка»,

«Заборчик»,

«Окошечко», «Надуть щёки» - Как вы могли заметить, мы потратили всего

несколько

минут,

на

то

чтобы

выполнить

эти

упражнения.

Выполнение

артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет

большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

дущий: Представляем вашему вниманию лот № 3.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопросы. Внимание на экран.

- Что делают дети? Для чего нужна дыхательная гимнастика?

Для чего

необходимо правильное речевое дыхание?

(Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма.

Умение

управлять дыханием способствует

умению

управлять

собой.

.Кроме

того,

правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет

человека от многих болезней, улучшает пищеварение. )

Аукционист: Продано! (стук молотка)

Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю

вручается жетон. Поприветствуем!

Ведущий : Речевое дыхание помогает детям не только чётко произносить фразы, но и

регулировать громкость собственного голоса в зависимости от ситуации.

Игры, способствующие формированию правильного дыхания, следует ограничить по

времени. Из–за глубоких вдохов и выдохов у ребёнка может закружиться голова.

- А теперь я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые дыхательные

упражнения. Основное правило всех дыхательных упражнений – это вдох носом и

выдох ртом, не надувая щек.

Снежинки

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней бумаги белые снежинки;

Ход игры: Положить снежинку на ладошку и предлагаем подуть ребенку на неё.

Все эти игры способствуют развитию правильного

укционист: Представляем вашему вниманию лот № 4

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

- Как обогатить словарный запас ребенка?

(пополняется благодаря общению с

окружающими людьми, чтению каких-либо текстов, с помощью общения в бытовых ситуациях и

т.д.)

Ведущий: правильно!

Аукционист: Продано! (стук молотка)

Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю

вручается жетон. Поприветствуем!

Красивая и грамотная речь – очень важный показатель интеллектуального развития.

Чем богаче словарный запас ребенка – тем более развитым он растет, тем легче ему

дается обучение всему новому. Пополняется словарный запас благодаря общению с

окружающими людьми

- А теперь вашему вниманию предоставляются игры на расширение словарного

запаса детей.

Игра "Позови"

Задачи. Совершенствовать понимание речи; побуждать к обращению и активным

ответным

действиям

(произношению

звукосочетаний

и

облегченных

слов,

манипулированию с игрушками).

Содержание игры

Взрослый ставит игрушки на стол, дает возможность ребенку полюбоваться ими;

интересуется, понравились ли игрушки.

Предлагает поиграть с ними, например: «Саша, позови собачку, скажи: «Иди, иди

ко мне». Взрослый манит игрушку рукой, зовет, побуждая ребенка подражать жесту и

словам. Когда собачка «подходит», гладит ее, «кормит», спрашивает: «Что делает

собачка?» (Ест, прыгает, лает, прячется )

Затем обращается к ребенку и предлагает позвать зайца (куклу и т.д.).

Одновременно подвинуть зайца (куклу и т.д.) к ребенку и сказать: «Иди, зайка, к

Мише. На, Миша, возьми зайку. Скажи: «Дай зайку, дай, дай!» (Жест рукой)

Такие же действия повторяются с другими игрушками. Главное - вызвать у детей

желание звать, показывать, приносить, гладить, кормить и т.д.

Примечание. Если ребенок ничего не говорит, но показывает игрушку и выполняет

нужные действия, значит, он понимает вашу речь.

Вариант игры.

Взрослый поочередно прячет игрушки, спрашивает у детей, кто «убежал».

Предлагает найти, позвать, принести и т.д. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Кто как кричит»

Задачи. Закреплять умения находить и выбирать знакомую игрушку; повторять,

подражая взрослому, звукосочетания и слова; называть слова по собственной

инициативе.

Взрослый показывает игрушку, производит действия с ней. Например, берет

пушистую собаку, «ведет» ее, прикасается ребенку и говорит: «Ой, какая собачка!

Хорошая собачка! Саша, что делает собачка? (Собака «бежит» к Саше.) Как собачка

лает? Ав, ав! (Обращается поочередно к детям.) Повтори».

атем взрослый предлагает ребенку принести любую игрушку, назвать ее,

спрашивает, как она «разговаривает» (лает, рычит и т.д.), повторяет за малышом

произнесенные им звуки, поправляет, если он допустил ошибку. Можно поставить

ребенка в условия выбора: «Какую игрушку ты хочешь взять?» Или сразу

предложить принести, например кошку. Спросить: «Кого ты принес? Кошку, кису

принес. Как кошка мяукает? Правильно, кошка мяукает; «мяу, мяу».

