Напоминание

Игротерапия в детской паллиативной помощи.


Автор: Гадышева Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Игротерапия в детской паллиативной помощи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игротерапия в детской паллиативной помощи.

Гадышева Надежда Николаевна,

воспитатель ГБУ ЦСПР «Дом детей»

Россия, г. Москва

Паллиативная помощь оказывается детям с тяжелыми неизлечимыми

заболеваниями, ограничивающими срок жизни. Основная цель — сделать

каждый день ребенка свободным от страданий и полным радости и смысла.

Паллиативная помощь детям осуществляется не только силами

медицинского персонала (врачами и медицинскими сестрами), но и

психологами (детскими и взрослыми), социальными работниками,

педагогами.

Одной из задач паллиативной службы является раскрытие внутреннего мира

ребенка, помощь в коммуникациях с родителями и братьями, сестрами,

внешним миром, а также борьба со страхами, агрессией, недопониманием.

Одним из традиционных методов является игра. Игровая терапия, или игра

воспитателя с ребенком одна из наиболее распространенных

психологических и педагогических техник в работе с детьми в

терапевтических целях.

Детская игротерапия имеет три функции (М. А. Панфилова, 2008; К. Бремс,

2002):

1. Функция самораскрытия или диагностическая функция: облегчает

диагностику и прояснение проблемы, способствует выражению чувств,

запрещенных эмоций, потребностей, выражению и реконструкции

конфликтов. Используя символизм игры, и просто наблюдая за ребенком,

можно многое узнать о проблеме, избегая болезненных расспросов.

2. Функция общения. Поскольку один из аспектов игры — это установление

взаимоотношений, то в игре легко инициировать контакт и добиться близких

отношений с ребенком, формируя при этом чувство безопасности. Учат

радости общения.

3. Терапевтическая (исцеляющая) функция. Ребенок т выражает свои

эмоции, не боится негативной оценки со стороны взрослого. Получает

поддержку и принятие.

Все проблемы в игре можно решать невербально или символически, что дает

возможность использовать игровую терапию даже с очень маленькими или

неговорящими детьми. Игротерапия используется при проявлении агрессии,

помогает замкнутым детям, решает проблемы с адаптацией в новой для

ребенка обстановке. Вообще игра - методика, спектр применения которой

очень широк. Цель игротерапии – не менять и переделывать ребенка, а дать

возможность быть самим собой.

Игровая терапия, арт-терапия , сказкотерапия и песочная терапия помогают

создавать среду для ребенка, в которой предъявление своей проблемы станет

безопасным процессом.

Во время игры больные дети испытывают трудности, связанные с

нарушениями мышечного тонуса, координации движений, дефектами речи,

слуха, зрения. Такой ребенок нуждается в постоянной помощи и руководстве

взрослых. Для игры выбирают оптимальную позу, при которой облегчены

разнообразные движения рук. Наряду со многими приспособлениями и

поддержками, можно применить и ряд более простых приемов:

- в положении на животе манипулятивная деятельность рук облегчается, если

под грудь положить валик или если ребенок опирается па ноги взрослого.

- если во время игры ребенку трудно сохранить равновесие сидя, то на обе

ноги выше колен следует положить валик. Это поможет держать ноги

выпрямленными.

- в положении стоя на коленях и на ногах позу ребенка во время игры может

контролировать взрослый своими ногами;

- для детей с гиперкинезами можно использовать кольцо, стабилизирующее

положение рук во время игры, которое препятствует запрокидыванию

головы. Во время игры ребенок с гемипарезом должен находиться в

симметричном положении. Во время сидения нужно равномерно опираться

на обе ягодицы и на оба предплечья. Подносить игрушку детям с

гемипарезом надо по средней линии несколько ближе к пораженной стороне.

Игра "Заведи юлу"

Цель: развивать у ребенка ориентировку на звуки (музыкальные).

Оборудование: две юлы (одна звенит при вращении, другая - нет).

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку юлу и показывает, как можно с

ней играть, при этом фиксирует: "Музыка слышна, юла звенит". Затем

заводит другую: "А эта крутится, не звенит. Нет музыки". Далее предлагает

ребенку (если он физически сможет) поиграть самостоятельно, обращая

внимание на результаты его действий - звенит, не звенит.

Игра "Звени колокольчик"

Цель: развивать у ребенка ориентировку на звуки (музыкальные).

Оборудование: колокольчики, две коробочки.

Ход игры: взрослый показывает коробочку: "Здесь ничего нет, пусто. А тут? -

показывает другую коробочку. - Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем.

Да, это - колокольчики. Давай позвеним". Взрослый показывает, как звенит

колокольчик, просит ребенка взять себе колокольчик и, подражая действиям

взрослого, позвенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на

ладошку, фиксируя действие: "Так не звенит". Далее ребенку предлагается

попеременно вызвать звук колокольчика (звенит - не звенит).

Таким образом, можно сделать вывод, что, взаимодействие взрослого с

тяжелобольными детьми, в целом не отличается от работы с физически

здоровыми, но имеет определенные особенности. Педагог, в первую очередь,

должен попытаться установить контакт и оценить возможности ребенка,

опираясь на которые в дальнейшем можно дать ребенку выйти за рамки его

болезни, расширить опыт взаимодействия с миром.

Литература:

1. Психологическая поддержка и игротерапия в детской паллиативной

помощи. — М., 2015 — 96 с., илл. Под редакцией Харьковой О. А., Савва Н.

Н., Лавровой К. С.

2.

Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в

психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой,

Г.А. Мишиной

. -- М.: Полиграф сервис, 2002. - 128 с.



В раздел образования