Автор: Гадышева Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Игротерапия в детской паллиативной помощи.
Раздел: дошкольное образование
Игротерапия в детской паллиативной помощи.
Гадышева Надежда Николаевна,
воспитатель ГБУ ЦСПР «Дом детей»
Россия, г. Москва
Паллиативная помощь оказывается детям с тяжелыми неизлечимыми
заболеваниями, ограничивающими срок жизни. Основная цель — сделать
каждый день ребенка свободным от страданий и полным радости и смысла.
Паллиативная помощь детям осуществляется не только силами
медицинского персонала (врачами и медицинскими сестрами), но и
психологами (детскими и взрослыми), социальными работниками,
педагогами.
Одной из задач паллиативной службы является раскрытие внутреннего мира
ребенка, помощь в коммуникациях с родителями и братьями, сестрами,
внешним миром, а также борьба со страхами, агрессией, недопониманием.
Одним из традиционных методов является игра. Игровая терапия, или игра
воспитателя с ребенком одна из наиболее распространенных
психологических и педагогических техник в работе с детьми в
терапевтических целях.
Детская игротерапия имеет три функции (М. А. Панфилова, 2008; К. Бремс,
2002):
1. Функция самораскрытия или диагностическая функция: облегчает
диагностику и прояснение проблемы, способствует выражению чувств,
запрещенных эмоций, потребностей, выражению и реконструкции
конфликтов. Используя символизм игры, и просто наблюдая за ребенком,
можно многое узнать о проблеме, избегая болезненных расспросов.
2. Функция общения. Поскольку один из аспектов игры — это установление
взаимоотношений, то в игре легко инициировать контакт и добиться близких
отношений с ребенком, формируя при этом чувство безопасности. Учат
радости общения.
3. Терапевтическая (исцеляющая) функция. Ребенок т выражает свои
эмоции, не боится негативной оценки со стороны взрослого. Получает
поддержку и принятие.
Все проблемы в игре можно решать невербально или символически, что дает
возможность использовать игровую терапию даже с очень маленькими или
неговорящими детьми. Игротерапия используется при проявлении агрессии,
помогает замкнутым детям, решает проблемы с адаптацией в новой для
ребенка обстановке. Вообще игра - методика, спектр применения которой
очень широк. Цель игротерапии – не менять и переделывать ребенка, а дать
возможность быть самим собой.
Игровая терапия, арт-терапия , сказкотерапия и песочная терапия помогают
создавать среду для ребенка, в которой предъявление своей проблемы станет
безопасным процессом.
Во время игры больные дети испытывают трудности, связанные с
нарушениями мышечного тонуса, координации движений, дефектами речи,
слуха, зрения. Такой ребенок нуждается в постоянной помощи и руководстве
взрослых. Для игры выбирают оптимальную позу, при которой облегчены
разнообразные движения рук. Наряду со многими приспособлениями и
поддержками, можно применить и ряд более простых приемов:
- в положении на животе манипулятивная деятельность рук облегчается, если
под грудь положить валик или если ребенок опирается па ноги взрослого.
- если во время игры ребенку трудно сохранить равновесие сидя, то на обе
ноги выше колен следует положить валик. Это поможет держать ноги
выпрямленными.
- в положении стоя на коленях и на ногах позу ребенка во время игры может
контролировать взрослый своими ногами;
- для детей с гиперкинезами можно использовать кольцо, стабилизирующее
положение рук во время игры, которое препятствует запрокидыванию
головы. Во время игры ребенок с гемипарезом должен находиться в
симметричном положении. Во время сидения нужно равномерно опираться
на обе ягодицы и на оба предплечья. Подносить игрушку детям с
гемипарезом надо по средней линии несколько ближе к пораженной стороне.
Игра "Заведи юлу"
Цель: развивать у ребенка ориентировку на звуки (музыкальные).
Оборудование: две юлы (одна звенит при вращении, другая - нет).
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку юлу и показывает, как можно с
ней играть, при этом фиксирует: "Музыка слышна, юла звенит". Затем
заводит другую: "А эта крутится, не звенит. Нет музыки". Далее предлагает
ребенку (если он физически сможет) поиграть самостоятельно, обращая
внимание на результаты его действий - звенит, не звенит.
Игра "Звени колокольчик"
Цель: развивать у ребенка ориентировку на звуки (музыкальные).
Оборудование: колокольчики, две коробочки.
Ход игры: взрослый показывает коробочку: "Здесь ничего нет, пусто. А тут? -
показывает другую коробочку. - Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем.
Да, это - колокольчики. Давай позвеним". Взрослый показывает, как звенит
колокольчик, просит ребенка взять себе колокольчик и, подражая действиям
взрослого, позвенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на
ладошку, фиксируя действие: "Так не звенит". Далее ребенку предлагается
попеременно вызвать звук колокольчика (звенит - не звенит).
Таким образом, можно сделать вывод, что, взаимодействие взрослого с
тяжелобольными детьми, в целом не отличается от работы с физически
здоровыми, но имеет определенные особенности. Педагог, в первую очередь,
должен попытаться установить контакт и оценить возможности ребенка,
опираясь на которые в дальнейшем можно дать ребенку выйти за рамки его
болезни, расширить опыт взаимодействия с миром.
Литература:
1. Психологическая поддержка и игротерапия в детской паллиативной
помощи. — М., 2015 — 96 с., илл. Под редакцией Харьковой О. А., Савва Н.
Н., Лавровой К. С.
2.
Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в
психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой,
Г.А. Мишиной
. -- М.: Полиграф сервис, 2002. - 128 с.