Игру можно усложнить: спрятать игрушку в комнате и предложить ребенку позвать,

например: «Мяу-мяу, где кошка; Мяу-мяу, иди сюда!» и т.д.

Что делают дети? Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

(способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);

активизируют речевые центры; развивают внимание, память, воображение. )

Ведущий: Правильно.

Аукционист: Продано! (стук молотка)

Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю

вручается жетон. Поприветствуем!

Ведущий:

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными,

что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в

будущем и при письме.

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и

разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с

пищалками.

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и

кисти.

Сначала

все

упражнения

выполняются

медленно.

Если

ребенок

не

может

самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку

ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого

поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям

работающей.

Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры,

согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.

Работу

по

развитию

движений

пальцев

и

кисти

рук

следует

проводить

систематически по 2-5 минут ежедневно.

Вашему вниманию предлагаются игры на развитие мелкой моторики.

Пальчиковые игры: «Апельсин»

ля развития мелкой моторики хорошо использовать мозаику, шнуровку, бусы,

конструктор.

Игра «Золушка»

Предлагается разложить по разным тарелочкам сушеный горох, фасоль и т.д.

Аукционист: Представляется вашему вниманию лот № 8.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

- Как развивать у детей связную речь? (чтение , беседа по содержанию кукольных

спектаклей,

цирковых

представлений,

когда

содержание

захватывает

их

эмоционально.)

Аукционист: Продано! (стук молотка)

Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю

вручается жетон. Поприветствуем!

Из произведений можно выяснить, что такое хорошо, что такое плохо, как можно

и как нельзя поступать. Дети учатся понимать такие моменты, анализировать

их с помощью взрослых и самостоятельно в дальнейшей деятельности. С помощью

рассказов и сказок у малыша развивается воображение. Слушая описание героев или

событий, он строит в голове их образ, фантазирует, додумывает, строит логические

цепочки. Детский коллектив в дошкольном учреждении разнообразен, поэтому стоит

учитывать особенности и пожелания каждого.

А теперь вашему вниманию предоставляются Игры, способствующие развитию

связной речи.

Игра «Что в мешочке?»

Ребенок должен опустить руку в мешок и, не вытаскивая предмет, на ощупь

определить и назвать то, что он ощупывает. Например, про мяч. Это мяч. Он синий с

белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить

на пол. Игра проходит при помощи взрослого (вопросы , проговаривание вместе ,

проговаривание взрослым ,если ребенок не говорит )

Аукционист : Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная

эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения,

формирование доверительных и дружеских отношений.

Вот и завершился аукцион речевого развития «Играя, развиваем речь». Сегодня вы

познакомились с основными направлениями в развитии речи детей раннего возраста,

узнали игры, незамысловатые упражнения, которые легко использовать по дороге в

детский сад, на прогулке или перед сном и которые помогут вам обогатить речь

вашего ребенка, сделать её чистой и грамматически правильной.

Ведущий:

У кого оказалось наибольшее количество жетонов получает приз!

Поприветствуем их. Поздравляем вас, вы самые активные участники нашего

аукциона!

Аукционист: Аукцион закрыт!!!

- А сейчас мы переходим к лоту разное, и я передаю слово старшему воспитателю

Шиловой Марии Александровне.

Ведущий: В завершении нашего собрания нам бы хотелось узнать ваши впечатления

о сегодняшней встрече. Возьмите и выберите смайлик, который соответствует

вашему отношению к результатам собрания:

Улыбающийся смайлик – понравилось, интересно, побольше таких собраний,

поучительно

Грустный смайлик – не всё понятно, собрание не понравилось, скучно.

1.

ступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Сегодня мы поговорим о детских

играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших

детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая

о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во

многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную

ценность - приятные, добрые детские воспоминания.

Психологическая разминка «Улыбка»

- Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече?

Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу

справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие

и улучшить настроение.

Игра с мячом.

Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.

1.

В какую игру играли недавно с ребенком?

2.

Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

3.

Какие игры чаще играет ваш ребенок?

4.

При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5.

Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

6.

Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

7.

Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

8.

Какие игрушки любимые у ребенка?

9.

Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

2.

Роль игры в жизни дошкольника

Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность.

В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в д/саду и семье, при общении с

разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами

окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах

и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому

подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно

повторяя один и тот же немудреный сюжет (например, кормление куклы), ребенок закрепляет

формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки.

