Автор: Хасиева Лариса Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 16 имени К.И. Недорубова
Населённый пункт: ст.Кущевская Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков самостоятельной работы на уроках физики"
Раздел: полное образование
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках физики
П о с т а н о в к а
п р о б л е м ы
о
н е о б х о д и м о с т и
формирования навыков самостоятельной работы в процессе обучения
и
воспитания
не является новой, однако она занимает все более важную
роль при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и формировании их ключевых
компетентностей. В процессе обучения физики я использую разные виды
самостоятельных
работ,
которые
по
классификации З.А.Вологодской
и
А.В.Усовой можно разделить на пять основных групп:
1)
овладение умением самостоятельно приобретать новые знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческих умений.
Организация самостоятельной работы учащихся активизирует
различные
формы
восприятия
и
усвоения
учебного
материала,
она
сочетается с
активной мыслительной деятельностью учащихся, при этом
направляется педагогом. Широкое применение самостоятельной работы в
учебном процессе позволяет упорядочить его, а именно, сократить объём
домашнего задания, уменьшить время его выполнения, рационализировать
приёмы
работы
по
заданиям. Если
говорить
о
ее
формах,
то
можно
вспомнить:
работу
с
учебником
и
дополнительной
литературой,
Интернет-ресурсами;
решение
различного
вида
задач,
выполнение
лабораторных
работ,
применение
дидактического
и
раздаточного
материала, проектную
деятельность, подготовку докладов и рефератов,
техническое
моделирование
и
конструирование
и
т.д.
Использование
различных
видов
самостоятельных
работ,
помогает
учителю
разнообразить работу с учащимися,
в результате
активизировать их
познавательную
деятельность,
тем
самым,
повысить
уровень
знаний
учащихся. Важным элементом в подготовке к самостоятельному решению
задач по физике, в частности экспериментального характера,
является
отработка
умений
выполнять
приближенные
вычисления,
учитывая
погрешность
измерения,
а
также
проверка
размерности
физических
величин. Поиск наиболее рационального способа решения практических
задач требует от учащихся большей самостоятельности, чем другие виды
работ, поэтому необходимо приучать учащихся, что та или иная задача
может
решаться
разными
способами,
в
ходе
обсуждения
проблемы
учащиеся
учатся
отстаивать
свое
мнение
и
доказывать
правильность
выбранного ими решения. В ходе организации самостоятельной работы
учащихся необходимо учитывать дифференцированный подход.
Оптимальное использование всех форм самостоятельной работы
помогает успешно решить задачи, которые ставятся перед современной
школой - воспитание творческой личности, способной реализовать свой
потенциал
в
непростых
современных
условиях.
Систематическая
самостоятельная
работа
школьников,
их
активность
в
урочной
и
внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от
репродуктивной к творческой деятельности, способствует формированию
и
развитию
у
большинства
старших
школьников
умений
ведения
исследовательской
работы,
овладению
методами
по ис ко во й
познавательной деятельности, что является толчком к началу их взрослой
самостоятельной
жизни,
в
которой
им
придется
решать
сложные
жизненные задачи и проблемы.
Список использованных источников:
1.
Усова А.Н. «Формирование учебных умений и навыков учащихся на
уроках физики»
2.
Якиманская
И.С.
«Личностно-ориентированное
обучение
в
современной школе»