В игровой роли он не только действиям подражает, но и отношениям, чувствам, переживаниям

взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия.

Все это происходит в том случае, если игры младшего дошкольника находятся под наблюдением

взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то и в дальнейшем у ребенка будет

отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнером. Игры таких детей часто

сводятся к бесцельному катанию или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения,

дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. Игра становится в том случае средством

развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых (родителей, бабушки

и т.д.) с ребенком. В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его

нравственный опыт, накопленный в д/саду и семье.

Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на

равных, осторожно направляйте ход игры.

Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является

подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные

ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку

важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный

материал (кубики); превратить в кровать для большого мишки и коляску для его прогулки;

использовать как чемодан для кукольной одежды и т.п. В игровом хозяйстве ребенка должны быть

разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее

виды игрушек у ребенка, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие игрушек не означает их

обилия. Достаточно иметь 2 – 3 игрушки одного вида. Когда у малыша много однообразных

игрушек, ограничивается его игровой опыт, интересы, а, следовательно, и развитие.

Покупая игрушки, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость.

Главное при покупке игрушки – их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать

очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится ему новая игрушка.

Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места.

Но наблюдения показывают, что даже при наличии отдельной детской комнаты детям не

выделяется отдельный уголок. Игрушки обычно хаотично хранятся в ящиках, коробках, узлах. Если

игрушки младшего дошкольника не находятся в поле его зрения, он не может начать игру, создать

игровую ситуацию, так как не умеет еще планировать игру. Наличие постоянного места для

хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только здесь. Он стремится играть

там, где находятся старшие члены семьи. Нуждаясь в постоянной помощи, поддержке, поощрениях,

местом для игры он выбирает комнату бабушки, в которой можно играть, кухню, если там

находится мать, и т. п. Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации,

влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт.

Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из-за того,

что, наигравшись, ваш ребенок отказывается убирать их.

- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь,

развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость,

выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает

то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается

отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную

радость.

4.«Давайте вместе поиграем» - практическая часть.

Поиграем игру «Угощение для медвежат» (воспитатель объясняет последовательность действий

игры).

Упражнение «Я начну, а вы продолжите» - «Игра – это…»

Игра – это (весело, интересно, увлекательно …).

Для того чтобы игра была интересной, развивающей и т.д

Любая игрушка должна быть какой?(ответы родителей)

1.

эстетичной;

2.

безопасной (в плане краски, качества материала);

3.

развивать;

4.

развлекать ребенка.

5.

Игры на кухне

- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили

вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно

ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы?

(родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках

оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)

1.

«Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на

картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок

из скорлупы.

2.

«Тесто»

Лепите все, что захочется.

3.

«Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4.

«Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5.

«Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

6.

«Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7.

«Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из

миски в миску ложкой.

9.

«Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

Творческая работа родителей

- Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим

изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли

это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы

для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).

- Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!

6.Заключительная часть.

- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли

время прийти на нашу встречу. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос

нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».

Рефлексия

Вывод: Игра имеет огромный развивающий потенциал. В ней нет места педагогической директиве,

но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему

миру ребёнка, заглянуть в который нам помогает окошко с волшебным названием «Игра».

Родительское собрание тема. «Роль игры в жизни ребенка.»

Цель: Повышение родительской компетенции в вопросах игровой деятельности

Задачи:

1.Познакомить родителей с играми и упражнениями, , которые способствуют коррекции речевого

развития детей.

2Активизировать взаимодействие родителей и детей, дать возможность родителям заимствовать

элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

ход:

Сегодня мы поговорим о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о

их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки,

игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много

лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти

игрушки имеют определенную ценность - приятные, добрые детские воспоминания.

Психологическая разминка «Улыбка»

- Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече?

Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу

справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие

и улучшить настроение.

Игра с мячом.

Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.

1.

В какую игру играли недавно с ребенком?

2.

Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

3.

Какие игры чаще играет ваш ребенок?

4.

При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5.

Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

6.

Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

7.

Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

8.

Какие игрушки любимые у ребенка?

9.

Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. Они занимают

важное место в жизни ребенка. Являются потребностью детского организма, естественным

состоянием. Дети всегда играют по собственному желанию, с удовольствием, ради самого процесса

игры. В игровой роли он не только действиям подражает, но и отношениям, чувствам,

переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия

Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах развиваются способности, и формируется

личность ребенка. Все это происходит в том случае, если игры ребенка находятся под наблюдением

взрослого. если построена на содержательном общении взрослых (родителей, бабушки и т.д.) с

ребенком В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его

нравственный опыт, накопленный в д/саду и семье.

Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то и в дальнейшем у ребенка будет отсутствовать

умение играть как самостоятельно, так и с партнером. Игры таких детей часто сводятся к

бесцельному катанию или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети

быстро бросают игру, требуют новых игрушек.

Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для

ребёнка время препровождению. Поэтому если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть

или позаниматься с ребёнком, то он скорее выберет позаниматься, поучить буквы, цифры.

Воспитательное значение игры.

Игра радует детей, делает их веселыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: прыгают,

бегают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра

развивает у детей сообразительность и главное фантазию. В игре ребенок приобретает новые и

уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность,

пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. . Игра

поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и

застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину У него формируются начала

коллективизма. В игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой

деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр

помогает сохранить бодрое настроение. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают

удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является

подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные

ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку

важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный

материал (кубики); превратить в кровать для большого мишки и коляску для его прогулки;

использовать как чемодан для кукольной одежды и т.п. В игровом хозяйстве ребенка должны быть

разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи». Покупая игрушки, обращайте

внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость. Главное при покупке игрушки –

их педагогическая целесообразность Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить

малыша, для каких игр понадобится ему новая игрушка

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, музыкальные, творческие,

познавательные, строительные, театрализованы, коррекционные.. Одни развивают мышление и

кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей и т.д. Все они по-

своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу,

заботиться о товарищах.

Итак, чем же полезна игра для ребенка?

1 . Игра способствует развитию у детей познавательных интересов: закрепляются основные

знания о цветах, формах, социальных явлениях, развивается наблюдательность, память, внимание,

логическое мышление.

2 . Также игра способствует развитию коммуникативной сферы: через игру ребенок учится

общаться со сверстниками, детьми, сопереживать им, учится понимать чувства и состояние других

людей.

3 . Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом: через игру ребенок может

неосознанно и непроизвольно освобождаться от негатива, учиться справляться со своими

эмоциями, переживаниями, как бы «отыграть их»- а это очень важно для ребенка

Итог

Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать».

Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального

самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с детьми!

«Давайте вместе поиграем» - практическая часть.

Любая игрушка должна быть какой?(ответы родителей)

6.

эстетичной;

7.

безопасной (в плане краски, качества материала);

8.

развивать;

9.

развлекать ребенка.

Игры на кухне

«

Тесто»- Лепите все, что захочется.«Макаронные изделия»-Выкладывать на столе или листе

бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

«Манка и фасоль» -Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

«Горох» -Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

«Геркулес»- Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

«Различные мелкие крупы»-Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем

маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой. «Одноразовые стаканчики»-Можно

вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты. «Сухие завтраки- колечки» -

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

Творческая работа родителей - Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я

предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома

вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам

материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).

- Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!

Игровое упражнение «Ладошки»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

И в заключение нашего мероприятия, предлагаю взять чистые листы бумаги, они чисты как наши

детки. Листочки у нас разного цвета, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники:

разные по характеру, по интересам, по поведению. Обводим свою ладошку и вырезаем. В центре

ладони пишем имя своего ребенка. Готовые ладошки приклеиваем как лепестки к серцевинке

цветка. Посмотрите, какой у нас получился красивый, яркий, веселый цветок. И пусть у вас хватит

ТЕРПЕНИЯ и ЛЮБВИ, при взращивании этого цветка – Вашего ребёнка!

Заключительная часть.

- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли

время прийти на нашу встречу. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос

нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».

А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации)

1.

Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для

обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического

мышления.

2.

Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых

движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят

подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

3.

Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами,

развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к

овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и

общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери,

магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают

детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

5. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны,

игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют

развитию речевого дыхания, слуха.

6. Театральные игрушки -

куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

- Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)

- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

7. Коррекционная работа

- Постоянное совершенствование артикуляционной гимнастики, тонкой и общей моторики.

- Постановка дыхания, голоса, темпа речи. воспитание координации общих и мелких движений и

воспитание характера.

-Развитие понимания речи.

-Развития внимания , памяти, логического мышления

-Развитие графических навыков.

-Формирование произносительных сторон речи.

-Воспитание навыков перцепции : развития слухового, зрительного, тактильного восприятий. и т.д.



В раздел образования